Оценка проблемы клиента в процессе психологического консультирования.




 

 

12. Учебно-методическое обеспечение практического занятия:

Основная литература:

1. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учебное пособие для вузов / Р. Кочюнас- 3-е изд. – М.: Академический Проект; Фонд мир, 2010. – 463 с.

2. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / Н. Д. Линде. − М.: Аспект Пресс, 2010. − 255 с.

 

Дополнительная учебная литература:

3. Айсина Р.М. Индивидуальное психологическое консультирова-ние: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

4. Андронникова О. О. Основы психологического консультирова-ния: Учебное пособие / О.О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 415 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

5. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. − М.:Юрайт, 2013. − 608 с.

6. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: Учебник / Н.С. Ефимова. − М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. − 288 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

7. Князева Т.Н. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учеб. пос. / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2014. - 306 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

8. Мандель Б. Р. Психология зависимостей (аддиктология): Учебное пособие/Мандель Б. Р. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

9. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. Ю. Меновщиков. - 3-е изд., испр.. -М.: Смысл, 2011. - 191 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

10. Ткаченко, Е. С. Психология: учеб.-метод. пособие / Е. С. Ткаченко, Г. Е. Шибаева; Каф. пенитенциар. педагогики, психологии и соц. работы. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2014. - 172 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к методическим материалам для проведения практического занятия по теме № 5

Вводное слово преподавателя.

 

Многие неопытные консультанты склонны сразу выдавать решение задачи: «Итак, у вас налицо такие-то проблемы... Я вам советую вот что...». Но будет мало пользы, если вы решите проблему, а клиент будет чувствовать, что ему нужно совсем другое.

Если вы преуспели в выделении проблемы и поняли желаемый результат – вы готовы к тому, чтобы разрабатывать альтернативные варианты решений. Именно на данном этапе вы сталкиваетесь с основными трудностями творческого процесса. Клиент обращается смущенным и зажатым. Цель творческого взаимодействия – раскрепостить его. Создавать условия для творческого реагирования вовсе не значит подталкивать клиента в русло уже готового у консультанта решения.

Как можно обеспечить процесс творчества у клиента? Один из способов – суммирование его проблем, как вы их поняли, повторить формулировку желаемого результата, а затем противопоставить реально существующей ситуации идеальное будущее.

Усиление контраста между реально существующей и идеальной ситуацией помогает структурированию проблемы и облегчает творческое реагирование. Все, в чем нуждается клиент, заключается в том, чтобы его внимательно выслушали и вербализовали его ощущения. Как только вы четко выявите разницу между тем, что есть, и тем, что должно быть, клиент сам начнет предлагать возможные выходы из положения.

Консультант как бы постоянно задает вопрос: «А что еще Вы можете сделать по этому поводу?». Задача заключается в том, чтобы поработать с разными вариантами решения данной проблемы, что требует творческого подхода, поиска альтернатив во избежание ригидности и выбора среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной динамики. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной.

Определяя содержание работы консультанта на этой стадии, мы исходим из положения, что конечной целью консультирования является развитие у клиента:

- способности находить максимально большее число вариантов поведения при общении с самим собой и другими в контексте культуры;

- способности применять максимально большее количество вариантов понятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри и вне собственной культуры;

- способности формулировать планы, действовать в соответствии с возможностями культуры и рефлексировать.

Таким образом, основной задачей консультанта в данном этапе является помощь клиенту выработать возможно больший набор стратегий поведения. Личность, которая обладает одной или двумя стратегиями поведения, не может похвастаться, что она контролирует свою жизнь. Как бы то ни было, а клиент, у которого в запасе три или более выборов, можно сказать, уже стоит на пути к тому, чтобы стать творческой личностью, и зависеть от себя, а не от внешних обстоятельств.

Клиента следует побуждать к демонстрации новых взглядов, новых установок, новых стратегий решения проблем даже в тех случаях, когда они представляют собой лишь частичные решения. Движение вперед должно осуществляться малыми шагами, чтобы маленькие переживания успеха могли способствовать успеху психотерапии в целом.

При этом необходимо помнить, что:

1. Изменение неизбежно и происходит постоянно.

2. Источники и направления изменений многообразны.

3. Маленькое изменение ведет к большому изменению.

4. Построение решения более эффективно, чем разрешение проблемы.

5. Все в этой жизни взаимосвязано и взаимозависимо.

6. У клиента есть ресурсы построить собственные решения.

При обсуждении с клиентом его вариантов решений рекомендуется опираться на несколько основных принципов:

- Не исправляй то, что работает.

- Используй снова то, что работало однажды.

- Не используй снова то, что не работает. Делай что-нибудь другое.

Работа должна быть как можно более тесно увязана с проблемой. Задача консультанта – внимательно и осторожно снова и снова ориентировать клиента на проблему, определение которой уже было осуществлено ранее.

Очень полезна многократная проработка одного и того же критического аспекта проблемы. Для успеха процесса научения определенная мера избыточности даже необходима. Новые взгляды, новые установки, новые стратегии решения проблем становятся эффективными и устойчивыми лишь в результате их многократного обдумывания и опробования на практике.

Рекомендуется постоянно возвращаться к первоначальному определению проблемы, чтобы проверить, какие достигнуты успехи на пути к решению проблемы. В некоторых случаях приходится давать новое определение проблеме, чтобы оно больше соответствовало новым шагам в консультации.

Часто при проработке проблемы не удается добиться полного решения ранее сформулированной проблемы или всех ее составляющих. Даже при интенсивной и последовательно осуществляемой психотерапии не всегда удается ускорять психологические процессы изменения. Основополагающая цель проработки проблемы – добиться такого понимания своей проблемы клиентом и овладеть такими стратегиями преодоления, которые позволят е му после завершения консультации более успешно справляться с испытываемыми им трудностями и самостоятельно работать над своими проблемами. Другими словами, он учится быть своим собственным психологом. А это предполагает, что клиент должен быть равноценным партнером консультанта, ему доверяется самостоятельный поиск решения, и консультант поощряет его стремление к этому.

Четвертый этап консультации очень важен для дальнейшего роста и развития клиента. Целью этого этапа является переход клиента с пути его любимых стереотипов поведения, которые только накапливали проблемы, к более гибкому и творческому реагированию. Новые стратегии могут исходить как от самого клиента, так и от творческого Я консультанта.

 

5 этап консультирования

Вы можете проделать огромную работу по сбору фактов, определению целей, выработке и сортировке альтернатив, но, если не сделаны выводы относительно изменения поведения, ваши усилия могут быть напрасны. Психологическая практика изобилует рассказами о потрясающих инсайтах и об удивительном понимании, но самый радикальный показатель – это ответ на вопрос: изменилось ли что-нибудь в жизни клиента после вашей беседы? Стал ли клиент вести себя по-другому в результате консультации?

Факты показывают, что клиент нередко очень быстро теряет то, что он приобрел на консультации. Нужно предпринимать специальные шаги, чтобы быть уверенным, что ваши с клиентом конструктивные решения не пропали даром.

На этом этапе консультации вам может помочь один очень простой метод – просто спросите клиента: «Что Вы собираетесь делать сегодня? Какие шаги собираетесь предпринимать завтра, чтобы реализовать то, что Вы наметили?». Как бы наивно это не звучало, но обсуждение некоего явного или неявного контраста между вами и клиентом может оказать последнему большую поддержку.

Обобщение, которое не содержит плана дальнейшего поведения, скорее всего, не приведет ни к духовному росту, ни к изменению в жизни клиента.

Чем более подробно как консультант вы обсудите с клиентом программу его действий, тем более вероятно, что ваше вмешательство в его жизни принесет какое-то изменение. Вы скоро обнаружите, что любое запланированное действие приводит и к неожиданным последствиям.

На этом этапе консультации может потребоваться обучение клиента. А возможно и переформулирование проблемы, связанное с невозможностью выполнения ранее намеченного.

Приведенная здесь обобщенная модель принятия решений и общая структура консультации могут быть изменены в зависимости от обстоятельств. Использование различных теорий и подходов меняет акценты на определенных аспектах данной модели. Вы можете пропустить или объединить этапы беседы в зависимости от особенностей вашей подготовки, состояния клиента, мотивации клиента, условий, в которых находится клиент.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к методическим материалам для проведения практического занятия по теме № 5

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: