Лекция. Техника безопасности, правила поведения в компьютерном классе
Роль информации в современном обществе.
ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе для учащихся
К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения;
Работа учащихся в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя;
Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя;
Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса;
Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
Перед началом работы необходимо:
Ø Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте.
Ø Разместить на столе тетради, учебные пособия так, что бы они не мешали работе на компьютере.
Ø Принять правильною рабочую позу.
Ø Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.
При работе в компьютерном классе категорически запрещается:
Ø Находиться в классе в верхней одежде;
Ø Класть одежду и сумки на столы;
Ø Находиться в классе с напитками и едой;
Ø Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;
Ø Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;
Ø Передвигать компьютеры и мониторы;
|
Ø Открывать системный блок;
Ø Включать и выключать компьютеры самостоятельно.
Ø Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
Ø Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;
Ø Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;
Ø Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;
Ø Удалять и перемещать чужие файлы;
Ø Приносить и запускать компьютерные игры.
Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:
Ø Соблюдать тишину и порядок;
Ø Выполнять требования преподавателя;
Ø Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;
Ø Соблюдать режим работы (согласно п. 9.4.2.Санитарных правил и норм);
Ø При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;
Ø После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;
Ø Оставить рабочее место чистым.
Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:
Ø Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки);
Ø Вертикально прямая спина;
Ø Плечи опущены и расслаблены;
Ø Ноги на полу и не скрещены;
Ø Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;
Ø Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
|
Ø При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю;
Ø При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю;
Ø В случае пожара, без паники, организованно покинуть кабинет;
Ø В случае травматизма обраться за помощью к преподавателю.
Основные этапы развития информационного общества.
В истории развития человеческого общества много раз происходили существенные изменения в области информации, которые можно назвать революциями.
Какие были информационные революции? И сколько их было?
v Первая информационная революция связана с появлением письменности. Письменность дала людям возможность для накопления и распространения знаний.
v Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с книгопечатанием. Возникла возможность сделать информацию массово-доступной, а не только ее сохранять. Грамотность стала явлением, охватившим широкие массы народа. Произошло ускорение роста науки и техники, приведшее к промышленной революции. Книги перешагнули национальные границы, что привело к началу создания общечеловеческой цивилизации.
v Третья информационная революция (конец XIX в.) была вызвана большим прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили быстро передавать информацию на большие расстояния.
v Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессоров и персональных компьютеров. Вскоре возникли компьютерные телекоммуникации, сильно изменившие системы хранения и поиска информации. Четвертая информационная революция произвела существенные перемены в развитии общества, появился новый термин «информационное общество».
|
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Информация становится предметом всеобщего потребления. Информационное общество обеспечивает любому субъекту доступ к любому источнику информации. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества — количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и стационарных телефонов и т.д.
Отличительные черты информационного общества:
v увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
v возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
v нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
v создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
o эффективное информационное взаимодействие людей;
o их доступ к мировым информационным ресурсам;
o удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
v развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;
v своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963).
В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных философов, как ЙошитаМасуда, Збигнев Бжезинский, Дж. Нэсбитт, М. Порат, Т. Стоунер, Р. Карц и др.
Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.
Первый этап занимает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы.
Второй этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров, использующих интегральные схемы, и их серийного производства.
Телекоммуникационная революция связана с появлением волоконно-оптических технологий и спутниковых технологий.
Слияние телекоммуникационных и компьютерной технологий породило на рынке много новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран. Они считают необходимым ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.
Информационные технологии стоят гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам высокий уровень жизни. А лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.
Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций стали создаваться информационные сети огромных масштабов, в том числе глобальные. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.
Под информационными ресурсами понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.
Между информационными и другими ресурсами существует одно различие: всякий ресурс после использования исчезает, а информационный — нет, им можно пользоваться много раз, он может копироваться без ограничений. Более того, информационный ресурс имеет склонность увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом появляется дополнительная информация.
Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь на информацию, составляющую государственную тайну и просто конфиденциальную.
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Из истории человечества нам известно, что некоторые научные изобретения сильно повлияли на ее ход, на развитие цивилизации. К их числу относятся изобретение колеса, парового двигателя, открытие электричества, овладение атомной энергией и пр. Процессы резкого изменения в характере производства, к которым приводят важные научные открытия, принято называть научно-технической революцией (НТР).
Появление компьютерной техники во второй половине XX века стало важнейшим фактором научно-технической революции.
v Первый этап начинается с создания первой электронно-вычислительной машины ENIAC (ЭВМ) в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось небольшое число людей, в основном в научной и производственной областях.
v Второй этап начинается в середине 70-х годов и связан с появлением и всеобщим распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко применяться не только в науке и производстве, но и в системе общего образования, сфере обслуживания, быту. ПК вошли в дом как один из видов бытовой техники наряду с телевизорами, магнитофонами.
v Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет. С появлением Интернета ПК, который помещается на письменном столе, стал окном в огромный мир информации. Появились такие понятия, как «мировое информационное пространство», «киберпространство». Именно появление Интернета дает возможность говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап «информационно-ориентированного общества».
С распространением ПК возникает понятие компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность — необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать ЭВМ для общественных и личных целей.
На первом этапе истории ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению создавать программы. Программирование изучалось главным образом в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.
На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на ПК с прикладными программами, выполнять минимум действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в самостоятельном режиме.
На третьем, современном этапе, важным элементом компьютерной грамотности становится умение пользоваться сетью Интернет и его ресурсами.
Один из этапов перехода к информационному обществу — компьютеризация общества, где все внимание отдано развитию и всеобщему внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
Основной инструмент компьютеризации — ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.