Содержание
1 Обоснование проблемы исследования
2 Программа социологического исследования
Приложение № 1
Список используемой литературы
Обоснование проблемы исследования
С первых дней своей жизни человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, формировании социальных норм, ролей, функций, приобретении умений и навыков. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
В период социально-экономической нестабильности предъявляются повышенные требования к подрастающему поколению. Современному обществу необходима личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая. А это требует обновления теоретических взглядов и практических действий по развитию личности ребенка в образовательном процессе.[1]
Социализация как процесс активного становления личности исторически и культурно обусловлен. В эпоху научно-технического прогресса она приобретает специфические черты: изменяются и усложняются критерии социальной зрелости, происходит усложнение самих институтов социализации, изменяются соотношения всех видов и форм воспитания, характер взаимоотношений между поколениями и т.д. Проблемы социализации личности будут актуальны всегда, пока существует цивилизация. Они особенно остро стоят перед современным российским обществом, для которого характерен экономический, политический, культурный и социальный кризис. Все это самым непосредственным образом влияет на формирование личности.
Социальная нестабильность российского общества приводит к тому, что человек, не успевая реагировать на изменения, перестает ощущать себя субъектом своего жизненного пути, теряет смысл жизни. Наиболее сильно страдают от современных социальных катаклизмов юноши и девушки, не подготовленные к вступлению в полную противоречий и жестких требований жизнь. Эта ситуация осложняется возрастными проблемами, присущими юношеству, переживающему переход от детства к взрослости. Основным содержанием социально-психологической подготовки юношества к жизни в новой стране является создание благоприятных социально-психологических условий для позитивного личностного самоопределения.[2]
|
Самоопределение рассматривается как относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества.
Ряд ученых (А.С. Алексеева, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский) под социализацией понимают процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интериоризацию индивида, то есть приспособление его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным группам, социальным организациям и социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «я», обуславливаемое структурой каждой конкретной личности.
|
Решению данной проблемы способствует переход от традиционной, знаниево-ориентированной к гуманистической, личностно-ориентированной парадигме образования.
Чрезвычайная сложность такого перехода объясняется как объективными причинами, связанными с особенностями развития нашего общества и государства и, как следствие, образования, так и с субъективными, личностными, требующими кардинальной перестройки мышления каждого участника образовательного процесса. С одной стороны, в сложившихся социальных условиях молодой человек должен надеяться, прежде всего, сам на себя, на свои силы и волю; с другой - возрастает роль педагога в создании условий, направленных на развитие самостоятельности, творческой активности, способности выявлять и реализовывать собственные возможности, регулировать и совершенствовать поведение личности, а также процесс вхождения личности в общество.
Развитие указанных процессов происходит наиболее продуктивно в старшем школьном возрасте. Именно данный возрастной период связан с появлением способности и потребности познать и реализовать свои возможности, потенциал.[3]
Многочисленные исследования последних лет показали, что современный выпускник школы чаще всего затрудняется самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, свободно вести диалог, творить, критично относиться к предлагаемым извне ценностям, социализации и самореализации.
|
В философской и психологической литературе понятие «самореализация» личности трактуется в самом общем виде как процесс реализации человеком своего потенциала, способностей, потребностей и опредмечивания сущностных сил.[4]
В последние годы идея об определяющей роли активности личности в собственном развитии стала в педагогике общепризнанной. Личность развивает себя сама, задача же школы - сделать это самотворчество прогрессивным, раскрыть перед учащимся широкое поле возможных достижений, которое часто не открывается самим учащимся в силу ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний о самом себе и окружающем мире, неосвоенности всего богатства культуры и т.п.
Эта особенность получила отражение в законодательном документе «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования». Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной, человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать процесс социализации личности старшеклассника, нацеленное на изменение мотивационного отношения личности к делу, к самой себе, к другим людям.
Старшая подростковая группа - молодежь от 14 до 17 лет включительно – часть населения, сознание которой особо уязвимо в эпохи кризисов. Ее жизненный опыт недостаточен и представления о морально-этических ценностях неустойчивы. Возникающие проблемы усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных материальных возможностей. Распространение среди юношества девиантного поведения, особенно его тяжелых форм служит симптомом неблагополучия в обществе. Россия – не исключение.
Аналитики правоохранительных органов отмечают следующие тенденции названной возрастной категории: выход на первое место в качестве мотива преступления корысти, жажды легкой наживы, увеличение «случайных» преступлений, совершенных подростками в состоянии аффекта, под действием алкоголя или наркотиков. Все чаще источником подростковой преступности становится не маргинальная среда, а нормальные семьи, в которых накопились взаимные претензии, раздражение и неприязнь. Специалисты по социальной медицине находят, что конфликты в семье стали фактором риска в группе слабоадаптированных по психофизическим качествам юношей и девушек. Лавинообразный характер приобрел «исход» детей из семей. Жизненные коллизии «трудных» подростков имеют острый характер, несут в себе элемент криминальной угрозы, требуют разрешения. На их фоне существование остального юношества может показаться беспроблемным. Однако это далеко не так.
Данные органов внутренних дел - только внешние выбросы и турбулентности поколения постсоветской молодежи, на долю которой выпал жребий входить из детства во взрослую жизнь в принципиально иных условиях, чем это было у их родителей или молодежи постарше.
Проблемы именно «нормальных» подростков заслуживают внимания потому, что они, а не маргинализированная молодежь, составят в будущем основу государственного существования. В данном плане стоит выделить учащихся последней ступени средней школы - основной резерв высшей школы, интеллигенции, будущих специалистов. Вряд ли в технотронную эпоху необходимо лишний раз говорить о значении для страны воспроизводства данного слоя населения.[5]
Исходя из этого, актуальностью данной работы является выявление проблем социализации подростков-старшеклассников. Какую линию поведения они выбирают на фоне резкой актуализации денежных аспектов социального статуса, как учатся разрешать в новых условиях конфликт личных потребностей и материальных возможностей, какова направленность структуры ценностей школьной молодежи, потенциал конструктивного сотрудничества с обществом, его институтами, профессиональная ориентированность респондентов, нацеленность на приобретение перспективных умений и навыков.