V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций




5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

<…>

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - не менее 240;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300.

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.»

<…>

VII. Требования к естественному и искусственному освещению (приводятся в извлечения в части, касающейся учебных помещений):

7.1. Естественное освещение

7.1.1. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

<…>

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

<…>

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

<…>

7.2.5. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

<…>

X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности

10.1. <…>

Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

<…>

10.15. В малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся начального общего образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования.

При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице 4.

Таблица № 4

Наполняемость классов-комплектов

  Классы, объединяемые в класс-комплект Количество обучающихся в классе-комплекте  
  1 + 3 8 - 10  
  1 + 2 8 - 10  
  1 + 4 8 - 10  
  2 + 3 10 - 12  
  2 + 4 10 - 15  
  3 + 4 10 - 15  
  <…>        
  ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ г. Москва, 119119, Ленинский пр. 42 тел. (495) 938-8777 факс (495) 930-6815 E-mail: eduprof@spectr№et.ru https://www.ed-u№io№.ru     Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву
4 марта 2015 г. № 91 На № ______________ от ____________   О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
 
           

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

 

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации вновь подготовлены изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением от 29 декабря 2010 г. № 189 (в редакции изменений № 1 и № 2)

Основанием для разработки изменений № 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10, размещенных на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения и экспертизы, как следует из Сводного отчета, является Ваше поручение от 28 августа 2014 г. № ДМ-П8-6542.

В Сводном отчете проекта изменений № 3 со ссылкой на Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утверждается, что новое регулирование направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, отсутствие которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Общероссийский Профсоюз образования, внимательно изучив проект изменений № 3, считает, что предлагаемые изменения в части снятия ограничений по наполняемости классов данным целям не соответствуют.

Так, в соответствии с действующими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях наполняемость классов не должна превышать 25 обучающихся. Однако эту обязательную предельную норму предлагается заменить на рекомендуемую норму, в соответствии с которой возможна «комплектация» классов большим количеством учащихся без определения каких-либо количественных ограничений. Предлагается соблюдать лишь нормы площади на одного учащегося, требования к расстановке мебели, к освещению и также удаленность мест для занятий от светонесущей стены.

Следует заметить, что наполняемость класса, составляющая не более 25 обучающихся, впервые на территории Российской Федерации была введена постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. № 119 «О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР» и не изменялась при переиздании Правительством Российской Федерации типового положения об общеобразовательном учреждении в последующих периодах на протяжении уже 24 лет.

В связи с отказом от регулирования деятельности образовательных учреждений путем принятия Правительством Российской Федерации соответствующих типовых положений единственным обязательным для применения нормативным правовым актом, устанавливающим предельную наполняемость классов, составляющую 25 обучающихся, являются «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10.

Считаем, что предельная норма наполняемости классов, составляющая в настоящее время 25 обучающихся, является в большинстве случаев сдерживающим фактором для бесконтрольного комплектования классов, поскольку норма площади, приходящаяся на 1 обучающегося, которая с 1999 года должна составлять 2,5 м2 на человека, и которую проектом изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 предлагается учитывать при «комплектации» классов большей наполняемости, до сих пор в большинстве субъектов РФ не обеспечивается даже при существующей предельной наполняемости.

По имеющимся сведениям площадь классов пока еще соответствует ранее применяемым строительным нормам, в соответствии с которыми площадь на одно ученическое место составляла 1,25 –1,5 м2, в связи с чем вместо 62,5м2 на количество обучающихся не более 25 чел. при фронтальных формах занятий приходится значительно меньшая площадь. В качестве иллюстрации приводятся сведения по площади классов одной из школ (прилагается).

Несоблюдение требований СанПиН 2.4.2.2821-10 по наполняемости классов и площади помещений, приходящейся на одного обучающегося, нарушает состояние воздушной среды, ухудшает эпидемиологическую обстановку, повышает утомляемость детей, ухудшает их психоэмоциональное состояние, снижает качество усвоения знаний, не позволяет обеспечить здоровьесберегающую организацию учебного процесса, влечет массовые заболевания, агрессивное поведение обучающихся, создание конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Следует также отметить, что предельная наполняемость класса, соответствующая 25 обучающимся, является фактически и предельной нормой, обеспечивающей в соответствии со статьей 159 Трудового кодекса РФ государственное содействие системной организации нормирования труда учителей.

Считаем, что предлагаемые изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 в части отмены предельной наполняемости классов приведут к увеличению трудозатрат учителей и ущемлению их трудовых прав, к самоустранению органов государственной власти от участия в системной организации нормирования их труда, как это предусмотрено Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Кроме того, отмена предельной наполняемости классов приведет к снижению требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, к неконтролируемому увеличению наполняемости классов в городской местности, к снижению качества образования, к снижению темпов строительства новых общеобразовательных учреждений и их реконструкции, вызовет недовольство и непонимание целесообразности таких изменений у общественных профессиональных организаций и родительской общественности.

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

 

В целях недопущения ухудшения условий и организации обучения детей в общеобразовательных учреждениях, снижения качества образования в связи со снятием ограничений по наполняемости классов и увеличением трудозатрат учителей, просим предотвратить внесение указанных изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

 

Приложение: на 1 листе.

 

Председатель Профсоюза Г.И.Меркулова

 

 

Исп.Понкратова В.Н.

(495)938-84-98

   
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ) ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ г. Москва, 119119, Ленинский пр. 42 тел. (495) 938-8777 факс (495) 930-6815 E-mail: eduprof@spectr№et.ru https://www.eseur.ru Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю.Поповой
  14 января 2016 г. № 8   На № ______________ от _________
 

Уважаемая Анна Юрьевна!

 

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.11.2015 № 81 внесены изменения № 3 в постановление от 24 ноября 2015 г. № 81 в САНПИН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях", утвержденные постановлением от 29 декабря 2010 г. № 189 (далее - САНПИН), в соответствии с которыми в части определения количества учащихся в классе (пункт 10.1 САНПИН) произошли существенные изменения, несмотря на Ваши заверения в наш адрес, что нормы наполняемости классов, не превышающие 25 обучающихся, будут сохранены.

Ответ Роспотребнадзора от 15 апреля 2015 г. № 01/4060-15-31 на обращение по данному вопросу Общероссийского Профсоюза образования от 4 марта 2015 г. № 91 к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву, рассмотренное по поручению Аппарата Правительства РФ от 10 марта 2015 г. П8-11279, прилагается.

Убедительно просим в целях информирования членов Профсоюза сообщить причину и основание для отмены санитарной нормы комплектования классов количеством обучающихся, не превышающим 25 человек, длительное время являвшейся единственным реально сдерживающим ограничителем бесконтрольного наполнения классов детьми.

Кроме того, учитывая, что в соответствии с пунктом 1.3 САНПИН в редакции изменений № 3 Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня, просим сообщить:

- как и кем будет обеспечиваться контроль за соблюдением вновь введенного порядка комплектования классов, предусмотренного пунктом 10.1 Изменений № 3, устанавливающего, что количество учащихся в классе с 1 января 2016 г. должно определяться исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению;

- какому количеству обучающихся будет соответствовать наполняемость класса при норме площади 2,5 м² на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, предусмотренной пунктом 4.9. САНПИН, если в школе площади классов составляют от 40,1 м² до 46,3 м², при условии соблюдения всех остальных норм, связанных с расстановкой дополнительной мебели в таких учебных помещениях, удаленности мест для занятий от светонесущей стены и других в соответствии с разделом V САНПИН? (сведения о конкретной площади классов одной из школ, на примере которой просим определять количество обучающихся в классе, прилагаются)

- какая ответственность для руководителей общеобразовательных организаций предусмотрена за нарушение определения количества учащихся, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению?

 

Приложение: ответ Роспотребнадзора от 15 апреля 2015 г. № 01/4060-15-31 - на 2 листах, сведения о площади классных помещений одной из школ – на 1 листе.

 

 

Председатель Профсоюза Г.И.Меркулова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: