Вопрос 4. Понятие и классификация функций государства




Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение.

К наиболее значимым признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов (Л.А. Морозова).

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение.

В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения - на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние.

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся:

1) правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

К организационным формам относятся:

1) организационно-регламентирующая - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;

2) организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;

3) организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.

Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.

 

23. Основные теории и происхождения государства и права.

Говоря об основных нормах происхождения государства, следует отметить, что они стали возникать вместе с последним, отражая определенный уровень развития экономического строя и общественного сознания.

В юридической литературе учеными-юристами рассматриваются следующие основания норм происхождения государства:

1. Теологическая или божественная теория (Аквинский, Маритен, Мерсье и др.) выходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что государство есть продукт божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.

Таким образом, основной смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от Бога».

Следует также отметить что официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что бог, создав государство и право, не указал, ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методы властвования. Поэтому данная позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию и политической реальности нашего времени[6].

2. Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.). Они считали, что государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. В этой связи государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. При этом государственная власть, по мнению сторонников данной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти государя, монарха есть патриархальная власть главы семьи.

3. Договорная (естественно-правовая) теория (Гоббс, Руссо, Радищев и др.). Объясняют происхождение государства заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Кроме того, основой данной нормы является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. При этом Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы; Локк, говоря о естественном состоянии человека отмечал, что оно выражается в его неограниченной свободе. Таким образом, основатели и продолжатели данной теории выступали против идеи божественного происхождения государства и права. В их представлении власть монарха является производной не от Бога, а от людей. Народ, отмечал Руссо, может лишить правителей власти, если они нарушат заключенный между ними и гражданами договор. Кроме того, положительной стороной данной теории является признание приоритета естественного права над позитивным.

4. Теория насилия (Гумилович, Дюринг, Каутский и др.). Представители данной теории считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, а поэтому возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия.

В этой связи государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические насилия между победителями и побежденными. Классическую форму выражения сущности данной теории высказал Л. Гумилович. Оно считал, что исходя из примеров образования ряда государств Европы и Азии, государство возникает в ходе «естественного отбора» (т.е. борьбы с соседними племенами), вследствие завоевания сильными племенами слабых, при этом победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные – «класс рабочих и служащих». В этой связи вследствие подчинения одного класса людей другому, а также для управлениями завоеванными народами и территориями нужен был аппарат принуждения каковым и стало государство.

5. Психологическая теория (Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.). Ее сторонники считали, что государство и общество есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений. Сущность данной теории состояла в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Иными словами суть данной теории заключалась в попытке объяснить возникновение государственно-правовых явлений и осуществление власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

6. Расовая теория (Гобино, Ницше и др.). Содержание данной теории составляли: постоянно развивающие тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас; положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй; Деление людей на высшую расу (ее представители являлись создатели цивилизации и призваны были осуществлять господство в обществе и государстве) и низшую расу (т.е. такую, которая была не способна ни только к созданию, но и к усвоению сформированной цивилизации). В этой связи высшие расы с помощью государства и права должны были господствовать над низшей, т.е. слепое и беспрекословное повиновение.

7. Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс, Прейс и др.). Ее представители представление о государстве сравнивали с человеческим организмом. Например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой сущности. Спенсер считал, что «государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому как живой организм состоит из клеток. В этой связи государство образуется одновременно со своими составными частями – людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. При этом если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально, и наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма».

8. Материалистическая (классовая) теория (Маркс, Энгельс, Ленин). Ее сторонники считали, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Такими образом, суть данной теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право – обычаям. В ней государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с расположением родового строя, появление частной собственности и социальном расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы которых стали противоречить друг другу. В этих новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Поэтому появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Таким образом, общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, каковой стало государство.

По утверждению представителей данной теории оно является исторически переходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

9. Учение о государстве Гегеля. Представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея». В этой связи Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. В этой связи «государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит, а господствует, оно не средство, а высшая их всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства».

Таким образом в данном учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, полностью подчиняет ему человека.

10. Ирригационная (гидравлическая) теория (К.А. Виттерогель). В своей работе «Восточный деспотизм» возникновение государства, их первые деспотические формы он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально – бюрократического класса» порабощающего общество.

Следует также отметить, что процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем тесно были связаны с формированием многочисленного класса управленцев – чиновников, служб, защищавших каналы от заливания, обеспечивающие по ним судоходство и т.п. Указанные выше виды работ диктовали необходимость жестокого, централизованного управления, распределение, учеба, подчинение и т п.

11. Патримониальная теория происхождения государства (Гаммер). Он считал, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). В этой связи из права владения землей власть автоматически распространяется на всех людей, проживающих на данной земле.

12. демографическая теория. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

13. Кризисная теория происхождения государства. В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов - государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.

Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

14. Теория «инцеста» (К. Левистросс). Он разработал и основал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновение государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.

Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли оправдано в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

15. Социально-экономическая теория происхождения государства. У истоков этой теории – взгляды Платона, обосновывающего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. Завершенный характер.

Говоря об основных теориях возникновения права, следует отметить, что основные учения о происхождении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя в содержании немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Кратко рассмотрим некоторые теории происхождения права:

1. Теологическая теория – исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явлений. Вместе с тем она не отрицает наличие в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связана правом с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Эта теория опирается не на научные доказательства, а на веру.

2. Теория естественного права – отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существует позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественного права. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права были иные. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право рождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человека. Однако такой вывод нельзя назвать научно обоснованным.

3.Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

4. Психологическая теория права (Л. Петражицкий) усматривает причины правообразования в психике людей. Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психологического фактора на воздействие и функционирования права нет оснований, однако еще меньше нет оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

5. Марксистская концепция происхождения права является последовательно материалистической. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики. В этом и заключается несомненное достоинство данной теории.

 

24. Отрасль права: понятие, виды, особенности.

Отрасль права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.

Отрасль – наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения – административного права.

Следовательно, каждая отрасль права характеризуется относительным обособлением определенной сферы общественной жизни, наиболее значимые отношения, в которой регулируются с помощью особого набора методов правового воздействия. Обособление этих отношений зависит не только от исторически развивающихся потребностей общества, но и заинтересованности государства в их комплексном юридическом урегулировании. При этом постепенное накопление правового материала приводит к формированию компактной общности норм, регулирующих отношения на основе принципов, отражающих своеобразие этих отношений, и функционально взаимосвязанных с другими отраслями права.

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Выделяют следующие отрасли права:

1) конституционное (государственное);

2) гражданское;

3) административное;

4) уголовное;

5) земельное;

6) трудовое;

7) семейное;

8) уголовно-исполнительное;

9) экологическое (природоохранное);

10) финансовое;

11) уголовно-процессуальное;

12) гражданское процессуальное.

Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др.

Все отрасли права можно подразделить на основные и специальные. К основным относятся: конституционное, гражданское, административное и уголовное право. Среди них особое положение занимает конституционное право, являющееся базой для всей системы права. Гражданское, административное, уголовное и соответствующие им процессуальные отрасли устанавливают основные правовые режимы (дозволений, обязываний, запретов), которые детализируются или комбинируются в специальных отраслях (семейном, трудовом, земельном и т.д.) применительно к определенным сферам общественной жизни.

Дать краткую характеристику основных отраслей права – это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, административного, гражданского и уголовного права.

Конституционное право – ведущая отрасль права, предметом регулирования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства. Доминирующий метод – императивный.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Основной метод – диспозитивный.

Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод – императивный.

Уголовное право охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т.п. Господствующий метод – императивный.

Земеельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами — это административно-правовой метод (метод власти и подчинения) и гражданско-правовой метод (метод дозволения)...

Трудовоое право — самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере наемного труда. Является относительно молодой отраслью права (момент возникновения относится к рубежу 19-20 веков), а одним из обоснователей самостоятельной отрасли трудового права стал ученый Л.С.Таль. метод трудового права России характеризуется договорным возникновением трудовых правоотношений, равенством сторон и подчинением работников воле работодателей в процессе труда, участием работников и профсоюзов в регулировании трудовых отношений, сочетанием централизованного и локального регулирования, единством и дифференциацией правового регулирования, своеобразием способов защиты трудовых прав работников.

Семейное право – система правовых норм, регулирующих семейные отношения, т. е. личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие между гражданами во время брака, родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. Семейное право регулирует определенный вид общественных отношений – семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. Большая часть этих отношений носит неимущественный характер, но часто они переплетаются с имущественными отношениями. Любовь, брак, взаимное уважение, личная свобода, воспитание в семье, привязанность, доверие друг к другу, ответственность и тому подобные отношения относятся к категории неимущественных отношений. Однако вступление в брак порождает и имущественные отношения – появляется общее имущество, обязанность взаимной материальной поддержки, содержания детей. Личные неимущественные отношения в семье являются главными. В семейных отношениях находят свою реализацию существенные интересы человека. Метод семейного права является императивным. Это выражается в том, что в большинстве случаев государство предоставляет возможность участникам семейных правоотношений самим выбирать модель своего поведения, оставляя за собой право определять в императивных предписаниях рамки соответствующего поведения. Во многих институтах семейного права возможно регулирование только с помощью императивных норм. Это, например, такие институты, определяющие применение мер семейно-правовой ответственности и защиты, как нормы о лишении родительских прав, об отобрании детей без лишения родительских прав, об отмене усыновления, признании брака недействительным.

Семейно-правовой метод является не просто императивным, а императивно-дозволительным. Дозволительный характер проявляется в том, что в семейном праве преобладают управомочивающие нормы, наделяющие участников семейных отношений определенными правами, однако эти права определяются императивно. Так, никто не может быть принужден вступить в брак или развестись, но порядок заключения и расторжения брака определен законом. Кроме того, семейно-правовой метод имеет диспозитивное начало. Диспозитивность означает возможность выбора одного варианта поведения из нескольких возможных, предоставленных законом. Таким образом, государство не навязывает участникам семейных правоотношений свою волю, а лишь охраняет и защищает их законные права и интересы.

Уголовно-исполнительное право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

Метод УИП:

· По способу регулирования – императивный

· По характеру взаимосвязи субъектов – метод власти и подчинения

· По характеру воздействия на поведение людей – карательный

· По способу воздействия: базовый метод – запрет, наряду с этим применяются дозволение, предписание, поощрение.

Экологическое право — особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

Финансовое право — отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

Особенности метода:

· императивность финансово-правового воздействия на общественные отношения

· неравенство субъектов финансового права

· сочетание властного и согласовательного характеров

Уголовно-процессуальное право - отрасль права, регулирующая деятельность органов суда, прокуратуры, следствия и дознания по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел. Процессуального правохарактерно в применении двух таких способов– диспозитивного и императивного.

Под императивным понимается запрещающий метод, метод властных предписаний. Он устанавливает запрещающие нормы, которые должны строго соблюдаться всеми субъектами без исключения. Ответственность и возложение обязанностей являются приемами императивного метода. Такой метод применяется на практике при возложении обязанностей на некоторых участников уголовного процесса. Регламент проведения заседания тоже относится к императивным нормам. Он не подлежит обсуждению и соблюдается в том положении, в котором записан в правовой норме. Диспозитивность метода выражается в следующем: право лица, признанного потерпевшим заявлять отводы и ходатайства является диспозитивной нормой и устанавливает конкретное право, которым может воспользоваться субъект по своему усмотрению, но может и не воспользоваться. В этом и отличие дозволительного метода от императивного, где лицо обязано соблюдать нормы права независимо от своего усмотрения.

Гражданское процессуальное право — отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между судом и иными участниками судебного производства в ходе осуществления правосудия по гражданским делам, а также исполнения судебных постановлений.

Метод ГПП как способ воздействия на регулируемые данной отраслью отношения — императивно-диспозитивный, в котором властеотношения сочетаются со свободой и равноправием заинтересованных лиц (определяют два обстоятельства: возникновение гражданского процесса, его развитие, переход из одной стадии в другую зависит от воли заинтересованных лиц; но — обязательным и решающим субъектом гражданских процессуальных правоотношений является суд, принимающий от имени государства властное решение, подлежащее в необходимых случаях принудительному исполнению).

 

Выделение тех или иных отраслей права тоже относится к дискуссионным проблемам. Например, С.С. Алексеев выделяет три звена отраслей. Первое звено составляют профилирующие, базовые отрасли. К ним относят конституционное право, гражданское, административное, уголовное право и процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административное процессуальное и уголовно-процессуальное. Второе звено – специальные отрасли, где юридические режимы приспособлены к особым сферам жизни общества, – трудовое, земельное, финансовое право, право социального обеспечения, семейное, уголовно-исполнительное. Третье звено – комплексные отрасли, которые соединяют различные институты профилирующих и специальных отраслей, например экологическое, информационное, предпринимательское право.

С этой классификацией можно соглашаться или нет, но она недостаточно обоснованна.

Иногда выделяют первичные отрасли, к которым относят так называемые традиционные отрасли, и производные, выделившиеся из традиционных отраслей (вторичные). К первичным относят государственное, уголовное, гражданское право и две процессуальные отрасли – уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное. Из государственного права выделились в самостоятельные отрасли административное, финансовое право, из гражданского – семейное, трудовое. Но появился и третий ряд – отрасли, выделившиеся из «вторичных», например право социального обеспечения, выделившееся из трудового права.

Наибольшее распространение получило выделение следующих отраслей: конституционное право; административное право; финансовое право; гражданское право; семейное право; трудовое право; право социального обеспечения; экологическое право, которое состоит из двух частей – природоохранного и природоресурсного права; уголовное право; уголовно-исполнительное право; уголовно-процессуальное право; гражданское процессуальное право.

В последние годы наблюдаются процессы как дифференциации, так и интеграции в системе права. В частности, помимо традиционных процессуальных отраслей – уголовно-процессуального и гражданского процессуального права, выделяются арбитражный процесс, административный процесс, конституционный; выделяется коллизионное право, природа и характер которого еще недостаточно исследованы; из финансового права выделяются в качестве подотраслей налоговое, бюджетное, банковское право. Интеграционные процессы объясняются усложнением общественных отношений, возникновением, изменением и прекращением ряда правоотношений, изменением правового мышления и другими факторами.

 

25. Политическая система общества: понятие, структура, виды.

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Основные формы политических систем: Демократия, Теократия, Тоталитаризм, Авторитаризм

Взгляды на политическую систему:

Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать систему в институциональном плане, то её можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы и её определение связывается, главным образом, с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем — политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

Рациональная основа:

Следует также отметить, что политическая система не только формируется, но и действует главным образом на рациональной основе (на основе знания). Рациональность политики воплощается в таких её институтах (по Т. Парсонсу), как лидерство, органы власти и регламентация. Признание института лидерства достаточно точно характеризует специфику политической системы, целенаправленно формирующейся и действующей. В данном контексте понятие «лидерство» означает некую нормативную модель поведения индивида или группы (элиты, партии), включающую, в силу занимаемого ими в данном обществе положения, право и обязанность осуществлять инициативу во имя достижения общей цели и привлекать к её реализации всё сообщество.

Системность:

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь е



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: