ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ




 

2.4. Гигиена детей и подростков

 

2.4.1. Детские дошкольные учреждения

 

Наименование Документ или орган, утвердивший санитарные требования
Санитарные правила СанПиН 2.4.3259-15 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 № 8
Санитарные правила СанПиН 2.4.1.3147-13 Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 № 68
Санитарные правила СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
Методические указания по контролю за устройством и оборудованием дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития Главный государственный санитарный врач СССР 25.05.1978 № 1850-78

 

2.4.2. Общеобразовательные учреждения

 

Наименование Документ или орган, утвердивший санитарные требования
Санитарные правила СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26
Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2843-11 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 21
Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии Постановление Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03.1986 № 4076-86

 

2.4.3. Учреждения начального, среднего профессионального образования

 

Наименование Документ или орган, утвердивший санитарные требования
Санитарные правила СанПиН 2.4.3.1186-03 Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2003 № 2
Санитарные правила СП 2.1.2.2844-11 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.03.2011 № 23

 

2.4.4. Детские внешкольные учреждения, летние оздоровительные учреждения

 

Наименование Документ или орган, утвердивший санитарные требования
Санитарные правила СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
Санитарные правила СанПиН 2.4.4.3155-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2013 № 73
Санитарные правила СанПиН 2.4.4.3048-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.05.2013 № 25
Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2842-11 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2011 № 22
Санитарные правила СанПиН 2.4.4.2599-10 Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25

 

2.4.5. Детское питание

 

Наименование Документ или орган, утвердивший санитарные требования
Санитарные правила СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45

 

2.4.6. Гигиена труда детей и подростков

 

Наименование Документ или орган, утвердивший санитарные требования
Санитарные правила СанПиН 2.4.6.2553-09 Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 № 58

 

2.4.7. Товары детского ассортимента

 

Наименование Документ или орган, утвердивший санитарные требования
Санитарные правила СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 № 51
Санитарные правила СанПиН 2.4.7.1166-02 Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2002 № 38
Санитарные правила СанПиН 2.4.7.960-00 Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков Главный государственный санитарный врач РФ 04.10.2000
Санитарные правила СанПиН 2.4.7.007-93 Производство и реализация игр и игрушек Постановление Госкомсанэпиднадзора РФ от 12.08.1993 № 9

Комментарий

к изменениям № 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях"

 

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.11.2015 № 81 внесены изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях", утвержденные постановлением от 29 декабря 2010 г. № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).

В соответствии с пунктом 1.3 СанПиН 2.4.2.2821-10 в редакции изменений № 3 санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Согласно пункту 1.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций.

Необходимо обратить внимание на пункт 1.5. СанПиН 2.4.2.2821-10, предусматривающий, что обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.

Наиболее существенные Изменения № 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10 связаны с иным порядком определения наполняемости классов.

Так, абзац второй пункта 10.1, предусматривавший ранее, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек, изложен в новой редакции:

"Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы.".

Следует отметить, что нормы площади на одного обучающегося, соблюдение требований к расстановке мебели в учебных помещениях указаны в пункте 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10, который в части указанных норм и требований не претерпел изменений.

Вместе с тем, как показывает практика, норма площади на одного обучающегося практически не соблюдалась, поскольку в качестве главного ориентира наполняемости служило количество учащихся в классе, которое не должно было превышать 25 человек. Соблюдение или несоблюдение такой предельной нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 надзорным (контролирующим) органом проверялось, как правило, по классному журналу.

Так, примером несоблюдения нормы площади на одного обучающегося, предусмотренной пунктом 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10, составляющей 2,5 м² на 1 ученика при фронтальном обучении, может служить нижеследующая таблица о составе площади классных помещений одной из школ, количестве обучающихся в каждом классе и количестве обучающихся, которое должно обучаться в классах на такой площади.

Следует при этом учесть, что в данном примере указана только фактическая площадь классов, т.е. с учетом площади, занятой дополнительной мебелью (шкафы, тумбы и другие), подлежащей исключению из подсчета площади, принимаемой для определения количества учащихся, которое должно обучаться в классах на такой площади при фронтальном обучении.

Площадь классных помещений по классам (в м²) Кол-во учащихся, которое обучается на данной площади Кол-во учащихся, которое должно обучаться на данной площади Превышение кол-ва учащихся, обучающихся на данной площади
1 "в" класс площадь помещения 44м²     +6
1 "в" класс площадь помещения 44м²     +6
1 "б" класс площадь помещения 46,2м²     +7
1 "а" класс площадь помещения 40,9м²     +9
2 "б" класс площадь помещения 45,1м²     +12
2 "а" класса площадь помещения 45,7 м²     +11
3 "а" класс площадь помещения 45,2м²     +6
3 "б" класс площадь помещения 46,3м²     +2
3"в"класс площадь помещения 46,3м²     +2
4 "б" класс площадь помещения 45,7м²     +5
5 "а" класс площадь помещения 45,6м²     +7
5 "б"класс площадь помещения 43,8м²     +9
5 "в" класс площадь помещения 44,5м²     +9
6 "а" класс площадь помещения 45,3м²     +11
6 "б" класс площадь помещения 40,5м²     +11
7 "а" класс площадь помещения 44,6м²     +11
8 "а"класс площадь помещения 44,2м²     +7
10 класс площадь помещения 46,2м²     +9
11 класс площадь помещения 45,1м²     +6

 

Как видно из приведенного примера, норма площади, составляющая 2,5 м2 на 1 обучающегося и действующая с 1999 года, до сих пор не обеспечивается, поскольку площадь класса для предельного количества обучающихся, которое ранее не могло согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 превышать 25 человек, при таком их количестве при фронтальном обучении должна была составлять 62,5м2.

Несоблюдение требований СанПиН 2.4.2.2821-10 по наполняемости классов и площади помещений, приходящейся на одного обучающегося, нарушает состояние воздушной среды, ухудшает эпидемиологическую обстановку, повышает утомляемость детей, ухудшает их психоэмоциональное состояние, снижает качество усвоения знаний, не позволяет обеспечить здоровьесберегающую организацию учебного процесса, влечет за собой массовые заболевания, агрессивное поведение обучающихся, создание конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений.

Если рассматривать нововведение с точки зрения соблюдения нормы площади 2,5 м² на одного учащегося при фронтальном обучении в школе, а также размера площади классов, который в приведенном примере составляет от 40,1 м² до 46,3 м² (при отсутствии сведений о площади, занятой мебелью, которая не должна учитываться), то количество обучающихся на такой площади должно составлять 16-18 человек вместо 20-30, которые в настоящее время обучаются на данной площади.

Соблюдение порядка определения количества учащихся в классе потребует:

- дополнительное количество классных помещений;

- дополнительное количество учителей либо увеличение объема их учебной нагрузки;

- дополнительное количество финансовых средств на оборудование дополнительных классных помещений, на оплату труда учителей за дополнительную учебную нагрузку в связи с увеличением количества классов и количества часов по учебному плану.

В субъектах, применяющих систему оплаты труда учителей с учетом количества обучающихся в классе, обеспечение норм СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями № 3, может привести к уменьшению их заработной платы в связи с меньшим количеством обучающихся в каждом классе.

Отсутствие дополнительных площадей, достаточного финансового обеспечения для организации новых классных помещений, а также кадров учителей может привести:

- либо к увеличению второй или третьей смены, что отразится на показателях оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1199;

- либо к массовым нарушениям установленных требований СанПиН 2.4.2.2821-10, если не будут соблюдаться установленные требования по определению количества обучающихся в помещении класса из расчета 2,5 м² на одного учащегося при фронтальном обучении в классе.

 

При применении СанПиН 2.4.2.2821-10 следует также обратить внимание на пункт 10.15, который в Изменениях № 3 не претерпел существенных изменений, и по-прежнему предусматривает, что формирование классов-комплектов в малокомплектных сельских организациях допускается только из обучающихся начального общего образования. При этом оптимальным является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования.

Установлено, что при объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физической культуры). Наполняемость классов-комплектов должна соответствовать таблице № 4 СанПиН 2.4.2.2821-10.

 

Классы, объединяемые в класс-комплект Количество обучающихся в классе-комплекте
1 + 3 8-10
1 + 2 8-10
1 + 4 8-10
2 + 3 10-12
2 + 4 10-12
3 + 4 10-15

 

Необходимо учесть, что СанПиН 2.4.2.2821-10 не предусматривает возможность объединения в классы-комплекты учащихся, обучающихся по образовательным программам основного общего образования или среднего общего образования, как это стало распространяться в отдельных образовательных организаций в субъектах Российской Федерации.

 

_____________

Комментарий подготовлен в отделе по вопросам общего образования аппарата ЦС Профсоюза, экспертом В.Н. Понкратовой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: