Кушманское городище «Учкакар»




 

Издревле люди селились по берегам рек. Река для них была и защитницей, и кормилицей, и транспортной артерией. Не исключение и древние жители наших земель. В северных районах Удмуртии строили они свои поселения вдоль реки Чепца. Первые переселенцы, исходя из археологических исследований, обосновались по берегам реки Чепца в VI – IX веках нашей эры и основали Поломскую культуру. Затем на смену ей, в X – XIII веках, пришла культура, названная учёными «Чепецкой». Всего в Удмуртии насчитывается около двадцати древних городищ, тридцати селищ, тридцати могильников, несколько кладов, относящихся к чепецкой культуре X – XIII веков. [2;505]

Наиболее известные из них – это древние городища Иднакар и Учкакар. (Приложение 2)

И если городище и могильники в районе города Глазов ещё не до конца, но всё - таки уже изучены, то Учкакар, можно сказать, что открыт, но ещё не изучен. Оно известно с XIX века по научным работам русских учёных Николая Первухина и Александра Спицына. Раскопки на городище начались в 1930 году под руководством учёного археолога Алексея Смирнова. Часть экспонатов, найденных на городище Учкакар, находится на хранении в музее города Глазова.

Одним из этапов проектно – исследовательской работы было посещение археологического музея «Иднакар», для того, чтобы проникнуться духом археологии, узнать последние новости из области археологии, пообщаться с людьми, непосредственно связанных с археологией. Одним из таких людей был научный сотрудник музея Игорь Иванович. Он неоднократно участвовал в археологических экспедициях и рассказал нам об организации экспедиций, о сложностях и романтике полевых выходов (Приложение 3). Так, с его слов, для проведения археологической экспедиции необходимы согласовательные процедуры с хозяином земли, на которой находится объект исследования, получение разрешения муниципальных властей, в чём ведении находится земля и даже получение разрешения в Российской Академии Наук.

Кроме того, с 2003 года существует запрет на использование спонсорской поддержки, а финансирование исследовательской работы осуществляется за государственный счёт. Это связано в первую очередь с тем, что кто платит, тот и требует потом для себя выгоду, и раскопки становятся необъективными.

В музее Иднакар есть реконструкция облика женщины по хорошо сохранившемуся черепу, найденному в захоронениях городища Учкакар и относящиеся к периоду рассвета чепецкой культуры. В этой тяжёлой, кропотливой работе участвовал и мой родственник Василий Ившин. Он не бывал в экспедициях, но работа с артефактами, с его слов, увлекает не меньше. Очень смешанные чувства возникают у тебя, когда ты держишь в руках какую-нибудь древнюю брошь или наконечник стрелы. С одной стороны ты боишься неосторожно выдохнуть из себя воздух, что бы не развалилась, не рассыпалась брошь, а с другой стороны ты ощущаешь тяжесть истории и прочность тысячелетий. Ведь кто-то так же, много веков назад, сделал, использовал, держал в руках этот, доживший до нас артефакт.

По исследованиям таких учёных – археологов, как Маргариты Ивановой, Алексея Смирнова, учёных – этнографов Риммы Голдиной, учёных – лингвистов М.Г. Атаманова и многих других, нам известно, что городище Учкакар или как его ещё называют, по названию недожившей до наших дней деревни - Кушманское, находится в верхнем течении реки Чепца. Само название Учкакар состоит из двух удмуртских слов: «учкыны» - смотреть и «кар» - город. Учёные считают, что Учкакар – это пограничный город чепецкой культуры, так как дальше, поселения с такой культурой, не обнаружены. Это самое крупное поселение в междуречье Камы и Вятки X – XIII веков. Любое заплывающее в Чепцу из Вятки судно, будь то торговое или военное, неизбежно должно было попасть в поле зрения жителей городища.

Музей Иднакар даёт представление о том, что может ожидать археологов на месте раскопок в городище Учкакар, какие находки можно сделать, участвуя в экспедиции. Прежде всего, интересны могильники. По останкам людей, ритуальных предметов и не истлевших обрывков одежды можно сделать вывод о средней продолжительности жизни людей той эпохи, их самобытности, уровня технического развития цивилизации. Опытные археологи могут даже рассказать, целую историю жизни и смерти человека, взглянув на захоронение только один раз. А раз есть захоронения, то значит, по близости есть и поселения. На наших землях много лесов, как сейчас, так и в те далёкие годы. Поэтому основным строительным материалом той эпохи были деревья. Время и довольно влажный климат сделали своё дело и таких остатков строений из камня, как те же египетские пирамиды, нашим археологам не найти. Дерево быстро гниёт. Поэтому строения восстанавливают по следам древесного тлена в культурных пластах земли. Хотя при раскопках на наших городищах находят предметы и из камня. Так, например в 2007 году на городище Иднакар были обнаружены каменные жернова. Избы преимущественно строили однокамерные, а не как современные пятистенные. Пол был глиняный и его структура чётко просматривается в срезах земли. Особое место в исследовании занимает очаг. По его толщине и объёму судят о длительности проживания древнего человека на этом месте. Часто встречаются предметы быта (ножи, ложки, глиняная посуда), украшения и амулеты, орудия возделывания земли (лопаты, плуги), орудия труда (топоры, косы), оружие защиты (наконечники копий, стрел, шлемы, кольчуги, мечи) (Приложение 4).

Очень много найдено учёными предметов, связанных с коневодством (упряжь, стремена, загубники и.т.д.). В богатых захоронениях нередко находят и византийские монеты, что говорит о процветавшей в то время торговле на обширных просторах бассейна рек Камы и Волги. Городища, как правило, обносилось земляным валом, на котором возводилась деревянная крепость, а с наружной стороны вала рылся ров. (Приложение 5) Селища же напротив, были открытыми поселениями.

В какой то мере и я была участником археологических раскопок. В Дебёсском районе, в деревне Уйвай, где проживает моя бабушка, прошлым летом нам пришлось перекапывать землю под грядки на месте, где когда то стояла соседская изба. Избы этой уже давно нет. Даже моя бабушка не помнит её. Всё что осталось – это неровности на земле прямоугольной формы, давно заросшие травой. Ох и много мусора было нами откопано. Это и битое стекло, какие то железки, битая посуда. Но были среди мусора и находки, достойные изучения учёными историками, такие как царские монеты, ствол от настоящей старинной боевой винтовки. Взрослые сказали, что эти артефакты остались со времён гражданской войны, которая была почти сто лет назад. Это немного по сравнению с историей человечества, но это много, по сравнению с жизнью одного поколения.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: