СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основные термины и понятия
2. Гигиенические требования к помещениям и оборудованию аптек
3. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря
4. Личная гигиена работников
5. Обработка рук персонала
6. Моюще-дезинфицируюшая обработка посуды
7. Дезинфекция бывшей в употреблении посуды
8. Контроль качества обработки
9. Обработка укупорочных средств и вспомогательных материалов
10. Влияние микробного фактора на качество лекарственных препаратов
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Аптека является одним из учреждений системы здравоохранения, основной функцией которой является своевременное снабжение населения и ЛПУ лекарственными препаратами, предметами ухода за больными, предметами санитарии и другими медицинскими товарами. При изготовлении и хранении необходимо строгое соблюдение гигиенического режима.
Поэтому основной целью работы является изучение гигиенических требований, предъявляемых к аптечным учреждениям, по результатам гигиенических исследований, проведенных в аптеке.
Санитарный режим в аптечных учреждениях регламентирует приказ Минздрава от 21 октября 1997г. №309 «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций».
Гигиенические требования, предъявляемые к аптекам:
1. гигиенические требования к внутренней планировке и отделки помещений и оборудованию аптек,
2. санитарные требования к уборке помещений, уходу за аптечным оборудованием,
3. требования к личной гигиене сотрудников аптек,
4. санитарные требования к получению, транспортировке и хранению дистиллированной воды и воды для инъекций,
5. санитарные требования при изготовлении лекарств в асептических условиях,
6. санитарные требования при изготовлении не стерильных лекарственных форм.
Основные термины и определения
Санитарная одежда - медицинский халат и шапочка, предназначенные для защиты медикаментов, материалов и готовой продукции от дополнительных микробиологических и других загрязнений, выдаваемых персоналом.
Асептика - условия и комплекс мероприятий, направленных на предотвращение микробного и другого загрязнения при получении стерильной продукции на всех этапах технологического процесса.
Асептический блок - территория аптеки специально сконструированная, оборудованная и использованная таким образом, чтобы снизить проникновение, образование и задержку в ней микробиологических и других загрязнений.
Воздушный шлюз - установленное в замкнутом пространстве устройство, предотвращающее проникновение механических частиц или микроорганизмов, или замкнутое пространство между помещениями различной чистоты, отделенное от них дверьми.
Дезинфекция - процесс умерщвления на изделии или в изделии или на поверхности патогенных видов микроорганизмов (химические и термические методы и средства).
Стерилизация - процесс умерщвления на изделиях или в изделиях или удалений из объекта микроорганизмов всех видов, находящихся на всех стадиях развития, включая споры. Справочник фарм. работника под редакцией Писаренко Е.Н. Р.Феникс 2003., с. 302 – 303
Гигиенические требования к помещениям и оборудованию аптек
Помещения аптек следует оборудовать, отделывать и содержать в соответствии с правилами санитарного режима в чистоте и надлежащем порядке. Перед входами в аптеку должны быть приспособления для очистки обуви от грязи. Очистка самих приспособлений должна проводится по мере необходимости, но не реже чем 1 раз в день.
Рабочие места персонала аптеки в зале обслуживания населения должны быть оснащены устройствами, предохраняющими работников от прямой капельной инфекции.
Оконные фрамуги или форточки, используемые для проветривания помещений, защищаются съемными металлическими или пластмассовыми сетками с размерами ячейки не более 2*2 мм. В летний период, при необходимости, окна и витрины, расположенные на солнечной стороне, должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами, которые располагаются между рамами или с внешней стороны окон.
Материалы, используемые при строительстве аптек, должны обеспечивать непроницаемость для грызунов, защиту от проникновения животных и насекомых. Не допускать использование гипсокартонных полых перегородок. Все материалы должны иметь гигиенические материалы.
Поверхности стен и потолков производственных помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия, допускающими влажную уборку с применением дезсредств Места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь углублений, выступов и карнизов. Материалы покрытия помещений должны быть антистатическими и иметь гигиенические сертификаты (водостойкие краски, эмали или кафельные глазурованные плитки светлых тонов). Полы покрываются неглазурованными керамическими плитками, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов.
Помещения аптек должны иметь как естественное, так и искусственное освещение.
Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех помещениях, кроме того, для отдельных рабочих мест устанавливается местное освещение. Искусственное освещение осуществляется люминесцентными лампами и лампами накаливания.
Системы отопления и вентиляции должны выполнятся по действующим СНиПам. В помещениях хранения должен проводится контроль за параметрами микроклимата (температура, влажность, воздухообмен). Справочник фарм. работника указ. автора с. 304 - 306
Технологическое оборудование. Используемое в аптеках должно быть зарегистрировано в Минздраве России, разрешено к применению в установленном порядке и иметь сертификат соответствия.
Установка оборудования должна производится на достаточном расстоянии от стен, чтобы иметь доступ для очистки, дезинфекции и ремонта (как правило, путем замены составных частей). Оборудование не должно загораживать естественный источник света или загораживать проходы. Не допускается размещение в конкретных производственных помещениях машин, аппаратов и др., не имеющих отношения к технологическому процессу данного производственного помещения.
В производственных помещениях не допускается вешать занавески, расстилать ковры, разводить цветы, вывешивать стенгазеты, плакаты т.п. Для этого могут быть использованы коридоры, комнаты отдыха персонала аптек, кабинеты.
Информационные стенды и таблицы, необходимые для работы в производственных помещениях, должны изготавливаться из материалов, допускающих влажную уборку и дезинфекцию.
Декоративное оформление непроизводственных помещений, в том числе озеленение, допускается при условии обеспечения за ними необходимого ухода (очистка от пыли, мытье и т.п.) по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.
3. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря
Перед началом работы необходимо провести влажную уборку помещений (полов и оборудования) с применением дезсредств. Запрещается сухая уборка помещений.
Генеральная уборка производственных помещений должна проводится не реже одного раза в неделю. Моют стены, двери, оборудование, полы. Потолки очищают от пыли влажными тряпками 1 раз в месяц. Оконные стекла, рамы и пространство между ними моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами не реже одного раза в месяц.
Оборудование производственных помещений и торговых залов подвергают ежедневной уборке, шкафы для хранения лекарственных средств в помещениях хранения (материальные комнаты) убирают по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использован строго по назначению. Хранение его осуществляют в специально выделенном месте.
Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использован строго по назначению. Хранение его осуществляют в специально выделенном месте (комната, шкафы) раздельно. Уборочный инвентарь для асептического блока хранят отдельно.
Уборку помещений асептического блока (полов и оборудования) проводят не реже одного раза в смену в конце работы с использованием дезинфицирующих средств. Один раз в неделю проводят генеральную уборку, по возможности с освобождением от оборудования.
Для уборки и дезинфекции поверхностей рекомендуется поролоновые губки. Салфетки с заделанными краями из неволокнистых материалов. Для протирки полов можно использовать тряпки с заделанными краями из суровых тканей Справочник фарм.работника указ. автора с.308 - 309.
Приготовление дезрастворов должно осуществляться специально обученным персоналом в соответствии с действующими инструкциями. Для дезинфекции поверхностей допускается использование дезсредств из числа разрешенных Минздравом России.
Отходы производства и мусор должны собираться в специальные контейнеры с приводной крышкой с удалением из помещения не реже 1 раза в смену. Раковины для мытья рук, санитарные узлы и контейнеры для мусора моют, чистят и дезинфицируют ежедневно.
Санитарный день в аптеках проводят 1 раз в месяц (одновременно, кроме тщательной уборки, можно проводить мелкий ремонт).