ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ




Веричева О. Н. Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова

 

Социальные технологии направлены на решение трудностей отдельно взятого человека и всего общества. Понятие «технология» происходит от греческих слов «techne» искусство, мастерство, умение и «logos» учение, наука. Первоначального его использовали в системе технического знания для обозначения научной дисциплины или совокупности сведений о различных физико-механических, химических и других способах обработки сырья, полуфабрикатов и изделий в сфере общественного производства. Впоследствии оно получило широкое распространение и в других сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной и др. Это, в свою очередь, привело к появлению во второй половине XX века нового понятия «социальная наука», которое ввел в научный оборот английский философ, социолог австрийского происхождения Карл Раймунд Поппер (Popper, Karl Raimund), (1902-1994).

Источником развития социальной технологии, по мнению К.Р. Поппера являются практические проблемы человека и общества. Социальная технология призвана, эффективно решать такие проблемы как бедность, безработица, потеря здоровья и т.д. В частности, К.Р. Поппер, предлагает следующее определение этому понятию – метод пробных попыток решить наши проблемы с помощью предположений (или озарений), контролируемых суровой критикой. Это – осознанно критическое развитие метода «проб и ошибок». Следовательно, критериями эффективности научного социального метода является ориентированность его на решение практических проблем, а также каждое научное предположение, выдвигаемое в социальной технологии, которое должно быть подвергнуто критическому анализу.

В США, Великобритании, Франции разрабатывались и внедрялись прикладные социальные технологии. В частности, американский социолог Герберт Джей Ганс (1927) при разъяснении содержания такой технологии обращает внимание на то, что необходимо знать, кому мы помогаем, а кому наносим вред намеренно или неумышленно, чтобы определить, что не следует делать во имя лучшего общества. Конструирование социальных технологий является способом решения проблем, выявленных с помощью научного исследования (социологического, социально-диагностического и т.д.) объекта воздействия.

Наибольшее распространение термин «социальная технология» получает в зарубежной литературе в 1970-е гг. Такие ученые как Н. Виг, С. Лем, Н. Стефанов, М. Марков и другие разрабатывают обоснование средств, инструментария, форм социальной технологии.

Интересно обоснование природы возникновения социальных технологий в исследовании болгарского ученого Николы Стефанова. В его монографии «Общественные науки и социальная технология», опубликованной на русском языке в 1976 году, социальная технология определяется как деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности.

Другие ученые, разрабатывающие проблемы социальных технологий, опираются на подход Марко Маркова, который в своей монографии трактует социальную технологию, как способ реализации конкретного сложного процесса решения социальной проблемы путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, выполняемых однозначно.

По мнению отечественного ученого Н.Ф. Тарасенко, социальная технология является специфическим средством преобразования природы на основе труда и познания, одновременно развертыванием в данном процессе человеческих способностей и творческих дарований.

Л.Я. Дятченко предлагает рассматривать социальную технологию в разрезе двух составляющих, характеризуя их следующим образом: «социальная технология как общественный феномен, имеет две составные части: с одной стороны – это целенаправленная деятельность человека по совершенствованию социальных отношений и себя как личности, с другой – это область теории, особым образом организованные знания.

Сущность социальных технологий применительно к социальной работе Е.И. Холостова интерпретирует как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Здесь охарактеризован общий подход к пониманию сущности социальных технологии в социальной работе, где они, с одной стороны, могут быть оформлены в виде теоретических знаний, опыта, умений, а с другой – практики работы субъектов социальной деятельности.

В российской науке происходит дальнейшее развитие понятий «технология социальной работы» и «социальные технологии в социальной работе».

П.Д. Павленок в 2004 вводит понятие социальные технологии в социальной работе, которое определяет как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения различного рода социальных проблем, обеспечение эффективности реализации задач социальной защиты населения. Причем они базируются, по мнению автора, на опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, социальной инженерией, теорией управления, правом, социальной педагогикой и др.

М.В. Фирсов в 2007 году раскрывает термин «технология социальной работы» как целенаправленный, специально организованными операциями и процедурами процесс и результат помощи, активизирующий взаимодействия людей друг с другом, группами, институтами, сообществом в целях содействия личным и социальным переменам. В этом подходе явно можно определить две составляющие технологии социальной работы: процесс помощи, включающий операции, процедуры и ее результат.

Ряд других авторов: В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, П.Д. Павленок и другие под технологиями социальной работы понимают упорядоченную совокупность форм, методов, способов воздействия и рациональное разделение деятельности на этапы, алгоритмы, циклы с целью улучшения социального и материального благополучия индивидов. При этом они отмечают, что технология социальной работы входит в категорию социальных технологий и обладает всеми присущими им особенностями.

Таким образом, технологии социальной работы представляют собой последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов человека и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации.

Как деятельность технологии социальной работы представляют собой комплекс приемов, обеспечивающих достижение благоприятных условий жизни людей (в том числе для самых потенциальных социальных групп общества – молодежи и детей). Практическая деятельность, которую осуществляют учреждения социального обслуживания населения, используемые ими новые методы и техники решения проблем граждан в современном обществе, находят свое отражение в понятии «технологии социальной работы». Оно может быть рассмотрено как совокупность методов, средств, предметов и способов организации человеческой деятельности по воздействию на социальные процессы и системы с целью улучшения качества жизни населения.

Технологии социальной работы, как практическая деятельность и область теоретических знаний имеет свою структуру, в которую входит объект и субъект.

К объектам технологий социальной работы в соответствии с подходом Ю.П. Сурмина, Н.В. Туленкова можно отнести людей, их взаимодействие, малые и большие группы, а также различные социальные институты и организации. В этом контексте в технологиях социальной работы рассматриваются граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как большая социальная группа, являющаяся объектом воздействия.

Ближайшее окружение человека (семья, друзья, клубное объединение, актив общественной организации и др.) является малыми группами, которые подразделяются на формальные и неформальные. Первые создаются по разработанному регламенту для выполнения общественной, социозащитной и другой санкционированной со стороны государства деятельности. Таким могут быть общественные организации, клубы, семья, творческие студии и т.д., где также применяются социальные технологии (технологии организации волонтерской деятельности, досуга и др.).

Неофициальные малые группы возникают спонтанно под воздействием общих интересов людей, их совместной деятельности и имеют стихийную организационную структуру. К данным объединениям можно отнести сообщества друзей, семью, коллег по учебной и профессиональной деятельности и другие

В условиях неформальных малых групп также применяются различные социальные технологии, в том числе, технологии социальной работы с персоналом организации, с семьей и др.

Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, является объектом, а впоследствии субъектом реализации социальных технологий, технологий социальной работы с безработным, мигрантом, выпускником учреждений государственного попечения, инвалидом, человеком, отбывающим наказание и других.

Сам гражданин становится активным участником технологий социальной работы, её субъектом благодаря своему труду, освоению знаний, умений и навыков, реализации своих творческих способностей и дарований, собственной активной жизненной позиции.

Технологии социальной работы ориентируют на целенаправленное взаимодействие социальных субъектов: с одной стороны, как организатора взаимодействия и инициатора преобразований (специалиста по социальной работе); а с другой – субъекта, как участника взаимодействия (человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию).

Следовательно, предметом исследования технологии социальной работы являются возможности и качество жизнедеятельности, как человека, так и общества, интенсивность и эффективность этих процессов, а также проблемы, способы и алгоритм решения удовлетворения потребности человека в социальных услугах, способствующих преодолению его трудной жизненной ситуации.

Необходимо обратить внимание ещё и на то, что технологии социальной работы, судя по анализу литературы, реализуются в двух формах: разработки продуктов, содержащих процедуры и операции, алгоритмы (программы, проекты и др.) и практической деятельности социальных служб по оказанию поддержки гражданам, разработки программ и проектов, направленных на предупреждение и решение трудных жизненных ситуаций, социальных проблем человека и его социального окружения.

К отличительным признакам технологий социальной работы, можно отнести:

- разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

- скоординированность и поэтапность действий специалистов, реализующих проект, программу и др. по достижению искомого результата;

- каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций.

- динамичность, которая проявляется в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом в эвристическом характере деятельности;

- непрерывность, которая диктуется необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на его влияние;

- цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами и обусловленная цикличностью организаторской работы;

- дискретность технологического процесса, которая проявляется в неравномерности степени воздействия на клиента с момента целеполагания до исполнения принятого решения.

Внедрение технологий социальной работы в соответствие с охарактеризованными признаками способствует получению планируемого результата.

Критериями эффективности разработанных технологий социальной работы являются:

- простота(она не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции);

- гибкость(адаптация к изменяющейся обстановке);

- надеж­ность(наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма);

- экономичность(технология может быть эффективной, но неэкономичной);

- удобство эксплуатации(прекрасно разработанная технология окажется бесполезной, если она неудобна для людей, которым придется с ней работать).

Разнообразие технологий социальной работы не исключает возможности их классификации. Вопрос о классификации технологий социальной работы является сложным и дискуссионным. Основаниями их классификации могут быть тип социального процесса, масштаб объекта технологизации, степень новизны, тип выполняемой функции, время жизни, сферы применения, уровни и др.

По типу социального процесса, учитывая интегрированный характер социальной работы, ученые выделяют собственно социальные технологии, экономические, моделирующие хозяйственно-экономическую деятельность; экологические, ориентированные на моделирование и взаимодействие человека с природой; социальные, регулирующие социальную сферу общества; политические технологии, которые оперируют политическими процессами, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские. В эту же классификационную группу можно отнести технологии: культурологические, представляющие явления и процессы в сфере культуры; духовно-идеологические, моделирующие идеологические и духовные процессы; информационные, отражающие информационные процессы; управленческие, ориентированные на оптимизацию управленческих процессов.

Технологии социальной работы в зависимости от уровня делятся на: простые, доступные неспециалистам; сложные, требующие наличия особой квалификационной подготовки у специалистов; комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов работающих в разных областях.

С точки зрения масштабности объекта технологизации выделяют:

а) глобальные социальные технологии, направленные на регулирование проблем современной цивилизации; континентальные, ориентированные на решение проблемы континента; национальные, решающие проблемы в пределах страны; технологии обновления общественной системы, ориентированные на изменение социально-экономической системы общества. К этой классификационной группе могут быть отнесены технологии: технологии человеческого капитала, ориентированные на развитие личности, человеческих ресурсов и другие;

б) региональные социальные технологии, которые обеспечивают территориально организацию социальной жизни. Они ориентированы на решение конкретных региональных проблем, преодоление разбалансированности социальной сферы, оптимизацию социальных процессов. Применительно к региону разрабатываются пакеты социальных технологий, каждая из которых решает определённую проблему. Поэтому, достаточно большой интерес для практики вызывает анализ наиболее эффективных технологий социальной работы в отдельных регионах Российской Федерации;

в) локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем населения.

Технологии социальной работы можно классифицировать по степени новизны. К этой классификационной группе относятся: инновационные (новаторские); традиционные, ретро (рутинные). Под инновационными технологиями В. Н. Иванов, В. И. Патрушев понимают инновационную деятельность, в результате которой создаются и материализуются нововведения общества, инициативы, вызывающие качественные изменения в разных сферах жизни, рациональное использование материальных, экономических и социальных ресурсов. Инновационные социальные технологии выступают, прежде всего, как важный элемент и результат человеческого творчества, направленного на улучшение механизма, повышение эффективности и качества труда, общественного производства, устойчивого социально-экономического развития страны. Различные инновационные проекты, программы, технологии, направленные на решение социальных проблем могут быть созданы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Приведем им более подробную характеристику: инновационные (новаторские), представляют собой нововведения. В качестве примера можно привести внедрение социального туризма, как технологии социокультурной реабилитации инвалидов. Традиционные представляют собой известные апробированные и устоявшиеся формы социальной деятельности ориентированной на имеющиеся традиции; ретро (рутинные) – это технологии заимствованные из прошлого.

По типу выполняемой функции различают технологии социальной работы: познавательные, представляющие собой алгоритмы познания; обучающие, осуществляющие процесс обучения в аспекте той или иной педагогической доктрины. К этой классификационной группе можно также отнести игровые технологии, являющиеся средством имитации реальной деятельности; правоохранительные; психологические как способы воздействия на психические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности человека, его межличностное взаимодействие.

Время жизни, как основание классификации, позволяет выделить длительные и кратковременные технологии социальной работы. Длительные развиваются в пределах целых исторических эпох, например, социально-педагогические технологии в работе с молодежью. Кратковременные, как правило, разрабатываются для решения острой социальной проблемы, при ее разрешении надобность в данном виде социальной деятельности пропадает. Здесь в качестве примера можно привести технологии сезонной занятости учащейся молодежи на период каникул.

По масштабу общественной проблемы принято выделять два класса технологий социальной работы: общие (универсальные) и частные.

Теория и практика социальной работы, сложившаяся в России и за рубежом, позволяет выявить ряд видов технологий социальной работы с гражданами, попавшими в трудную жизненную ситуацию: социальный контроль и социальная профилактика, социальная диагностика, социальная реабилитация и терапия, социальное обслуживание, опека и попечительство, социальная защита и другие. Они выступают как общие (универсальные) технологии.

Любая общая (универсальная) технология социальной работы реализуется с помощью пакета частных технологий: экономических, финансовых, организационных, которые наиболее эффективно решают конкретные проблемы человека попавшего в трудную жизненную ситуацию или группы. При этом, частные технологии социальной работы должны основываться на наилучших достижениях общей технологии, включать эффективные современные методы и средства анализа и решения проблем и вместе с тем отражать специфику объекта, требования, предъявляемые к кадрам. К частным технологиям можно отнести: социально-бытовую адаптацию инвалидов, обучение техникам составления профессионального резюме безработного, реадаптацию граждан, вышедших из пенитенциарных учреждений и т.д. По сферам жизнедеятельности людей различают экономические, политические, духовно-культурные, технологии управле­ния социальными процессами. А так же по сфере применения можно выделить технологии социальной работы в здравоохранении, занятости, образовании, пенитенциарных учреждениях, в вооруженных силах, на производстве и др.

Объекты технологии социальной работы подразделяются на категории (например, семьи бывают студенческие, многодетные, неполные, малоимущие и др.) и социальные группы: дети, молодежь, пенсионеры, взрослые, инвалиды и др.

В практике социальной работы сложилась деление частных технологий в соответствии с социальной группой или категорией объекта. Поэтому для можно выделить технологии социальной работы по различным ее категориям: технологии социальной работы с семьями, молодежью, с инвалидами, безработными, мигрантами, с гражданами, имеющими девиантное поведение и т.д.

Таким образом, объектами технологии социальной работы выступают люди, их взаимодействие, малые и большие группы, а также различные социальные институты и организации, взаимодействующие с ними, технологии социальной работы основываются на разработанной теоретической системе знания, на социально-технологическом подходе, который предполагает учет внутренних и внешних связей социальных явлений, многовариантности и естественности их изменений, а также ориентацию на развитие человека как личности и создание для каждого возможности реализовать имеющийся потенциал.

Литература

  1. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. – М., 2004.
  2. Патрушев В.И. Основы общей теории социальных технологий. – М., 2008.
  3. Сурмин Ю.П., Туленков Н.В. Теория социальных технологий. Учеб. пособие. – Киев, 2004.
  4. Технология социальной работы. Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. – М., 2011.
  5. Технология социальной работы. Учебник/Под ред. В.И. Жукова. – М., 2011.
  6. Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Технология социальной работы: учеб. для бакалавров – 3-е изд., прераб. и доп. – М., 2012.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: