Подвижная игра «Кто больше шишек соберёт?».




СБОРНИК

«Экологическая копилка»

(методические материалы)

 

 

 


Бирюч 2017

Печатается по решению

управления образования администрации района

приказ №73 от 06.02.2017 года

 

Редакционная коллегия:

Литвинова Н.Н., директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области (ответственная за выпуск);

 

Толстенко С.Н., методист муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области.

 

Экологическая копилка. – г. Бирюч: МБУ ДО СЮН, 2017. – 50 с.

 

 

В сборнике представлены методические и дидактические работы педагогов образовательных учреждений Красногвардейского района – участников мероприятий, проводимых в рамках районного проекта «Создание социокультурного комплекса в г. Бирюч».

 

Предисловие

Уважаемый коллега!

Я зелёный самосвал
На листке нарисовал,
Лес зелёный на реке...
Поле, роща, небо, луг -
всё зелёное вокруг.

Л.Корчагина

 

В целях привлечения обучающихся образовательных организаций района к работе по изучению экосистем и практической природоохранной деятельности, направленной на расширение и углубление знаний по экологии, приобретение умений и навыков по охране природы, способствующих их экологическому воспитанию и образованию в рамках районного проекта «Создание социокультурного комплекса в г. Бирюч» был проведен районный конкурс методических материалов «Экологическая копилка».

Проблема, на решение которой был направлен проект это создание социокультурного комплекса в г. Бирюч. Одним из основных направления является создание и функционирование дендропарка. Дендропарк - зона дендрария, предназначенная для общественного отдыха. Зеленые насаждения в зоне рекреации смягчают климат, влияют на чистоту и качество атмосферного воздуха. Именно такие зеленые оазисы, наиболее благоприятные для горожан, оказывают на них оздоравливающее воздействие.

Среди зелени легче дышится, здесь не досаждают зной и пыль, не утомляет городской шум. В летний жаркий день температура в районах города, где нет деревьев, на 10-15 градусов выше, чем в зеленом массиве. У жителей города появилась возможность познакомиться с экзотическими растениями в природной обстановке, а ведь изучение родного края - это основа экологического воспитания. Когда человек знает об уникальности того или иного объекта, он подумает: вот это надо беречь, потому что это редкость.

Педагоги образовательных учреждений в рамках проекта представили методические и дидактические работы по данной теме, которые помогут педагогам района организовать свою работу по экологическому образованию и воспитанию, используя базу дендропарка.

 

Раздел. Методический материал

Гадяцкая В.И., Широбокова С.А.,

воспитатели МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча»

 

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Экскурсия в Дендропарк»

 

Пояснительная записка

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Задачи:

- познакомить с хвойными растениями – можжевельником, сосной;

- учить сравнивать два дерева по внешним признакам;

- развивать познавательный интерес, мышление, умение делать выводы;

- воспитывать желание беречь и охранять природу.

Форма проведения: организованная образовательная деятельность.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

Возраст детей: 6 лет

Оборудование: ноутбук,презентация к организованной образовательной деятельности, альбомные листы, цветные карандаши, картинки из серии «Правила поведения в природе», круги зеленого и красного цвета.

План мероприятия

I. Организационный момент.

II. Этапы мероприятия.

1. Беседа о парке.

2. Путешествие по экологической тропе.

3. Продуктивная деятельность детей.

III. Итог мероприятия.

1. Игра «Экологический светофор».

2. Подведение итогов.

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

Педагог: Сегодня прекрасный зимний день и настроение у всех отличное. Я предлагаю отправиться на экскурсию в удивительный мир природы, мир деревьев. Вы согласны? (Ответы детей).

II. Основные этапы мероприятия.

Педагог:

В городе деревьев мало

И гулять стремятся все,

Уходя на два квартала

От проспектов и шоссе.

Тут прохладно средь аллей

И зеленых тополей.

Как вы думаете, о чем говорится в загадке? (Ответы детей).

Педагог: Правильно, в загадке говорится о парке. А чем парк отличается от леса? (Ответы детей).

Педагог: Лес – составная часть природы. Это значительная часть пространства, заросшая деревьями, кустарниками. (Слайд 2).

Парк – предназначенная для отдыха озелененная территория. (Слайд 3).

В нашем городе не так давно был разбит дендропарк, который заключает в себе много деревьев и кустарников. На его территории создана экологическая тропа «Изумрудный уголок города Бирюча» (Слайд 4). Сегодня мы начнем знакомство с растениями, которые произрастают на территории дендропарка и для этого отправимся в виртуальное путешествие по экологической тропе. Первым растением, с которым мы познакомимся, будет можжевельник. (Слайд 5). Можжевельник – это кустарник или дерево высотой до 10 м. Разновидностей этого растения много, вы видите можжевельник виргинский. Листья можжевельников вечнозеленые, чешуйчатые или похожие на хвоинки (иногда на одном растении можно встретить обе формы листьев). Можжевельники с чешуйчатыми листьями имеют пронизывающий ароматный запах, который усиливается при солнечном облучении и после дождя. У можжевельников с хвоеобразными листьями запах менее выражен. Однодомные или двудомные цветки можжевельника неприметны, а вот плоды – шишки серого или синего цвета – привлекают внимание. (Слайд 6) Можжевельник весьма долговечен и может достигать возраста 600-800 лет. Можжевельник очищает и воздух. Причем делает это очень хорошо: одно дерево может очистить воздух на территории нашего детского сада. Но вот только жаль, что можжевельник никак не хочет расти в городах. Он гибнет от загрязненного машинами и заводами воздуха. Да к тому же лесные пожары наносят большой вред можжевельнику: от искры огня дерево вспыхивает и сгорает начисто. И поэтому, где бы вы ни встретили это дерево, пожалейте его, не обижайте.

Следующее дерево, с которым мы встретимся на экологической тропе – сосна. (Слайд 7). Это хвойное вечнозеленое дерево, высота может достигать 50-75 метров. У сосны стройный ствол и широко расставленные ветви. Хвоя сосны - игольчатая, собранная в пучки, количество и фактура игл в пучке зависит от вида сосны. Хвоя сосны может быть всех оттенков зеленого - и светлого, и темного, и голубоватого - а также золотистой и даже белой. Иглы сосны растут в течение двух-трех лет, затем опадают. Одно из главных украшений дерева - шишки. Они находятся на концах побегов, созревают на второй или третий год, бывают загнутые либо прямые, цилиндрические либо яйцевидные, висящие либо наоборот, растущие вверх.

Динамическая пауза.

Выросли деревья на поле

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки.

Даже толстые стволы,

Наклонились до земли.

Вправо – влево, взад – вперёд

Так деревья ветер гнёт.

Он и вертит их, и крутит

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Педагог: А теперь давайте сравним можжевельник и сосну по внешним признакам. (Слайд 8). Чем они похожи? (Ответы детей).

Педагог: Правильно, ребята, сейчас зима, все деревья сбросили свою листву осенью, а можжевельник и сосна остаются вечнозелеными весь год благодаря тому, что в хвое содержится смола, которая не замерзают даже в сильные морозы. Еще растения имеют конусообразную форму, благодаря которой снег зимой не ломает ветви. А сейчас отгадайте загадки:

1. У маленькой ёлки

Колкие иголки.

Шарики синие,

Словно в инее. (Можжевельник)

2. Пусть жара или метель,

Но такая же, как ель,

Зелена, хоть не весна,

Стройна высится…(Сосна).

3. Весной веселит,

Зимой холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево).

Педагог: Ребята, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей). Человек своей деятельностью наносит большой вред природе, которая сама пытается бороться с загрязнениями. Растения очищают воздух от пыли и газов. Например, одно-единственное дерево бук вырабатывает за сутки столько кислорода, сколько его нужно для 64 человек.

Педагог показывает картинку с закодированной пословицей и предлагает рассмотреть ее и запомнить. (Слайд 9).

Педагог: Послушайте пословицу:

Много леса – не руби,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади!

Ребята, давайте каждую фразу зарисуем. (Дети вместе с воспитателем участвуют в процессе превращения стихотворных строк в рисунок, предлагая свои образы-ассоциации).

III. Итог мероприятия.

Педагог: Сегодня мы с вами побывали на экскурсии в Дендропарке, познакомились с сосной и можжевельником. Объясните, зачем люди сажают деревья, разбивают парки, скверы? (Чтобы очищать воздух, чтобы было больше кислорода).

Педагог: Все растения на земле «дышат» тем воздухом, который выдыхают люди и животные. А «выдыхают» растения кислород, которым мы с вами дышим. Без растений мы просто задохнулись бы. Вот почему нужно беречь каждое дерево, каждую травинку, все, что нас окружает.

Словно крыша над землею,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы, и, конечно, я и ты.

(В. Орлов)

Рефлексия.

Педагог: Давайте вспомним правила поведения в природе.

Игра «Экологический светофор»

У каждого ребёнка в руках 2 кружочка (1 красного цвета, 1 зелёного цвета). Педагог показывает картинку с ситуацией из серии «Правила поведения в природе». Дети должны дать оценку содержанию картинки и поднять соответствующий кружок: красный - запрещено, зелёный - разрешается.

Педагог: Ребята, если вы будете помнить о правилах поведения в природе и выполнять их – вы будете молодцы!

Методические советы организаторам и постановщикам: мероприятие можно проводить в групповой комнате или экологическом кабинете, оборудованном иллюстрациями по теме.

Методические советы на период ближайшего последействия: экскурсия в Дендропарк.

 

Список литературы.

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. [Текст] – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 159 с.

2. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. [Текст] – Волгоград: Учитель, 2013. – 232 с.

3. Интернет ресурсы: https://www.maam.ru

 

Затонская Ю. И., воспитатель

Хмара О.А., воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Колобок» с. Засосна»

Экскурсия в осенний дендропарк с участием родителей
«В гостях у ежа Прошки»

Цель: знакомство с ближайшим окружением родного города, дендропарком.
Задачи:

- знакомить с природой родного края, дендропарка;

- воспитывать любовь к каждому объекту в природе.

Оборудование: мягкая игрушка-ёж, корзинка

Ход экскурсии:

Воспитатель предложила детям и родителям прогулку по осеннему дендропарку.

Вводная часть.

Воспитатель читает стихотворение об осени доступное для понимания детьми раннего возраста.

Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила.

(А. Рябинка)

Воспитатель обращает внимание детей на желтые листья, шуршащие под ногами, и предлагает поиграть с ними.

Пальчиковая игра «Листочек» (Е.Б.Шмелева)
Красненький листочек,

Словно огонечек,

(Машем правой ладонью над головой.)

Покружись немножко,

(Совершаем круговые движения правой ладонью.)

Падай на ладошку.

(Опускаем правую ладонь на левую.)

Желтенький листочек,

Солнышка кусочек,

(Машем левой ладонью над головой.)

Покружись немножко,

(Совершаем круговые движения левой ладонью.)

Падай на ладошку,

(Опускаем левую ладонь на правую.)

Листья соберем мы в кучу,

И подбросим выше тучи.

(Совершаем одновременные движения руками, имитируя, будто мы собираем листья в кучу и подбрасываем вверх.)

А листики кружатся

И под ноги нам ложатся.

(Кистями обеих рук совершаем круговые движения над головой и медленно опускаем ладони вниз.)

Рассматривание ели.

Воспитатель знакомит детей с отличительными признаками ели, называет несколько описательных прилагательных, просит повторить слова «ёлочка», «иголочка», «хвоя», «шишка».

Подвижная игра «Кто больше шишек соберёт?».

Родители с детьми соревнуются в сборе шишек.

Задание «Дары осени».

Воспитатель показывает гриб и, прочитав стихотворение, предлагает детям рассмотреть его.


Раз, два, три, четыре, пять!
Я грибок иду искать.
Справа - нет и слева - нет...
Рядышком идёт мой дед.
Палкой травку раздвигает,
Тихо песню напевает...
Мой грибок найду сама!
Ой! Ножка с листиком видна!

(Н. Мельник)
Сюрпризный момент «Ёж Прошка».

Воспитатель читает стихотворение:

На колючках у ежат
Два горчичника лежат.
Значит, их поставил кто-то,
Только где он, этот доктор?
Лес вздохнул
И листья сбросил…
– Догадался! Это Осень!

(Е. Григорьева)

Загадывает загадку и немного показывает ежа, который как бы выглядывает из-за дерева.

Загадка:

В густом лесу под ёлками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

(Ёж)

Рассматриваем ёжика, называем, чем он питается, что делает в лесу и парке.

Хоровод для ёжика Прошки.
Дети с родителями водят хоровод для ёжика.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: