Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12 ; СЗ, С4.




Вариант № 31885

ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.

Задание 1 № 1361

Как Н. В. Го­голь определил жанр «Мёртвых душ»?

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

— Да, ведь вам нужен реестрик всех этих тунеядцев? Как же, я, как знал, всех их списал на особую бумажку, чтобы при первой подаче ревизии всех их вычеркнуть.

Плюшкин надел очки и стал рыться в бумагах. Развязывая всякие связки, он попотчевал своего гостя такою пылью, что тот чихнул. Наконец вытащил бумажку, всю исписанную кругом. Крестьянские имена усыпали её тесно, как мошки. Были там всякие: и Парамонов, и Пименов, и Пантелеймонов, и даже выглянул какой-то Григорий Доезжай-не-доедешь; всех было сто двадцать с лишком. Чичиков улыбнулся при виде такой многочисленности. Спрятав её в карман, он заметил Плюшкину, что ему нужно будет для совершения крепости приехать в город.

— В город? Да как же?., а дом-то как оставить? Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чём будет повесить.

— Так не имеете ли кого-нибудь знакомого?

— Да кого же знакомого? Все мои знакомые перемерли или раззнакомились. Ах, батюшки! как не иметь, имею! - вскрикнул он. — Ведь знаком сам председатель, езжал даже в старые годы ко мне, как не знать! однокорытниками были, вместе по заборам лазили! как не знакомый? уж такой знакомый! так уж не к нему ли написать?

— И конечно, к нему.

— Как же, уж такой знакомый! в школе были приятели.

И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег. Но напрасно обрадовавшиеся братья и сёстры кидают с берега верёвку и ждут, не мелькнёт ли вновь спина или утомлённые бореньем руки, — появление было последнее. Глухо всё, и ещё страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нём чувством стало ещё бесчувственней и ещё пошлее.

— Лежала на столе четвёртка чистой бумаги, — сказал он, — да не знаю, куда запропастилась: люди у меня такие негодные!

Тут стал он заглядывать и под стол и на стол, шарил везде и наконец закричал: «Мавра! а Мавра!» На зов явилась женщина с тарелкой в руках, на которой лежал сухарь, уже знакомый читателю. И между ними произошёл такой разговор:

— Куда ты дела, разбойница, бумагу?

— Ей-богу, барин, не видывала, опричь небольшого лоскутка, которым изволили прикрыть рюмку.

— А вот я по глазам вижу, что подтибрила.

— Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого; я грамоте не знаю.

— Врёшь, ты снесла пономарёнку: он маракует, так ты ему и снесла.

— Да пономарёнок, если захочет, так достанет себе бумаги. Не видал он вашего лоскутка!

— Вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками! вот посмотришь, как припекут!

— Да за что же припекут, коли я не брала и в руки четвёртки? Уж скорее в другой какой бабьей слабости, а воровством меня ещё никто не попрекал.

— А вот черти-то тебя и припекут! скажут: «А вот тебе, мошенница, за то, что барина-то обманывала!», да горячими-то тебя и припекут!

— А я скажу: не за что! ей-богу, не за что, не брала я... Да вон она лежит на столе. Всегда понапраслиной попрекаете!

Плюшкин увидел, точно, четвёртку и на минуту остановился, пожевал губами и произнёс: «Ну, что ж ты расходилась так? Экая занозистая! Ей скажи только одно слово, а она уж в ответ десяток! Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо. Да стой, ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит — да и нет, только убыток; а ты принеси-ка мне лучинку!»

Мавра ушла, а Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго ещё ворочал на все стороны четвёртку, придумывая: нельзя ли отделить от неё ещё осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку, и не без сожаления подумывая о том, что всё ещё останется много чистого пробела.

 

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Пояснение.

Называя «Мертвые души» поэмой, Го­голь держал в уме план «Божественной комедии» Данте Алигьери. Нечто подобное, толь­ко в прозе, и охва­ты­ва­ю­щее всю рус­скую действительность, за­ду­мал осуществить Го­голь — про­ве­сти своего героя через «ад» и «чистилище» Рос­сии к «раю».

 

------------

Задание дуб­ли­ру­ет номер 1242.

Задание 2 № 1362

Автор про­ти­во­по­став­ля­ет мимолётное чувство, скольз­нув­шее по лицу Плюшкина, обыч­но деревянному, бес­чув­ствен­но­му выражению этого лица. Как на­зы­ва­ет­ся приём про­ти­во­по­став­ле­ния в ху­до­же­ствен­ном произведении?

 

Пояснение.

Антитеза — противопоставление. «И на этом де­ре­вян­ном лице вдруг скольз­нул какой-то тёплый луч, вы­ра­зи­лось не чувство, а какое-то блед­ное отражение чувства...» — при­мер антитезы.

 

Ответ: антитеза|контраст

Задание 3 № 1363

Каким тер­ми­ном обозначается вы­ра­зи­тель­ное средство, ос­но­ван­ное на со­по­став­ле­нии предметов, явлений, например: «Крестьянские имена усы­па­ли её тесно, как мошки»?

 

Пояснение.

Сравнение — это со­по­став­ле­ние двух пред­ме­тов или явлений, об­ла­да­ю­щих общим признаком, для по­яс­не­ния одного другим. Срав­не­ние состоит из двух частей, ко­то­рые соединяются чаще всего по­сред­ством союзов. «Крестьянские имена усы­па­ли её тесно, как мошки»? — сравнение.

 

Ответ: сравнение.

Задание 4 № 1364

До при­ез­да к Плюш­ки­ну Чичиков по­се­ща­ет других помещиков. Уста­но­ви­те соответствие между по­ме­щи­ка­ми и их описаниями, дан­ны­ми в произведении. К каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПОМЕЩИКИ   ОПИСАНИЯ
A) Ноздрёв Б) Манилов B) Собакевич   1) «никакими сред­ства­ми и ста­ра­нья­ми нельзя бы докопаться, из чего со­стря­пан был его халат: ру­ка­ва и верх­ние полы до того за­са­ли­лись и залоснились, что по­хо­ди­ли на юфть, какая идёт на сапоги» 2) «очень не­дур­но сложенный мо­ло­дец с пол­ны­ми румяными щеками, с белыми, как снег, зу­ба­ми и чёрными, как смоль, бакенбардами» 3) «фрак на нём был со­вер­шен­но медвежьего цвета, ру­ка­ва длинны, пан­та­ло­ны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и на­сту­пал беспрестанно на чужие ноги» 4) «черты лица его были не ли­ше­ны приятности, но в эту приятность, казалось, че­ре­с­чур было пе­ре­да­но сахару»

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В
     

 

В от­ве­те перечислите в со­от­вет­ству­ю­щем порядке но­ме­ра верных ва­ри­ан­тов в без про­бе­лов и запятых.

 

Пояснение.

Ноздрев — «очень не­дур­но сложенный мо­ло­дец с пол­ны­ми румяными щеками, с белыми, как снег, зу­ба­ми и чёрными, как смоль, бакенбардами».

О Манилове:«черты лица его были не ли­ше­ны приятности, но в эту приятность, казалось, че­ре­с­чур было пе­ре­да­но сахару».

О Собакевиче: «фрак на нём был со­вер­шен­но медвежьего цвета, ру­ка­ва длинны, пан­та­ло­ны длинны, ступ­ня­ми ступал он и вкривь и вкось и на­сту­пал беспрестанно на чужие ноги».

Первая ха­рак­те­ри­сти­ка относится к Плюшкину: «никакими сред­ства­ми и ста­ра­нья­ми нельзя бы докопаться, из чего со­стря­пан был его халат: ру­ка­ва и верх­ние полы до того за­са­ли­лись и залоснились, что по­хо­ди­ли на юфть, какая идёт на сапоги»

Задание 5 № 1365

Обращаясь к Мавре, Плюш­кин употребляет раз­го­вор­ные слова, не вхо­дя­щие в ли­те­ра­тур­ный язык («подтибрила», «маракует»). Как на­зы­ва­ют­ся такие слова?

 

Пояснение.

Просторечие — слова и грам­ма­ти­че­ские нормы мас­со­вой разговорной речи, ис­поль­зу­е­мые в ли­те­ра­тур­ном языке как сти­ли­сти­че­ское средство для при­да­ния речи шутливого, иронического, гру­бо­ва­то­го оттенка. Ис­поль­зо­ва­ние просторечных слов в речи Плюш­ки­на делает ее индивидуализорованной: речь скупа, бессвязна, пест­рит бранными словами.

 

Ответ: просторечие.

Задание 6 № 1366

Выпишите из фраг­мен­та глагол, ко­то­рый неоднократно по­вто­ря­ет Плюшкин, желая на­пу­гать и ули­чить в во­ров­стве Мавру.

 

Пояснение.

Желая на­пу­гать Мавру, Плюш­кин использует гла­гол «припекут», подразумевая, что после смер­ти на страш­ном суде душа ее будет го­реть в огне за грех — якобы со­вер­шен­ное воровство.

 

Ответ: припекут.

Задание 7 № 1367

Автор на­сы­ща­ет рассказ о Плюш­ки­не значимыми пред­мет­ны­ми подробностями (например, четвёртка бумаги, чер­ниль­ни­ца со мно­же­ством мух на дне). На­зо­ви­те это вы­ра­зи­тель­ное средство.

 

Пояснение.

Художественная де­таль — одно из средств создания ху­до­же­ствен­но­го образа, ко­то­рое помогает пред­ста­вить изображаемую ав­то­ром картину, пред­мет или ха­рак­тер в не­по­вто­ри­мой индивидуальности.

 

Ответ: деталь.

Задание 10 № 1368

Тексту сти­хо­тво­ре­ния предпослана ци­та­та из на­род­ной песни. Как на­зы­ва­ет­ся такая цитата?

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

 

  Памяти матери Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой...   Из песни — Ты откуда эту песню, Мать, на старость запасла Неоткуда — всё оттуда, Где у матери росла.   Всё из той своей родимой Приднепровской стороны, Из далёкой-предалёкой Деревенской старины.   Там считалось, что прощалась Навек с матерью родной, Если замуж выходила Девка на берег другой.   Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой.   Давней молодости слёзы, Не до тех девичьих слёз, Как иные перевозы В жизни видеть привелось.   Как с земли родного края Вдаль спровадила пора. Там текла река другая — Шире нашего Днепра.   В том краю леса темнее, Зимы дольше и лютей, Даже снег визжал больнее Под полозьями саней.   Но была, пускай не пета, Песня в памяти жива. Были эти на край света Завезённые слова.   Перевозчик-водогребщик, Парень молодой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой...   Отжитое — пережито, А с кого какой же спрос? Да уже неподалёку И последний перевоз.   Перевозчик-водогребщик, Старичок седой, Перевези меня на ту сторону, Сторону — домой.

А. Т. Твардовский, 1965

Пояснение.

Эпиграф — цитата, по­ме­ща­е­мая непосредственно перед тек­стом и при­зван­ная раскрыть ху­до­же­ствен­ный замысел автора, дать ав­тор­скую оценку из­ла­га­е­мым событиям.

 

Ответ: эпиграф.

Задание 11 № 1369

Укажите вид тропа, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся переносом свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на дру­гие по их сход­ству («молодости слёзы»).

 

Пояснение.

Метафора — скры­тое сравнение од­но­го предмета или яв­ле­ния с дру­гим по прин­ци­пу их сходства. В от­ли­чие от срав­не­ния в ме­та­фо­ре предмет срав­не­ния не называется, но подразумевается.

 

Ответ: метафора.

Задание 12 № 1370

Какое сред­ство ху­до­же­ствен­ной изоб­ра­зи­тель­но­сти ис­поль­зу­ет автор, чтобы по­ка­зать су­ро­вые усло­вия ссылки, куда по­па­ла мать («леса темнее», «зимы доль­ше и лютей»)?

 

Пояснение.

Гипербола — ху­до­же­ствен­ное преувеличение.

 

Ответ: гипербола.

Задание 13 № 1371

Из приведённого ниже пе­реч­ня вы­бе­ри­те три на­зва­ния ху­до­же­ствен­ных средств и приёмов, ис­поль­зо­ван­ных по­этом в седь­мой и вось­мой стро­фах дан­но­го стихотворения. Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и запятых.

 

1) ирония

2) звукопись

3) неологизм

4) олицетворение

5) повтор

 

Пояснение.

Звукопись: «Зимы доль­ше и лютей, Даже снег виз­жал боль­нее ». Зву­ко­пись имеет художественно-выразительное зна­че­ние в со­от­не­се­нии с со­дер­жа­ни­ем текста.

Олицетворение: «снег визжал». Оли­це­тво­ре­ние — вид метафоры, в ко­то­рой предметы, яв­ле­ния не­жи­вой при­ро­ды и по­ня­тия на­де­ля­ют­ся при­зна­ка­ми жи­во­го существа.

Ирония: «Даже снег виз­жал больнее», «Как с земли род­но­го края Вдаль спро­ва­ди­ла пора». Иро­ния — насмешка, упо­треб­ле­ние слов в значении, прямо про­ти­во­по­лож­ном их пря­мо­му значению. Иро­ния ос­но­вы­ва­ет­ся на кон­тра­сте внут­рен­не­го зна­че­ния и внеш­ней формы.

 

Ответ: 124.

Задание 14 № 1372

Определите раз­мер сти­хо­тво­ре­ния «Памяти матери». (Дайте ответ без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп.)

 

Пояснение.

Хорей — дву­слож­ная стопа с уда­ре­ни­ем на пер­вом слоге и по­сле­ду­ю­щих не­чет­ных слогах, т.е. 1, 3, 5, 7 и т.д.

Пе—ре/—вОз—чик/-во—до/—грЕб—щик,

-1----2----3------4-----5---6------7-------8

ПА—рень/ мо—ло/—дОй,

--1-----2-----3----4-----5

 

Ответ: хорей.

Задание 8 № 1373

Как в приведённом фраг­мен­те рас­кры­ва­ет­ся ха­рак­тер Плюшкина?

 

Пояснение.

Образ Плюш­ки­на — по­след­ний в га­ле­рее «мертвых душ» помещиков. С пер­вых строк от­рыв­ка перед нами пред­ста­ет некое живое существо, во­круг ко­то­ро­го царят ветхость, опустошение, безжизненность. Ви­нов­ни­ком этого опу­сто­ше­ния яв­ля­ет­ся сам Плюшкин. Жадность, стрем­ле­ние к бес­смыс­лен­но­му на­ко­пи­тель­ству пре­вра­ти­ли его в скрягу, и, как не па­ро­док­саль­но это звучит, в нищего. Он даже не по­ни­ма­ет этого, его един­ствен­ная за­бо­та — «стянуть» все к себе: «Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и каф­та­на не на чём будет повесить». Вот он винит свою Мавру в том, что она «подтибрила» у него «четвёртку чи­стой бумаги». Вот на­ка­зы­ва­ет все той же Мавре: «Поди-ка при­не­си огонь­ку за­пе­ча­тать письмо. Да стой, ты схва­тишь саль­ную свечу, сало дело топкое: сго­рит - да и нет, толь­ко убыток; а ты принеси-ка мне лучинку!» Ску­пость вы­жи­ла из Плюш­ки­на все че­ло­ве­че­ские чувства, он внут­рен­не мертв.

Задание 9 № 1374

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры пред­став­ле­ны про­вин­ци­аль­ные по­ме­щи­ки и в чём этих пер­со­на­жей можно со­по­ста­вить с Плюшкиным?

 

Пояснение.

Галерея по­ме­щи­ков пред­став­ле­на в поэме Го­го­ля «Мертвые души». Путь от Ма­ни­ло­ва к Плюш­ки­ну не столь уж долог и за­вер­ша­ет­ся он страш­ной картиной: перед нами уже и не че­ло­век вовсе, а «прореха на человечестве». Про­цесс де­гра­да­ции пред­став­лен Го­го­лем как нель­зя лучше: от празд­но­сти и ско­пи­дом­ства к ни­щи­те и по­те­ре че­ло­ве­че­ских качеств. Об­ра­зы про­вин­ци­аль­ных по­ме­щи­ков ри­су­ет и Пуш­кин в своем ро­ма­не «Евгений Онегин». Вроде бы ни­че­го об­ще­го с го­го­лев­ски­ми персонажами, од­на­ко стоит вгля­деть­ся по­вни­ма­тель­ней и вы най­де­те не­ма­лое сходство. Ла­ри­ны — это милые, го­сте­при­им­ные люди, впол­не удо­вле­тво­рен­ные своим положением, не пы­та­ю­щи­е­ся осмыс­лить устрой­ство мироздания, но ис­крен­не при­вя­зан­ные друг к другу, це­ня­щие порядочность, простоту, доброту. А вот перед нами об­ра­зы го­стей Лариных, уди­ви­тель­но по­хо­жих на уви­ден­ных Та­тья­ной во сне чу­до­вищ своей не­при­вле­ка­тель­но­стью и уродливостью, примитивностью, даже со­зву­чи­ем имен. Де­ре­вен­ские по­ме­щи­ки так опустились, оску­де­ли умом, что не­мно­гим от­ли­ча­ют­ся от чу­до­вищ — полуживотных, полулюдей. Сход­ство с го­го­лев­ски­ми по­ме­щи­ка­ми очевидно.

 

Задание 15 № 1375

Какие чув­ства ли­ри­че­ско­го героя нашли от­ра­же­ние в сти­хо­тво­ре­нии «Памяти матери»?

 

Пояснение.

Все стихи, по­свя­щен­ные ма­те­ри Алек­сандра Три­фо­но­ви­ча Твардовского, ове­я­ны грустью, это его тоска о счаст­ли­вом времени, когда жив был род­ной человек, и не­от­вра­ти­мость ухода, не­воз­мож­ность за­но­во про­жить то безмятежное, пусть и труд­ное время, и не­воз­мож­ность вер­нуть­ся домой, в детство:

Перевозчик-водогребщик,

Парень молодой,

Перевези меня на ту сторону,

Сторону — домой...

И хотя в чужой сто­ро­не все не такое, как в род­ном краю, все чужое, и хотя воз­вра­ще­ние домой невозможно, песня ма­те­ри все­гда оста­ва­лась «в па­мя­ти жива» и она по­мо­га­ла жить. Сти­хо­тво­ре­ние на­пол­не­но ис­тин­ной лю­бо­вью поэта к матери, к женщине-труженице во­об­ще и без­гра­нич­ной бла­го­дар­но­стью за этот мир, по­да­рен­ный ему и ты­ся­чам таких же, как и он.

Задание 16 № 1376

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры создаётся образ ма­те­ри и в чём эти про­из­ве­де­ния близ­ки сти­хо­тво­ре­нию А. Т. Твардовского?

 

Пояснение.

В твор­че­стве Твар­дов­ско­го об­ра­ще­ние к об­ра­зу ма­те­ри при­сут­ству­ет с са­мо­го на­ча­ла и до конца пути. Сти­хо­тво­ре­ние «Матери» 1927 года — это воспоминание-обращение к матери. Образ ее, на­чи­ная с этого сти­хо­тво­ре­ния и до конца, со­еди­нен с об­ра­зом его малой родины, природы. Ре­аль­ную судь­бу своей ма­те­ри Твар­дов­ский опи­сал в сти­хо­тво­ре­нии 1935 года «С одной кра­сой при­ш­ла ты в муж­ний дом…» Ис­то­рия одной судь­бы про­хо­дит на фоне ис­то­рии вообще, сюжет част­ной жизни на фоне общей жизни страны.

Глубоко тема ма­те­ри за­зву­ча­ла в по­э­зии Некрасова. За­мкну­тый и сдер­жан­ный по натуре, Не­кра­сов бук­валь­но не на­хо­дил до­ста­точ­но ярких слов и силь­ных выражений, чтобы оце­нить роль ма­те­ри в своей жизни, но все­гда с лю­бо­вью и пре­кло­не­ни­ем го­во­рил о ней:

О, мать моя, по­двиг­нут я тобою!

Во мне спас­ла живую душу ты!

(Из сти­хо­тво­ре­ния «Мать»)

Образ жен­щи­ны — ма­те­ри ярко пред­став­лен Не­кра­со­вым во мно­гих его произведениях, в том числе «В пол­ном раз­га­ре стра­да деревенская», «Орина, мать солдатская» и др.

Рядом с Некрасовым, вос­пев­шим «слёзы бед­ных матерей», можно по­ста­вить и Есенина.

Им не за­быть своих детей,

Погибших на кро­ва­вой ниве,

Как не под­нять пла­ку­чей иве

Своих по­ник­нув­ших ветвей.

В «Письме матери» Есе­ни­на — на­сто­я­щий гимн тер­пе­нию матерей.

Подытоживая сказанное, можно, пре­жде всего, вы­де­лить тему ма­те­ри как осо­бое ли­те­ра­тур­ное явление, из­на­чаль­но свой­ствен­ное рус­ской поэзии, про­шед­шее в своем раз­ви­тии все этапы ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры и за­ни­ма­ю­щее зна­чи­тель­ное место в древней, клас­си­че­ской и со­вре­мен­ной поэзии.

Задание 17 № 1377

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

 

С17.1. Как в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Капитанская дочка» рас­кры­ва­ет­ся тема чести и бесчестия?

С17.2. Каким предстаёт лю­бов­ное чув­ство в ли­ри­ке Ф. И. Тютчева?

С17.3. Как про­ти­во­по­став­ле­ны мечта и ре­аль­ность в пьесе М. Горь­ко­го «На дне»?

С17.4. Женские образы в русской литературе XIX века (по двум-трём произведениям русской литературы).

Пояснение.

Для вы­пол­не­ния за­да­ния части 3 вы­бе­ри­те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (С5.1, С5.2, С5.3).

 

В блан­ке от­ве­тов М2 ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

 

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию и фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее трёх стихотворений).

 

Используйте теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения.

 

Продумывайте ком­по­зи­цию сочинения.

 

Сочинение пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

Ком­мен­та­рий к темам сочинений

 

С17.1. Как в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Капитанская дочка» рас­кры­ва­ет­ся тема чести и бесчестия?

 

Тема чести и бес­че­стия — одна из глав­ных тем произведения. Уже эпи­граф под­чер­ки­ва­ет это — «Береги честь смолоду». По­ня­тия чести и долга не чужды ни дво­ря­ни­ну Гриневу, ни «народному» герою Пугачеву, ни ка­пи­та­ну Миронову. Дво­ря­не при­ся­га­ли на вер­ность императрице. Это значит, что они обя­за­ны за­щи­щать ее и ее трон от все­воз­мож­ных покушений. Гри­нев так и делает. Сле­дуя за­ве­ту отца: «Береги честь смолоду», герой до конца оста­ет­ся верен своим прин­ци­пам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смер­ти Петр не пре­да­ет свою императрицу. Он го­во­рит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, — от­пу­стишь меня — спасибо; каз­нишь — бог тебе судья». Как че­ло­век чести ведет себя и Пугачев. Пу­га­чев ис­пы­ты­ва­ет сим­па­тию к Гриневу, видя в нем сме­ло­го и бла­го­род­но­го человека. Он по­мо­га­ет Петру, по­то­му что считает, что была на­ру­ше­на спра­вед­ли­вость (освобождение Маши Мироновой). Ан­ти­по­дом по­ря­доч­но­сти и чести яв­ля­ет­ся в ро­ма­не Швабрин, образ ко­то­ро­го ан­ти­па­ти­чен и автору, и читателю.

 

С17.2. Каким предстаёт лю­бов­ное чув­ство в ли­ри­ке Ф. И. Тютчева?

 

Любовь в по­ни­ма­нии Тют­че­ва – самое боль­шое по­тря­се­ние в жизни человека. Имен­но лю­бовь на­пол­ня­ет смыслом, внут­рен­ним горением, за­став­ля­ет со­дро­гать­ся че­ло­ве­че­ское сердце, спо­соб­ству­ет взле­ту че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма и оду­хо­тво­рен­но­сти всего миропорядка. Поэт от­ста­и­ва­ет право каж­до­го на это чув­ство и показывает, на­сколь­ко оно лично:

Любима ты, и так, как ты –

Нет, ни­ко­му еще не удавалось!

О господи!.. и это пережить…

И серд­це на клоч­ки не разорвалось…

Любовь в по­э­зии Тют­че­ва – грозовая, гу­би­тель­ная страсть. Через все его твор­че­ство про­хо­дит про­ти­во­по­став­ле­ние ти­хо­го рас­све­та любви бур­но­му раз­га­ру страстей. Образ пол­ной све­жей пре­ле­сти «младой феи» впи­сы­ва­ет­ся в «светлый» пей­заж «сердца ми­ло­го края». Тют­чев за­гля­нул в такие глубины, в такие без­дны че­ло­ве­че­ской души, как никто до него. Дви­же­ние ли­ри­че­ской мысли очень четко пе­ре­да­ет дви­же­ние че­ло­ве­че­ско­го сердца. Самым зна­чи­тель­ным в лю­бов­ной ли­ри­ке Тют­че­ва стал «денисьевский цикл».

 

 

С17.3. Как про­ти­во­по­став­ле­ны мечта и ре­аль­ность в пьесе М. Горь­ко­го «На дне»?

 

Драматический кон­фликт пьесы «На дне» в столк­но­ве­нии лжи и правды. Про­по­вед­ни­ком мира ил­лю­зий яв­ля­ет­ся стран­ник Лука. Он по­мо­га­ет ноч­леж­ни­кам по­гру­зить­ся в мир утопии. Ноч­леж­ни­ки с го­тов­но­стью по­гру­жа­ют­ся в мир мечты, так как они измучены, их су­ще­ство­ва­ние беспросветно. Од­на­ко путь ухода от ре­аль­но­сти — это путь тупиковый. Горь­кий по­ка­зы­ва­ет не­со­сто­я­тель­ность взгля­дов Луки, жиз­нен­ная прак­ти­ка опро­вер­га­ет его теорию: Лука исчез, а убеж­ден­ный им Актер повесился, уми­ра­ет Анна, а остав­ших­ся ноч­леж­ни­ков ожи­да­ет еще боль­шее уныние, чем прежде. Опро­вер­га­ет тео­рию Луки и Сатин, самый умный из героев, а мо­но­лог Са­ти­на о Че­ло­ве­ке раз­би­ва­ет лжи­вый гу­ма­низм Луки и с гу­ма­низ­мом под­лин­ным про­по­ве­ду­ет веру в Человека, гор­дость за Че­ло­ве­ка и при­зыв к борь­бе про­тив со­ци­аль­ной несправедливости.

 

 

С17.4. Женские образы в русской литературе XIX века (по двум-трём произведениям русской литературы).

 

В русской литературе немало замечательных, завораживающих образов русской женщины. Это и пушкинская Татьяна Ларина, и Катерина, героиня «Грозы» Островского, и некрасовские женщины. Любимой героиней Толстого была Наташа Ростова. Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней «простоту, добро и правду» — черты, свойственные неиспорченному миру детей. Внутренняя, духовная красота Наташи делают ее любимой героиней писателя. В поэмах Некрасова женские образы многогранны. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» перед нами предстает Матрена Тимофеевна, русская крестьянка. В поэме «Русские женщины» — незабываемые образы княгини Трубуцкой и княгине Волконской, жен декабристов. Главное достоинство русской женщины — добро, верность, способность к самопожертвованию. Можно провести параллель между Наташей Ростовой и героинями Некрасова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: