Экономические проблемы и перспективы таможенной деятельности.




Сиюминутные фискальные выгоды не должны заслонять долгосрочные перспективы таможенной дела. Поэтому сегодня принципиально важно по-новому расставить акценты и обеспечить разумный баланс между тремя основными функциями таможни - фискальной, регулирующей и защитной.

Государство, к сожалению, до сих пор не определило приоритетные сферы экономики - это мешает направить точно острие таможенной политики. Надо четко понять: от кого какие рынки защищать. Например, если в стране полное отсутствие хлопка и 65-процентный дефицит глинозема, то необходимо создавать условия для сохранения данных отраслей промышленности. Конечно, следует оказывать поддержку российским энергоносителям или конкурентоспособному машиностроению. Но я не могу понять, как защитить нашу автомобильную промышленность таможенными мерами. Вне поля зрения разумной таможенной политики беспошлинный ввоз готовой печатной продукции, мы забыли, что у нас есть собственное бумажное и полиграфическое производство. Нет контроля и за потоками лекарственных средств и препаратов. Очевидно, что их импорт в Россию будет повышаться. Ведь, с одной стороны, мы стареющая нация, а с другой - благосостояние населения постепенно растет. Люди будут больше тратить на свое лечение, а отечественных лекарств в стране крайне мало. Внешняя торговля традиционно играет важную роль в развитии экономики любого государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю, это таможенная политика. Ограничивая или стимулируя ввоз и вывоз конкретных товаров, можно решать самые разные проблемы: наполнять доходную часть государственного бюджета, поддерживать отечественных производителей, насыщать внутренний рынок определенными товарами, создавать благоприятные условия для экспорта отечественной продукции, что является важнейшими экономическими задачами страны.

Действующее российское законодательство позволяет применять практически все известные в мировой практике меры таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования внешней торговли. Выбор же тех или иных мер зависит от целей, которые ставит государство перед таможенной службой.

Вопрос правильного определения целей таможенной политики важен, конечно, для любого государства. Но для России он важен вдвойне. Это объясняется и огромной общей протяженностью ее границ, и фактической "прозрачностью" границ со странами СНГ, и спецификой федеративного устройства страны, где принцип единства таможенной территории надо сочетать с задачами развития хозяйственных комплексов отдельных республик и областей.

У таможенной политики есть три ключевые функции - фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково важны для экономики.
Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной функции - фискальной. В законе о бюджете и других нормативных актах установлены количественные показатели по сбору платежей. Они обязательны для исполнения таможенными органами.

Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета неуклонно растет (в 1995 г. - 25 % в 1999 г. - уже 40 %). По сути дела, в последние годы таможня рассматривается почти исключительно как фискальный инструмент, а вся таможенная политика строится на ужесточении таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.

Такой односторонний подход вызывает серьезную озабоченность наших зарубежных партнеров. По их мнению, подобная политика стала препятствовать нормальным экономическим процессам. По настоянию иностранных инвесторов, членов Консультативного совета по иностранным инвестициям, была специально образована новая секция по совершенствованию таможенных процедур. Почти двухлетний опыт работы позволяет сделать печальный вывод: немало потенциальных инвесторов отказываются от намерения работать в России именно из-за чрезмерной фискальной направленности таможенной политики Российской Федерации.
Фискальные "перегибы" российской таможенной политики заботят не только иностранцев. С просьбами о смягчении бремени таможенных платежей к правительству постоянно обращаются губернаторы, мэры, директора предприятий, руководители общественных организаций. Все они, как правило, получают стандартный ответ: действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления индивидуальных льгот. В принципе так и должно быть - равные шансы для всех.

Однако решительный отказ от льгот не решает проблему таможенных платежей как таковую. И в результате закупленное за рубежом дорогостоящее оборудование годами бездействует и приходит в негодность на таможенных складах, а отечественные производители теряют одну за другой позиции на международном и внутреннем рынках.

Нынешний фискальный перекос приводит к парадоксальной ситуации. Таможня, которая, по идее, должна защищать отечественного производителя, сегодня непосредственно заинтересована в росте импорта, как главного источника налогообложения.

Следствием такой политики может стать полное прекращение производства многих товаров отечественных производителей и превращение страны исключительно в производителя энергоресурсов.

Очевидно, что в этих условиях основная задача государства заключается в разработке программы постепенного импортного замещения путем восстановления и развития отечественных производств. Причем сейчас в защите государства нуждаются не только конкретные предприятия, но даже само желание отечественных промышленников что-либо производить.

Действующее таможенное законодательство содержит довольно большое количество практически не работающих норм, которые могут широко использоваться для развития различных отраслей промышленности. Это прежде всего таможенные режимы.

В частности, интерес представляет применение режима свободного склада в отношении строящихся объектов. Этот режим позволяет не взимать таможенные платежи (или взимать их в пониженном размере) на протяжении строительства и монтажа. Неуплаченные платежи начинают погашаться только после того, как начнется производство товарной продукции. Другой стимулирующий инструмент - предоставление рассрочек и отсрочек уплаты таможенных платежей, а также налогового кредита по таможенным платежам в соответствии с положениями Налогового кодекса.

Превращение таможенной политики в действенный механизм невозможно без создания инструментов контроля за обращением импортных товаров на внутреннем рынке. Необходимо провести унификацию таможенных и налоговых документов для того, чтобы иметь возможность привлекать к ответственности лиц, приобретающих контрабандные товары уже после их поступления на внутренний рынок.

Важно также восстановить таможенный аудит и изменить некоторые правила бухгалтерского учета. Существующая практика включения таможенной пошлины в состав косвенных расходов не позволяет проверить правильность определения таможенной стоимости при проведении аудита.

Практическими мерами для реализации новой таможенной политики могли бы стать:

• Создание системы предварительного декларирования, смысл которой заключается в том, чтобы информация о предъявленных к оформлению товарах уже находилась в таможенном органе до их фактического оформления.
• Использование механизмов валютного контроля, в частности, паспортов сделок для предварительного начисления таможенных платежей до момента оформления.
• Внесение в документы данных, которые позволяют проверить законность таможенного оформления на любом этапе обращения товаров.
• Создание единой информационной сети, позволяющей в кратчайшие сроки проверить правильность таможенного оформления товара по номеру ГТД.
• Широкое развитие института таможенных брокеров и превращение их в настоящих налоговых агентов по уплате таможенных пошлин.
• Устранение легальных возможностей уклонения от уплаты таможенных платежей (исключение ряда товаров из беспошлинной торговли, недопущение использования таможенных режимов переработки, временного ввоза и т. д.).
• Расширение взаимодействия с таможенными органами стран отправления товаров, что позволит в кратчайшие сроки проверять заявляемую информацию.
• Внесение изменений в российское законодательство об уничтожении мер наказания за уклонение от уплаты таможенных платежей.

Когда мы говорим о конкретных изменениях в сфере таможенно-тарифной политики, основное внимание сегодня следует сосредоточить на двух аспектах. Прежде всего надо устранить возможности использования ставок таможенного тарифа, предназначенных для стимулирования ввоза отдельных товаров, недобросовестными участниками ВЭД.

Возможно, следует предусмотреть более широкое использование принципа end-user, т.е. применение ставок пошлин на товар в зависимости от его конечного назначения. В отношении таких товаров надо ввести обязательную предварительную классификацию (присвоение товару кода до его таможенного оформления). С другой стороны, следует признать, что сами ставки таможенного тарифа несовершенны и нуждаются в кардинальном пересмотре.

Прежде всего надо оптимизировать абсолютный размер ставок таможенных пошлин, включая в необходимых случаях корректировку спе-цифических составляющих комбинированных ставок на отдельные товары.

Мировой опыт показывает, что применение высоких ставок таможенных пошлин приносит определенный эффект только в том случае, когда государство вводит жесткий протекционистский режим и дополняет таможенную политику административными мерами по контролю за рынком. Если же этого нет, то установление высоких ставок приводит либо к свертыванию торговых операций, либо к массовым уклонениям от уплаты платежей.

Необходимо также расширение номенклатуры товаров, облагаемых комбинированными или специфическими видами ставок таможенных пошлин, в том числе так называемыми плюсовыми комбинированными ставками. Это достаточно эффективный механизм противодействия попыткам уклонения от уплаты платежей путем занижения декларируемой таможенной стоимости.

Введение фактически запретительных вывозных пошлин на товары, заявленные к экспорту по низким ценам, может стать дополнительным барьером на пути утечки капиталов из страны.

Еще одна необходимая мера - установление одинаковых (унифицированных) ставок пошлин на товары, имеющие сходные характеристики. Это положит конец одному из самых распространенных на данный момент нарушений - заявлению однородных товаров в товарные позиции, на которые установлена более низкая ставка пошлины.
Тарифная политика должна стать более гибкой и оперативной. Чтобы быстрее реагировать на изменения экономической ситуации на рынках, следует шире использовать такие специфические механизмы, как сезонные пошлины и тарифные квоты, которые позволяют дифференцировать размер ставок пошлин.

Эффективной мерой может также стать введение поощрительных пошлин. Ставки таких пошлин устанавливаются в размере 50 % от ставок, предусмотренных в тарифе, и применяются по решению правительства для стимулирования ввоза товаров инвестиционного назначения крупными инвесторами, заключившими соглашения с уполномоченным государственным органом.

 

Заключение.

Как видно из моей работы, таможенное дело является важным инст-рументом в выполнении экономических задач, стоящих перед Россией. Однако и в таможенном деле есть свои недостатки и недоработки, над которыми надо сосредотачивать свои усилия. Функции таможенной службы: сбор налогов и пошлин в таможенной сфере, валютно-экспортный контроль, борьба с нарушениями таможенного законодательства, контрабандой товаров, транспортных средств, в том числе оружия и наркотиков. Но основная задача таможенных органов – пополнение федерального бюджета.

Хотелось бы, чтобы доходная часть бюджета насыщалась достаточно стабильно. Но напомню, что одновременно таможня - важный инструмент экономического регулирования внешней торговли. Таможенное обложение влияет на цены товаров, на спрос и предложение, насыщение рынка импортными товарами и конкурентоспособность экспорта. Таможенное регулирование - это и средство защиты отечественного производителя, оно помогает противодействовать торговым войнам и создавать условия для продвижения отечественных товаров на чужие рынки. И, конечно, следует помнить, что таможня выполняет и правоохранительные функции. Вот если эти цели соблюдены, то можно говорить о более-менее внятной таможенной политике. Пока же она не настолько совершенна, как хотелось бы.

Например, сейчас таможенное законодательство отстает от гражданского. В результате ложится тяжелым грузом на плечи хозяйствующих субъектов. С таким законодательством убедить инвесторов прийти на наш рынок непросто. Риск пострадать от произвола чиновника очень высок. В России развился невиданный, нездоровый протекционизм. Сращивание власти и бизнеса привело к тому, что появилась масса указов и постановлений, которые направлены не на развитие перспективных отраслей промышленности, а на защиту узкокорпоративных интересов отдельных лиц. Существующие льготы для одних компаний задушили другие. На мой взгляд, льготы в таможенной сфере - это антипод цивилизованной торговли. При льготах не может быть и речи ни о какой честной конкуренции. Поэтому я считаю, что таможенное дело на данном этапе развития подлежит реформированию для осуществления своей деятельности с наибольшей эффективностью.

 

Список литературы:

Ø Таможенный кодекс Российской Федерации. 1993г.

Ø Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. Москва, 1997

Ø Таможенное право. Москва, 1997

Ø Таможня. Вопросы-ответы. Москва, 1997

Ø Время МН от 18.07.2000г.

Ø Информация пресс-службы Уральского таможенного управления от 25.10.2000г.

Ø Журнал «Восточный базар» №27

Ø «Директор» №6,7 2000г.

Ø «Экономика и бизнес» декабрь, 2000г.

 

 


 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: