Ситуация в Швеции
Во второй половине XVI в. страна добилась господства на Балтийском море, одерживая одну победу за другой и расширяя свои владения за счет соседних земель. В 30-е гг. Швеция становится протестантской. В 1649 г. королевство принимает новый школьный закон, в написании которого участвовал приглашенный шведским правительством Я. А. Коменский. Согласно Закону о начальном образовании, мальчикам предписывалось ходить в «тривиальные» школы (4 основных года плюс 2 дополнительных класса, дающих практическую подготовку), девочкам следовало получать воспитание в семье. С конца XVII в. при церковных приходах создаются народные школы, которые до XIX столетия являлись частью церковной организации. «Примерно половина всех шведов в середине XVII в. умела читать. В конце XVIII в. грамотность достигла примерно 80%».
Северная война (1700—1721) против России, Польши, Саксонии и Дании завершилась тяжелым разгромом и утратой части территорий, поражение низвело Швецию на положение второстепенной державы. Королевство было разорено и пришло в упадок, спасительными оказались реформы 1771 —1792 гг. короля Густава III. В рамках реформ возобновилось и распространение образования. Вступление Швеции в антинаполеоновскую коалицию обернулось обретением права на управление Норвегией, с 1814 г. шведский король одновременно являлся и королем Норвегии. С этого времени внешнеполитический курс Швеции осуществлялся в формате военного нейтралитета, правительство и общество сконцентрировали свое внимание на решении проблем внутренней жизни страны.
Законодателство в сфере системы специального образования.
В 1842 г. принимается Устав народных школ, согласно которому «ответственность за воспитание и образование граждан» возлагалась на государство; отныне каждый приход был обязан иметь народную школу с учителем; средства на содержание народных школ и подготовку для них кадров оказывались в распоряжении местных властей и коммун. Благодаря введению обязательного бесплатного шестилетнего (до 14 лет) обучения в народных школах Швеция к концу XIX в. по постановке школьного образования и уровню грамотности вышла в число стран-лидеров.
В конце XVIII столетия, почти в одно время с сурдопедагогическими опытами Эпе во Франции и Гейнике в Германии, скандинав Абрахам Архландер (Argillander, 1722—1800) предлагает сходную методику обучения глухонемых устной речи. Автор изложил ее в статье, направленной в ригсдаг (1762), текст включал исторический обзор модификации сурдопедагогических методов начиная с опытов Педро Понсе де Леона (и в Скандинавии не обошлось без влияния великого испанца). По неясным причинам материал опубликовали только в 1771 г. Вскоре Архландер провел в стенах университета Упсалы два диспута «Об искусстве наставления глухонемых» (1786, 1788). Перевести решение вопроса в практическую плоскость удалось только в начале XIX в. Первые организационные эксперименты оказались малоудачными, подвижник пастор Gustaf Abraham Silfverstolpe (1772—1824), учредивший с помощью стокгольмской городской управы маленькую частную школу, продержался всего два года. Еще быстрее завершился эксперимент в местечке Сало (1806), где за обучение глухонемого мальчика брался пастор Johan Bjerken. Успешного результата сумел добиться Per Aron Borg (1776—1839), но и его путь (как и путь всех пионеров специального образования) оказался тернистым. Выпускник университета Упсалы, чиновник королевской канцелярии Борг в 1807 г. взялся за обучение незрячей молодой дамы. В судьбе энтузиаста и основоположника шведской национальной системы специального образования прослеживается много общего с жизнью молодого Гаюи. Случайно попав на представление, именовавшееся «Аббат Делепе», тридцатилетний чиновник так воодушевился примером великого француза, что решил познакомиться с системой мэтра и взяться за обучение глухих. Новоявленный сурдопедагог обладал рядом принципиально важных достоинств: имел университетское образование и хорошее служебное положение, являлся горячим сторонником филантропии и страстно желал помочь слепым и глухим, живо интересовался научными и практическими достижениями в сурдо- и тифлопедагогике. Познакомившись с «французской системой» Эпе, Борг в 1808 г. приступил к занятиям с двумя глухими детьми и через год открыл частную школу, где совместно учились 2 слепых ученика и 6 глухонемых. Основной целью педагог видел ремесленное обучение (воспитанники осваивали столярное и швейное дело), дабы инвалид мог прокормить себя трудом, а не милостыней. Занимая пост секретаря Королевской канцелярии, филантроп Борг как и Гаюи, в силу своего служебного положения имел прямой выход на монарха. Не удивительно, что уникальное учебное заведение пожелала увидеть королевская чета; итогом судьбоносного визита становится придание школе статуса Королевского (государственного) института (1810) и увеличение числа учащихся. За образец в Стокгольме взяли Парижский институт. (Не будем забывать, что «чистый устный метод» Гейнике и немецкие институты ассоциировались у шведов с образом заклятого соседа-врага, а потому вряд ли им стали бы подражать.) Считая важнейшей задачей обучения экономическую независимость глухого и слепого, педагог приоритет отдавал ремесленной подготовке, академическим предметам отводилась второстепенная роль. Исключение делалось для Закона Божия и шведского языка. (Как тут не вспомнить разногласия по содержанию обучения слепых австрийских тифлопедагогов Цейне и Георги.) Начавшиеся вскоре между Боргом и администрацией Королевского института для глухонемых и слепых конфликты побудили энтузиаста покинуть свое детище и открыть в пику недоброжелателям собственную частную школу — «Манила» (1817). Через короткое время оба учреждения объединили в государственный институт, а его руководство вновь поручили Боргу.