Методы получения вторичного топлива




В последнее время все большее значение в сфере утили­зации органических отходов, в частности, твердых бытовых отходов приобретают методы, направленные на получение комбинированных вторичных топлив, так называемых «Refuse Derived Fuel» (RDF) [8]. Так, в США и ЕС c начала 70-х годов ХХ века проводятся работы по переработке бытовых отходов в топливо RDF, которое длительное время можно хранить и транспортировать на относительно большие расстояния и сжигание которых оказывает значительно меньшее воздействие на окружающую среду, чем сжигание ТБО. Собственно понятие топлива RDF охватывает достаточно широкий диапазон различных топлив на основе промышленных и бытовых отходов. Так, известны топливные смеси, включающие в свой состав обезвоженные осадки сточных вод, некоторые виды органических промышленных отходов, частицы биомассы и др. Наибольшую известность получили топливные смеси, включающие, с одной стороны, бытовые отходы - остатки бумаги, пластика и текстиля, содержа­щихся в мусоре, с другой стороны — углеродсодержащие и смолистые отходы различных химических производств, которые служат связующим компонентом и, кроме того, повышают калорийность такого топлива.

В целом процессы производства вторичных топлив на основе твердых бытовых отходов и смолистых веществ носят достаточно динамичный характер. Так, если по состоянию на 2001 г. количество произведенного топлива RDF в целом по Европе составляло около 3 млн. т, то по состоянию на 2005 г. данное количество уже превышало 13 млн. т, а прогнозируемый показатель на 2015 г. приближается к 60 млн. т. Процесс производства осуществляется по принципиальной технологической схеме – см. рисунок 4.11 [8].

Существует несколько десятков вариантов композиционных составов топлив, каждый из которых, как правило, является собственностью фирмы-производителя. Примеры некоторых из них приведены в таблице 4.7 [8].

Таблица 4.7 – Типовые композиционные составы топлива RDF в различных странах ЕС

Компонент ТБО, % масс. Страна ЕС
Бельгия Италия Великобритания
Пластик      
Бумага, картон      
Древесные остатки   4,5  
Текстиль      
Другие компоненты     -
Углеродсодержащие и смолистые добавки - -  

Рисунок 4.11 – Принципиальная технологическая схема получения топлива RDF на основе компонентов ТБО

Накопленный опыт утилизации получаемых топлив по­зволяет говорить о ее трех основных направлениях, сло­жившихся на данный момент в мире — сжигании на мусоросжигательных заводах, сжигании на тепловых электростанциях и сжигании в цементных печах. Тот либо иной вид термической утилизации таких топлив накладывает определенные условия на их качественный и количественный состав, особенно это относится к топливу RDF, сжигаемому в цементных печах. Так, данный вид вторичных топлив должен соответствовать установленным требованиям Европейской ассоциации компаний по термической утилизации спе­циализированных отходов.

Интересными являются экономические аспекты внедрения данного метода переработки ТБО. Так, среднеевропейские показатели стоимости производства топлива RDF для сжигания на электростанциях свидетельствуют о меньшей стоимости процесса, в отличие от сжигания несортированного потока ТБО на мусоросжигательном предприятии (см. таблицу 4.8).

Таблица 4.8 - Соотношение стоимости термической утилизации топливных смесей и несортированных ТБО, евро/т

Государство ЕС Производство и утилизация топлива RDF Сжигание ТБО на МСЗ
Нидерланды 50-70 100-120
Швеция 50-60 100-120
Великобритания 40-60 90-100
Бельгия 50-70 80-95

Сжигание такого рода топлив в индустриальных процессах имеет несколько преимуществ, таких как экономия не возобновляемых топливных ресурсов, отсутствие противоречий с проектами по раздельной сортировке ТБО, высокая гибкость технологии процесса переработки, позволяющая производить быструю экономическую и экологическую корректировку качества товарного продукта. Интенсивность использования данного метода переработки ТБО в ЕС и США возрастает с каждым годом (см. рисунок 4.12).

Рисунок 4.12 - Динамика производства топлива RDF в США и странах ЕС

 

На сегодняшний день наметилось два типа технологических процессов, позволяющих получать высококалорийные топливные смеси на основе компонентов ТБО. К ним относятся так называемая механико-биологическая очистка и процессы сухой стабилизации компонентов ТБО. Отличие состоит в том, что первый тип процессов предполагает обязательное отделение части органических компонентов и их дальнейшую переработку по методу компостирования, в случае же сухой стабилизации органическая часть ТБО подвергается сушке и является составной частью получаемого топлива. Данный тип процессов получил наибольшее распространение в ЕС [8]. Количество топлива RDF, произведенного из одной тонны муниципальных отходов определяется системой сбора твердых бытовых отходов, типом процесса получения топлива и рыночными требованиями к конечному продукту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: