Величко Антонина – Карты ТАРО без мистики и тайн




 

 

АНТОНИНА ВЕЛИЧКО

КАРТЫТАРО

Без мистики и тайн

Скрин

Москва

 

Много тайн и недомолвок издавна окружало такой феномен мировой культуры, как карты Таро. И по сей день они часто служат для затуманивания разума «непосвященных». Но оказывается, карты Таро — ценный психологический инструмент, способный помочь каждому из нас наладить свою жизнь.

Книга объясняет символизм карт Таро на базе современной психологии, помогает понять таинственный язык карт и учит использовать их для самоанализа, психотерапии и простейшего прогноза своей судьбы.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

 

 

Оглавление

 


Предисловие

Глава первая. Бессознательная часть человеческой психики, ее структура, функция, отражение в символах Таро

Понятия «сознание» и «бессознательное»

Основные свойства бессознательного

Структура бессознательного

Отражение архетипов в Таро

Психический геном

Глава вторая. Старшие Арканы психологического Таро

Общая схема изучения Старших Арканов психологического Таро

Основные Старшие Арканы

Вспомогательные Старшие Арканы

Основные Старшие Арканы психологического Таро: царство Великой Матери

Программа любви и размножения (Звезда и Императрица)

Проявление программы в повседневной жизни

Оценка работы программы с помощью Таро

Программа табу (Сила и Правосудие)

Проявление программы в повседневной жизни

Отражение работы программы в Таро

Программа идеальной любви и смерти (Смерть и Папесса)

Проявление программы в повседневной жизни

Моделирование программы на Таро

Основные Старшие Арканы психологического Таро: вечный экзамен Великого Отца

Программа «я — умелец, ты — дурак» (Маг, Дурак)

Влияние программы на повседневную жизнь

Отражение программы в картах Таро

Программа «Я — хозяин, ты — раб» (Император, Повешенный)

Функция программы в повседневной жизни

Моделирование проявлений программы на Таро

Программа «Я — с народом, ты — один» (Папа, Отшельник)

Проявление программы в повседневной жизни

Отражение программы в Таро

Вспомогательные Старшие Арканы психологического Таро

Знак «Великой Матери»: Старший Аркан XVIII. Луна

Знак «Великого Отца»: Старший Аркан XIX. Солнце

«Всеобщая цикличность»: Старший Аркан X. Колесо Фортуны

«Всеобщее равновесие»: Старший Аркан XIV. Умеренность

Архетип «Предупреждение» и его символы в Старших Арканах

Старший Аркан VII. Колесница

Старший Аркан VI. Возлюбленный

Старший аркан XVI. Башня

Архетип «Символическая смерть — возрождение»

Модели архетипа, их проявление в повседневности

Отражение архетипа в Таро: Старший Аркан XX. Суд

Архетипы Добра и Зла

Место архетипов в человеческой психике

Архетип зла в Таро: Старший Аркан XV. Дьявол

Архетип добра в Таро: Старший Аркан XXI. Мир

Глава третья. Младшие Арканы психологического Таро. Рациональная система толкования

Масти Младших Арканов

Числа и фигуры на Младших картах

Глава четвертая. Расклады

Техника гаданий (некоторые уточнения)

Личные расклады и расклады на ситуацию

Личный расклад

Расклад на ситуацию

Расклады для анализа партнерских отношений

Ролевой расклад

Оценка перспективы развития отношений

Особенности сексуальности человека

Расклады для анализа социальных проявлений личности, возможности карьерного роста, профориентации

Оценка способностей и возможностей человека в профессиональной, карьерной сфере

Развитие карьерной ситуации

Маленькое заключение

Литература.


 

О картах Таро просто и понятно

Вокруг карт Таро с течением времени нагромоздилось столько мистических, эзотерических и просто графоманских сочинений, написанных по принципу «чем непонятнее, тем глубже», что сущность языка этой колоды, да и ее роль в оценке и разъяснении текущих ситуаций стали подобны «ежику в тумане» из популярного детского мультфильма.

Историю этих карт увязывали с легендарной Атлантидой, украшали «тайной мудростью древнего Египта», а если заглянуть в оккультную литературу, то можно ясно понять, что карты Таро — зашифрованное послание «Высшего Разума», разгадав которое человечество обретает счастье.

Учитывая, что миллионы простых людей остро нуждаются в инструменте, помогающем понять, что с ними происходит, журнал «Крестьянка» в 1994—95г.г. опубликовал серию статей Антонины Величко о картах Таро, доступно объясняющих символику карт в различных раскладах. Публикации эти вызвали поток благодарных откликов, свидетельствующих о растущем интересе к литературе, помогающей ориентироваться в эзотерических метафорах карт, а также использовать их для снятия стрессовых состояний и прояснения сложных жизненных ситуаций.

Вот почему я считаю появление книги А. Величко «Карты Таро без мистики и тайн», написанной просто и понятно, очень своевременным подспорьем как для специалистов — психотерапевтов и психоаналитиков —, так и для широких масс люден, желающих самостоятельно разобраться в себе и окружающем мире и получить в руки многообещающий инструмент для анализа текущих и будущих ситуаций.

Редактор журнала «Крестьянка»

Анжела Мхитарян

О ЧЕМ ЭТА КНИГА

Карты Таро уже в течение долгого времени занимают пытливые человеческие умы, порождая в них всевозможные догадки и гипотезы о происхождении этих чудесных карт и о их роли в мироздании. Традиционно Таро считается системой герметических символов, рожденной в ходе кристаллизации и систематизации древних знаний. Состав колоды - 78 карт, из них 22 Старших Аркана (от лат. Arcaum — тайна) и 56 Младших Арканов. Старшие Арканы представлены символическими рисунками, а Младшие Арканы весьма похожи на современные игральные карты — они содержат четыре масти номерных карт от Туза до Десятки с четырьмя фигурами: Король, Королева, Рыцарь и Паж. На тему Таро уже было написано огромное количество литературы — в основном оккультной и художественно — фантастической.

Данная книга ставит перед собой следующие задачи:

1. Показать Таро не с точки зрения оккультизма, а как уникальный в своем роде продукт коллективного творчества, в котором отразилась вся многоступенчатая эволюция человеческой психики; а также как универсальную символиче

скую систему для построен» шоделей жизнедеятельности личности.

2. Дать возможность читателю пользоваться картами рационально, с пониманием производимых действий, и применять их прогностическое значение для психологической само- и взаимопомощи.

 

ТАРО ПОДСКАЖЕТ И ПОМОЖЕТ

Так уж повелось, что гадание всегда считалось, с одной стороны, пустяком и надувательством, а с другой — прерогативой «посвященных» в тайные знания людей. Но справедливо ли? Попробуем разобраться в этом интересном вопросе. Известно, что атрибуты гадания, например карты, используются настоящими гадалками как вспомогательный инструмент, ориентир, а «читать» затаенные мысли человека и предвидеть будущее им позволяют личные интуитивные способности, с помощью которых они проникают в глубинный психический мир спрашивающего и как бы прощупывают его судьбу. А может ли обычный человек научиться гаданию и использовать этот метод для самопознания? Безусловно, может, ведь терпение и труд не хуже всякого таланта.

Рассмотрим подробнее механизм взаимодействия человека и карт Таро. С точки зрения оккультизма начала века, гадание - - это приведение себя в связь с астральным миром через органы своего астросома. Термин «асхросом» означает некую тонкую субстанцию, имеющуюся у каждого человека, но не у всех одинаково развитую. Понятия «астраль» и «астросом» непосредственно связаны с модной ныне гипотезой о существовании информационного поля. Считается, что любой человек имеет свое информационное поле, взаимодействующее с общим хранилищем информации. Этот процесс взаимодействия сходен с подключением личного компьютера к общей сети, чем в наши дни человечество активно пользуется.

Если уж мы начали сравнивать человеческую психику с компьютером, то представим себе, что экран — это наше сознание, то есть пограничная область, взаимодействующая и с внутренней, и с внешней средой, а подсознание таит в себе невидимую, глубинную, трудноуловимую часть информации. Мы часто слышим: «...специалисты с помощью компьютера предсказали...», а ведь содержимое человеческого подсознания несоизмеримо богаче и ближе его владельцу, чем любая компьютерная память, но беда в том, что сознание и подсознание почти не умеют работать согласованно (сознание современного человека — более молодая структура - подавляет тихий голос старичка-подсознания), поэтому, как и в компьютере, для доступа к скрытой информации нужен определенный код. Таким кодом и являются символы Таро. Заметим, что у своего подсознания человек может получить ответ на любой жизненный вопрос, который формируется там как на основе личного опыта, уже забытого оперативной памятью, так и на основе опыта поколений, передающегося по наследству.

Техника гадания на Таро основывается на феномене «кожного зрения», обнаруженного в свое время у экстрасенсов, и несомненно присутствующего у всех нас, но в «спящем» состоянии. Парапсихологами даже разработаны специальные программы обучения, с помощью которых любой человек может выявить у себя способность к кожному зрению и научиться ею пользоваться. Этот феномен проявляется в резонансе полей руки человека и определенной картинки или текста, невидимых глазу. В результате этого резонанса выделяется теплота, действующая как субпороговый раздражитель, и человек берет картинку, которую ему указало подсознание, или читает скрытый текст. Картинки в психологии служат невербальным осмысленным материалом и являются языком бессознательной части психики. А вот смысл, заключенный в этом материале, мы выявляем уже сознательно, оценивая карточный расклад.

Интересно, что если человек выбирает карты быстро, не давая себе времени для подключения кожного зрения и не прислушиваясь к своим ощущениям, их показания слабо отражают действительность, но процент правильных попаданий резко возрастает при медленном, вдумчивом подборе расклада, причем карты должен брать сам спрашивающий, а не гадалка, иначе на картах можно будет увидеть лишь чужое мнение по заданному вопросу. Также повысить эффективность гадания можно, дав спрашивающему предварительно рассмотреть, перебрать, прочувствовать карты, чтобы подсознание как бы получило оттиски картинок через различные органы чувств данного человека.

Таким образом, знаки Таро, являющиеся не чем иным, как стандартным набором функциональных понятий, существующих в подсознании человека и выраженных в символической форме, могут служить нам своеобразным языком для беседы с самим собой.

Итак, процесс гадания включает в себя два этапа: первый — выведение информации из подсознания на экран сознания; второй — расшифровка этой информации. Данная книга поможет овладеть обоими этапами и превращает на первый взгляд таинственный процесс гадания в объяснимый и доступный.

У читателя может возникнуть закономерный вопрос: почему среди огромного выбора гадальных методик я выбрала для популяризации именно Таро? Длительное исследование самого феномена гадания привело меня к убеждению, что карты Таро — наиболее живописный и хорошо контактирующий с психикой метод самоанализа, поэтому «прозвучит» в руках любого человека, даже не обладающего повышенной сенситивностью.

Многие из нас, отчаявшись разобраться в своей жизни, торопятся обратиться к психотерапевту или экстрасенсу, заранее отводя себе пассивную роль в самовоспитании, дескать, ты в университетах этому обучался, вот и совершенствуй мою личность, а я тебе деньги заплачу. Но отметим, что процент жизненных неудач можно снизить, попробовав научиться простейшему самопсихо- анализу, а значит вовремя корригировать свое отношение к действительности и поведение, а к специалисту обращаться в трудных случаях. Этот подход, по моим наблюдениям, целиком себя оправдывает и делает людей сознательными исследователями и строителями своей судьбы.

Что же лежит в основе восприятия символического языка карт? Оказалось, что карточные сюжеты соответствуют содержанию так называемого коллективного бессознательного, понятие которого было впервые введено известным немецким психологом К.Г. Юнгом и отражало совокупность социального и культурного опыта всего человечества за время его существования. Оно выделялось в особый класс психических явлений, передающихся по наследству через мозговые структуры. Содержимое коллективного бессознательного составляют архетипы — всеобщие оптимальные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным значением. Поясню: например, структура мозга у всех людей приблизительно одна и та же, но личности у всех разные. Так и архетипы у всех одни и те же, но у каждого они реализуются по-своему. Итак, архетипы коллективного бессознательного — структурные единицы, «кирпичики» психики, существующие постоянно и передающиеся по наследству. Интересно отметить, что архетипы играют очень важную роль в нашей жизни — они неосознанно определяют наилучшую тактику поведения человека, как, например, некоторые участки мозга руководят перераспределением мышечного тонуса при движениях, что позволяет человеку инстинктивно самым экономным образом совершать целенаправленные действия. Поэтому от здоровья архетипов зависит ощущение счастья, внутренней гармонии у человека, а их болезнь ведет к жизненным неудачам.

Диагностировать многие болезни в тех участках организма, куда врач не может заглянуть непосредственно, помогают так называемые модели. Для исследования, например, работы сердца врачу не нужно держать этот орган в руках, достаточно лишь оценить модель его работы, создаваемую на основании жалоб пациента, осмотра со специальным аппаратом и определением границ сердца снаружи, а также в результате дополнительных методов исследования, допустим, электрокардиограммы. Символика Таро тоже может использоваться для создания модели функционирования архетипов коллективно! о бессознательного в психике человека.

Рассмотрим конкретный пример самоанализа с помощью Таро. Ни для кого не секрет, что одной

из наиболее частых причин всяких неудач и разочарований бывает неправильная оценка своих возможностей и неумение разумно их реализовать. Психологи выделяют два вида Я: Я-концепция — формальное Я, построенное на идеалах, нормах поведения, и Я-действительное, которое является истинной сущностью человека. Чтобы увидеть себя «изнутри», надо соответственно этим двум пунктам выбирать две карты из разложенных рубашками вверх Старших Арканов. Таким образом, разделив свою личность на составные части и получив истинную картину своего внутреннего мира, можно избавиться от многих неудобств, максимально подогнав свой имидж к Я-действительному.

Помогает Таро и в профилактике стресса — одной из главных проблем нашего времени. Часто причиной дискомфортного состояния и развивающегося на его почве невроза может стать какая-либо трудноразрешимая ситуация. Таро позволяет сосредоточиться на возникшем вопросе и найти, может быть, неожиданное решение. Вытаскивая наугад карты, человек рассматривает свою проблему с разных сторон и находит рациональный выход в ситуации, казавшейся тупиковой. Если вы чувствуете, что совсем растерялись и ориентация в происходящем для вас затруднена, можно задать вопрос: «Что я думаю о сложившейся ситуации?» — и из карт выудить подсказку своего подсознания.

Но допустим, так уж случилось — от стресса уйти не удалось. Пригодится ли колода Таро и теперь, в «минуту жизни трудную»? Каждый из нас, наверное, помнит, что в стрессовой ситуации очень тяжело, практически невозможно читать, писать и вообще воспринимать любую информацию, передаваемую языком понятий. При волнении человеку инстинктивно хочется перебирать что-то в руках, будь то открытки, фотографии, бижутерия, карты. Такая реакция создает иллюзию действия и отвлекает от необдуманных поступков. Таким образом, Таро отключает внимание человека от самого ощущения несчастья. Это позволяет успокоиться, снять возбуждение, а затем преодолеть стресс плавно, ненасильственно и самостоятельно, так как картинки Таро незаметно для человека овладевают его умом.

Можно отметить, что метод простейшего психологического самообследования с помощью Таро в эксперименте дал отличные результаты: в 80% случаев пользователь мог определить свои проблемы и найти путь их преодоления.

ГЛАВАI

ВОСЕМЬ СТОЛЕТИЙ В РУКАХ ИГРОКОВ, ЖУЛИКОВ И БЕЗУМЦЕВ

 

«Опте ignotum pro magnijico» — Все неизвестное принимается за великое.

Тацит. «Жизнь и нравы Юлия Агриколы»

 

Давным-давно подмечено, что картежники — самый суеверный народ на свете. И действительно, ни одна игра не овеяна таким фантастическим ореолом, как карты. Используемые и для гадания, карточные символы в течение веков владели людским воображением. Многие произведения русских писателей XIX века были посвящены этой теме, и всегда карты имели фатальный, магический смысл. Надо отметить, что в России этому поспособствовал небезызвестный граф Калиостро, который, несмотря на запрет Екатерины II и высылку, успел-таки запудрить мозги российскому дворянству, кои оно доверчиво подставило заезжему «волшебнику». Знаменитый исследователь русской классики Ю.М. Лотман отмечал в своей работе «Тема карт и карточной игры в русской литературе XIX века», что карты стали «центром своеобразного мифообразования эпохи». Да и просвещенный XX век имел тенденцию восхищенно замирать, глядя в лукавые глаза гадалки, вооруженной колодой Таро, или исподтишка три раза поплевывать на игральные карты. Откуда же взялся такой «магический» туман вокруг карт и, в частности, вокруг Таро? Обратимся к истории.

В литературе, посвященной картам Таро, приводится множество легенд, уводящих историю возникновения колоды в глубокую древность, очевидно, с целью придать ей большую значимость в глазах «непосвященных» потомков. При беспристрастном изучении эволюцию Таро можно разделить на два периода: мифический и достоверный.

Мифический период начинается хотя и не с первобытнообщинного строя, но с Древнего Египта. По наиболее распространенной легенде, древнеегипетские жрецы, желая передать тайную информацию следующим поколениям, зашифровали ее в символах Таро, понятных только посвященным. Колода в виде 78 золотых пластин хранилась якобы в Александрийской библиотеке и чудом уцелела при знаменитом пожаре. По другой версии, 78 картин Таро были расположены в подземной галерее древнего египетского храма и служили для обучения неофитов основам тайного знания. Есть также вариант этой легенды, в котором говорится, что группа мудрецов, предвидевших пожар в Александрийской библиотеке, собралась в городе Фес (Марокко) для обсуждения надвигающегося события. Поскольку мудрецы приехали из разных стран и общаться на одном языке не могли, художники создали некий общедоступный символический язык, вроде эсперанто. Существует мнение, что мудрецы взялись писать книгу, содержащую всю мудрость мира, а чтобы она, не дай Бог, не исчезла, они сокрыли текст в наглядных символах, полагая, что игральные карты уничтожить сложнее, чем какие-либо книги и в таком виде ценный материал будет сохраннее. Есть также предположение, что карты изобрел один аббат, чтобы с помощью высшей мудрости вернуть разум некоему французскому королю, который страдал слабоумием. Словом, аббат пытался обучать его по картинкам, как современные педагоги-дефектологи. Некоторые авторы утверждали, что Таро — наследие Атлантиды. Но все-таки чемпионом туманных гипотез мы считаем Е.П. Блаватскую, которая, решив, что и Египет недостаточно загадочен и древен, чтобы быть колыбелью Таро, высказалась так: «...оно родилось в таинственной области, определить местонахождение которой никто не смеет и которая вызывает чувство безнадежности у географов и христианских теологов, — области, в которой Браман поместил свою Kailasa, гору Меру и Parvati Pamir, извращенный греками в Парапа- миз». Таковы мифы о Таро. Памятуя старинную присказку «сказка — ложь, да в ней намек», попытаемся выделить рациональное зерно из вышеизложенного. Для начала необходимо ознакомиться с историей игральных карт.

История игральных карт начинается с 1120 года: именно в это время в Китае, по свидетельству словаря Чинг-Цзе-Тунга, появилась игра, в которой использовались тонкие пластинки из слоновой кости с символическими рисунками. Китай, как известно, уже со 2-го в. до н.э. оживленно торговал со странами Передней Азии, а позднее и с Европой. Да и Европа со времен первых крестовых походов (1118 год) имела доступ в страны Азии и Африки. Так или иначе, карты проникли в Европу и привились. Первое документальное упоминание о них (в Европе) относится к 1367 году, когда в Берне был издан указ о запрещении карточной игры. В 1379 году итальянский живописец Николо Кавелуццо вносит в хронику своего родного города следующее известие: «введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб». Древние карты были весьма похожи на современные, лишь отличаясь немного по изображению мастей. Древнейшая карточная игра в Италии называлась Тарок, а карты «тароччи», что, возможно, обусловило название колоды Таро.

Первые игральные карты, реально напоминающие Таро — колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428-м годом. Она была изготовлена известным художником XV столетия Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Марии Висконти с Франческо Сфорца. На картах этой колоды не было ни номеров, ни букв еврейского алфавита, ни надписей или астрологических символов, находящихся на современных картах Таро. Прошло 40 лет, и появилась колода с изображениями классических богов и астрологических символов: игральные карты приобретают более содержательный облик, приближаясь по значению к Таро.

Теперь пришло время внести некоторую ясность в мифический период истории Таро. Для этого воспользуемся теми скудными документальными источниками, которые отражают это время. Первый и наиболее достоверный — сами карты. Известно, что в картинках наиболее древнейших колод, датируемых XV веком, нет и намека на древнеегипетский символизм. Хоть Kircher в работе «Oedipus Aegiptiacus» (1652-1654г.г.) и упоминает египетские карты, это кажется сомнительным, так как в то время сведения о Древнем Египте ограничивались античными источниками, не всегда достоверными, а иероглифическое письмо Египта было расшифровано лишь в XIX веке. Индия также не могла быть родиной Таро, так как философия этой страны не имеет ничего общего со смысловой подоплекой карт. По мнению Е.П. Блаватской, «истинные Таро с их полным символизмом находятся лишь на цилиндрах Вавилона, которые каждый может видеть и изучать в Британском музее». И правда, в древневавилонских легендах есть много общего с сюжетами Таро, что неудивительно, так как наука христианского времени была под сильным влиянием древнееврейской и халдейской идеологии. Определенная общность символизма Таро и вавилонских изображений несомненно есть, но утверждать, что вавилонские цилиндры — точный прототип Таро, было бы слишком oпрометчиво.

 

 

В Таро широко используется аллегорический рисунок, свойственный алхимической литературе эпохи Возрождения. Следует также заметить, что в картах встречается множество христианских образов и атрибутов, например, в старых колодах Па- песса (Старший Аркан II — рис.1) нарисована в монашеской рясе, в короне, с крестом и книгой в руках. Эта аллегория традиционно изображала истинную христианскую церковь, а на карте Мир (Старший Аркан XXI) мы можем увидеть символы четырех евангелистов. Итак, включая в себя самые разные элементы восточного культа, Таро все-таки остается продуктом европейского средневековья. Единственным возражением против этой гипотезы может служить отсутствие в символике Таро образа Христа, но об этом будет сказано ниже.

Важной вехой в нашем исследовании послужит нечто уже реально похожее на Таро — «философская машина», изобретенная алхимиком и философом Раймондом Луллием, и описанная им в книге «Великое искусство» в 1274 году. Но заметим, что конкретно о Таро Луллий не упоминает, несмотря на то, что он был весьма просвещенным человеком своего времени и от него едва ли ускользнула бы такая вещь, как Таро. А к началу XVI века (1500 год) выходит в свет рукопись «Sermones de Ludo cum Alis», где приведен список Старших Арканов Таро с их современными названиями. На основании этих данных можно предположить, что Таро как философское явление начало свое развитие примерно с конца XIV века. Естественно, возникает вопрос: зачем надо было так усложнять простые игральные карты глубокой философской символикой? Оказывается, в Европе карты применялись иногда в педагогических целях: появлялись колоды с географическими, историческими, хронологическими сведениями. В 1507 году бакалавр теологического факультета в Кракове, Томас Мернер, в своем сочинении «Chartiludium logicae» учил логике по картам, распределяя ее положения по мастям. В связи с этим сразу вспоминаются наши современные студенты: карточки с написанными на них основными сведениями при подготовке к экзаменам были очень удобны. Неужели Таро — всего лишь набор своеобразных «шпаргалок» для изучения оккультной философии? Откуда же такой налет магизма и парящие вокруг карт тайны?

Вернемся к размышлениям о создателях Таро и о целях, которые они преследовали. В легендах упоминаются древнеегипетские жрецы, восточные мудрецы, аббат... Между этими персонажами есть определенная общность: все они владеют неким знанием, которое недоступно другим, и возможно, в случае обнародования, может повредить своим создателям. В средневековой Европе такими знаниями обладали в основном монахи, следовательно, скорее всего, авторство Таро принадлежит священнослужителям, составляршим клан, внутри которого была известна смысловая нагрузка символов Таро. В средние века церковники довольно активно занимались астрологией, алхимией и другими оккультными науками. Также заметим, что в начале развития европейской цивилизации все знания черпались, если не считать античных источников, на юго-востоке — в Азии и Африке. Теперь разберемся, какие монашеские ордена побывали в азиатско-африканских странах. Несомненно, это участники крестовых походов — госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы. Из этих трех орденов тамплиеры были наиболее увлечены религиозно-философской проблематикой. Возможно, нахватавшись восточной премудрости в дальних странствиях, они и впали впоследствии в epecf, за что весьма поплатились в 1307 году во Франции при Филиппе Красивом.

Итак, 13 ноября 1307 года орден был побит и разогнан, начальники вскоре осуждены и отправлены на костер, а уцелевшие рядовые рыцари-храмовники, напуганные и изувеченные, разбежались по всей Европе. Почти четыре века тамплиеры во Франции были на нелегальном положении, но свою линию восприятия христианства они все же гнули. Возможно, Таро стало своеобразной азбукой ордена Храма. А после того как великий магистр Жак де Моле проклял на костре разорившую орден королевскую династию и слова гнева начали исполняться с ужасающей точностью, рыцарей Храма(и до разгрома ордена пользовавшихся дурной славой) стали упоминать уже в связи с колдовством и мистикой. Может быть, именно та зловещая слава толкнула использовать Таро для гадания? Рассмотрим повнимательнее сами карты. Есть ли в картинках хоть намек на тамплиерскую ересь? Оказывается, есть.

Во-первых, несмотря на то что Таро — продукт христианской эпохи, в его символике нет образа Христа, а тамплиеры были объявлены еретиками именно за непризнание Его божественности.

Во-вторых, в Таро имеется другой образ, упоминаемый в тамплиерских рукописях — образ Повешенного (Старший Аркан XII): «Крест Христа не должен служить предметом поклонения, так как никто не станет поклоняться виселице, на которой был повешен его отец, родственник или друг».

В-третьих, тамплиеров обвиняли в поклонении идолу Бафомета (Сатаны), а такой образ в Таро имеется — Старший Аркан XV.

Итак, можно высказать предположение, что карты Таро — не что иное, как странички тайной доктрины тамплиеров, которая в результате долгих скитаний отверженных храмовников могла попасть к цыганам, а уж цыгане приспособят для гадания что угодно и каких только чудес не порасскажут охочей до тайн публике. Но эта гипотеза так же сомнительна, как и остальные.

Весьма бурный всплеск интереса к Таро пришелся на XVIII век, совпадая, между прочим, с реставрацией тамплиерства. В это время тамплиеры были оправданы, и соединены с масонами, образовав Орден св. Андрея и Шотландского Чертополоха. В этот период французский оккультист Сен-Мартен выпускает книгу «Натуральная таблица отношений, существующих между Богом, человеком и Вселенной», где имеется 22 главы, комментирующие Старшие Арканы Таро. А между тем колесит по всему свету Джузеппе Бальзамо (Калиостро), показывая разные фокусы и попутно рассказывая о Таро всякую всячину. В Марселе уже налажен массовый выпуск карт. И наконец, в 1781 году выходит труд некоего графа де Гибелина (масона), в котором говорится, что Старшие Арканы Таро не что иное, как изображения из тайной книги Древнего Египта — Книги Тота. Похоже, после «египетских» карт Кирхера, упомянутых выше, оккультисты больше ни о чем другом и думать не могли.

Далее эстафетную палочку перехватывает другой носитель древнеегипетской легенды — П. Христиан, который в 1854 году пишет «Историю магии». В этой книге он описывает ритуал посвящения в египетские мистерии, где особую роль играли символические картины, похожие на Старшие Арканы Таро. При этом Христиан ссылался на греческого теолога и философа Ямвлиха (ок. 250 — 330 г. н.э.), который в трактате «О Египетских Мистериях» пытался дать истолкование мантике в целом, но конкретно о Таро речи не было. Символические картины, упоминаемые Христианом, Ямвлих мог и выдумать, так как, борясь за упрочение язычества, он часто сочинял разные байки из жизни богов, считая (не без оснований), что чем фантастичнее будут божественные истории, тем безогляднее в них поверят. Но так или иначе, нельзя отрицать, что более поздние философы могли воспользоваться некоторыми аллегориями Ямвлиха для создания Таро. В этот же период времени усовершенствовались и сами карты — в 1856 году Элифас Леви украсил их древнееврейскими буквами, усмотрев параллель между Таро и Каббалой. В конце XIX века и теософы не обошли своим вниманием Таро, придавая его символам фаллический смысл, что еще более подчеркивает особую психологичность и универсальность символов Таро — ведь каждый видит в них наиболее интересующий его предмет. На этом отвлечемся от основной линии рассказа и немного поговорим о таком свойстве Таро, как универсальность.

Вернемся к исторически подтвержденному факту использования карт с преподавательской целью. Принимая это во внимание, можно предположить, что мистический смысл колода Таро приобрела, служа для изложения основных принципов метафизической философии. Это учение издавна рассматривало человеческое бытие как ограниченный набор стандартных ситуаций, закономерно связанных друг с другом, поэтому применение такой философской «азбуки» для гадания могло быть обусловлено тем, что символы карт представляли собой полную картину всех возможностей в жизни человека. По той же причине Таро может являться ценным инструментом психологической помощи, достаточно лишь распознать аналогии между изображенным на картах и жизненной ситуацией конкретного человека, его душевным состоянием. Явление универсальности карточного символизма подтверждает Карл Густав Юнг, заметивший, что символика Таро совпадает с разработанной им системой архетипов. Архетипы или прообразы — это некие изначальные формулы, отражающие коллективный общечеловеческий опыт, накопленный за время существования социума. Персонажи Таро также представляют собой собирательные образы (сродни мифологическим), общезначимые для человеческой психики. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что споры между толкователями Таро о преимуществе одного значения перед другим бессмысленны по причине универсальности этой символической системы, которая имеет много уровней рассмотрения: философы видят в ней один смысл, а предсказатели судеб — другой.

Начался XX век. Мистический туман вокруг Таро все сгущался. Этому немало поспособствовал

Жерар Энкосс, он же доктор Папюс, который выпустил трактат «Предсказательное Таро», включающий книгу Гермеса (Тота) с толкованием 22-х Старших Арканов. Приблизительно в это же время в поле зрения многочисленных читателей попадает сборник В. Шмакова «Великие Арканы Таро».

Отвлечемся от исторического повествования и проясним образ Тота или Гермеса Трижды Величайшего, в просторечии называемого Гермес Три- смегист, и содержание приписываемых ему книг. Один из ведущих богов мировой мифологии Гермес (Тот, Меркурий, Набу) являлся покровителем письменности, искусств, тайных наук и т.п. Его именем названо религиозно-философское учение — герметизм, включающее вавилонско-египетский мистицизм, иудео-христианский монотеизм, древнегреческую идеалистическую философию. Но в результате слияния этих философских и мифологических представлений Гермес потерял свой божественный статус, так как не вписывался в религию единобожия, и стал почитаться как великий пророк всех времен и народов. Он считался проводником Вселенского Разума. Древние авторы, например, Климент Александрийский, упоминают о 42 древних священных книгах Тота на египетском языке, в которых якобы содержались самые различные сведения научного и мистического характера, но до нас они не дошли и очевидцами документально не подтверждались. Имеющиеся герметические книги, по свидетельству справочных источников, были написаны на плохом греческом языке, а не переведены с египетского. Однако египетский элемент проявляется в некоторых основных идеях и в именах богов. Заметим, что в обзоре герметических произведений Вл. Соловьева нет и намека на Старшие Арканы Таро. Также стоит отметить, что в

«Книгах Тота», написанных вышеназванными авторами — толкователями Таро, нет ни одной точной ссылки на надежные первоисточники. В мире серьезной науки такие «филькины грамоты» не принято считать достоверными. Но вернемся к истории.

Итак, карты эволюционировали. Ими вплотную занялись оккультисты из ордена «Золотой Зари», адептами которого были вдохновители нацистского движения в Германии, сравнивавшие себя, кстати, с тамплиерами. Основатель этого общества — Макгрегор Мэтерс — также исследовал тему предсказаний с помощью Таро. Позднее «Золотой Зарей» руководил Артур Эдвар Уэйт, написавший в 1908 году книгу «Ключ к Таро» и вместе с художницей Памелой Колмен-Смит изготовивший новую колоду Таро, где номерные карты (Младшие Арканы) были иллюстрированы. Таким образом пользователю этой колоды как бы навязывалась уже готовая интерпретация. Это впоследствии запутало многих оккультистов, занимавшихся Таро: они попросту «толковали толкование», и этот «испорченный телефон» продолжается до сих пор.

На этом фоне лучом «света в темном царстве» выглядит книга П.Д. Успенского, русского оккультиста, гурджиевца — «Новая модель Вселенной» (1914 год). Автор высказывает много критических замечаний по поводу толкования Таро: «Все авторы, писавшие о Таро, превозносят его до небес, называют универсальным ключом, но не указывают, как этим ключом пользоваться». Ниже сам Успенский, к сожалению подобно многим, описывает лишь свои галлюцинации на эту тему, не давая сколько-нибудь вразумительного объяснения или совета пользователю Таро.

Приложил сво



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: