Стимуляция ребенка 2 г жизни.
Моторика.
Ребенок | Взрослый |
Карабкается вверх по лестнице. | Кладет на верхнюю ступеньку то, что нравится ребенку. Предлагает ребенку карабкаться на подушки и валики, лежащие на полу. |
Переходит из положения сидя в положение стоя. | Стимулирует ребенка, держа над ним лакомство. Протягивает ребенку руку и помогает ему подняться. Учит ребенка подтягиваться до положения стоя с помощью стула. |
Катает мяч по подражанию. | Садится напротив ребенка, раздвинув ноги, на расстоянии 60-70 см. Предлагает ребенку катать мяч в мишень на расстоянии 1,5 м. Предлагает катать мяч к своему отражению в зеркале. Предлагает сбивать мячом кегли. Использует мяч с игрушкой внутри. |
Забирается на стул, поворачивается на нем и садится. | Кладет руки ребенка на стул и поднимает ему одно колено. Садится и предлагает ребенку сесть рядом. |
Строит башню из 3 кубиков. | Использует магнитные кубики. Начинает стройку с большего кубика. |
Чиркает карандашом по бумаге. | Водит карандашом по бумаге быстро, чтобы пробудить желание ребенка имитировать действие. Предлагает ребенку рисовать зубной пастой, губной помадой, кремом для бритья. |
Сползает вниз по лестнице ногами вперед. | |
Самостоятельно садится на маленький стул. | |
Приседает на корточки и выпрямляется из этого положения. | Играет с ребенком в игры, требующие поднимания предметов. Просит ребенка убирать за собой игрушки. Кладет любимые предметы ребенка в места, расположенные таким образом, что ребенку необходимо присесть, чтобы достать предмет. Играет с ребенком в игру «Мы маленькие-маленькие (присесть), а теперь большие-большие (встать)». |
Ходит, толкая за собой игрушку. | Использует игрушку, которая при движении издает звуки. Использует поезд, сконструированный из коробок. |
Качается на качалке. | Просит ребенка покачать в качалке куклу. Сначала при качании ноги ребенка должны касаться пола. |
Поднимается вверх по лестнице. | Начинает с поднятия вверх по склону. Учит ребенка маршировать на месте. |
Не падая, наклоняется, чтобы поднять игрушку. | Помогает ребенку наклоняться сначала немного. |
Имитирует круговое движение. |
Стимуляция ребенка 2 г жизни.
Познавательные способности.
Ребенок | Взрослый |
Вынимает из коробки 6 предметов по одному. | Держит коробку, чтобы ребенок не высыпал из нее сразу все предметы. Кладет на дно коробки лакомство. Развивает эту способность в бытовых ситуациях (просит ребенка доставать ложки из коробки, продукты, белье). |
Показывает одну из частей тела. | Просит показать часть тела на кукле. Просит показать часть тела на своем отражении в зеркале. Прикрепляет наклейку на определенную часть тела и спрашивает, на чем она наклеена. |
Строит по просьбе башню из 3 кубиков. | Сначала использует кубики с ребром 5-8 см. Дает ребенку в награду разрушить построенную им башню. |
Подбирает подобные предметы. | Показывает ребенку предмет и просит взять такой же (возьми мяч, возьми куклу). |
Рисует каракули. | Прикрепляет лист бумаги на столе. |
Показывает на себя по просьбе. | Стоя перед зеркалом, спрашивает ребенка: «Где (имя)?» и показывает на его отражение. Называет ребенка всегда одним и тем же именем. |
Вставляет 5 колышков в доску с отверстиями. | |
Подбирает предмет к его изображению. | Называет предмет: «Это (название)» и просит: «Найди мне другой (название)». Просит ребенка подобрать настоящие продукты к их изображениям на картинках. Просит ребенка подобрать знакомым людям их фотографии. |
Показывает по просьбе на картинке предмет. | Использует сначала картинки большого размера. Оформляет для ребенка альбом с картинками. Поощряет ребенка, правильно показавшего предмет. |
Ищет по просьбе картинку в книге, переворачивая 2-3 страницы. | Сначала показывает ребенку картинку и рассказывает о ней, а потом просит ее найти. Просит ребенка найти ту картинку, к которой он проявляет интерес. Использует книгу, на каждой странице которой изображен один предмет. |
Стимуляция ребенка 2 г жизни.
Социализация.
Ребенок | Взрослый |
Имитирует простые действия с предметом. | Побуждает ребенка держать предмет, класть его в определенное место, тянуть за веревочку. |
Играет рядом со сверстником. | |
Играет со сверстником в течение 2-5 мин. | Побуждает детей давать друг другу игрушки. Организует детей на совместные действия. |
Продолжает свои занятия в отсутствие родителей. | Во время игры ребенка прячется от него и появляется снова. |
Активно исследует окружающую среду. | Показывает ребенку помещения в гостях. Дает ребенку поручения найти в доме и принести определенную вещь. |
Обнимает и носит куклу. | Обнимает и целует ребенка на ночь. Затем просит: «А теперь ты обними куклу». |
Повторяет действия, которые вызвали смех и привлекли внимание. | Просит повторить действие для другого члена семьи. |
Протягивает взрослому книгу, чтобы ему почитали. | Проявляет интерес к книгам, которые показывает ребенок. Рассматривает вместе с ребенком альбом с фотографиями как книгу. |
Тянет за руку другого человека, чтобы показать ему что-либо. | Показывает ребенку что-либо новое, а потом просит показать это другому члену семьи. |
Убирает руки и говорит: «Нет-нет», находясь рядом с запрещенным предметом. | Решает, какие предметы и места всегда будут запретными для ребенка. По возможности ограничивает количество запретов. Прикрепляет на запретные предметы определенный знак. Просит ребенка самого сказать «нельзя», когда ребенок при взрослом подходит в запрещенному предмету. |
Ждет, пока выполнят его просьбу. | Начинает выполнять просьбу сначала через несколько секунд, а затем доводит время ожидания до 5 мин. Дает установку перед ожиданием. Всегда дает самому ребенку закончить действие, игру (чтобы он видел, что взрослый его ждет). |
Играет с 2-3 сверстниками. | Предлагает играть в песочнице, лягушатнике. Использует элемент соревнования, призы. |
Делится чем-либо с другим ребенком по просьбе. | Играет с ребенком, катая машинку друг другу (чтобы ребенок понял, что игрушка к нему вернется). Дает ребенку по два лакомства и просит: «Одно дай мальчику, а другое съешь сам». |
Здоровается по напоминанию. | Берет ребенка с собой, чтобы открыть дверь. Демонстрирует приветствие. |
Стимуляция ребенка 2 г жизни.
Язык.
Ребенок | Взрослый |
Говорит 5 слов, используя их в различных ситуациях. | Когда ребенок произносит слова, дополняет его: «Па-па» - «Да, это папа; да, это папин ботинок». |
Использует в просьбе слово «еще». | Когда ребенок выражает просьбу жестом, произносит за него: «Еще!» Дает ребенку сначала небольшое количество, побуждая его просить еще. Когда ребенок произносит «еще», дополняет его просьбу: «Еще печенья, еще качать». |
Использует в речи слова и выражения «все, больше нет, все кончилось». | Когда ребенок заканчивает действие, произносит за него: «Все; больше нет; все кончилось». Во время игры в прятки произносит: «Все; больше нет». Когда из дома уходит член семьи или гость, произносит: «Все; больше нет». Когда ребенок произносит «все, больше нет, все кончилось», дополняет его слова: «Все, больше нет молока; все, нет папы». |
Выполняет простую одношаговую инструкцию. | Предъявляет ребенку словесную или словесно-жестовую инструкцию. Использует в инструкции слова: «Дай мне, покажи мне, подойди, сядь, встань». |
Показывает 12 знакомых предметов. | Использует книгу с картинками. Приклеивает к листам книги натуральные предметы. |
Показывает 3 части тела. | Просит ребенка показать части тела на самом себе. Просит ребенка показать части тела на взрослом. Использует зеркало. |
Называет по просьбе свое имя. | Использует фотографию ребенка. Использует зеркало. Просит ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит свое имя среди перечисленных имен. Часто называет ребенка по имени. Называет ребенка именем, которое не вызывает у него чувства неловкости. |
Отвечает на вопрос «Что это?» | |
Комбинирует слова с жестами, чтобы выразить свою просьбу. | Не дает ребенку желаемого предмета, пока он не выразит свою просьбу с помощью слов и жестов. |
Называет членов семьи, домашних животных. | |
Называет 4 игрушки. | |
Использует в речи звукоподражания. | |
Называет продукты, блюда. | |
Задает вопросы с вопросительной (повышенной на конце слова или фразы) интонацией. | Побуждает ребенка повторять вопросы за взрослым, копируя их интонацию. |
Отвечает на вопросы «да» и «нет». | Задает ребенку простые вопросы. Демонстрирует ребенку ответы «да» и «нет», сопровождая их соответствующим качанием головой. |