Самую существенную часть быта детей в ДОУ составляет режим дня




Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в программе для каждого года жизни ребенка. В условиях смешанной группы это не возможно, так как происходит совпадение во времени разных процессов. Поэтому, целесообразно составлять режим общий для всех.

- при наличии в группе детей двух смежных возрастов – за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна – первыми встают на 15 минут раньше старшие дети);

- при определении общего режима для детей трех-четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.

Важно всегда соблюдать правило – режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).

Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.

Режим только тогда организует жизнь детей, является важным фактором воспитания, когда он выполняется четко и согласованно всеми работниками ДУ. Чтобы предупредить сокращение времени для самостоятельных игр и занятий, а также длительность прогулки, обеспечить своевременное питание, в лучших д/с установленный режим детской жизни обсуждается в коллективе и становится законом для педагогов, младших воспитателей и всего обслуживающего персонала. При изменении возрастного состава детей он обновляется.

В свете задач проектирования образовательного процесса в разновозрастных группах на основе новых требований (4,5) крайне актуальны и еще две проблемы: разработка продуктивных подходов к планированию обучения, воспитания, развития дошкольников и поиск эффективных форм и методов обучения в группах с разновозрастным составом. В литературе представлены работы, посвященные нюансам планирования и проведения непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе: Аванесова В.Н, Буре Р.С., Щербакова и др. Очевидно, что перед педагогом разновозрастной группы стоит сложная задача – подобрать такие формы работы, чтобы иметь возможность организовать их одновременно для всех детей. Логично деление группы на две подгруппы – младшую и старшую (дети среднего возраста включаются в первую или вторую подгруппу в индивидуальном порядке в соответствии с их достижениями на данный период). Многие формы работы, давно зарекомендовавшие себя в дошкольном образовании и сравнительно новые для данного уровня, приемлемы для детей любого возраста. Например. Малыши могут включаться в дежурство по столовой при условии, что основную работу выполняют старшие дошкольники, а младшие становятся их помощниками.

Идей проведения мероприятий в разновозрастной группе, приводимых в литературе много:

- младшие дети позднее включаются в работу и (или) раньше ее заканчивают;

- старшие дошкольники иначе мотивируются к работе, чем младшие;

- одновременно организуется самостоятельная деятельность одной группы и совместная с педагогом – другой;

- младшие дети получают более простые задания, чем старшие.

Общим для всех этих вариантов является то, что взаимодействие имеет «заорганизованный» характер.

Иной подход к организации деятельности детей связан с выбором воспитателем партнерской позиции. Н.А. Короткова выделяет основные характеристики партнерской деятельности взрослого и детей:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми (сотрудничество);

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное размещение, перемещение и общение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства);

- открытый временной конец образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе) и др. (16).

Партнерская позиция педагога позволяет осуществлять гибкий подход к организации совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной детской деятельности. По мнению Л.Л. Тимофеевой, налаживание продуктивных партнерских взаимоотношений между взрослыми и маленькими участниками образовательного процесса позволяет приблизить работу разновозрастной группы к идеалу, коим является жизнь большой, дружной, многодетной семьи.

 

 

В качестве источников педагогических рекомендаций по организации жизни и воспитанию детей в смешанных группах были использованы:

 

1. Л.Л. Тимофеева, Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Разновозрастная группа. Методическое пособие». М.: Центр педагогического образования, 2013

2. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. «Воспитание детей в дошкольных учреждениях села» (в условиях разновозрастной группы). – М., 1998.

3. Аванесова В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». – М., 1979.

4. Давидчук Е.Г. «Организация деятельности детей в разновозрастной группе». СПб.: ФЕНИКС, 2002

5. сост. Теленги В.И. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет». – М., «Просвещение», 1987.

6. Алексеева А.С., Дружинина Л.В., Ладедо К.С. «Организация питания детей в ДУ». – М., «Просвещение», 1990.

7. «Готовимся к аттестации!» (методическое пособие для педагогов ДОУ». – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000.

8. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». Дошкольное образование. 2004 №2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: