Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Вокально-хоровое искусство»составлена на основе авторской программы Родоченко А.А., учителя музыки. Программаразработана для обучающихся общеобразовательных учреждений.
Количество учебных часов:
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в год и предназначена для учащихся в возрасте 12-13 лет.
Срок реализации программы внеурочной деятельности - 1 год. Общее количество часов - 34 часа.
Формы и режим занятий:
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческимдыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
|
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Результаты освоения курса
Ученик научится: | Выпускник получит возможность научиться |
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой; • понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности. • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; • понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; • осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием. | • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; • воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др. Музыка в современном мире: традиции и инновации • ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи); • определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.); • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; • структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, - давать определение различным музыкальным понятиям, - эмоционально – ценностному отношению к искусству, - процессу слушания музыки, - участию в различных формах культурно – досуговой деятельности класса и школы. -основам рефлексивного чтения, - ставить проблему, аргументировать ее актуальность, - самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента, - проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям, - при помощи эмоционального словаря должны выражать свое отношение к музыкальным произведениям, - владеть вокально – хоровыми навыками, - понимать элементы музыкальной грамоты, - иметь представление о музыке разных народов, стилей композиторов, - лично оценивать музыку, звучащую на уроке и вне урока. |
Программа рассчитана на 34 часа каждой группы 6 класса.
|
|
Содержание программы:
(6 часов). Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
(13часов) Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон-легато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
(13 часа) Работа над дикцией и артикуляцией. Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое проговаривание согласных.
(2 часа) Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Содержание критериев обученности по уровням
Уровни | Теория | Практика |
Высокий (7-10 баллов) | Обучающийся хорошо знает типы дыхания, певческую установку. | Выработана академическая манера пения, унисон, правильное дыхание. Знание всей хоровой программы и своей хоровой партии. |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока | наименование раздела, темы | характеристика деятельности уч-ся |
Формирование певческой осанки | Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании | |
Формирование певческой осанки | ||
Формирование певческой осанки | ||
Формирование певческой осанки Подготовка ко дню учителя | ||
Формирование певческой осанки | ||
Формирование певческой осанки | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. | |
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования, работа с фонграммами | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Репетиции праздника | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое вываривание согласных. | |
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Работа над дикцией и артикуляцией Песни военных лет | ||
Работа над дикцией и артикуляцией Песни военных лет | ||
Работа над дикцией и артикуляцией Песни военных лет | Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения | |
Работа над дикцией и артикуляцией | ||
Формирование чувства ансамбля | Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию. | |
Формирование чувства ансамбля Выступление на «последнем звонке»» |
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей художественно-эстетического цикла МБОУ «Средняя общеобразовательная Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов» Протокол от «27 » августа2018 г. № 1 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора МБОУ «Средняя общеобразовательная Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов» ________ Беличева А.Ю. (подпись) Ф.И.О. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная Городищенская школа с углубленным изучением отдельных предметов» от «28 » августа2018 г. № 142 |
Календарно-тематическое планирование
Внеурочной деятельности
Направление - общекультурное.
«Вокально-хоровое искусство»
для 6-А, 6-Б классов
Возраст детей 12-13 лет
Год обучения-2018-2019
Составитель:
Родоченко Анна Александровна,
учитель музыки
с. Городище
2018г.
Пояснительная записка.
Календарно-тематическое планирование для 6-х классов составлено на основе авторской рабочей программы Родоченко А.А. по организации внеурочной деятельности общекультурной направленности «Вокально-хоровое искусство»,котораяразработана для обучающихся общеобразовательных учреждений 13-14 лет.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в год
Календарно – тематическое планирование 6 - А, Б классы.
№ | наименование раздела,темы | характеристика деятельности уч-ся | сроки прохождения | Примечания |
Формирование певческой осанки | Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании | 03.09 | ||
Формирование певческой осанки | 10.09 | |||
Формирование певческой осанки | 17.09 | |||
Формирование певческой осанки Подготовка ко дню учителя | 24.09 | |||
Формирование певческой осанки | 01.10 | |||
Формирование певческой осанки | 08.10 | |||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. | 15.10 | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 22.10 | Объед. За счет каникул | ||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | ||||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 12.11 | |||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 19.11 | |||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 26.11 | |||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 03.12 | |||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования, работа с фонграммами | 10.12 | |||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Репетиции праздника | 17.12 | |||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 24.12 | |||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 14.01 | |||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 21.01 | |||
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 28.01 | |||
Работа над дикцией и артикуляцией | Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое вываривание согласных. | 04.02 | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | 11.02 | |||
Работа над дикцией и артикуляцией | 18.02 | |||
Работа над дикцией и артикуляцией | 25.02 | |||
Работа над дикцией и артикуляцией | 04.03 | |||
Работа над дикцией и артикуляцией | 11.03 | |||
Работа над дикцией и артикуляцией | 18.03 | |||
Работа над дикцией и артикуляцией | 01.04 | |||
Работа над дикцией и артикуляцией | 08.04 | |||
Работа над дикцией и артикуляцией Песни военных лет | 15.04 | |||
Работа над дикцией и артикуляцией Песни военных лет | 22.04 | |||
Работа над дикцией и артикуляцией Песни военных лет | Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения | 29.04 | ||
Работа над дикцией и артикуляцией | 06.05 | |||
Формирование чувства ансамбля | Формирование чувства ансамбля. В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию. | 13.05 | ||
Формирование чувства ансамбля Выступление на «последнем звонке»» | 20.05 |
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Репертуар 1 полугодия:
гр Белая гвардия «Продавец зонтиков»
Спасибо учителям сл Ибряева муз. Чичкова
«Цветная Осень» сл и муз. Осиповой
Большой секрет сл Ю. Мориц, муз С.Никитина
Школьным Учителям сл Р.Рождественского муз А. Зарубы