Эллинистическая философия.




Практическое занятие по теме «Философия Древнего мира»

План.

Эллинистическая философия.

Платонизм.

Эллинистическая философия.

Задание 1. Ознакомьтесь, пожалуйста, с учебным материалом по эллинистической философии.

Учебный материал: Эллинистическая философия по существу начинается с так называемых сократических школ, которые возникли после смерти Сократа в 399 г. до н. э. и существовали при жизни Платона и Аристотеля. Хотя исходным пунктом развития этой философии является Сократ, уже сократические школы расходятся именно с Сократом в понимании сути человека и смысла его жизни в этом мире. Если для Сократа человек невозможен без общества и государства, то в рамках сократических школ человек — это отдельный индивид. Философия из теоретической системы в эллинистическую эпоху превращается в умонастроение и выражает, прежде всего, самоощущение человека, потерявшего себя в мире. Хотя в философии Эпикура и стоиков есть еще и “физика”, она не имеет в их системах самодовлеющего и самоценного характера, а подчинена этике, которая перемещается в самый центр их философии. После смерти Сократа часть его друзей и учеников бежала из Афин в Мегары. Основателем мегарской школы считают Эвклида (ок. 450 – 380 гг. до н. э.). Он учил, что единственным бытием является добро, которое выступает под разными именами. Мегарики разрабатывали сократовскую диалектику. Но она у них из орудия отыскания объективной истины превратилась в эристику — искусство спора. Мегарики не столько утверждали единство бытия, сколько демонстрировали относительность его многообразных проявлений. Помимо мегарской школы существовала сократическая школа киренаиков. Кирена была греческой колонией на побережье Африки. Здесь родился Аристипп (ок. 435 — ок. 360 гг. до н. э.). Основанную им, скорее всего к концу жизни, школу затем возглавила его дочь Арета, а затем его внук Аристипп Младший. Аристипп удовольствие сделал исходным принципом своей философии. Единственной истиной, считал Аристипп, может быть лишь мое ощущение. Только его я знаю, а значит, наши знания распространяются только на нас самих. Киническая школа получила свое название от одного из ее выдающихся представителей — Диогена из Синопа (ок. 412 – 323 гг. до н. э.), у которого якобы было прозвище Собака. “Собака” по-гречески звучит как “кинос”, хотя основателем школы был вовсе не Диоген, а философ Антисфен (450–360 гг. до н. э.). Ощущения, считал Антисфен, являются единственным источником познания окружающего мира. И свидетельствуют они о существовании отдельных тел, и не более. Что касается общих представлений и родовых понятий, то в действительности им ничто не соответствует. Они просто слова, имена и названия. Антисфен считал всякое удовольствие злом. “Лучше сойти с ума, — якобы утверждал он, — чем испытать наслаждение”. Поэтому киники советовали обнимать мраморную статую в мороз и лежать в горячем песке летом. Они проповедовали отказ от дома и семьи, от богатства и любых общественных обязанностей. Цель такого образа жизни — автаркия — “самодостаточность”. Моральный принцип кинизма состоит в пренебрежении общественными нормами и в близости к “естеству”. Самый яркий представитель кинизма Диоген Синопский из-за своего экстравагантного образа жизни получил широкую известность. Он спал где придется, в том числе в большом глиняном сосуде — пифосе, откуда пошло выражение: “Диоген, который жил в бочке”. Ел он тоже что придется, а когда увидел мальчика, пьющего воду из ладони, то выбросил чашку.

Если свое аскетичное поведение киники считали воплощением мудрости, то прямо противоположный идеал мудрого поведения предложил философ Эпикур (341/340–270 гг. до н. э.) — основоположник эпикуреизма. Занимаясь с 14 лет науками, Эпикур ознакомился с атомистическим учением Демокрита, общался с платоником Памфилом, возможно, слушал тогдашнего главу Платоновской академии Ксенократа. Зарабатывая на жизнь преподаванием, поначалу в городах Малой Азии, а затем в Афинах, Эпикур основал свою собственную школу под названием “Сад Эпикура”. На воротах этого сада была надпись: “Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие — высшее благо”. По сути, Эпикур развивал идею, выдвинутую еще киренаиками, об удовольствии как принципе практической жизни. Эпикур исходил из того, что истинное знание дается чувствами, тогда как ложь и ошибки происходят из прибавлений разума. Человек, по Эпикуру, должен быть свободен. Но если он не может достичь свободы в общественной и политической жизни, то ему следует попытаться добиться свободы внутренней, т. е. он должен освободиться от страха и страданий. Эпикур считал, что освободить людей от страхов можно путем борьбы с предрассудками и невежеством. Чтобы жить без тревоги, надо освободиться также от страха перед богами. Богам, согласно Эпикуру, нет места вне мира, он помещает их в так называемых интермундиях, т. е. в межмировых пространствах, они не могут влиять на судьбы людей, но люди должны их почитать за их красоту и совершенство. Знание причин происходящего и природы богов, считает Эпикур, способно освободить нас от страхов. Но счастье – это отсутствие не только страха, но и страдания. Понятно, что телесных страданий полностью избежать нельзя. Однако, как замечает Эпикур, телесные страдания у человека куда менее интенсивны, чем душевные страдания, с этим связанные. А над своими душевными состояниями человек властен, и поэтому он может их избежать. Основоположником стоицизма был Зенон из Китиона (333/332– 262 гг. до н. э.), родом с острова Кипр. Зенон как человек, не имевший афинского гражданства, не мог арендовать помещение для занятий, и потому он читал свои лекции в портике. По-гречески портик — “стоя”, отсюда название школы стоиков. Зенон попытался создать учение, которое давало бы основу внутренней независимости человека без того вызова, которым это сопровождалось у киников. Его философское учение включало три части. Первую часть составляла логика, затем шли физика и этика. Согласно стоикам, вокруг нас существуют только тела. Слово в определенном смысле тоже есть тело. Но это тело, которое находится в особой системе отношений. С одной стороны, слову противостоит сам предмет, а с другой стороны, от слова отличается его смысл, обозначаемый стоиками как “лекта”. Своеобразие стоической лекты заключается в том, что она выражает те изменения, которые предмет вызывает в человеческой душе. Истину в процессе познания, с их точки зрения, обеспечивает чувственное восприятие. Целое само по себе разумно и совершенно, хотя в своих отдельных частях оно может выступать и как несовершенное. Мудрость заключается в том, чтобы не противиться провидению. Как выразился римский стоик Сенека, покорного судьбе ведут, а непокорного тащат. Здесь физика стоиков переходит в их этику. Стоики считали, что в человеческих страданиях есть смысл и поэтому их нужно переносить стоически. Мудрец — это тот, кто достиг бесстрастия, которое у греков именовалось апатией, и невозмутимости, что по-гречески звучит как “атараксия”. Причем стоическое претерпевание невзгод дается мудрецу путем высшего напряжения пневмы. Стоический идеал заключается в том, чтобы не плакать, не смеяться, а понимать. Вот для чего стоикам так нужна физика и логика. Чем меньше понимает человек, тем мельче его страсти, тем больше он подвержен аффектами становится игрушкой собственных страстей. А печаль — это неразумное сжатие души. На рубеже IV—III вв. до н. э. возникает такое философское направление, которое делает своей специальной и по существу единственной задачей доказательство недостижимости объективной истины. При этом сомнению подвергаются не данные чувств, а именно разум как главный источник наших заблуждений. Основателем такого направления — скептицизма — в античной философии явился Пиррон (ок. 360 – 275/270 гг. до н. э.). Скептики не отрицают истины вообще. Они допускают суждения: “Это кажется мне горьким или сладким”. Но они не признают истинности суждений: “Это действительно сладкое или горькое”. В философии скептиков возможно истинное суждение о том, как предмет мне является, но невозможно суждение о том, что собой представляет предмет по сути. Скептицизм уравнял между собой все философские школы и направления, все они не правы, потому что окончательная и твердо установленная истина вообще невозможна.

Философия. Курс лекций: учеб. пособие / под ред. В. П. Горюнова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. – 424 с. С. 43-47



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: