Предмет педагогики- целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.




Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)

 

 

Профессиональное обучение (по отрасли: информатика и вычислительная техника)

 

 

Болхов, 2014г.

Печатается по решению организационно-методического совета колледжа

 

Рекомендации для родителей выпускников БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж».

 

Автор и составитель: Рыбникова Я.А., студент 3курса группы «Г» Бутримов Влад

 

 

Данное пособие предназначено для студентов и выпускников колледжа, оно позволят подготовиться к сдаче экзамена, даются ответы на теоретические вопросы. Методическое пособие поможет преподавателям при подготовке студентов к уроку, к выполнению самостоятельной и исследовательской деятельности.

 

Оглавление

1. Объект, предмет функции и задачи педагогической науки……………………………………………………………….7

2. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки…………………………………………….8

3. Единство и различие педагогической науки и практики………………………………………………………….10

4. Виды внеклассласной работы и их организация……………….11

5. Характеристика системы образования в России……………13

6. Инновационные реформы в современной российской школе……………………………………………………………..17

7.Логика развития педагогического процесса…………………19

8.Педагогический мониторинг………………………………….19

9.Проектировочная деятельность………………………………22

10.Понятие о принципах обучения. Принцип сознательности и активности………………………………………………………..23

11.Понятие о принципах обучения. Принцип наглядности….24

12.Понятие о принципах обучения. Принцип систематичности и последовательности обучения………………………………..25

13. Понятие о принципах обучения. Принцип доступности обучения………………………………………………………….26

14. Понятие о принципах обучения. Принцип научности……27

15. Понятие воспитания, принципы воспитания………………27

16. Особенности воспитательного процесса…………………..30

17. Общие закономерности воспитания…………………...….32

18. Содержание воспитания…………………………………...35

19. Общее понятие о методах и приемах обучения………....38

20.. Различные подходы к классификации методов обучения................................................................................................39

21. Методы устного изложения обучения…………………....41

22 Характеристика наглядных методов обучения……………45

23. Характеристика практических методов обучения……..47

24. Средства обучения, их классификация, общая характеристика………………………………………………….50

25. Понятие о формах организации обучения и их классификация…………………………………………………..53

26. Классно-урочная система обучения………………………..54

27.Урок, типы урока…………………………………………….57

28. Структура современного урока…………………………….58

29. Групповые, индивидуальные формы обучения, взаимного обучения, бригадное обучение…………………………………62

30. Выбор форм, методов и средств обучения………………64

31. Методы воспитания формирования сознания личности………………………………………………………….67

32. Методы воспитания организации деятельности…………..70

33. Методы воспитания стимулирования поведения и деятельности…………………………………………………….72

34. Методы воспитания контроля и самоконтроля…………..74

35.Средства воспитания………………………………………75

36 Формы воспитания, их классификация……………………77

37. Мероприятия, технология проведения коллективного творческого дела………………………………………………..79

38. Потребности и интересы как основа мотивации учения…81

39 Формирование мотивов учения…………………………..…82

40.Алгоритм изучения мотивов………………………………...84

41. Стимулирование учения. Правила стимулирования…….86

42. Алгоритм подготовки учителя к уроку (диагностика, прогнозирование, планирование)……………………………..88

43. Место и функции проверки и оценки знаний в учебном процессе………………………………………………………….90

44.. Причины неуспеваемости и пути их преодоления………..92

45. Системы производственного обучения……………………93

46 Характеристика инновационных технологий профессиональной подготовки………………………………...95

47. Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда в профессиональном обучении…………………………96

48.Права и обязанности мастера производственного обучения

49. Формы организации труда мастера производственного обучения…………………………………………………...……102

50. Требования к личности мастера производственного обучения………………………………………………………..105

 

№1.Объект, предмет функции и задачи педагогической науки.

Педагогика- наука воспитании человека. Теория воспитания, обучения и образования.

Педагогика-наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Обьект педагогики- образование как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Функции педагогики: познание законов воспитания, образования и обучения.2.Определение целей и задач, разработка путей достижения поставленных целей воспитания.

Задачи педагогики-1. Накопление и систематизация научных знаний о воспитании 2. Создание теории воспитания, образования, обучения.3.Раскрытие закономерностей в воспитании, образовании, обучении, управлении образовательными и воспитательными системами.4. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.5.Внедрение результатов исследований в практику. Следует еще остановиться на тех задачах, которые отнесены к классу временных. Их число, масштабность, сложность зависят от социально-экономических условий жизни общества. Решение их диктуется потребностями практики и самой развивающейся науки. Это создание электронных учебников, электронных каталогов и т.д.

Предмет педагогики- целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Таким образом, педагогика-это наука о воспитании. Главной ее задачей является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Павел Иванович Пидкасистыйговорит о том, что педагогическая наука будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения, анализировать педагогический опыт, искать пути и средства внедрения разработок, способствовать росту интеллектуально-педагогического богатства общества.

№2. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки

Педагогический процесс-это система, в которой воедино слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественные задачи образования и воспитания.

Педагогический процесс развивается и усложняется по мере совершенствования общественных отношений. Исследователями были выделены следующие совокупности компонентов педагогического процесса: содержательно-целевой, организационно-деятельностный, эмоционально-мотивационный, контрольно-оценочный(Владимир Селиванов)целевой, содержательный, деятельностный, организационно-управленческий, результативный(И.П. Подласый). К функциям педагогического процесса относятся: образовательная, воспитательная и развивающая. Все они выступают в единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития; воспитание способствует образованию и развитию; развитие создает предпосылки для обучения и воспитания.

Прежде чем говорить о теории образования и обучения необходимо дать им определенияю

Обучение- упорядочное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели.Это двухсторонний, управляемый процесс,специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания.

Образовани е-система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Выделяют такие теории образования и обучения: ассоциативная теория в ее основе лежит положение о том, что всякое обучение опирается, прежде всего на чувственное познание(ощущение, восприятие). Главным методом обучения выступает упражнение.В процессе обучения у учащихся вырабатываются ассоциации между понятиями, формируются системные связи. Умение мыслить, согласно ассоциативной концепции обучения, становится возможным только в практической деятельности. Теория поэтапного формирования умственных действий(Петра Яковлевича Гальперина, Нины Федоровны Талызиной). Согласно концепции Гальперина, переход от действия к мысли проходит несколько этапов. Свернутость мышления подготовляется предшествующими этапами усвоения: составлением предварительного представления о задании, усвоением действия с предметами, освоением действий в плане слышимой речи, перенесением действия в умственный план. Успешность обучения определяется результатом создания учителем и уяснения обучающимися ориентировочной основы новых действий и тщательным ознакомлением с последовательностью выполнения этих действий. Теория развивающего обучения взаимосвязь обучения и развития человека была и остается одной из центральных проблем образования. Большинство педагогов считают, что одним из предшественников развивающего обучения был Сократ. В качестве основного средства обучения предпочитал живое общение со своими учениками. Песталоцци была разработана теория «элементарного образования», направленная на всестороннее воспитание и развитие личности ребенка. Ф.А Дистерверг ввел понятия материального образования и формального образования. Под материальным образованием он понимал овладение учениками знаниями, умениями и навыками, а под формальным-развитие творческих способностей,мышления, воображения. К.Д. Ушинский рассматривал психологический процесс, состоящий из этапов: осознания, закрепления, запоминания и практического применения.

№3.Единство и различие педагогической науки и практики.

Известно, что наука - одна из форм общественного созна­ния, т.е. представлений людей о духовной и физической жизни. Ее можно представить в художественных образах, созданных композиторами, живописцами, литераторами, - и тогда это искусство; можно - в постулатах, созданных вековой мудростью истинной веры, - и тогда это религия, можно - в строгих законо­мерностях тех или иных процессов, происходящих в природе, обществе, человеческом сознании, - и тогда это наука. Сколь ни своеобразны, ни сложны, ни взаимосвязаны между собой эти явления, все они - результаты творчества человека, так или ина­че добытые и выраженные, но существующие потому, что востре­бованы людьми, необходимы их жизненной практике.

Единство педагогической науки и педагогической практики проявляется прежде всего в том, что они, как мы видели, реализуют в конечном счете одну и ту же социальную функцию. Различия между этими двумя видами деятельности в том, что они имеют разные объекты, включенные в разные системы отношений между субъектами и объектами деятельности, разные средства и отличаются по их результатам. Чем полнее познаются педагогические закономерности педагогической наукой (в системе отношений «ученый — педагогический процесс»), тем успешнее осуществляется практическая педагогическая деятельность (в системе отношений «учитель —ученики»).

Средства, применяемые, с одной стороны, в научно-педагогической, с другой — в практической педагогической деятельности, соотносятся как средства научного познания и непосредственной материально-практической деятельности людей. С одной стороны, это — наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез, теорий, проверка их путем эксперимента и т. д., с другой — методы и приемы обучения и воспитания, наглядные пособия и проч.

Наконец, если результатом, продуктом обучения и воспитания является обученный и воспитанный человек, то продуктом педагогической, как и любой другой науки, являются знания.

№4. Виды внеклассласной работы и их организация.

Внекласно-воспитательная работа- это включение школьников в различные виды деятельности во внеучебное время.

Возможности вгнеклассно-воспитаптельной работы:

1. Раскрытие индивидуальных возможностей детей

2. Формирует практические навыки и умения, обогощает социальный опыт

3. Развитие познавательного интереса детей

Внеклассно-воспитательная работа развивает самостоятельность учащихся, активность (КВН, беседы, классные часы, диспуты, утренники и т.д.)

Таким образом, внеклассно-воспитательная работа осуществляется во внеучебное время.

Задачи внеклассно-воспитательной работы:

1. Формирование положительной Я- концепции, осуществляется несколькими факторами:

1. Уверенность в доброжелательном отношении к друг другу.

2. Чувство собственной значимости

3. Проявление способностей в различных видах деятельности.

2. Формирование у детей чувства коллективизма, умение сотрудничать в коллективе

3. Формирование у детей потребности продуктивных видов деятельности.

4. Формирование нравственного, эстетического мировоззрения.

5. Развитие познавательного интереса

 

Функции:

1. Обучающая

2. Развивающая

 

Содержание внеклассно-воспитательной работы.

 

Специфика внеклассно-воспитательной работы:

1. Преобладание эмоционального аспекта над информационным

2. Содеожание внеклассной работы характеризуется практической деятельностью и формируются умения и навыки.

 

Виды деятельности:

1. Познавательная (развивает интерес ребенка, повышает мотивацию, формирует знания, умения и навыки)

2. Досуговая

3. Оздоровительно-спортивная

4. Трудовая

5. Творческая

 

Требования к внеклассно-воспитательной работе:

1. Постановка цели

2. Определение ожидаемых результатов

3. Осуществление определенного подхода, опора на положительное в ребенке.

4. Учитель-оргапнизатор деятельности и он должен обладать личностными качествами

5. учитель должен быть в постоянном творческом поиске.

 

Содержание внеклассно-воспитательной работы:

1. постановка и определение воспитательных задач

2. моделирование (педагог создает определенную форму в своей работе, включая цели и задачи)

3. практическая реализация модели

4.анализ работы, результатов.

 

 

№5. Характеристика системы образования в России.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы.

Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на:

обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ "Об образовании" (1992).

В законодательных документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ "Об образовании" подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.

В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает:

гуманистический характер образования;

приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

свободу развития личности;

защиту национальных культур, культурных традиций народов России;

общедоступность образования.

2. Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.

Образовательная система объединяет образование:

дошкольное,

общее среднее,

среднее специальное,

вузовское,

послевузовское,

дополнительное.

К образовательным учреждениям относятся:

дошкольные;

общеобразовательные;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.);

учреждения дополнительного образования;

другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно- научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната. Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Образовательное учреждение- учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся и воспитанников.

Система образования в России включает в себя органы управления трех уровней.

Первый федеральный уровень, включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения(Министерство общего и профессионального образования)

Второй уровень органов управления образованием- это уровень субьектов Российской Федерации.

Третий уровень-местный уровень,к нему относятся районные и городские органы управления образованием

Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны.(очная, очно-заочная-вечерняя,семейное образование, самообразование, экстернат.

Таким образом, система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

-государственных образовательных стандартов образовательных программ;

-сети образовательных учреждений;

-органов управления образованием.

 

№6.Инновационные реформы в современной российской школе.

Понятие «инновация » имеет латинское происхождение и в переводе означает «обновление, новинка, изменение», т.е. ввод чего-то нового.

НОВШЕСТВО- явление, несущее в себе сущность, способы, методики,технологии организации и содержание нового.

ИННОВАЦИЯ- процесс освоения (внедрения) нового.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС – отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового.

НОВОВВЕДЕНИЕ – определяется и как новшество, и как процесс введения

этого новшества в практику, процесс целенаправленной, и организованной

деятельности людей – инноваторов.

Сегодня в сфере образования внедряется огромное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию,содержание, методику и технологию преподавания. Центром принципиальных изменений всей системы образования России сегодня стала реализация права каждого человека на развитие и самореализацию, а это соответственно потребовало формирование новой образовательной политики. Реформированию подверглись сами цели образования, его экономический фундамент, управление системой образования, структура школы, форма оплаты за обучение.

Инновационное движение представляет собой общественно-педагогическое движение, перерастающее рамки образовательной сферы. Оно становится важнейшим фактором самоорганизации и саморазвития общества, энергией которого обеспечивается прове­дение в жизнь программ демократических реформ.

Основными причи­нами реформирования выступали:

1. Попытка уйти от тоталитарности в образовании и демокра­тизировать систему образования.

2. Стремление гуманизировать образование для учета интере­сов отдельного человека.

3. Необходимость приспособления к новым экономическим ус­ловиям существования общества и системы образования.

4. Создание условий для формирования системы образования, ко­торая бы обеспечивала качественное освоение учащимися знаний.

Одной из основных задач реформирования системы образования является задача разработки и широкого внедрения в практику школы новых педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы учащихся. Массовое внедрение новых обра­зовательных технологий позволит постепенно заменить ими тради­ционные технологии и в перспективе полностью отказаться от техно­логий знаниевой ориентации.

 

№7. Логика развития педагогического процесса.

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое воздействие», сводящий педагогический процесс к субъектам – объектном отношении, которые в свою очередь, является следствием механического переноса в педагогическую деятельность основного постулата теории управления: если есть субъект управления то должен быть и объект. Педагогическое взаимодействие всегда имеет 2 стороны, 2 взаимооболсовленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть – прямые и косвенные, различаются по направленности, содержанием и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи.

Понятие целостности педагогического процесса:

Целостность- синтетическое качество педагогического процесса характеризующий высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Основные аспекты целостного педагогического процесса:

1. Содержательно-целевой

2. Организационный-протеказальный

3. Операционально-технологический.

№8.Педагогический мониторинг

Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга. Мониторинг(от лат. Слова монитор напоминающий) активно использовалось в экологии и обозначало наблюдение, оценку и прогнозирование окружающей среды. Мониторинг обозначает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Следует отметить, что во-первых, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующих множество функций; во-вторых, мониторинг обладает особенностями: 1)непрерывность(сбор данных происходит постоянно);2)диагностичностью; 3) информационной оперативностью; 4) наличие обратной связи(позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс); 5) научностью.

В качестве обьектов мониторинга могут выступать:

-профессионально- образовательный процесс;

-академическая успеваемость;

-развитие личности обучаемого;

-становление учебной группы;

-профессиональная деятельность преподавателя;

-профессиональное развитие преподавателя;

-становление педагогического коллектива.

В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:

1 уровень-персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно(например:наблюдение)

2 уровень-внутришкольный: мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения.

3 уровень-муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образованием.

Все применяемые способы осуществления мониторинга можно разделить на следующие группы:

1. Текущее наблюдение осуществляется с целью отслеживания изменений в профессиональном развитии под влиянием образовательного процесса и определения смысла происходящих явлений.

2. Метод тестовых ситуаций заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо.(постановка уточняющих вопросов)

3. Экспликация (от лат развертывание) развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности. Вносит коррективы в образование.

4. Опросный метод позволяет получить информацию о развитии субьектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы.

5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности позволяет по намеченной схеме изучить письменные тексты, графические материалы, технические изделия.

6. Тестирование-метод сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субьектов образования.

Выделяют формы мониторинга: стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости.

2.экспресс-диагностика-осуществляется для профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении.

3.Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускника помимо определения уровня сформированных социально-профессиональных знаний, умений и навыков включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.

 

№9. Проектировочная деятельность.

 

Проектирование становится во всех сферах человеческой деятельности деятельностным инструментом, позволяющим обеспечить ее систематичность, результативность, гибкость и вариативность. Цель проектирования в образовании составляют разработка и внедрение мероприятий, позволяющих организовать образование или обучение в данном обществе.

Проектирование-это процесс создания проекта. Целенаправленная, рациональная деятельность человека по моделированию предствлений о будущей деятельности, предназнченной для удовлетворения социальных потребностей, о конечном результате такой деятельности.

Педагогическое проектирование-деятельность, направленная на создание обьектов педагогической природы с целью системного и эффективного решения задач обучения и воспитания личности.

Суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположенные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты.

В.С. Безрукова выделяет три этапа проектрования: моделирование, проектирование, конструирование. Педагогическое проектирование заключается в содержательном, организационно-методическом, материально-техническом и социально-психологическом оформлении замысла реализации решения педагогической задачи.

Выделяют несколько подходов к реализации к проектировочной деятельности педагога:

Продуктивный подход ориентируется на конечный результат

Процессуальный подход, направленный на построение и организацию оптимального преобразования блоков, которые входят в проектировочную деятельность, предполагает ответственность педагога не только за конечный результат, но и за процесс его получения

Вариативный подход- учитывает ход изменений и обьекта на отдельных этапах реализации педагогического процесса.

Саморазвивающийся подход всеми участниками проектировочной деятельности принимается необходимость брать на себя функции управления развитием системы, а педагог-проектировщик обеспечивает приобретение умений.

Модель проектируемого педагогического процесса состоит из пяти основных параметров: целеполагания, диагностики, домашней, самостоятельной работы учащихся, логической структуры учебного процесса, коррекционной деятельности учителя.

Технология модели учебного процесса представляется виде проекта учебной темы-технологической карты.

Технологическая карта- модель проектирования учебного процесса, является паспортом темы учебного курса. Технологические компоненты содержания-дидактический материал, учебный материал.

При проектировании педагогического процесса к его содержанию предьявляются определенные требования:

-научность и практическая значимость;

-ограниченность во времени;

-учет подготовленности учащихся.

 

№10. Понятие о принципах обучения. Принцип сознательности и активности.

Дидактические принципы- основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

В основе данного принципа лежат закономерные положения: сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем напряжения собственной мысли. Сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учеников, организации учебно-

 

 

Содержимое разработки

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: