Классификация государственных решений.
Государственное решение - это выбор и обоснование определенного проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей.
Это особый тип управленческих решений, составляющих функцию государственной власти.
Политические и административные решения:
• Политические решения - концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп, либо данного сообщества.
Примерами политических решений служат: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, законодательные акты конституционного характера, принятые Федеральным Собранием РФ, Указы Президента России по общим вопросам деятельности государства и др.
• Административные решения представляют собой акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов производственно-хозяйственной, социальной и культурной жизни людей и текущей практической деятельности отдельных организаций.
Административные решения - функция органов исполнительной власти и управления.
В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управлении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.
Государственные решения группируются:
1.По уровню субъектов в системе государственной власти и управления -решения:
-федеральных,
-региональных и
-местных органов;
2.По характеру целей и задач решения:
- политические или административные, -руководящие и исполнительские,
-стратегические или оперативно-тактические,
-общегосударственные или относящиеся к отдельным областям государственной жизни;
3.По сферам жизнедеятельности общества - решения хозяйственно-экономические, социальные, по проблемам государственного строительства и управления, культурного строительства и пр.;
4.По масштабам охвата объекта управления: решения общесистемные,
общеполитические,
макроэкономические,
микросоциальные (относящиеся к отдельным группам производственно-экономических и социальных коллективов);
5.По управленческим функциям - вопросам планирования, организации, контроля и др.
6. По степени публичности (открытости) — общего пользования, служебного пользования, секретные, совершенно секретные.
7. По значимости для исполнения - обязательные, рекомендательные
8. По формам правовых актов
- законы (конституционные, кодексы, федеральные, субъектов федерации);
-указы (царские, президентские);
-постановления (парламента, палаты парламента, правительства, суда, прокуратуры);
-распоряжения (президента, правительства, руководителей законодательных и исполнительных органов власти);
-приказы (руководителей госорганов и их структурных подразделений; военные);
-приговоры (суда);
-санкции (следственных, прокурорских органов); декреты;
- указания, предписания, инструкции и т.д.;
-программы, декларации, положения, уставы; межгосударственные договоры и соглашения.
Качество и эффективность государственных решений
К задачам государства на стадии оценки качества и эффективности гос.решений можно отнести оценку:
— социально-политической эффективности управленческих действий конкретных институтов государства, уровня и характера их управленческих взаимосвязей;
— применяемых методов и аналитических процедур при разработке конкретных (важнейших) решений;
— профессиональной деятельности кадров, их вклада в успешное (негативное) продвижение и реализацию определенных решений;
— характера взаимодействия административных и политических фигур в системе принятия решений;
— эффективности деятельности представителей различных ветвей власти;
— эффективности и результативности всего процесса принятия решений.
Эффективность государственных решений предполагает оценку итоговых параметров управленческих действий с точки зрения:
• соотнесения затраченных и приобретенных ресурсов;
• соотношения положительных результатов (их превышение над нежелательными) и допустимых затрат;
• измерения уровня затраченной единицы ресурса в единицу времени;
• соответствия полученных итогов интересам тех или иных групп общества.
В отличие от стран, где оценивание превратилось в неотъемлемый инструмент совершенствования и реформирования государственного управления, в России такая система контроля только складывается.
В настоящее время локально применяются процедуры, позволяющие оценивать деятельность госучреждений с точки зрения эффективности их внутренней организации, результативности администрирования, а также рациональности применяемых механизмов госрегулирования.
В международных отношениях применяются методики, в основном ориентирующиеся на выработку индикаторов, способных обеспечить межстрановые сравнения в области государственного управления.
К числу наиболее известных можно отнести индекс GRICS (Governance Research Indicator Country Snarshot), который с середины 1990-х годов рассчитывается по 200 странам.
Этот индекс оценки качества государства подразумевает оценку права голоса граждан и подотчетность правительства, политическую стабильность и отсутствие насилия, качество нормативного регулирования; соблюдение принципа верховенства закона; восприятие коррупции в обществе и собственно эффективность управления (качество бюрократии и государственных услуг, уровень независимости госслужбы от политического давления и др.).