Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку




Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Уч. год. Школьный этап

Классы

1. Выпишите слова, в которых нет глухих согласных звуков.

Дверь, жар, просьба, эмблема, мозг, ярмарка, звон, царь, ягода.

Из оставшихся слов выпишите такое, в котором количество букв равно количеству звуков.

 

2. В словарной статье толкового словаря С.И. Ожегова к глаголу тянуть есть информация о значениях данного слова. Приведите по одному словосочетанию, иллюстрирующему употребление глагола тянуть в каждом из приведенных ниже значений.

Образец. Натягивать, тащить или расправлять; напрягаясь, тащить к себе. Тянуть невод.

А. Перен. Усиленно содействовать, вытягивать (разг.).

Б. Медленно делать что-нибудь, медлить с осуществлением чего-нибудь, а также (разг.) делать что-нибудь медленно и с трудом.

В. Говорить или петь медленно, протяжно.

Г. Удовлетворять необходимым требованиям, соответствовать чему-нибудь (разг.).

 

3. Фразеологизм – это устойчивое по составу и структуре, целостное по значению словосочетание. Благодаря перечисленным качествам многие фразеологизмы сохранили в своем составе архаичные языковые элементы.

Заполните таблицу: 1) восстановите в приведенных фразеологизмах пропущенные элементы-архаизмы; 2) подберите к каждому из архаизмов современный эквивалент; 3) составьте фразеологизмы с этими современными эквивалентами (по одному фразеологизму на каждое слово). Учтите, что одно из слов имеет два современных эквивалента и, следовательно, к нему нужно подобрать два фразеологизма. Укажите, что объединяет все указанные архаизмы с точки зрения смысла.

 

Фразеологизм с архаизмом Значение фразеологизма с архаизмом Современный эквивалент архаизма Фразеологизм с современным эквивалентом
Бить ________ Кланяться, просить о чем-то, жаловаться, благодарить.    
Один как ________ В полном одиночестве.    
В мгновение ________ Быстро, вмиг.    
Из ________ в ________ От одного человека к другому.    

 

4. Объедините этимологически родственные слова в три группы. Определите, какое из слов не войдет ни в одну из групп.

Выбор, бороться, забор, боров, соборный, пробор, бор, боровик, новобранец, брань, оборона.

 

5. Восстановите пропущенные члены словообразовательных цепочек.

Переводить > __________ > переводчица

Друг > __________ > __________ > недружно

Защитить > __________ > __________ > солнцезащитный

Белый > __________ > __________ > побелка

Педагог > __________ > __________ > непедагогичный

6. Прочитайте отрывок из рассказа Фазиля Искандера «Мой кумир»: «Я давно этого ожидал. Я его ненавидел в эту минуту. Я готов был топтать его прекрасную лживую рожу, но он был мой друг, и по какому-то древнему закону товарищества, землячества, своячества или как там еще я его должен был защищать, тогда как другое, более сильное, но почему-то бесправное чувство толкало меня стать на сторону этого мальчика».

В данном отрывке трижды встречается местоимение его. Два случая употребления этого слова являются подобными друг другу. О каких случаях идет речь? Чем отличается третий пример употребления?

 

7. Объедините слова в словосочетания, соблюдая нормы управления. В каком случае существует два возможных варианта сочетания?

А. Уверенность + успех

Б. Уделять внимание + здоровье

В. Мнение + событие

Г. Рассказать + поездка

Д. Удивляться + своеобразие

Е. Останавливаться + вопрос

Ж. Преклонение + талант

№ задания               Сумма
Макс. балл                

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Уч. год. Школьный этап

Класс

1. Дан ряд слов:

Чайка, алоэ, якорь, летчик, ель, яйцо, движение, легко, самурай.

А. Выпишите два слова, в которых стоящие рядом согласные звуки качественно повлияли друг на друга.

Б. Выпишите слова, в которых количество букв равно количеству звуков. Из оставшихся слов выпишите такое, в котором нет глухих согласных.

 

2. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов с постоянным цельным значением, однако в речи мы нередко встречаемся с явлением намеренной трансформации фразеологизма – дефразеологизацией. При дефразеологизации автор нарушает устойчивость оборота, чтобы привлечь внимание читателя. Такая разновидность игры с языком будет понятна только начитанному читателю, который знает, как выглядит измененный фразеологизм на самом деле. Восстановите исходную форму фразеологизмов:

А. И еще другую ошибку свою я видел, самую главную, в том, что под предлогом возлюбленной думал только о себе, и поднятую бурю в стакане эгоистической души принимал за мировое событие... (М.М. Пришвин «Кащеева цепь»)

Б. Не так страшен черт, как его малютки (В.В. Набоков «Защита Лужина»)

В. Ты морочить мне мозги

Даже думать не моги!

(Л.Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца»)

Г. Тебя попробуй только отпусти –

Останутся лишь пёрышки да ножки!

Я берегу тебя от кровожадной кошки!

(С. Михалков «Канарейка и кошка»)

Д. Не позволю! Мне попала вожжа под мантию! Я – король или не король? (Е. Шварц «Обыкновенное чудо»)

 

3. Многие слова в древности значили не то же самое, что они значат сейчас. Например, прилагательное хитрый для современного человека значит, в первую очередь имеет значение «скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямыми, обманными путями к достижению чего-либо; лукавый» («Большой толковый словарь» под ред. С.А. Кузнецова). Определите, какие значения это слово имеет в древнерусских контекстах:

А. Сынъ хытръ послоушливъ отьцю (Пандекты Антиоха, 11 в.)

Б. Блаженый Кирилъ Грьчинъ <…> учителенъ зѣло и хытръ ученью божественыхъ книгь (Лаврентьевская летопись, 14 в.)

В. Въ Венецѣи ворота Венецѣйскыи дѣланы <…> вельми хитры и хороши (Софийский временник, 15 в.)

 

4. Исправьте ошибки, допущенные при построении словообразовательных цепочек (пример правильно составленной словообразовательной цепочки: бедный > бедняга > бедняжка > бедняжечка). Какая из цепочек составлена верно?

А. Тигр > тигрица > тигренок

Б. Театр > театрально > театральный

В. Молодой > помолодеть > помолодевший

Г. Крик > кричать > кричащий

 

5. Прочитайте фрагмент главы из книги Н.М. Шанского «Лингвистические детективы», заполните пропуски.

Слово (1) _________ (ср. диал. улка, улок) было создано с помощью суффикса (2) ___ на базе существительного (3) _________, родственного, между прочим, слову улей. Слово (3) _________ ныне славянскими языками утрачено, но его «мужской вариант» (4) _________ (ср. отношения глистглиста, заворзавора, жаржара, укорукора и пр.) со значением «улей» в чешском и польском языках существует.

Исчезнувшее в русском языке (3) _________ отмечается в древнегреческом, где aulã (дорическое aula) имело значение «двор, пространство, примыкающее к дому». Это архаическое значение сохранилось и у слова (1) _________ в отдельных севернорусских диалектах (архангельских, костромских, пермских).

Значение «очищенное в лесу, пустое пространство» было первичным и для праславянского слова *dorga, давшего наше (5) _________. Оно было образовано посредством суффикса (6) ___ от той же основы (дор-), что и диалектное дор «рóсчисть, корчевье, новь», а в литературном языке – (7) _________ «рвать, тащить, расчищать» и (8) _________ «раздирать на части, рвать, дергать» (в диалектах также «пахать лесную новину, росчисть, дор»).

 

6. Прочитайте высказывание из романа Ф.М. Достоевского «Идиот»: «Я крепко подозреваю, что и она меня любит, по-своему, то-есть, знаете поговорку: “Кого люблю, того и бью”. Она всю жизнь будет меня за валета бубнового считать (да это-то ей, может быть, и надо) и всё-таки любить по-своему; она к тому приготовляется, такой уж характер».

Какое из встретившихся вам существительных с точки зрения русской грамматики является одушевленным? Как вы это определили? Как бы выглядело это слово в приведенном контексте, если бы оно было неодушевленным?

 

7. Даны предложения, которые можно понять двояко:

А. Молодому режиссеру приходилось многое объяснять.

Б. Преследование тигра закончилось неудачей.

В. Андрей вернулся из командировки в Москву.

Поясните, какие два смысла может выражать каждое из данных предложений.

 

8. Дана словарная статья из словаря 19 в.

Медици́на ж., латин. [medicina] врачебство́, врачебная наука или лекарское искусство, лѣкарство. Медици́нскiй, врачебный, лѣкарскiй. Мéдикъ м., [лат. medicus], врачъ, лѣкарь. -ков, лично ему принадлежащий. <…> Медикополицейский, относящийся до врачебной полиции, до порядка и мер, для устранения всякого вреда народному здравию. Мéдикохирургическiй, относящиiся до медицины и хирургiи, врачебного и операцiонного искусства. Медикохиру́рг м. учоное званье, врачебная степень, съ правами 8 класса, даваемая искусным операторамъ. Медикаментъ м. лѣкарство, зелье, сна́добье, врачебное средство.

А. Определите тип словаря, из которого взята приведенная статья. Кто составил этот словарь? Как называется наука, изучающая словари?

Б. Найдите в тексте статьи слово, написание которого противоречит современным нормам орфографии. Как это слово пишется сейчас?

В. Найдите в тексте старославянизм, который в современном русском языке заменен русизмом. Как называется фонетическое явление, отличающее русизм и старославянизм?

Г. Выпишите из текста архаизм, который знаком современному читателю, но употребляется в другом значении. «Переведите» данный архаизм на современный русский язык, найдите в тексте однокоренное ему слово.

 

№ задания                 Сумма
Макс. балл                  

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Уч. год. Школьный этап

Классы

1. Стихотворение К. Бальмонта «Камыши» начинается со следующих строк:

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

А. Как называется представленный в приведенном фрагменте вариант звукописи?

Б. В каком из слов звук [ш] произносится не так, как остальные? Почему?

В. Найдите буквосочетание, которое в составе других слов может произноситься с [ш]. Приведите 3 примера таких слов.

Г. Какие гласные звуки повторяются в приведенных строчках трижды?

 

2. Многие слова в древности значили не то же самое, что они значат сейчас. Например, прилагательное хитрый для современного человека значит, в первую очередь имеет значение «скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямыми, обманными путями к достижению чего-либо; лукавый» («Большой толковый словарь» под ред. С.А. Кузнецова). Определите, какие значения это слово имеет в древнерусских контекстах:

А. Сынъ хытръ послоушливъ отьцю (Пандекты Антиоха, 11 в.)

Б. Блаженый Кирилъ Грьчинъ <…> учителенъ зѣло и хытръ ученью божественыхъ книгь (Лаврентьевская летопись, 14 в.)

В. Въ Венецѣи ворота Венецѣйскыи дѣланы <…> вельми хитры и хороши (Софийский временник, 15 в.)

Как вы считаете, являются ли исторически родственными слова хитрый и хищник? Объясните свою точку зрения, опираясь на лексические значения этих слов.

 

3. В текстах писателей прошлых столетий мы нередко встречаем привычные нам устойчивые выражения в непривычном виде. Это может быть связано с тем, что с течением времени устойчивая единица изменила свой вид, или же с тем, что писатель намеренно трансформировал ее, чтобы привлечь внимание читателя. Как сейчас выглядят устойчивые сочетания из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

А. Вот уже два года скоро по издателям шныряю и всю их подноготную знаю: не святые горшки лепят, поверьте!

Б. И как подумаю, что я же из кожи выбивался, ему излагал… целые две недели!..

В. Ну, конечно, бабушкин сон рассказывает, врет как лошадь, потому я этого Душкина знаю, сам он закладчик и краденое прячет…

Г. Она семенила на месте и беспрерывно приседала, с нетерпением выжидая, что наконец-то и ей позволят ввернуть свое слово, и дождалась.

Д. … И оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь».

 

4. Последовательность образованных друг от друга слов называется словообразовательной цепочкой. Когда от одного слова образуется несколько цепочек, формируется словообразовательное гнездо.

 

Пример словообразовательного гнезда:

 

Соль > солонка

> солить > посолить > посол

> соленый > несоленый

 

Составьте словообразовательное гнездо слова свет, используя следующие слова:

Рассвет, освещение, свеча, светлейший, светать, светлый, рассветать, светить, подсвечник, рассветный, осветить, светло.

 

5. Прочитайте фрагмент главы из книги Н.М. Шанского «Лингвистические детективы», заполните пропуски.

Слово (1) _________ (ср. диал. улка, улок) было создано с помощью суффикса (2) ___ на базе существительного (3) _________, родственного, между прочим, слову улей. Слово (3) _________ ныне славянскими языками утрачено, но его «мужской вариант» (4) _________ (ср. отношения глист – глиста, завор – завора, жар – жара, укор – укора и пр.) со значением «улей» в чешском и польском языках существует.

Исчезнувшее в русском языке (3) _________ отмечается в древнегреческом, где aulã (дорическое aula) имело значение «двор, пространство, примыкающее к дому». Это архаическое значение сохранилось и у слова (1) _________ в отдельных севернорусских диалектах (архангельских, костромских, пермских).

Значение «очищенное в лесу, пустое пространство» было первичным и для праславянского слова *dorga, давшего наше (5) _________. Оно было образовано посредством суффикса (6) ___ от той же основы (дор-), что и диалектное дор «рóсчисть, корчевье, новь», а в литературном языке – (7) _________ «рвать, тащить, расчищать» и (8) _________ «раздирать на части, рвать, дергать» (в диалектах также «пахать лесную новину, росчисть, дор»).

 

6. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

А. Она осталась у нас обедать, сыграла с тринадцатилетним Андреем весьма напряженную партию в шахматы ― международное состязание закончилось дружественной ничьей (Л. Зорин). Она так серьезно и аккуратно принялась отряхивать его шапку, что он, давно не видавший ничьей заботы, смутился (Д. Быков).

Б. Действительно, движения мои были уверенны и правильны, а беспокойство своё я постарался спрятать как можно глубже и ничем его не проявлять (М. Булгаков). Делаясь пациентом, человек утрачивает свое «я » (М. Петросян).

В. Сашка ответил, что температура нормальная и чувствует себя ничего, отоспался чуток, передохнул (А. Кондратьев). Всякий раз он допытывался, почему она включала то, а не это, и, когда он уходил, она чувствовала себя ничего не смыслящей девчонкой (Д. Гранин).

Составьте два предложения, в одном из которых слово всё будет местоимением, а в другом – частицей.

 

7. Известно, что языковая норма исторически изменчива, и то, что считалось правильным раньше, сейчас вполне может рассматриваться как ошибка. Прочитайте предложения, взятые из сочинений авторов 18-19 вв. Какие формы противоречат современной норме?

А. Стремясь к приятствам вешней неги, одолеваешь зиму, снеги (М.В. Ломоносов)

Б. Здесь вы встретите усы <...> которых умастили все драгоценнейшие и редчайшие сорты помад (Н.В. Гоголь)

В. Уже ушли от нас играние и смехи (А.П. Сумароков)

Г. Он посмотрел на домы – и ему стало ещё скучнее (И.А. Гончаров)

Что объединяет найденные вами формы с точки зрения грамматики? Как бы выглядели данные формы в современном русском языке? Какую из форм невозможно исправить по тому же принципу, что и остальные? С чем это связано?

 

8. Перестройте простые предложения с деепричастным оборотом в сложноподчиненные. В каждом случае определите тип придаточного предложения. В каком из предложений возможна двоякая трактовка типа придаточной части?

А. Испугавшись, Аня вскрикнула.

Б. Возвращаясь домой, я загрустил.

В. Желая показать свою эрудицию, я включился в разговор об импрессионистах.

Г. Имея достаточное количество свободного времени, можно успеть сделать многое.

Д. Зная об опасности, бойцы все же смело шли вперед.

№ задания                 Сумма
Макс. балл                  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: