Таким образом, педагогика-это наука о воспитании. Главной ее задачей является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Павел Иванович Пидкасистыйговорит о том, что педагогическая наука будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения, анализировать педагогический опыт, искать пути и средства внедрения разработок, способствовать росту интеллектуально-педагогического богатства общества.
№2. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки
Педагогический процесс-это система, в которой воедино слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественные задачи образования и воспитания.
Педагогический процесс развивается и усложняется по мере совершенствования общественных отношений. Исследователями были выделены следующие совокупности компонентов педагогического процесса: содержательно-целевой, организационно-деятельностный, эмоционально-мотивационный, контрольно-оценочный(Владимир Селиванов)целевой, содержательный, деятельностный, организационно-управленческий, результативный(И.П. Подласый). К функциям педагогического процесса относятся: образовательная, воспитательная и развивающая. Все они выступают в единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития; воспитание способствует образованию и развитию; развитие создает предпосылки для обучения и воспитания.
Прежде чем говорить о теории образования и обучения необходимо дать им определенияю
|
Обучение- упорядочное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели.Это двухсторонний, управляемый процесс,специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания.
Образовани е-система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Выделяют такие теории образования и обучения: ассоциативная теория в ее основе лежит положение о том, что всякое обучение опирается, прежде всего на чувственное познание(ощущение, восприятие). Главным методом обучения выступает упражнение.В процессе обучения у учащихся вырабатываются ассоциации между понятиями, формируются системные связи. Умение мыслить, согласно ассоциативной концепции обучения, становится возможным только в практической деятельности. Теория поэтапного формирования умственных действий(Петра Яковлевича Гальперина, Нины Федоровны Талызиной). Согласно концепции Гальперина, переход от действия к мысли проходит несколько этапов. Свернутость мышления подготовляется предшествующими этапами усвоения: составлением предварительного представления о задании, усвоением действия с предметами, освоением действий в плане слышимой речи, перенесением действия в умственный план. Успешность обучения определяется результатом создания учителем и уяснения обучающимися ориентировочной основы новых действий и тщательным ознакомлением с последовательностью выполнения этих действий. Теория развивающего обучения взаимосвязь обучения и развития человека была и остается одной из центральных проблем образования. Большинство педагогов считают, что одним из предшественников развивающего обучения был Сократ. В качестве основного средства обучения предпочитал живое общение со своими учениками. Песталоцци была разработана теория «элементарного образования», направленная на всестороннее воспитание и развитие личности ребенка. Ф.А Дистерверг ввел понятия материального образования и формального образования. Под материальным образованием он понимал овладение учениками знаниями, умениями и навыками, а под формальным-развитие творческих способностей,мышления, воображения. К.Д. Ушинский рассматривал психологический процесс, состоящий из этапов: осознания, закрепления, запоминания и практического применения.
|
№3.Единство и различие педагогической науки и практики.
Известно, что наука - одна из форм общественного сознания, т.е. представлений людей о духовной и физической жизни. Ее можно представить в художественных образах, созданных композиторами, живописцами, литераторами, - и тогда это искусство; можно - в постулатах, созданных вековой мудростью истинной веры, - и тогда это религия, можно - в строгих закономерностях тех или иных процессов, происходящих в природе, обществе, человеческом сознании, - и тогда это наука. Сколь ни своеобразны, ни сложны, ни взаимосвязаны между собой эти явления, все они - результаты творчества человека, так или иначе добытые и выраженные, но существующие потому, что востребованы людьми, необходимы их жизненной практике.
|
Единство педагогической науки и педагогической практики проявляется прежде всего в том, что они, как мы видели, реализуют в конечном счете одну и ту же социальную функцию. Различия между этими двумя видами деятельности в том, что они имеют разные объекты, включенные в разные системы отношений между субъектами и объектами деятельности, разные средства и отличаются по их результатам. Чем полнее познаются педагогические закономерности педагогической наукой (в системе отношений «ученый — педагогический процесс»), тем успешнее осуществляется практическая педагогическая деятельность (в системе отношений «учитель —ученики»).
Средства, применяемые, с одной стороны, в научно-педагогической, с другой — в практической педагогической деятельности, соотносятся как средства научного познания и непосредственной материально-практической деятельности людей. С одной стороны, это — наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез, теорий, проверка их путем эксперимента и т. д., с другой — методы и приемы обучения и воспитания, наглядные пособия и проч.
Наконец, если результатом, продуктом обучения и воспитания является обученный и воспитанный человек, то продуктом педагогической, как и любой другой науки, являются знания.
№4. Виды внеклассласной работы и их организация.
Внекласно-воспитательная работа- это включение школьников в различные виды деятельности во внеучебное время.
Возможности вгнеклассно-воспитаптельной работы:
1. Раскрытие индивидуальных возможностей детей
2. Формирует практические навыки и умения, обогощает социальный опыт
3. Развитие познавательного интереса детей
Внеклассно-воспитательная работа развивает самостоятельность учащихся, активность (КВН, беседы, классные часы, диспуты, утренники и т.д.)
Таким образом, внеклассно-воспитательная работа осуществляется во внеучебное время.
Задачи внеклассно-воспитательной работы:
1. Формирование положительной Я- концепции, осуществляется несколькими факторами:
1. Уверенность в доброжелательном отношении к друг другу.
2. Чувство собственной значимости
3. Проявление способностей в различных видах деятельности.
2. Формирование у детей чувства коллективизма, умение сотрудничать в коллективе
3. Формирование у детей потребности продуктивных видов деятельности.
4. Формирование нравственного, эстетического мировоззрения.
5. Развитие познавательного интереса
Функции:
1. Обучающая
2. Развивающая
Содержание внеклассно-воспитательной работы.
Специфика внеклассно-воспитательной работы:
1. Преобладание эмоционального аспекта над информационным
2. Содеожание внеклассной работы характеризуется практической деятельностью и формируются умения и навыки.
Виды деятельности:
1. Познавательная (развивает интерес ребенка, повышает мотивацию, формирует знания, умения и навыки)
2. Досуговая
3. Оздоровительно-спортивная
4. Трудовая
5. Творческая
Требования к внеклассно-воспитательной работе:
1. Постановка цели
2. Определение ожидаемых результатов
3. Осуществление определенного подхода, опора на положительное в ребенке.
4. Учитель-оргапнизатор деятельности и он должен обладать личностными качествами
5. учитель должен быть в постоянном творческом поиске.
Содержание внеклассно-воспитательной работы:
1. постановка и определение воспитательных задач
2. моделирование (педагог создает определенную форму в своей работе, включая цели и задачи)
3. практическая реализация модели
4.анализ работы, результатов.
№5. Характеристика системы образования в России.
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы.
Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на:
✓ обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;
✓ совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;
✓ улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ "Об образовании" (1992).
В законодательных документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ "Об образовании" подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.
В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает:
✓ гуманистический характер образования;
✓ приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
✓ свободу развития личности;
✓ защиту национальных культур, культурных традиций народов России;
✓ общедоступность образования.
2. Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.
Образовательная система объединяет образование:
✓ дошкольное,
✓ общее среднее,
✓ среднее специальное,
✓ вузовское,
✓ послевузовское,
✓ дополнительное.
К образовательным учреждениям относятся:
✓ дошкольные;
✓ общеобразовательные;
✓ учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
✓ профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.);
✓ учреждения дополнительного образования;
✓ другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно- научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната. Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.
Образовательное учреждение- учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся и воспитанников.
Система образования в России включает в себя органы управления трех уровней.
Первый федеральный уровень, включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения(Министерство общего и профессионального образования)
Второй уровень органов управления образованием- это уровень субьектов Российской Федерации.
Третий уровень-местный уровень,к нему относятся районные и городские органы управления образованием
Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны.(очная, очно-заочная-вечерняя,семейное образование, самообразование, экстернат.
Таким образом, система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
-государственных образовательных стандартов образовательных программ;
-сети образовательных учреждений;
-органов управления образованием.
№6.Инновационные реформы в современной российской школе.
Понятие «инновация » имеет латинское происхождение и в переводе означает «обновление, новинка, изменение», т.е. ввод чего-то нового.
НОВШЕСТВО- явление, несущее в себе сущность, способы, методики,технологии организации и содержание нового.
ИННОВАЦИЯ- процесс освоения (внедрения) нового.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС – отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового.
НОВОВВЕДЕНИЕ – определяется и как новшество, и как процесс введения
этого новшества в практику, процесс целенаправленной, и организованной
деятельности людей – инноваторов.
Сегодня в сфере образования внедряется огромное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию,содержание, методику и технологию преподавания. Центром принципиальных изменений всей системы образования России сегодня стала реализация права каждого человека на развитие и самореализацию, а это соответственно потребовало формирование новой образовательной политики. Реформированию подверглись сами цели образования, его экономический фундамент, управление системой образования, структура школы, форма оплаты за обучение.
Инновационное движение представляет собой общественно-педагогическое движение, перерастающее рамки образовательной сферы. Оно становится важнейшим фактором самоорганизации и саморазвития общества, энергией которого обеспечивается проведение в жизнь программ демократических реформ.
Основными причинами реформирования выступали:
1. Попытка уйти от тоталитарности в образовании и демократизировать систему образования.
2. Стремление гуманизировать образование для учета интересов отдельного человека.
3. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям существования общества и системы образования.
4. Создание условий для формирования системы образования, которая бы обеспечивала качественное освоение учащимися знаний.
Одной из основных задач реформирования системы образования является задача разработки и широкого внедрения в практику школы новых педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы учащихся. Массовое внедрение новых образовательных технологий позволит постепенно заменить ими традиционные технологии и в перспективе полностью отказаться от технологий знаниевой ориентации.
№7. Логика развития педагогического процесса.
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое воздействие», сводящий педагогический процесс к субъектам – объектном отношении, которые в свою очередь, является следствием механического переноса в педагогическую деятельность основного постулата теории управления: если есть субъект управления то должен быть и объект. Педагогическое взаимодействие всегда имеет 2 стороны, 2 взаимооболсовленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть – прямые и косвенные, различаются по направленности, содержанием и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи.
Понятие целостности педагогического процесса:
Целостность- синтетическое качество педагогического процесса характеризующий высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Основные аспекты целостного педагогического процесса:
1. Содержательно-целевой
2. Организационный-протеказальный
3. Операционально-технологический.
№8.Педагогический мониторинг
Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга. Мониторинг(от лат. Слова монитор напоминающий) активно использовалось в экологии и обозначало наблюдение, оценку и прогнозирование окружающей среды. Мониторинг обозначает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Следует отметить, что во-первых, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующих множество функций; во-вторых, мониторинг обладает особенностями: 1)непрерывность(сбор данных происходит постоянно);2)диагностичностью; 3) информационной оперативностью; 4) наличие обратной связи(позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс); 5) научностью.
В качестве обьектов мониторинга могут выступать:
-профессионально- образовательный процесс;
-академическая успеваемость;
-развитие личности обучаемого;
-становление учебной группы;
-профессиональная деятельность преподавателя;
-профессиональное развитие преподавателя;
-становление педагогического коллектива.
В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:
1 уровень-персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно(например:наблюдение)
2 уровень-внутришкольный: мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения.
3 уровень-муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образованием.
Все применяемые способы осуществления мониторинга можно разделить на следующие группы:
1. Текущее наблюдение осуществляется с целью отслеживания изменений в профессиональном развитии под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений.
2. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо.(постановка уточняющих вопросов)
3. Экспликация (от лат развертывание) развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Вносит коррективы в образование.
4. Опросный метод позволяет получить информацию о развитии субьектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы.
5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности позволяет по намеченной схеме изучить письменные тексты, графические материалы, технические изделия.
6. Тестирование-метод сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субьектов образования.
Выделяют формы мониторинга: стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости.
2.экспресс-диагностика-осуществляется для профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении.
3.Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускника помимо определения уровня сформированных социально-профессиональных знаний, умений и навыков включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.
№9. Проектировочная деятельность.
Проектирование становится во всех сферах человеческой деятельности деятельностным инструментом, позволяющим обеспечить ее систематичность, результативность, гибкость и вариативность. Цель проектирования в образовании составляют разработка и внедрение мероприятий, позволяющих организовать образование или обучение в данном обществе.
Проектирование-это процесс создания проекта. Целенаправленная, рациональная деятельность человека по моделированию предствлений о будущей деятельности, предназнченной для удовлетворения социальных потребностей, о конечном результате такой деятельности.
Педагогическое проектирование-деятельность, направленная на создание обьектов педагогической природы с целью системного и эффективного решения задач обучения и воспитания личности.
Суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположенные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты.
В.С. Безрукова выделяет три этапа проектрования: моделирование, проектирование, конструирование. Педагогическое проектирование заключается в содержательном, организационно-методическом, материально-техническом и социально-психологическом оформлении замысла реализации решения педагогической задачи.
Выделяют несколько подходов к реализации к проектировочной деятельности педагога:
Продуктивный подход ориентируется на конечный результат
Процессуальный подход, направленный на построение и организацию оптимального преобразования блоков, которые входят в проектировочную деятельность, предполагает ответственность педагога не только за конечный результат, но и за процесс его получения
Вариативный подход- учитывает ход изменений и обьекта на отдельных этапах реализации педагогического процесса.
Саморазвивающийся подход всеми участниками проектировочной деятельности принимается необходимость брать на себя функции управления развитием системы, а педагог-проектировщик обеспечивает приобретение умений.
Модель проектируемого педагогического процесса состоит из пяти основных параметров: целеполагания, диагностики, домашней, самостоятельной работы учащихся, логической структуры учебного процесса, коррекционной деятельности учителя.
Технология модели учебного процесса представляется виде проекта учебной темы-технологической карты.
Технологическая карта- модель проектирования учебного процесса, является паспортом темы учебного курса. Технологические компоненты содержания-дидактический материал, учебный материал.
При проектировании педагогического процесса к его содержанию предьявляются определенные требования:
-научность и практическая значимость;
-ограниченность во времени;
-учет подготовленности учащихся.
№10. Понятие о принципах обучения. Принцип сознательности и активности.
Дидактические принципы- основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
В основе данного принципа лежат закономерные положения: сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем напряжения собственной мысли. Сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учеников, организации учебно-