Формирование и развитие общения на этапе дошкольного детства (М.И. Лисина)




Проблемой развития общения детей от рождения до 7 лет занималась М.И.Лисина. В своих трудах она отмечает, что формирование и развитие общения происходит поэтапно и характеризуется пятью параметрами развития общения: времявозникновения данной формы общения в соответствии с возрастом ребенка; место,занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; основное содержание потребности,удовлетворяемой детьми при данной форме общения; ведущие мотивы,побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми; основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.

Ученый отмечает, что от рождения до 7 лет происходит смена 4 форм общения: ситуативно- личностная, ситуативно – деловая, внеситуативно–познавательная форма и внеситуативно-личностная.

Ситуативно–личностная форма общения (от рождения до 6 мес.) возникает в онтогенезе первой – примерно в 2 месяца – и имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде – до конца первого полугодия жизни, она тесно связана с эмоциями. Самая существенная черта ситуативно–личностного общения – удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Еще одна необычайно своеобразная особенность ситуативно–личностного общения состоит в том, что в рамках этой формы коммуникативной деятельности младенцы умеют тонко различать градации внимания взрослого и в то же самое время не отличают одного взрослого человека от другого.

Ситуативно–деловая форма общения длится от 6 месяцев до 3 лет. Главная потребность для контактов ребенка со взрослым в это время связана с их общей деятельностью, т.к. общение в этот период протекает на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого. Ведущими в этом возрасте становятся деловые мотивы общения, которые тесно сочетаются с познавательными и личными мотивами. Основными средствами общения являются предметно-действенные операции. При ситуативно–деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно – ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе [33].

Внеситуативно–познавательная форма общения длится от 3 до 5 лет. Она вплетена в совместную познавательную деятельность – можно сказать, в «теоретическое» сотрудничество со взрослым. В этот период дети задают много вопросов о предметах и их взаимосвязях. Взрослый выступает не как учитель, а как эрудит, способный дать нужные сведения. Особенностью этого периода является потребность ребенка в уважении со стороны взрослого. Дети в этот период очень чувствительны к оценке взрослых. Основным средством общения у детей в этот период являются речевые операции: ведь только они одни дают детям возможность выйти за пределы ограниченной ситуации в беспредельный окружающий мир. Дошкольники не только используют слово, но и превращают его в особый объект изучения. У детей появляется тяга к словотворчеству, к игре со словом благодаря которой они овладевают родной речью [33].

К концу дошкольного возраста появляется внеситуативно–личностная. Личностный мотивобщения – ведущий в этой форме общения. Взрослый выступает перед ребенком в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Он теперь для дошкольника не просто индивидуальность или абстрактная личность, но конкретное историческое и социальное лицо, член общества, гражданин своей страны и своего времени. Для дошкольников приобретают живое значение такие детали из жизни взрослого, которые никак их не касаются, но позволяют воссоздать в полноте конкретных подробностей полнокровный образ этого человека. Для старших дошкольников характерно стремление к взаимопониманиюи сопереживанию с ними со стороны взрослых [33].

Таким образом, в период дошкольного детства общение ребенка со взрослым в процессе развития преодолевает четыре формы, переходя от низшей к высшей. Достигнутое, в рамках предыдущей формы общения, содержание психической деятельности перестает соответствовать старой форме, разламывает ее и обуславливает возникновение новой формы общения.

М.И.Лисиной были выделены виды содержания потребности в общении:

1) потребности в доброжелательном внимании(от 2 до 5 мес.);

2) потребности в сотрудничестве(от 6 мес. до 3 лет);

3) потребности в уважительном отношениивзрослого (3–5);

4) потребности во взаимопонимании и сопереживании(5–7).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: