Технологическая карта урока литературы с использованием технологии критического мышления




Тема: Иван-крестьянский сын и чудо-юдо - волшебная сказка героического содержания

 

Предмет: литература

Класс: 5

Цель: познакомиться с основными признаками волшебной и героической сказок и научиться находить их в тексте, продолжить формирование навыка выразительного чтения.

Тип урока: урок изучения и анализа художественного произведения.

Технология: критическое мышление.

Методы и приемы: составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы, работа в динамических парах /группах («обучение сообща»), «перепутанные логические цепочки», написание эссе, краткий пересказ, беседа по содержанию, составление характеристики героев, устное словесное рисование.

 

Этап урока Виды работы, формы, методы и приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Планируемые результаты
Организационный момент   Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку и создает благоприятный настрой на работу. Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку.      
Мотивация учебной деятельности   Вступительное слово учителя; составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы. Фронтальная работа. Учитель знакомит ребят с основными признаками волшебной и героической сказок. В центре доски записывается ключевое слово (сказка), от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом (волшебная сказка, героическая сказка); от них тоже расходятся лучи. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. Учащиеся делают записи в тетрадях.   Слушают вступительное слово учителя. Регулятивные: развитие умения следить за ходом беседы. Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.   Метапредметные: развитие умения слушать, анализировать и классифицировать полученную информацию.
Формулировка темы и цели урока Эвристическая беседа, слово учителя. Фронтальная работа. Тема:Иван-крестьянский сын и чудо-юдо - волшебная сказка героического содержания Сегодня на уроке наша цель познакомиться с основными признаками волшебной и героической сказок и научиться находить их в тексте, продолжить формирование навыка выразительного чтения.   Определяют тему и цель урока.   Коммуникативные: развитие умения выражать свою мысль в устной форме. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.  
Проверка домашнего задания Краткий пересказ, беседа по содержанию. Самостоятельная работа Учащимся предлагается прочитать сказку дома, а в классе по схеме кратко пересказать первую часть. Схема для пересказа (учащимся необходимо заполнить пропуски в тексте)   В некотором царстве, в некотором государстве жили-были ________________-, и было у них _______. Младшего звали _________. Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается ______________ на их землю напасть, всех людей истребить. _­­­­­­­­_________________ в дальнюю дорогу. Взяли _____________________________________. Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят — кругом ни одной живой души нет, стоит одна маленькая избушка. Вошли братья в избушку. Лежит на печке ­­­­­­­­­­­__________. — Добрые молодцы. Куда путь держите? — Мы, _________________. Хотим _______________________________________________. — Молодцы, за доброе дело взялись! Переночевали, а на утро отправились снова в путь-дорогу. Подъезжают ____________________. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, кости человеческие. Нашли пустую избушку и решили переночевать в ней. — Ну, ______, — говорит _____, — заехали мы в сторону чужую, дальнюю, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте ________________, чтоб ____________. Заполняют пропуски в тексте и озвучивают получившиеся варианты. Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью; адекватное использование речевых средств для решения задач. Метапредметные: умение передавать в устной форме прочитанный текст.
Работа с текстом произведения Работа в динамических парах /группах («обучение сообща») Со второй частью сказки ребята работают в группах. Класс разделен на тройки, у каждого школьника номер от 1 до 3. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения.   НИЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫТЕКСТЫ   Внимательно слушают задание учителя, затем начинают работу в группах. Коммуникативные: инициативное сотрудничество; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание. Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности. Предметные: анализ сюжета и образной системы сказки на основе личных впечатлений. Метапредметные: совершенствование умения оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь одноклассников.

 

Первый текст. В первую ночь отправился в дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел за реку Смородину — все тихо, никого не видать. Лег под ракитов куст, да и заснул.

А Ивану не спится. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит — под кустом старший брат спит.

Не стал Иван его будить, спрятался под калиновый мост.

Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — подъезжает чудо-юдо о шести головах. Выехало оно на середину калинового моста — конь под ним споткнулся, черный ворон у него на плече встрепенулся, позади него черный пес ощетинился.

Говорит чудо-юдо шестиголовое:

— Ну что, слуги мои верные! Или чуете Ивана-крестьянского сына здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его на одну руку посажу, другой прихлопну!

Вышел тут Иван — крестьянский сын из-под моста и говорит:

— Не хвались, чудо-юдо поганое! Давай-ка лучше силы пробовать.

Вот сошлись они, да так ударились, что кругом земля застонала.

Иван — крестьянский сын с одного взмаха снес мечом чуду-юду три головы.

Кричит чудо-юдо:

— Дай мне передохнуть!

У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

Снова они сошлись, снова ударились.

Иван-крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. Рассек туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. После того в избушку вернулся и спать лег.

 

Второй текст. На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, посмотрел по сторонам, потом забрался в кусты и заснул.

Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, взял он острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калиновый мост и стал караулить.

Вдруг на реке воды взволновались — подъезжает чудо-юдо о девяти головах. Вышел Иван ему навстречу — на бой вызвал.

Как взмахнул Иван своим булатным мечом, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил — по колена Ивана в сырую землю вогнал. Захватил Иван горсть песку и бросил своему противнику в глазищи. Пока чудо-юдо глазищи протирал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом рассек туловище на мелкие части, побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся, лег и заснул.

Утром приходит средний брат.

— Видал ли ты за ночь чего? — спрашивает Иван.

— Возле меня ни муха не пролетала, ни комар не пищал.

— Раз так, пойдемте со мной, братья, я вам и комара и муху покажу!

Привел Иван братьев под калиновый мост, показал им чудо-юдовы головы. Застыдились братья.

 

Третий текст. На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.

— Я, — говорит, — на страшный бой иду, а вы, братья, как услышите мой свист — выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.

Пришел Иван — крестьянский сын к реке Смородине. Только пошло время за полночь, выехало чудо-юдо о двенадцати головах. Все двенадцать голов свистят, огнем пышут. Конь чуда-юда о двенадцати крыл ах, шерсть у коня медная, хвост да грива железные.

Вышел из-под калинового моста Иван — крестьянский сын.

— Это ты, Иван! Зачем пришел? — спрашивает чудо-юдо.

— Я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить! — ответил Иван, размахнулся своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, провел по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил — и тотчас все головы приросли.

Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем жжет, ударами по колена в сырую землю вгоняет.

Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз и срубил чуду-юду шесть голов. Чудо-юдо подхватил свои головы, провел огненным пальцем, к шеям приложил — опять головы приросли. Кинулся он на Ивана — забил его по пояс в сырую землю.

В третий раз размахнулся Иван — крестьянский сын, срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, провел огненным пальцем, к шеям приложил — головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в землю по самые плечи…

Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара вся избушка зашаталась. Тут только братья проснулись, открыли конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами Ивану на помощь побежали.

Прискакал Иванов конь, стал бить чудо-юдо копытами. А Иван выбрался из земли, изловчился, отсек чуду-юду огненный палец и давай рубить ему головы. Все сшиб, туловище на мелкие кусочки покрошил, в реку Смородину побросал.

Прибежали тут братья, отвели Ивана в избушку, умыли, накормили, напоили и спать уложили.

Работа с текстом произведения «Перепутанные логические цепочки». Самостоятельная работа С заключительной частью сказки учитель предлагает ребятам поработать с мощью приема «Перепутанные логические цепочки». Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.   НИЖЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ЦЕПОЧКА   Расставляют события в правильной последовательности. Познавательные: умение структурировать знания. Предметные: определение в произведении элементов сюжета, композиции.
Анализ теста произведения Эвристическая беседа по содержанию сказки. Фронтальная работа. — К какому виду сказок относится эта сказка? Обращение к материалу, данному в начале урока. Учитель предлагает выделить черты волшебной и героической сказок в прочитанном тексте. Черты волшебной сказки - вымышленное место «царство-государство»; главный герой ведет борьбу с чудовищем - чудо-юдо; в композиции сказки присутствуют тройные повторы и сказочные формулы: «Жили они — не ленились... пашню пахали да хлеб засевали»; «Долго ли, коротко ли ехали... Много ли, мало ли проехали...»   Черты героической сказки – главный герой, Иван защищает свою землю от врагов. Он похож на былинного богатыря. Автор сказки подробно изобразил сцены боя.   — Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде? Братья отправляются втроем на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».   — Как вы понимаете слово герой? Сколько значений имеет это слово? Герой — это действующее лицо, персонаж художественного произведения. Другое значение слова герой — человек, совершивший героический поступок. Мы можем назвать героями, т. е. персонажами, всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат, Иван.   — Как проявили себя братья в дозоре? Старший брат первым пошел в дозор и заснул. Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, обнаружил предательство брата и стал сам сторожить переезд. Когда появилось чудо-юдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и победил его. Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах. Ивану — крестьянскому сыну было сложнее сражаться во вторую ночь, потому что у чуда-юда было уже девять голов. — Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана — крестьянского сына становится все тяжелее? Ивану было тяжело, потому что он знал о том, что братья предали не только его, но и всю землю и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые обещали не спать и все же заснули. Спас Ивана от гибели верный конь, который отвлек внимание чудо-юдо. — Какие черты Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него? Сначала Иван — крестьянский сын проявляет решимость идти на бой вместе со старшими братьями, затем во время боев он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. — Кто и когда помогал братьям? Когда в погоню бросилась сама старая змеиха, братьям помогли кузнецы, которые спрятали братьев, а кузницу закрыли на двенадцать кованых замков. — Почему в конце сказки Иван возвращается домой, к отцу, к матери, чтобы «поле пахать, рожь да пшеницу сеять»? Образ Ивана — это воплощение лучших черт русского крестьянина-землепашца, таких, как сила, храбрость, верность своей родине, готовность к ее защите, любовь к труду на земле.   Отвечают на вопросы. Познавательные: развитие умения аргументировать свою позицию на основании прочитанного произведения. Коммуникативные: развитие умения выражать свою мысль в устной форме, составлять высказывание монологического типа. Предметные: умение обобщать систематизировать и делать выводы по прочитанному. Метапредметные: совершенствование умения оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь одноклассников.
Осмысление прочитанного Устное словесное рисование. Устное словесное рисование Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы выбрали бы? Устно опишите одну из иллюстраций. Если рисовать картины боев Ивана — крестьянского сына, то они будут очень мрачными, зловещими. Ночь. Луны и звезд нет. Только вдалеке светится окошко в избушке, где спят братья. На небе тучи, дует ветер. Вспыхивают молнии. В свете молний блестит меч Ивана и летят искры из отрубленных голов чудо-юдо. Свистит чудо-юдо, и сверкает его огненный палец. Ведут диалог с учителем, описывают одну из иллюстраций. Коммуникативные: инициативное сотрудничество; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание. Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности. Предметные: анализ сюжета и образной системы сказки на основе личных впечатлений. Метапредметные: совершенствование умения оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь одноклассников.
Рефлексия, подведение итогов урока Проблемный вопрос, беседа. — Почему сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» называют героической? — Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет? Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность.   Написание эссе на тему «Чему учит сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо Эссе – «поток сознания, перенесенного на бумагу». Это свободное сочинение – размышление на заданную тему; самостоятельная трактовка проблемы, где ценится проявление индивидуальности, оригинальность в решении проблемы, аргументированность. Задание ребята выполняют в классе в течении 5-15 минут.   Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения. Коммуникативные: развитие умения выражать свою мысль в устной форме, составлять короткое высказывание монологического типа. Метапредметные: совершенствование умения оформлять свою мысль в устной форме, осуществлять самоконтроль и саморефлексию.
Домашнее задание В качестве домашнего задания учитель предлагает ученикам составить рассказ о главном герое сказки – Иване.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: