Вариант № 31885
ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.
Задание 1 № 1361
Как Н. В. Гоголь определил жанр «Мёртвых душ»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.
— Да, ведь вам нужен реестрик всех этих тунеядцев? Как же, я, как знал, всех их списал на особую бумажку, чтобы при первой подаче ревизии всех их вычеркнуть.
Плюшкин надел очки и стал рыться в бумагах. Развязывая всякие связки, он попотчевал своего гостя такою пылью, что тот чихнул. Наконец вытащил бумажку, всю исписанную кругом. Крестьянские имена усыпали её тесно, как мошки. Были там всякие: и Парамонов, и Пименов, и Пантелеймонов, и даже выглянул какой-то Григорий Доезжай-не-доедешь; всех было сто двадцать с лишком. Чичиков улыбнулся при виде такой многочисленности. Спрятав её в карман, он заметил Плюшкину, что ему нужно будет для совершения крепости приехать в город.
— В город? Да как же?., а дом-то как оставить? Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чём будет повесить.
— Так не имеете ли кого-нибудь знакомого?
— Да кого же знакомого? Все мои знакомые перемерли или раззнакомились. Ах, батюшки! как не иметь, имею! - вскрикнул он. — Ведь знаком сам председатель, езжал даже в старые годы ко мне, как не знать! однокорытниками были, вместе по заборам лазили! как не знакомый? уж такой знакомый! так уж не к нему ли написать?
— И конечно, к нему.
— Как же, уж такой знакомый! в школе были приятели.
И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег. Но напрасно обрадовавшиеся братья и сёстры кидают с берега верёвку и ждут, не мелькнёт ли вновь спина или утомлённые бореньем руки, — появление было последнее. Глухо всё, и ещё страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нём чувством стало ещё бесчувственней и ещё пошлее.
— Лежала на столе четвёртка чистой бумаги, — сказал он, — да не знаю, куда запропастилась: люди у меня такие негодные!
Тут стал он заглядывать и под стол и на стол, шарил везде и наконец закричал: «Мавра! а Мавра!» На зов явилась женщина с тарелкой в руках, на которой лежал сухарь, уже знакомый читателю. И между ними произошёл такой разговор:
— Куда ты дела, разбойница, бумагу?
— Ей-богу, барин, не видывала, опричь небольшого лоскутка, которым изволили прикрыть рюмку.
— А вот я по глазам вижу, что подтибрила.
— Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого; я грамоте не знаю.
— Врёшь, ты снесла пономарёнку: он маракует, так ты ему и снесла.
— Да пономарёнок, если захочет, так достанет себе бумаги. Не видал он вашего лоскутка!
— Вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками! вот посмотришь, как припекут!
— Да за что же припекут, коли я не брала и в руки четвёртки? Уж скорее в другой какой бабьей слабости, а воровством меня ещё никто не попрекал.
— А вот черти-то тебя и припекут! скажут: «А вот тебе, мошенница, за то, что барина-то обманывала!», да горячими-то тебя и припекут!
— А я скажу: не за что! ей-богу, не за что, не брала я... Да вон она лежит на столе. Всегда понапраслиной попрекаете!
Плюшкин увидел, точно, четвёртку и на минуту остановился, пожевал губами и произнёс: «Ну, что ж ты расходилась так? Экая занозистая! Ей скажи только одно слово, а она уж в ответ десяток! Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо. Да стой, ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит — да и нет, только убыток; а ты принеси-ка мне лучинку!»
Мавра ушла, а Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго ещё ворочал на все стороны четвёртку, придумывая: нельзя ли отделить от неё ещё осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку, и не без сожаления подумывая о том, что всё ещё останется много чистого пробела.
Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
Пояснение.
Называя «Мертвые души» поэмой, Гоголь держал в уме план «Божественной комедии» Данте Алигьери. Нечто подобное, только в прозе, и охватывающее всю русскую действительность, задумал осуществить Гоголь — провести своего героя через «ад» и «чистилище» России к «раю».
------------
Задание дублирует номер 1242.
Задание 2 № 1362
Автор противопоставляет мимолётное чувство, скользнувшее по лицу Плюшкина, обычно деревянному, бесчувственному выражению этого лица. Как называется приём противопоставления в художественном произведении?
Пояснение.
Антитеза — противопоставление. «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства...» — пример антитезы.
Ответ: антитеза|контраст
Задание 3 № 1363
Каким термином обозначается выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов, явлений, например: «Крестьянские имена усыпали её тесно, как мошки»?
Пояснение.
Сравнение — это сопоставление двух предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим. Сравнение состоит из двух частей, которые соединяются чаще всего посредством союзов. «Крестьянские имена усыпали её тесно, как мошки»? — сравнение.
Ответ: сравнение.
Задание 4 № 1364
До приезда к Плюшкину Чичиков посещает других помещиков. Установите соответствие между помещиками и их описаниями, данными в произведении. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОМЕЩИКИ | ОПИСАНИЯ | |
A) Ноздрёв Б) Манилов B) Собакевич | 1) «никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги» 2) «очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами» 3) «фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги» 4) «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару» |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
В ответе перечислите в соответствующем порядке номера верных вариантов в без пробелов и запятых.
Пояснение.
Ноздрев — «очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами».
О Манилове:«черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».
О Собакевиче: «фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».
Первая характеристика относится к Плюшкину: «никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги»
Задание 5 № 1365
Обращаясь к Мавре, Плюшкин употребляет разговорные слова, не входящие в литературный язык («подтибрила», «маракует»). Как называются такие слова?
Пояснение.
Просторечие — слова и грамматические нормы массовой разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, иронического, грубоватого оттенка. Использование просторечных слов в речи Плюшкина делает ее индивидуализорованной: речь скупа, бессвязна, пестрит бранными словами.
Ответ: просторечие.
Задание 6 № 1366
Выпишите из фрагмента глагол, который неоднократно повторяет Плюшкин, желая напугать и уличить в воровстве Мавру.
Пояснение.
Желая напугать Мавру, Плюшкин использует глагол «припекут», подразумевая, что после смерти на страшном суде душа ее будет гореть в огне за грех — якобы совершенное воровство.
Ответ: припекут.
Задание 7 № 1367
Автор насыщает рассказ о Плюшкине значимыми предметными подробностями (например, четвёртка бумаги, чернильница со множеством мух на дне). Назовите это выразительное средство.
Пояснение.
Художественная деталь — одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.
Ответ: деталь.
Задание 10 № 1368
Тексту стихотворения предпослана цитата из народной песни. Как называется такая цитата?
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.
Памяти матери Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой... Из песни — Ты откуда эту песню, Мать, на старость запасла Неоткуда — всё оттуда, Где у матери росла. Всё из той своей родимой Приднепровской стороны, Из далёкой-предалёкой Деревенской старины. Там считалось, что прощалась Навек с матерью родной, Если замуж выходила Девка на берег другой. Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой. Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы В жизни видеть привелось. Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая — Шире нашего Днепра. В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее Под полозьями саней. Но была, пускай не пета, Песня в памяти жива. Были эти на край света Завезённые слова. Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой... Отжитое — пережито, А с кого какой же спрос? Да уже неподалёку И последний перевоз. Перевозчик-водогребщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой. |
А. Т. Твардовский, 1965
Пояснение.
Эпиграф — цитата, помещаемая непосредственно перед текстом и призванная раскрыть художественный замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям.
Ответ: эпиграф.
Задание 11 № 1369
Укажите вид тропа, характеризующийся переносом свойств одних предметов и явлений на другие по их сходству («молодости слёзы»).
Пояснение.
Метафора — скрытое сравнение одного предмета или явления с другим по принципу их сходства. В отличие от сравнения в метафоре предмет сравнения не называется, но подразумевается.
Ответ: метафора.
Задание 12 № 1370
Какое средство художественной изобразительности использует автор, чтобы показать суровые условия ссылки, куда попала мать («леса темнее», «зимы дольше и лютей»)?
Пояснение.
Гипербола — художественное преувеличение.
Ответ: гипербола.
Задание 13 № 1371
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в седьмой и восьмой строфах данного стихотворения. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
1) ирония
2) звукопись
3) неологизм
4) олицетворение
5) повтор
Пояснение.
Звукопись: «Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее ». Звукопись имеет художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста.
Олицетворение: «снег визжал». Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа.
Ирония: «Даже снег визжал больнее», «Как с земли родного края Вдаль спровадила пора». Ирония — насмешка, употребление слов в значении, прямо противоположном их прямому значению. Ирония основывается на контрасте внутреннего значения и внешней формы.
Ответ: 124.
Задание 14 № 1372
Определите размер стихотворения «Памяти матери». (Дайте ответ без указания количества стоп.)
Пояснение.
Хорей — двусложная стопа с ударением на первом слоге и последующих нечетных слогах, т.е. 1, 3, 5, 7 и т.д.
Пе—ре/—вОз—чик/-во—до/—грЕб—щик,
-1----2----3------4-----5---6------7-------8
ПА—рень/ мо—ло/—дОй,
--1-----2-----3----4-----5
Ответ: хорей.
Задание 8 № 1373
Как в приведённом фрагменте раскрывается характер Плюшкина?
Пояснение.
Образ Плюшкина — последний в галерее «мертвых душ» помещиков. С первых строк отрывка перед нами предстает некое живое существо, вокруг которого царят ветхость, опустошение, безжизненность. Виновником этого опустошения является сам Плюшкин. Жадность, стремление к бессмысленному накопительству превратили его в скрягу, и, как не пародоксально это звучит, в нищего. Он даже не понимает этого, его единственная забота — «стянуть» все к себе: «Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чём будет повесить». Вот он винит свою Мавру в том, что она «подтибрила» у него «четвёртку чистой бумаги». Вот наказывает все той же Мавре: «Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо. Да стой, ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит - да и нет, только убыток; а ты принеси-ка мне лучинку!» Скупость выжила из Плюшкина все человеческие чувства, он внутренне мертв.
Задание 9 № 1374
В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным?
Пояснение.
Галерея помещиков представлена в поэме Гоголя «Мертвые души». Путь от Манилова к Плюшкину не столь уж долог и завершается он страшной картиной: перед нами уже и не человек вовсе, а «прореха на человечестве». Процесс деградации представлен Гоголем как нельзя лучше: от праздности и скопидомства к нищите и потере человеческих качеств. Образы провинциальных помещиков рисует и Пушкин в своем романе «Евгений Онегин». Вроде бы ничего общего с гоголевскими персонажами, однако стоит вглядеться повнимательней и вы найдете немалое сходство. Ларины — это милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. А вот перед нами образы гостей Лариных, удивительно похожих на увиденных Татьяной во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ — полуживотных, полулюдей. Сходство с гоголевскими помещиками очевидно.
Задание 15 № 1375
Какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении «Памяти матери»?
Пояснение.
Все стихи, посвященные матери Александра Трифоновича Твардовского, овеяны грустью, это его тоска о счастливом времени, когда жив был родной человек, и неотвратимость ухода, невозможность заново прожить то безмятежное, пусть и трудное время, и невозможность вернуться домой, в детство:
Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...
И хотя в чужой стороне все не такое, как в родном краю, все чужое, и хотя возвращение домой невозможно, песня матери всегда оставалась «в памяти жива» и она помогала жить. Стихотворение наполнено истинной любовью поэта к матери, к женщине-труженице вообще и безграничной благодарностью за этот мир, подаренный ему и тысячам таких же, как и он.
Задание 16 № 1376
В каких произведениях русской литературы создаётся образ матери и в чём эти произведения близки стихотворению А. Т. Твардовского?
Пояснение.
В творчестве Твардовского обращение к образу матери присутствует с самого начала и до конца пути. Стихотворение «Матери» 1927 года — это воспоминание-обращение к матери. Образ ее, начиная с этого стихотворения и до конца, соединен с образом его малой родины, природы. Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года «С одной красой пришла ты в мужний дом…» История одной судьбы проходит на фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны.
Глубоко тема матери зазвучала в поэзии Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни, но всегда с любовью и преклонением говорил о ней:
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)
Образ женщины — матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях, в том числе «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская» и др.
Рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей», можно поставить и Есенина.
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
В «Письме матери» Есенина — настоящий гимн терпению матерей.
Подытоживая сказанное, можно, прежде всего, выделить тему матери как особое литературное явление, изначально свойственное русской поэзии, прошедшее в своем развитии все этапы истории литературы и занимающее значительное место в древней, классической и современной поэзии.
Задание 17 № 1377
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
С17.1. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?
С17.2. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?
С17.3. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
С17.4. Женские образы в русской литературе XIX века (по двум-трём произведениям русской литературы).
Пояснение.
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).
В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Комментарий к темам сочинений
С17.1. Как в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема чести и бесчестия?
Тема чести и бесчестия — одна из главных тем произведения. Уже эпиграф подчеркивает это — «Береги честь смолоду». Понятия чести и долга не чужды ни дворянину Гриневу, ни «народному» герою Пугачеву, ни капитану Миронову. Дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, — отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья». Как человек чести ведет себя и Пугачев. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость (освобождение Маши Мироновой). Антиподом порядочности и чести является в романе Швабрин, образ которого антипатичен и автору, и читателю.
С17.2. Каким предстаёт любовное чувство в лирике Ф. И. Тютчева?
Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека. Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка. Поэт отстаивает право каждого на это чувство и показывает, насколько оно лично:
Любима ты, и так, как ты –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Любовь в поэзии Тютчева – грозовая, губительная страсть. Через все его творчество проходит противопоставление тихого рассвета любви бурному разгару страстей. Образ полной свежей прелести «младой феи» вписывается в «светлый» пейзаж «сердца милого края». Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него. Движение лирической мысли очень четко передает движение человеческого сердца. Самым значительным в любовной лирике Тютчева стал «денисьевский цикл».
С17.3. Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Ночлежники с готовностью погружаются в мир мечты, так как они измучены, их существование беспросветно. Однако путь ухода от реальности — это путь тупиковый. Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опровергает теорию Луки и Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.
С17.4. Женские образы в русской литературе XIX века (по двум-трём произведениям русской литературы).
В русской литературе немало замечательных, завораживающих образов русской женщины. Это и пушкинская Татьяна Ларина, и Катерина, героиня «Грозы» Островского, и некрасовские женщины. Любимой героиней Толстого была Наташа Ростова. Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней «простоту, добро и правду» — черты, свойственные неиспорченному миру детей. Внутренняя, духовная красота Наташи делают ее любимой героиней писателя. В поэмах Некрасова женские образы многогранны. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» перед нами предстает Матрена Тимофеевна, русская крестьянка. В поэме «Русские женщины» — незабываемые образы княгини Трубуцкой и княгине Волконской, жен декабристов. Главное достоинство русской женщины — добро, верность, способность к самопожертвованию. Можно провести параллель между Наташей Ростовой и героинями Некрасова.