при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации




ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ

 

Заключение Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений
в федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально -экономическое развитие Байкальской природной территории
на 2012 – 2020 годы»

 

Общественным советом при Министерстве природных ресурсов
и экологии Российской Федерации (далее Общественный совет) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 877 «Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти» рассмотрен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» (далее - проект постановления).

Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально -экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» (далее - Программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 847. Государственным заказчиком-координатором ФЦП является Минприроды России, государственными заказчиками – Минстрой России, Росгидромет, Росводресурсы.

Предлагаемые изменения вносятся с целью приведения ресурсного обеспечения мероприятий Программы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, в соответствие с Федеральным законом
от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год
и на плановый период 2018 и 2019 годов», на 2018-2020 годы - в соответствие с Федеральным законом от № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2018 № 1001-р (приложение № 3 Программы).

По результатам рассмотрения Общественный совет отмечает:

1. Итоги реализации Программы достаточно полно и объективно изложены в материалах решения Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 14 ноября 2018 г. №59К «О результатах совместного контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы», а также на осуществление полномочий в части контрольно-надзорной деятельности и мониторинга охраны окружающей среды на Байкальской природной территории в 2015-2017 годах и истекшем периоде 2018 года» (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации)»

1.1 Установлено, что общий объем финансирования Программы на 2012-2020 годы по состоянию на март 2018 года сократился на 25393,5 млн. рублей (с 58158,5 до 32765 млн. рублей, или на 43,7%), в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму 21434,4 млн. рублей, или на 44,3%, за счет средств консолидированных бюджетов субъектов федерации – на 54%). В результате из программных мероприятий исключено строительство и ввод в эксплуатацию около 50% объектов, ввод большинства завершенных объектов осуществляется с запозданием на 1-3 года.

1.2 Основными причинами неудовлетворительного выполнения Программы, наряду с необоснованным снижением объемов финансирования, по мнению Счетной палаты являются:

- недостатки при исполнении Минприроды России, Минстроем России и Росгидрометом полномочий главного распорядителя бюджетных средств, что привело к отвлечению (возвращению в бюджет) значительных сумм и создало риски недостижения целей и ожидаемых результатов ФЦП;

- недостаточный уровень контроля и координации работы руководства субъектов Российской Федерации (Иркутской области и Республики Бурятия) и Федеральных государственных бюджетных учреждений по организации целевого использования выделяемых субсидий федерального бюджета на мероприятия ФЦП;

- отсутствие или несвоевременная подготовка проектной документации, нерешенность вопросов имущества и земельных участков, неудачный выбор подрядчиков – все это в совокупности негативно отразилось на сроках и объемах выполняемых работ и на эффективности использования бюджетных средств.

1.3. Наиболее критическая обстановка сложилась с реализацией мероприятия по ликвидации негативного воздействия отходов ОАО «БЦБК». За период с 2013 по 2018 годы практически не найдено ни технологического, ни организационного, ни проектного решения проблемы.

2. В 2019 году ФЦП «Охрана озера Байкал» вошла в качестве составной части в федеральный проект «Сохранение озера Байкал национального проекта «Экология». Общий объем средств на реализацию откорректированной программы, предлагаемый для утверждения Правительством Российской Федерации, составит 28600,6 млн. рублей (снижение по сравнению с начальным вариантом 2012т года на 51%, по сравнению с действующим вариантом – на 13%). При этом, как и в прежние годы, сохраняется вероятность недоосвоения выделяемых на 2019-2020 гг. федеральным бюджетом средств на реализацию отдельных проектов (прежде всего по утилизации отходов БЦБК).

3. Актуализация Программы и приведение ее в соответствие с объемами выделяемых средств выполнены с учетом недостатков и упущений, допущенных в предыдущие годы. Тем не менее, в связи с неопределенностью сроков начала и объемов работ по утилизации отходов БЦБК (отсутствие технологии переработки отходов, откорректированной прежней или новой проектной документации, нерешенность ряда других вопросов) сохраняется риск недоосвоения выделяемых по данному объекту на 2019-2020 годы средств и субсидий федерального бюджета. Однако осложнения с реализацией по отходам БЦКБ не должны сдерживать работы по другим направлениям и объектам Программы.

4. С учетом изложенного выше Общественный совет решил:

4.1. Рекомендовать проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» к направлению в соответствии с Порядком подготовки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594
«О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», в Минэкономразвития России для последующего внесения в Правительство Российской Федерации.

4.2. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации в ходе дальнейшей реализации ФЦП «Охрана озера Байкал», федерального проекта «Сохранение озера Байкал» и других федеральных проектов в рамках национального проекта «Экология»:

- учесть типовые недостатки, приведенные в п. 1.2; 1.3 данного Заключения, а более полно и подробно изложенные в материалах коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 14 ноября 2018 года;

- привлечь ведущих российских и зарубежных экспертов, а также представителей Общественной палаты Российской Федерации и Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации при проведении конкурса по выбору технологии осуществления работ по ликвидации последствий негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО «БЦБК»;

- рассмотреть возможность перераспределения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации данной государственной программы в 2020 году на другие мероприятия программы по правилам, предусмотренным ст. 78.1 и 78.2 Бюджетного Кодекса РФ.

5. Руководству Минприроды, Республики Бурятия и Иркутской области:

5.1. Обратить внимание на недостаточный уровень финансирования работ следующих объектов и направлений:

- на необходимость восстановления объемов финансирования по направлению«Прикладные научные исследования» и пообеспечению научно-исследовательской деятельности на особо охраняемых природных территориях, расположенных на Байкальской природной территории (мероприятие № 30);

- ликвидация экологических последствий деятельности Джидинского вольфрамо-молибденового комбината (мероприятие № 5);

- рекультивация несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации, расположенных на Байкальской природной территории (мероприятие № 9);

5.2. Обратить внимание на необходимость поиска дополнительных внебюджетных источников финансирования Программы прежде всего путем использования и развития механизма государственного-частного партнерства.

5.3. В ходе дальнейшего выполнения Программы, а также при реализации федеральных проектов национального проекта «Экология» учесть системные проблемы, выявленные при реализации Федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально -экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы»

6. Обратить внимание Минприроды РФ на неэффективность деятельности Росгидромета в части реализации федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы», что привело к расходованию средств федерального бюджета в объеме 160497,1 тыс. рублей без достижения запланированного Программой результата ‐ увеличение охвата Байкальской природной территории государственным экологическим мониторингом, обеспечивающим высокую достоверность, оперативность и полноту сведений.

Голосовали: (________) членов Общественного совета при Минприроды России:

«ЗА» - _____ голосов,

«ПРОТИВ» - _____ голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» - _____ голоса.

 

Председатель

Общественного совета В.П. Орлов

 

г. Москва,

_______июля 2019 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: