Основные процедуры и техники консультирования




 

12. Учебно-методическое обеспечение практического занятия:

Основная литература:

1. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учебное пособие для вузов / Р. Кочюнас- 3-е изд. – М.: Академический Проект; Фонд мир, 2010. – 463 с.

2. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / Н. Д. Линде. − М.: Аспект Пресс, 2010. − 255 с.

 

Дополнительная учебная литература:

3. Айсина Р.М. Индивидуальное психологическое консультирова-ние: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

4. Андронникова О. О. Основы психологического консультирова-ния: Учебное пособие / О.О. Андронникова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 415 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

5. Гуревич, П. С. Психология: учебник / П. С. Гуревич. − М.:Юрайт, 2013. − 608 с.

6. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: Учебник / Н.С. Ефимова. − М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. − 288 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

7. Князева Т.Н. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учеб. пос. / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2014. - 306 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

8. Мандель Б. Р. Психология зависимостей (аддиктология): Учебное пособие/Мандель Б. Р. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

9. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. Ю. Меновщиков. - 3-е изд., испр.. -М.: Смысл, 2011. - 191 с. (Электронный ресурс http:www.znanium.com)

10. Ткаченко, Е. С. Психология: учеб.-метод. пособие / Е. С. Ткаченко, Г. Е. Шибаева; Каф. пенитенциар. педагогики, психологии и соц. работы. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2014. - 172 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

к методическим материалам для проведения практического занятия по теме № 4

Вводное слово преподавателя.

 

Существуют специально выработанные приемы задавания вопросов, которые в нейролингвистическом программировании получили название метамодели.

Метамодель – это набор лингвистических средств для сбора информации, направленных на то, чтобы восстановить связь языка человека и того опыта, который он в этом языке представляет. Фундаментальным для применения этого материала является понятие о том, что язык – это не опыт, а представление опыта (речь идет о том, что язык – это символы, с помощью которых сознание описывает опыт личности), как карта – представление территории. Вы, конечно, понимаете, что карта – это не территория, но я не знаю, понимаете ли вы вполне, что человек всегда имеет в своем опыте карту, а не территорию. Мы меняем карты, то есть, изменяем субъективное переживание человеком мира, а не сам мир.

Мы создаем наши карты на основании взаимодействия между внутренним и внешним опытом. Поскольку мы, люди, представляем (или создаем) карты нашего опыта посредством языка, орудия, подобные метамодели представляют огромную ценность. По существу метамодель служит интерфейсом (мостиком) между языком и опытом.

Поскольку мы не взаимодействуем непосредственно с миром, в котором живем, мы создаем модели или карты мира, которые используем для управления своим поведением. Психологу очень важно понимать модель или карту мира, которая существует у клиента. Человеческое поведение, каким бы странным или сопротивляющимся оно ни казалось, приобретает смысл, если рассматривать его в контексте выборов, которые предоставляет человеку его карта или модель. Модель, которую мы создаем, позволяет осмыслить наш собственный опыт. Модели не стоит оценивать с точки зрения того, хороши они или плохи, здоровы или болезненны, или являются «сумасшедшими», их нужно оценивать с точки зрения полезности – полезности в успешном и творческом взаимодействии с миром вокруг вас. Дело не в том, что клиенты совершают неправильный выбор, дело в том, что у них недостаточно возможностей выбора, когда это необходимо. Каждый из нас делает лучший выбор, доступный нам в рамках нашей модели мира. Однако существует множество слишком бедных моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что проявляется в изобилии межличностных и внутриличностных конфликтов. Возможностей выбора недостает не миру, а модели мира, которая есть у индивидуума.

Мы создаем свои модели посредством трех универсальных человеческих моделирующих процессов: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Эти процессы позволяют нам выжить, расти, учиться, понимать и переживать богатство, которое предлагает нам мир. Но если мы ошибочно принимаем нашу субъективную реальность за реальность, те же процессы ограничивают нас и уничтожают нашу способность к гибкости наших реакций.

Обобщение – это процесс, посредством которого компоненты или части модели мира, созданной человеком, отрываются от первоначального переживания и начинают репрезентировать всю категорию, по отношению к которой данное переживание рассматривается как пример. Мы учимся действовать в мире посредством обобщения. Например, ребенок учится открывать двери, поворачивая ручку, затем он обобщает этот опыт, узнавая множество вариаций этого феномена, которые включают в набор параметров, связанных для него с «дверью», и он пробует открывать их все, поворачивая ручки. Когда человек входит в темную комнату, он протягивает руку, чтобы зажечь свет; ему уже не нужно учиться новой стратегии, когда он входит в новую комнату. Однако тот же процесс может стать и ограничением. Если человеку однажды не удаются управленческие действия, которые он пробует совершить по его мнению адекватно, он может обобщить свой опыт и решить, что он нехорош в сфере управления, и тогда он, может быть, во многом будет себе отказывать.

Каждый из нас делает много обобщений, которые полезны и пригодны для одних ситуаций и непригодны для других. Например, ребенок может научиться в своей семье тому, что плачем и нытьем он может добиться всего, чего хочет, однако то же поведение принесет ему одни неприятности в общении со сверстниками. Если он обобщит только первое, а не последнее, он может оказаться неспособным создать более полезное поведение в компании сверстников. Если молодой человек обобщит только то поведение, которое приносит ему успех среди мужчин-ровесников, он может встретиться с большими трудностями в приобретении уважения и завоевания интереса среди женщин. Полезно ли данное обобщение, нужно каждый раз решать в отношении определенного контекста.

Второй метод, который мы можем использовать как для того чтобы успешно действовать в окружающем, так и для ограничения себя – это
исключение. Это процесс, посредством которого мы выборочно обращаем внимание на отдельные аспекты нашего опыта и исключаем другие, что позволяет нам сосредоточить внимание к определенной части доступного опыта. Так, человек может читать книгу, когда вокруг него люди разговаривают, смотрят телевизор или слушают музыку. Этот процесс даст нам возможность справиться с окружающим и не быть захлестнутыми внешними стимулами. И точно так же данный процесс может быть и ограничивающим, если мы исключаем части опыта, которые необходимы для полной и богатой модели мира. Например, девочка переходного возраста, которая полагает, что с ней плохо обращаются и выводят ее из себя, не обращая внимание на то, что она участвует в создании этой ситуации, не строит полезной модели мира. Терапевт, который исключает из своего опыта признаки скуки во время сессии, ограничивает свой опыт, равно как и опыт клиента.

Третий моделирующий процесс – это искажение. Искажение – это процесс, позволяющий нам осуществлять сдвижки в восприятии сенсорных данных. Без этого процесса мы не могли бы строить планы на будущее или превращать мечты в реальность. Мы искажаем представление реальности в фантазиях, искусстве, даже науке. Микроскоп, роман или картина – все это примеры нашей способности к искажению и к искаженному представлению реальности. Мы можем ограничить себя искажениями различным образом. Представьте, например, себе человека, который искажает всякую критику реакцией: «Меня невозможно любить». В результате такого искажения теряется всякая ценность критики, вместе с возможностями личностного роста. Или возьмем часто встречающееся искажение, связанное с превращением процесса в вещь; когда «отношения» отделяются от процесса нахождения во взаимоотношениях, происходят большие потери. «Отношения» становятся чем-то внешним, о чем можно говорить, что не поддается управлению и теряет динамические качества.

Поскольку три вышеперечисленных универсальных процесса выражаются в лингвистических паттернах, мы можем использовать набор лингвистических средств, называемых метамоделью, чтобы работать с ними, когда они ограничивают, а не расширяют возможности выбора для человека.

Метамодель создана для того, чтобы научить слушающего обращать внимание на форму коммуникации говорящего. Содержание может бесконечно варьировать, но форма подачи информации дает слушающему возможность реагировать таким образом, чтобы получить из коммуникации наиболее полный смысл. С помощью метамодели можно быстро определить объем и ограничения предоставляемой информации, а также особенности процесса моделирования, используемого говорящим. Слушание и реагирование в рамках метамодели дает возможность максимального понимания и научения в любой специфической коммуникации.

Различаются метамодели по следующим критериям:

– сбор информации;

– ограничения модели говорящего;

– семантически ошибочные формулировки.

Сбор информации относится к получению, посредством подходящих вопросов и реакций, точного и полного описания представляемого содержания. Этот процесс служит и связыванию языка говорящего с его (ее) переживаниями. В данной категории – четыре подразделения:

- исключения;

- отсутствие указаний, к чему или кому относится сказанное;

- неспецифицированные глаголы;

- номинализации.

Исключения. Обнаружение возникающих исключений и помощь в восстановлении исключенной информации помогает создать полное представление опыта. Чтобы обнаружить отсутствующий материал, метамодель задаст вопросы: «о ком?» или «о чем?». Например:

- Я не понимаю.

Реакция: «Вы не понимаете что?» или «Чего вы не понимаете?»

- Я боюсь.

Реакция: «Чего или кого Вы боитесь?»

- Я не люблю его (он мне не нравится).

Реакция: «Что именно в нем Вам не нравится?»

- Он –лучший.

Реакция: «Он лучший в чем?»

- Он лучше всех слушает.

Реакция: «Он лучше всех слушает кого?»

В случае исключения вопрос «Что именно?» вызовет информацию, касающуюся репрезентативной системы, используемой клиентом.

- Я не понимаю.

Реакция: «Как именно Вы не понимаете?»

- Ну, мне это не ясно… (визуально).

Отсутствие указаний, к чему относится сказанное, – это тип обобщения, которое ограничивает модель мира человека, опусканием деталей и полноты, необходимых для того, чтобы иметь возможность выбора в том, как справиться с ситуацией. Здесь может помочь вопрос «кто именно?» или «что именно?»:

- Меня никто не хочет.

Реакция: «Кто именно тебя не хочет?»

- Они упрямы.

Реакция: «Кто именно упрям?»

- Это трудно.

Реакция: «Что именно в этом трудно для Вас?»

Неспецифицированные глаголы оставляют нас в неопределенности по поводу описываемого переживания. Все глаголы более или менее не специфицированы. Однако глагол «поцеловать» более определен, чем выражение «войти в соприкосновение». Если кто-то говорит, что подвергся нападению, это может варьировать от свирепого взгляда кого-то, важного для говорящего, до того, что человека сбила машина. Просьба специфицировать глагол помогает человеку более полно пережить опыт. Для этого можно задать вопрос «Как именно?»:

- Он отвергает меня.

Реакция: «Как именно он отвергает тебя?»

- Они игнорируют меня.

Реакция: «Как именно они это делают?»

- Дети заставляют меня наказывать их.

Реакция: «Как именно дети заставляют Вас наказывать их?»

Номинализации – это процесс перехода глаголов в абстрактные имена существительные. Протекающий процесс превращается таким образом в вещь или событие. Когда это происходит, мы теряем возможность выбора, и нас нужно вернуть к связи с проходящими динамическими процессами жизни. Номинализация помогает человеку увидеть, что то, что он считал событием, которое было вне границ его контроля, в действительности является протекающим процессом, который может быть изменен. Номинальные слова отличаются от конкретных имен существительных несколькими чертами. Для большей наглядности можно представить ручную тележку, на которую вы положили стул, посадили кошку или вашу матушку. А теперь попробуйте положить туда неудачу, добродетель, проекцию или смущение. Как видите, номинальные имена существительные – это не конкретные люди или вещи, которые можно было бы поместить в тележку. Другой способ определить номинализацию – проверить, сочетается ли данное слово со словом «продолжающийся…». Если да, то это – номинализация. Например, «продолжающаяся проблема», «продолжающиеся отношения» – это номинализация, а «продолжающийся слон», «продолжающийся стул» – словосочетания, полностью лишенные здравого смысла.

Чтобы вновь преобразовать номинальное слово в слово, обозначающее процесс, используйте глагол в качестве реакции:

- Я не получаю никакого признания.

Реакция: «Как Вы хотели бы, чтобы вас признавали?»

- Я меняю свои решения.

Реакция: «Может ли что-нибудь оставить Вас в этом изменении?»

- Мне нужна помощь.

Реакция: «Как Вы хотели бы, чтобы Вам помогали?»

Следующее отличие метамодели – ограничения модели говорящего. Данный критерий определяет ограничения, и, правильно работая с ними, вы можете помочь человеку обогатить свою модель мира, расширив ее. Выделяют две его разновидности:

- универсальные квантификаторы;

- модальные операторы, прежде всего, оператор необходимости.

Универсальные квантификаторы – это обобщающие слова: «все», «каждый», «всегда», «никогда», «всякий», «никто» и т.п. Подчеркивание обобщений, задаваемых уни­версальными квантификаторами, усиливается с помощью интонации голоса. Это заставляет человека искать исключения для своих обобщений, что дает большие возможности выбора. Кроме того, психолог может задавать вопрос клиенту, не было ли у него опыта, который противоречил бы этому обобщению.

- Я никогда ничего не делаю правильно.

Реакция: «Вы абсолютно никогда ничего не делаете правильно?» Или: «Но когда-нибудь Вы все же сделали что-то правильно?»

- Ты всегда мне лжешь.

Реакция: «Я всегда тебе лгу?»

- Невозможно получить то, чего я хочу.

Реакция: «Когда-нибудь вы получили то, чего хотели?»

Модальные операторы необходимости – это слова, которые указывают на отсутствие выбора: «мне следует», «я должен», «я не могу», «это необходимо». Работа с ними выводит человека за пределы того, что было для него привычным. Есть два хороших ответа, которые помогают работе с такими ограничениями: «Что Вам мешает?» и «Что случится, если Вы сделаете (не сделаете) это?». Ответ «Что Вас останавливает?» («что Вам мешает?») направляет человека в прошлое на поиски переживания, которое сформировало это обобщение. «Что случится, если…» заставляет клиента заглянуть в будущее и представить себе возможные последствия. Эти реакции помогают получить более полную и богатую модель мира.

- Я не могу этого сделать?

Реакция: «Что Вас останавливает?»

- Мы должны закончить это ко вторнику.

Реакция: «Что будет, если Вы не закончите?»

- Я должен заботиться о других.

Реакция: «Что случится, если Вы не будете этого делать?»

- Я не могу сказать ему правду.

Реакция: «Что останавливает Вас в этом?»

Третья группа отличий касается семантически ошибочных формулировок. Смысл обращения внимания на такие предложения в том, что это помогает человеку обнаружить те части модели, которые тем или иным образом искажены, что обеднит возможный опыт. Посредством изменения таких формулировок человек может получить широкую свободу выбора. Такие ошибочные формулировки часто мешают человеку действовать так, как он стал бы действовать в иной ситуации. Выделяют три класса семантически ошибочных форм:

- причина и следствие;

- чтение мыслей;

- потеря субъекта.

Причина и следствие предположение, что некоторое действие со стороны одного человека может заставить другого действовать определенным образом или испытывать определенные эмоциональные переживания, или влиять на его внутреннее состояние. В случае такого предположения человек реагирует, полагая, что у него нет выбора относительно этой реакции. Если противопоставить что-то этому предложению, это даст человеку возможность задаться вопросом, действительно ли справедливо предположение о причинно-следственном отношении, вопросом о других возможностях, которые могут быть созданы. Возможная реакция: «Каким образом Х вызывает Y?»

- То, что ты пишешь на стене, достает меня.

Реакция: «Каким образом мое писание может тебя достать?» Или: «…заставляет тебя чувствовать себя неуютно?»

1. Ты нарушаешь мои планы.

Реакция: «Как я могу нарушить твои планы?»; «Каким образом я вмешиваюсь в твои планы?»

2. Я огорчен, потому что ты пришла поздно.

Реакция: «Каким образом мое опоздание вызывает твое огорчение?»

Чтение мыслей – предположение со стороны говорящего, что один человек может знать о том, что другой думает или чувствует, без прямого сообщения второго об этом. Иными словами, это способ обнаружения, что кто-то действует на основе иллюзии, а не информации. Разумеется, это может в значительной степени мешать полезности картины мира. Слушающий может ответить: «Каким именно образом Вы знаете, что X?». Это дает возможность говорящему осознать и даже поставить под вопрос предложения, которые казались ему очевидными.

3. Все думают, что я отнимаю слишком много времени.

Реакция: «Каким именно образом вы знаете, что все так думают?»

4. Уверен, что Вы видите, как я себя чувствую!

Реакция: «Как именно Вы убедились, что я вижу, как Вы себя чувствуете?»

5. Я знаю, что для него лучше!

Реакция: «Как именно Вы узнаете это?»

6. Он никогда не думает о последствиях!

Реакция: «Как именно Вы узнаете, что он никогда не думает о последствиях?»

Потеря субъекта выражается в утверждениях, которые принимают форму обобщения по поводу мира, ане в утверждении, признаваемого как принадлежащего к модели мира говорящего. Обычно это суждения. Говорящий пользуется этой формой, когда принимает правила, подходящие для него и его модели мира, за справедливые и для других. Данный класс семантически ошибочной формы дает возможность человеку иметь собственные правила и мнения, но позволяет остальному миру иметь свои. Частое использование этой формы указывает, что говорящему даже не приходит в голову другая возможность. Реакция может быть такой: «Для кого?»

7. Неправильно полагаться на благотворительность!

Реакция: «Для кого это неправильно?»

8. Вот как нужно это делать!

Реакция: «Кому нужно делать это так?»

Так нельзя поступать!

Реакция: «Кому нельзя так поступать?»

Как было сказано, метамодель – это набор средств создания лучшей коммуникации. Метамодель создает вопросы типа «что?», «как?» или «кто?» в ответ на специфические формы языка говорящего. Использование вопросов и реакций – особое искусство.

Практикуясь в употреблении метамодели, обратите специальное внимание на собственные внутренние процессы. Поскольку это формализация интуитивного поведения, реакции метамодели будут возникать в те моменты, когда вам понадобится опираться на внутренний опыт в понимании коммуникации клиента. Например, если клиент говорит: «Отец наказал меня», – вам нужно, чтобы полностью понять, что значит это утверждение, спросить: «Как именно?». Клиент мог быть избит, или отец накричал на него, или сердито посмотрел, или просто проигнорировал его. Если вы решили для себя, что это значит, опираясь на собственный опыт, то вы в своей модели мира, я не в модели клиента.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

к методическим материалам для проведения практического занятия по теме № 4

 

Упражнение 1 «Отработка вопросов метомодели»

Преподаватель демонстрирует технику «Метомодельные вопросы». Слушатели разделяются на пары и отрабатывают данную технику.

 

Упражнение 2 «Метомодельное реагирование».

Преподаватель предлагает слушателям по очереди представлять из себя клиентов и обращаться с формулировкой проблемы. Все остальные реагируют на рассказ задаванием метомодельных вопросов.

 

Упражнение 3 «Техника цели в работе с простой задачей»

Преподаватель демонстрирует технику ««Техника цели в работе с простой задачей». Слушатели разделяются на пары и отрабатывают данную технику.

 

Упражнение 4 ««Техника цели в работе с отношениями».

Преподаватель демонстрирует технику «Техника цели в работе с отношениями» Задавание вопросов по истории жизни клиента». Слушатели разделяются на пары и отрабатывают данную технику

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

к методическим материалам для проведения практического занятия по теме № 4

Раздаточный материал

Метамоделирование.

Собирание информации

Исключения.

«Что?» «Кого?» «В чем?»

 

Я не понимаю.

Я боюсь.

Я не люблю его (он мне не нравится).

Он лучше всех слушает.

Я влюблен.

Я ненавижу.

«Что именно?» вызовет информацию, касающуюся репрезентативной системы, используемой клиентом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: