Педагогические кадры для всех профильных заведений готовила семинария, открытая при старейшем Королевском институте глухонемых в Стокгольме. В 1877 г. педагоги создали Шведское общество учителей глухонемых, начали издавать профессиональную газету (1880), которая со временем (1898) преобразовалась в единый печатный орган сурдопедагогов Скандинавских стран.
Столь значительные успехи шведов в деле организации системы специального образования явились итогом усилий и педагогов, и филантропов-благотворителей, и государства, без которого ни первые, ни вторые не добились бы общественного признания. Ошибается тот, кто думает, что шведское население легко и быстро приняло идею обучения лиц с отклонениями в развитии. Прежде всего, отправке детей-инвалидов в школу сопротивлялись родители, расценившие Закон об обязательном обучении слепых и глухонемых как посягательство на священное право родителя самому определять судьбу ребенка, тем более ребенка больного. Еще активнее семьи противились помещению детей в интернаты, ссылаясь на казарменные условия быта, «не соответствующие именно психике ненормальных детей». Подчас сопротивление родителей оказывалось столь сильным, что государству приходилось прибегать к принудительным мерам. К чести официальных лиц, они не ограничились мерами принуждения, вложив большие материальные средства в строительство новых превосходных учебных заведений, где архитекторские решения, оснащение школ отвечали последним европейским достижениям в этой области, благодаря чему и удалось преодолеть сопротивление родителей.
Характеризуя взвешенную политику шведского правительства, российский врач П. Якобий одновременно отмечает присущее скандинавам «полное доверие к умственной и нравственной целесообразности правительственных стараний и усилий». Принимая данную оценку, согласимся и с другим утверждением соотечественника: «Правительство приняло нынешнюю систему, что интернат в школах только временный и что школы ведутся местными самоуправлениями, со значительной свободой относительно их общего характера и выбора методов, но под строгим и очень серьезным контролем государства».
|
Терпимое отношение к лицам с нарушениями слуха, зрения, речи отличало викингов от большинства европейцев с легендарных времен, поэтому семена школьного обучения детей с сенсорными нарушениями, попав на шведскую землю, легко и быстро дали хорошие всходы. Приняв лютеранство, население со временем осознало важность грамотности, образования, и, как только сложились удовлетворительные политические и экономические условия, в стране создается сеть учреждений для детей с нарушениями слуха и зрения. Вместе с тем с тех же легендарных времен скандинавы не жаловали слабоумных, а потому не удивляет долгое отсутствие интереса к европейским успехам в деле обучения умственно отсталых детей; вспомогательные школы не открывались в Швеции вплоть до начала XX б. И власти, и общество равно верили в бесперспективность попыток дать этим детям стандартные школьные знания, в то, что ремеслу «тупоумных» детей могут научить и родители. Скандинавы считали бюджетные затраты на обучение «неполноценных» детей нецелесообразными. Подобное отношение к умственно отсталым сохранится в шведском обществе до середины XX столетия. Тем не менее, ретроспективно оценивая ситуацию, мы можем признать, что к началу Первой мировой войны (1914) в стране оформилась национальная система специального обучения, в деле же обучения детей с сенсорными нарушениями Швеция к концу третьего периода вошла в число стран-лидеров.
|
В настоящее время в Швеции существуют следующие типы школ:
· Основная (обязательная регулярная) школа.
· Гимназия (средняя школа).
· Специальная школа для детей с нарушением интеллекта (обязательная -для детей с лёгкой степенью умственной отсталости и подготовительная – для детей с глубокой умственной отсталостью).
· Специальное обучение взрослых.
· Специальные школы для глухих, для лиц с нарушением зрения с сочетанной патологией, для детей с нарушением речи и ЗПР.
Обязательная специальная школа предназначена для учащихся с лёгкой или средней степенью интеллектуальных нарушений. Основными предметами в ней являются уроки речи, чтения, письма, счета.
Эта школа ставит перед собой задачи, максимально приближенные к массовой общеобразовательной школе. Подготовительная специальная школа предназначена для учащихся с более значительными интеллектуальными нарушениями. При этом многие ученики имеют сложные комплексные отклонения. Обучение сконцентрировано на социально-бытовой адаптации. Важнейшими элементами обучения является развитие общения и взаимодействия. Специальные школы для обучения детей и молодёжи с нарушениями зрения, слуха и речи находятся на попечении государства. В специальной школе наполняемость класса составляет примерно 5,3 ученика. Учащиеся специальных школ имеют дополнительные средства обучения, что, безусловно, повышает качество процесса обучения.
|
На сегодняшний день Швеция считается страной с относительно высоким уровнем интеграции учащихся с проблемами в развитии в систему массового образования. Специальное обучение является доминирующей формой помощи детям с нарушениями интеллекта. Количество умственно отсталых учащихся с 1989 /90 по 1993/94 учебные годы возросло с 10500 до 12400, т.е. на 8,5%. Предполагается дальнейший рост этого числа.
В соответствии с нынешним Законом об образовании Отдел специального образования может принять решение о том, что ребёнок должен быть направлен в специальную школу даже против воли родителей. Решение о направлении в специальную школу может быть опротестовано лицами, знающими ребёнка, в Апелляционной комиссии. Решение о направлении в специальную школу основывается на педагогических, психологических и медицинских исследованиях.
В настоящее время в Швеции пытаются внедрить психосоциальный подход, который включает познавательный взгляд на человека с социальной точки зрения и в плане жизненных перспектив. Другими словами, делается попытка развития уважения к различиям между людьми.