Анализ основных финансово-экономических показателей деятельности предприятия




 

Предприятие «Фалке Мебель» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на продукцию, реализует свою мебель самостоятельно или через агента по установленным ценам и тарифам на договорной основе.

Источником формирования имущества компании являются денежные и материальные вклады учредителя Общества, доходы, полученные от реализации работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности.

Основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия ООО «Фалке Мебель» (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках за 2008, 2009 года в Приложениях 6.1, 6.2 и 7.1, 7.2), таблица 2.

Таблица 2.

Показатели ед. измерения 2008 год 2009 год Темпы роста, % абсолютное отклонение +; -
  Выручка Тыс. руб.     104,69 +1232
  Прибыль (убыток) от продаж Тыс. руб.     191,43 +2602
  Прибыль (убыток) до налогообложения Тыс. руб.     331,58 +3079
  Чистая прибыль (убыток) Тыс. руб.     393,79 +3076
  Среднегодовая стоимость ОС Тыс. руб.   144,5 58,5 -102,5
  Среднегодовая стоимость оборотных средств Тыс. руб. 26256,5 29795,5 113,48 +3539
  Средняя численность работников Чел.        
  Фондоотдача Руб. 106,45 190,48 179,24 +84,03
  Рентабельность продаж % 10,9 19,8 181,17 +8,9
  Производительность труда Тыс. руб 657,3 688,1 104,69 +30,8
  Себестоимость продаж Тыс. руб.     87,03 -2145
  Себестоимость вып. продукции Тыс. руб.     84,38 -2574
  Прямые затраты материалов Тыс. руб.     85,23 -1956
  Собственный капитал Тыс. руб. 9385,5 11181,5 119,14 +1796
  Рентабельность собственного капитала % 11, 16 36,87 330,38 +25,71

 

Как видно из таблицы, у предприятия увеличилась чистая прибыль по сравнению с 2008 годом на 293,79% или на 3076 тыс. руб. Это произошло вследствие снижения себестоимости выпущенной продукции на 15.62% и увеличения прибыли от продаж на 91,43, что связано с понижением курса евро (предприятие закупает материалы у иностранных поставщиков). На предприятии же курс евро зафиксирован распоряжением директора на 1 евро /42 руб. Исходя из внутреннего курса евро на предприятии, складывается продажная цена на продукцию. Предприятие очень материалоемкое: прямые затраты материалов в себестоимости продукции в 2009 году составляют 81, 17%.

Увеличение прибыли привело к увеличению рентабельности реализованной продукции на 81,17%.

Важный показатель эффективности производств - фондоотдача - величина продукции, полученная с рубля стоимости основных фондов. В 2009 году фондоотдача основных средств увеличилась по сравнению с базисным годом на 84,03 руб., это обусловлено опережением темпов роста выручки от реализации (104,69%) над темпами роста среднегодовой стоимости основных фондов (58,5%).

Мы видим, что изменений в среднесписочной численности не произошло, однако производительность труда в 2009 году увеличилась на 30, 8 тыс. руб., что является следствием увеличения выручки предприятия на 1232 тыс. руб. Фонд оплаты труда на предприятии составляет 10% от продажной цены выпущенной продукции, поэтому каждый работник предприятия материально заинтересован в увеличении объемов поизводства.

Собственный капитал предприятия увеличился в отчетном периоде на 1796 тыс. руб. за счет увеличения нераспределенной прибыли и уменьшения задолженности перед участниками (учредителями) по выплате доходов. Так как чистая прибыль увеличилась на 293,79%, повысилась рентабельность собственного капитала на 230,38%

В целом, можем говорить об улучшении финансового положения предприятия.

 

 

Глава 2. Учет труда и его оплаты.

 

2.1. Нормативное регулирование учета труда и заработной платы

 

Нормативная база бухгалтерского учета состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями субъектами управления.

К документам первого уровня можно отнести следующие нормативные акты.

1. Конституция РФ

Право граждан на труд закреплено Конституцией РФ, ст.37 которой определено, что каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ). Принят Федеральным законом от 30.12.2001г. № 197-ФЗ.

ТК устанавливает новый порядок взаимоотношений между работодателем и представителями работников.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать сорок часов в неделю. Право принимать решение о возможности работать за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по инициативе работодателя, т.е. сверхурочно, предоставлено самому работнику. Необходимо лишь письменно подтвердить свое согласие (ст.99).

Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ст.133).

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть вторая. Принят Федеральным законом от 05.08.2000 г. №117-ФЗ.

Главой 23 ”Налог на доходы физических лиц” НК РФ части второй введен налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Объектом налогообложения для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовому и гражданско-правовому договорам.

В главе 25 НК РФ части второй ”Налог на прибыль организаций” установлен состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции и учитываемых при налогообложении прибыли.

4. Федеральный закон ” О бухгалтерском учете ” от 21 ноября 1996 г. №129 – ФЗ. Этим законом рассматриваются общие положения по ведению бухгалтерского учета.

5. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 841 ” О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей” (с изменениями от 20 мая 1998 г., 8 августа 2003 г., 6 февраля 2004 г., 14 июля, 15 августа 2008 г.)

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы, со всех видов пенсий и компенсационных выплат к ним, с ежемесячных доплат к пенсиям, со стипендий, с пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице (только по решению суда).

Взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода производится после удержания из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 г. Москва "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений". Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Второй уровень системы составляют российские стандарты – Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках. Нормативная база второго уровня включает в себя следующие нормативные акты.

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н. (в редакции Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н.). Раскрывает общие положения, правила ведения бухгалтерского учета и отчетности, документирование хозяйственных операций, основные правила оценки статей бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

2. Положение по бухгалтерскому учету ”Доходы организации”. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г.№32н. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

3. Положение по бухгалтерскому учету ”Расходы организации”. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н. При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация;

прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

 

Третий уровень составляют рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней. Примерами таких документов являются:

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н). По плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с инструкцией организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов.

1. Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 07.121998 г. №121.

Четвертый уровень составляют рабочие документы организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах. К документам этого уровня можно отнести приказ об учетной политике, устав организации, рабочий план счетов, график документооборота и другие.

Все четыре уровня документов определяют общие правила организации и ведения учета труда и заработной платы и распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы.

В организациях в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками трудовой деятельности коллектива, оплаты труда и материального поощрения, работающих на основе законодательных актов разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы. В «Фалке Мебель» внутренними нормативными документами являются:, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, штатное расписание и должностные инструкции (см. приложения)

 

2.2. Документальное оформление учета численности работников, отработанного времени и выработки.

 

 

Все финансово-хозяйственные операции предприятия, в том числе и начисление заработной платы, должны быть документально оформлены и обоснованы.

Перечень первичных документов по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом (оплаты труда) и формы этих документов утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Первичный учет численности персонала организации осуществляется на основании следующих документов:

приказа (распоряжения) о приеме на работу (форма № Т- 1 ),который является основанием для приема на работу. Лицо, ответственное за учет личного состава работников организации, в соответствии с этим приказом заполняет на каждого вновь принятого личную карточку, делает запись в трудовой книжке, а в бухгалтерии открывается лицевой счет (Приложение 2);

личной карточки (форма Т-2 ), которая заполняется на каждого работника. В ней содержатся общие сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске и другие дополнительные сведения (Приложение 16);

приказа (распоряжения) о переводе на другую работу (форма Т-5), который применяется при оформлении переводаработника из одного структурного подразделения в другое;

приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска (форма Т-6 ), который применяется для оформления ежегодногои других видов отпусков, предоставляемых работникам в соответствии с ТК РФ, действующими законодательными актами и положениями, коллективными договорами и графиками отпусков (Приложение 9);

приказа (распоряжения) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (форма Т-8), который применяется при оформлении увольнения работников. На его основании бухгалтерия производит расчет с работником;

· Штатное расписание (форма №Т-3) применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица (Приложение 8);

Для учета рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются следующие унифицированные формы первичной документации:

табель учета рабочего времени и расчета заработной платы (форма № Т-12) и табель учета рабочего времени (форма Т-13), в которых фиксируется использование рабочеговремени всех работающих в данной организации (Приложение 5).

Табель по форме № Т-13 используется в условиях автоматизированной обработки данных. Форма № Т-12 заполняется вручную работником бухгалтерии. Условные обозначения отработанного и неотработанного времени, представленные на титульном листе формы № Т-12, применяются и при заполнении формы № Т-13. Если на предприятии применяется авансирование работников по оплате труда, то табель заполняется дважды: за первую половину месяца для начисления аванса и за весь месяц.

Эти табели составляются в одном экземпляре и передаются в бухгалтерию. Они позволяют не только учитывать время, отработанное всеми категориями служащих, но и контролировать соблюдение рабочими и служащими установленного режима работы. На основании табелей рассчитывается заработная плата, составляется статистическая отчетность по труду.

Учет использования рабочего времени ведется в табелях или методом сплошной (каждодневной) регистрации явок и неявок на работу, или путем регистрации только отклонений (неявок, опозданий и т.д.). На предприятии «Фалке Мебель» используется унифицированная форма табельного учета рабочего времени. Учет использования рабочего времени ведется методом сплошной регистрации. Учет рабочего времени персонала офиса ведет сотрудник офиса, а рабочих в цехах - мастер. В конце каждого месяца в табеле по каждому работнику подсчитывают общий календарный фонд рабочего времени, количество явок и неявок. Оформленные табеля сдается на проверку главному бухгалтеру, который производит расчет заработной платы сотрудников, находящихся на повременной форме оплаты труда.

Отметки о причинах неявок на работу или о неполном рабочем дне, о работе в сверхурочное время и другие отступления от установленного режима работы должны вноситься в табель только на основании документов (листки нетрудоспособности, справки, приказы о выполнении государственных или общественных обязанностей и т.п.).

Учет времени, потраченного на сверхурочные работы, может осуществляться и на основании списков лиц, выполнявших эти работы. Списки составляются и подписываются начальником структурного подразделения. Руководитель сверхурочных работ делает отметку о количестве фактически проработанных сверхурочных часов. На основании списков с такой отметкой данные вносятся в табель. Время простоев также может учитываться в табеле. Соответствующие данные вносятся на основании листков о простое, выписанных руководителем структурного подразделения. Для расчета и выплаты заработной платы применяются следующие формы ведомостей.

расчетно-платежная ведомость (форма Т-49), которая рекомендована для средних и малых организаций. При составлении этой формы допустимо не заполнять другие расчетные и платежные ведомости;

расчетная ведомость (форма Т-51), которая применяется для расчета заработной платы всем категориям работающих. Рекомендована для применения в крупных организациях;

платежная ведомость (форма Т-53), которая применяется для учета выплат заработной платы (Приложение 10);

лицевой счет (формы № Т-54 и № Т-54а), который заполняется бухгалтером на каждого работника на основании первичных документов о приеме на работу и в котором указывается необходимая информация: фамилия, имя, отчество; цех, отдел организации; категория персонала; табельный номер работника; количество детей (для определения выче-

тов при расчете налога на доходы физических лиц); дата поступления на работу.

Лицевой счет заполняется в течение года, в нем помесячно отражаются все виды произведенных начислений и удержаний. Данные, содержащиеся в лицевом счете, являются основанием для расчета среднего заработка при оплате отпуска, начислений по больничным листкам и т.д. На следующий год на каждого работника открывается новый лицевой счет. В нем сосредоточены данные об отпусках, о больничных листах и т.п. Этот документ является главным источником данных для расчетов пенсии работнику. Поэтому по закону он должен храниться в архиве в течение 75 лет после увольнения работника.

По мере поступления первичных документов по учету использования рабочего времени или по учету выработки и заработной платы бухгалтерия проверяет правильность их оформления и производит их счетную обработку.

Дополнительные выплаты в виде премий, вознаграждений и компенсаций на исследуемом предприятии оформляются распоряжениями руководителя (приложение 3).

Расчет заработной платы производится по результатам учета фактически проработанного рабочего времени, доплат за сверхурочные работы, причитающихся премий и других выплат. При этом делаются записи в лицевом счете каждого работника, где также фиксируется содержание приказов.

Совокупность указанных первичных документов позволяет бухгалтерии проводить вычисления по оплате труда.

Расчеты по заработной плате осуществляются по расчетно-платежной ведомости (форма № Т-49). Результаты ежемесячных расчетов по оплате труда обязательно заносятся в лицевые счета работников. В расчетных ведомостях, кроме начисления сумм по оплате труда, проводятся также расчеты удержаний с персонала (налог на доходы физических лиц, удержания по исполнительным листам и т.п.). Кроме этого, по данным расчетных ведомостей проводятся также вычисления всех налогов и отчислений, которые делаются с предприятия, и базой для которых является фонд оплаты труда. Это, в первую очередь, единый социальный налог (взнос), а также страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве.

Заработная плата выдается по платежной ведомости (форма Т-53) (приложение 10). На титульном листе этой формы указывается общая сумма выплаченной и депонированной заработной платы. При необходимости в графе «Примечание» указывается номер предъявленного документа. При заполнении платежной ведомости после последней записи необходимо заполнить итоговую строку. Итоговые строки могут быть заполнены в конце каждой страницы.

Важнейшими показателями, отражающими затраты труда, являются нормы труда, которые устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Законодательством о труде предусмотрены следующие виды норм труда:

норма выработки — количество продукции, которое работник (группа работников) определенной квалификации должен произвести в единицу рабочего времени,

норма времени — количество рабочего времени (в часах, минутах), которое должен затратить работник (группа работников) определенной квалификации на производство единицы продукции (работ, услуг);

норма обслуживания — количество объектов (единиц оборудования, производственных площадей, рабочих мест и т.д.), которые работник (группа работников) должен обслужить в единицу времени (за час, рабочий день, рабочую смену, рабочий месяц);

норма численности — количество работников соответствующей квалификации для выполнения определенного объема работ (производственной, управленческой функции).

В зависимости от характера производства для учета выработки продукции применяются различные первичные документы — наряд на сдельную работу, маршрутный лист, рапорт о выработке и др. В условиях массово-поточного производства выработка учитывается при приемке готовой продукции. Выработка каждым членом бригады устанавливается на основании рапортов о выработке, заполняемых мастером.

При серийном производстве выработка учитывается при помощи марщрутных листов, в сочетании с рапортом бригадира или мастера, где фиксируется приемка работ (их объем) за смену.

При индивидуальном или мелкосерийном характере производства выработка учитывается, как правило, при помощи нарядов на сдельную работу. Их выписывают на основании технологических карт. Наряды могут выписываться на одну смену или на более продолжительный срок (до одного месяца) в зависимости от времени, необходимого для выполнения производственного задания. После приемки продукции от рабочих мастер подписывает наряд и передает его в бухгалтерию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: