Программа социологического исследования




 

Определение целей и задач исследования

Целью данного исследования является изучение проблем социализации старшеклассников.

Задачи исследования:

1. выяснить как старшеклассники предпочитают проводить свой досуг;

2. выяснить определенность старшеклассников в отношении будущей профессии;

3. выяснить жизненные планы старшеклассников после окончания школы;

4. выяснить на чье мнение старшеклассники ориентируются при принятии решения.

Описание объекта и предмета исследования

Объектом исследования в данной работе являются ученики старших классов (с 9 по 11 класс).

Предметом исследования является выявление особенностей проблем социализации старшеклассников.

Были определены основные понятия:

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.

Профессиональная ориентация – это определенная система мероприятий, нацеленных на информирование людей, выбирающих или собирающихся сменить профессию, относительно конкретных профессиональных деятельностей – их специфики, условий реализации и требований к исполнениям.

Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи.

Молодежная субкультура – культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Гипотезы работы:

1. В современных условиях социализация старшеклассников носит противоречивый характер, имеющий свои особенности, которые проявляются в усвоении специфических ценностных ориентации, социальных норм, стереотипов и навыков трудовой деятельности.

2. Процесс социализации старшеклассников осуществляется целым рядом социальных институтов – средства массовой информации и образование, семья, учреждения культуры и др.

3. Отсутствие единой государственной политики в отношении молодежи сдерживает формирование адекватных ориентиров в повседневной жизнедеятельности, затрудняет выработку адекватного социального поведения, способствует порой передаче ложных ценностей и убеждений.

4. Появление различных молодежных субкультур в рамках современной российской культуры влечет за собой зарождение различных вкусов, идей и ценностей в кругах молодежи (подростков-старшеклассников) и как следствие, является причиной распространения девиантного поведения среди юношества.

5. Грамотная социально-педагогическая работа, организация досуга старшеклассников обеспечат разрешение проблем социализации школьников.

Научно-практическая значимость работы состоит в выявлении социологической картины проблем социализации старшеклассников.

Технико-экономическое обоснование

Стоимость данного социологического исследования складывается из расчета затрат на изготовление опросных листов (анкет) и оплаты услуг интервьюера.

Затраты на изготовление опросных листов составляют 190 руб. из расчета: 0,3 руб. – стоимость одного листа формата А4 (0,3 руб.* 300 листов = 90 руб.) и затрат на материалы, необходимые для распечатки (краска для принтера ≈ 100 руб.). Расчет стоимости одного листа формата А4 был произведен по формуле: стоимость одной упаковки листов формата А4

(150 руб.) / количество листов в упаковке (500 шт.) = 0,3 руб./шт.

В услуги интервьюера входит: разработка опросных листов (анкет), сбор, обработка и анализ полученных данных. Оплата услуг складывается из расчета 10 руб. за один заполненный опросный лист (анкету) + 500 руб. - разработка опросного листа, обработка и анализ полученных данных.

Итого: полная стоимость исследования составляет 3690 руб. (затраты на изготовление опросных листов (190 руб.) + сбор необходимой информации (10руб. * 300 анкет = 3000 руб.) + разработка опросного листа, обработка и анализ полученных данных (500 руб.)).

Временные трудозатраты на проведение исследования составляют один месяц или 30 календарных дней. Данный временной период складывается из расчета: разработка программы социологического исследования – 12 дней, проведение анкетирования – 14 дней, обработка и анализ полученных данных – 4 дня.

 

Метод исследования Опрос
Инструментарий исследования Анкета
План составления выборки Единица выборки; объем выборки; процедура выборки
Способ связи с аудиторией Личный контакт

Сбор первичной (субъективной) информации в данном исследовании представляет собой интервью с учащимися старших классов разных общеобразовательных учебных заведений по проблеме исследования.

Сбор вторичной (объективной) информации осуществляется с помощью отчетов о предыдущих исследованиях, статистических изданий, исследований других организаций, изучения специальной литературы.

План проведения исследования

Социологическое исследование проводится в два этапа. На первом этапе на основе изученной актуальности проблемы и выдвинутых гипотез составлена анкета для опроса респондентов (учащихся старших классов). На втором этапе респонденты отвечают на одни и те же вопросы с целью выявления особенностей и проблем социализации старшеклассников.

В перечень вопросов попали факторы, выявленные на основе выдвинутых гипотез. Так же респонденты могут указать свой вариант ответа (личное мнение) на поставленный вопрос.

План составления выборки

Единицей анализа выступают ученики старших классов (с 9 по 11 классы) разных общеобразовательных учреждений.

Выборочная совокупность составляет 300 респондентов. Методом выборки наиболее оптимально определить районированный (типический) случайный отбор, т.к. данный метод позволяет отобрать единицы наблюдения в выборочную совокупность исходя из имеющейся модели генеральной совокупности, например, по возрастному признаку (в данном случае учеников 9-11 классов).

Анкетирование будет проводиться среди учеников старших классов (с 9 по 11 класс) разных общеобразовательных учреждений в течение двух недель в заранее оговоренное со старшими преподавателями время.

По окончании проведения опроса и сбора информации производится обработка и анализ собранного материала, после чего подводятся итоги, делаются выводы и рекомендации.


Приложение № 1

 

Анкета



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: