Нормативная колористика.




Методы создания колорита.

Из рассмотренных ранее пяти типов колоритов: насыщенного (яркого), разбеленного, ломаного, зачерненного, классического можно выделить в три вида: монохромный, полихромный и декоративный если рассматривать колорит как гармоничное цветовое сочетание, которое определяется пропорциональным и количественным соотношением светлоты насыщенности и контраста.

Художественные произведения, созданные хроматическими цветовыми отношениями, подразделяются на монохромную и полихромную локальность. Исходя из этого, цветовой колорит предполагает не менее одного хроматического цвета, с изменением его по насыщенности, светлоте и по количественным соотношениям.

Цветовой колорит предполагает использование не менее одного хроматического цвета с изменением насыщенности, светлоты и их количественных соотношений.

Ограничение цветовых оттенков в пределах одного визуально воспринимаемого локального цвета с изменяющейся светлотой и насыщенностью называют монохромным колоритом. Например пограничные цвета в пределах оного цвета – желтого (темно – желтый и желто- оранжевый) при растяжке по светлоте от зачерненных оттенков до разбелов дают колористическую гамму цветовых оттенков составляющих цвета монохромного порядка. монохромные колориты обычно ярко выражены и определяются как основные локальные цвета, желтый, синий, зеленый и т. д.

Полихромный колорит или двухцветный полихромный – Цветовые соотношения составленные из двух контрастных ахроматических цветов в определенных количественных соотношениях. Два условно противолежащих цветов в цветовом круге являются контрастными, при их смешении в разных пропорциях получится гамма хроматических оттенков полихромного звучания. Такой хроматический ряд из двух цветов представляет собой плавный переход от теплого к холодному, но не исключает и контрастных соотношений. Но равнозначная полярность создает равновесие, но не колорит. Только при соответствующем повышении цвета полярность становится колоритом, если количественно один больше другого. В полихромном колорите гармоничное пропорциональное соотношение можно определить как, 1:3, 2:3, 1:10 или любое парное сочетание из ряда Фибоначчи. Правило золотого сечения выражающееся математическим значением как 1:1,62 позволяет установить колористические соотношения на уровне логического вывода. Отношения 1:1 не дают колористических соотношений.

Декоративный колорит или цветовой – гармоничное сочетание разнообразных локальных цветов и их пропорциональное смешение в количественных соотношениях называется декоративным или цветовым колоритом. В декоративном колорите цветовые отношения строятся на цветовом многообразии например на трех цветах основных и их смешениях. равносторонний треугольник в цветовом круге при его вращении позволяет определить гармоничные в колористическом отношении цвета. Все цвета расположенные по сторонам треугольника практически относятся к гармоничной цветовой комбинации. Второй вариант треугольник с углами с двойным золотым соотношением угловых градусов 18:54:108. Вращая треугольник получаем цветовые сочетания декоративного колорита в соответствии с соотношением сторон треугольника. Каждая сторона треугольника проходит через множество цветовых оттенков цветового круга, которые всегда согласуются в полученном колорите.

 

Нормативная колористика.

Цвет является важнейшим средством в дизайне, поэтому в своей профессиональной деятельности дизайнер должен свободно оперировать его различными возможностями, опираясь на цветовое чутье, цветокомпозиционное мышление и определенную систему гармонизации. Наиболее приемлемой обучающей системой стал цветовой круг В.М.Шугаева. Теория Шугаева базируется на исследованиях Манселла и Бецольда.

А. Манселл изобрел модель цветового тела и составил цветовой атлас из 10 таблиц, а также определил три типа гармонических сочетаний цветов:

1. Однотонная гармония основана на использовании одного цвета и его оттенков разной светлоты и насыщенности, из рядов зачернений и разбелов в восьмичастном цветовом круге.

 

2. Гармония родственных цветов цветового круга (красный и оранжевый, желтый и зеленый).

 

3 .Гармония дополнительных цветов (Желтый и фиолетовый, оранжевый и синий).

 

В. Бецольд написал книгу «Учение о цветах по отношению к искусству и технике». Наиболее интересны в его труде попытки определить правила составления цветовой гармонии. Все цвета им подразделены на «декоративные цветовые ряды »:

 

1. Первый ряд: золото и серебро, черный и белый. Последний часто заменяет серебро, между тем, во многих случаях вместо золота употребляется желтый, который следует рассматривать, как заменяющее средство, а не как настоящий цвет.

2. Второй ряд: все насыщенные цвета, следовательно, спектральные цвета и пурпурный средней яркости. Представителями их будут, так называемые полные цвета, т.е. сильнейшие краски… К этому порядку принадлежат все цвета, которые находятся на окружности таблицы цветов.

Третий ряд: также состоит из трех различных групп, которые все по силе производимого впечатления стоят ниже только что названных, но между собой имеют довольно равное значение: темные, бледные и ломаные цвета.

Бецольд строил теории цветовых гармоний в пределах интервалов 12-частного цветового круга, в котором цвета отстоят драг от друга на 4 тона, т.е. между ними присутствует интервал в три тона. (Исходной является цветовая триада – желтый, красный, синий, поэтому противолежащими являются 4 тона соответственно: желтый - фиолетовый, голубой -оранжево-красный)

Бецольд считал, что противолежащие цвета образуют гармоничные пары, а сочетание цветов у вершин треугольников (равносторонних) образуют гармоничные триады.

Взяв за основу исследования этих ученых, Шугаев в основу формирования 16 частного цветового круга заложил 4 основных цвета: желтый, красный, синий и зеленый.Пары основных цветов противоположны по своим качествам, но в то же время и взаимодополнительны, а сочетание красного и синего, желтого и красного, синего и зеленого, зеленого и желтого нейтральны в отношении родства и контрастности. Цветовой круг Шугаева является цветовой моделью высокой практичности. Он равноступенный, матматизированный и симметричный, что значительно упрощает работу с ним.

Шугаев предложил 4 вида цветовых сочетаний:

- Сочетание родственных цветов (желтый, оранжево-желтый, оранжевый).

- Сочетание родственно-контрастных цветов (желтый, оранжевый, красный, пурпурный, фиолетовый) от желтого до фиолетового по спектру.

- Сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов: желтый, красный, синий (чистые цвета, без разбелов и зачернений).

Шугаев выявил 120 возможных гармонических сочетаний цветов д ля 16 частного цветового круга.при трех промежуточных цветах т.е. при трех интервалах между главными цветами. Он полагал что гармония возникает если соблюдать следующие условия:

- В гармонизируемых цветах присутствует равное количество главных цветов.

- Цвета одинаковы по светлоте (в них присутствует равное количество белого или черного пигмента).

- Цвета одинаковы по насыщенности (это пары взаимодополнительных цветов, поскольку они имеют одинаковую силу цвета относительно друг друга).

В истории искусства и практике имеют место распространенное мнение о 4 основных типах цветовых композиций и некоторых их разновидностей. На основании построенной Шугаевым теории можно выполнить четыре вида этих цветовых композиций:

 

Монохроматические композиции - в них присутствует один цвет и его оттенки; им соответствуют цветовые сочетания родственных цветов.

Полярные композиции – основаны на использовании противопоставления диаметрально расположенных цветов в цветовом круге; им соответствуют цветовые композиции, построенные по принципу унитарных цветов: желтый – синий, зеленый –красный.

Вместе с тем в полярных композициях могут быть использованы унитарные цвета, отстоящие друг от друга в пределах 90 градусов: желтый и красный, красный и синий, синий и зеленый, зеленый и желтый. Это контрасные эмоционально заряженные цветовые сочетания.

Трехцветные композиции – используют трехцветные сочетания основных цветов (им соответствуют триады родственно-контрастных цветов).

Многоцветные композиции – чаще всего используют 4 основных хроматических цвета с оттенками; им соответствуют цветовые сочетания полной палитры.

У многоцветных композиций имеются разновидности:

 

1. многоцветные композиции с доминантой одного цветового тона, представляющие собой синтез хроматики и монохромии; им соответствуют композиции построенные на сочетаниях унитарных цветов с использованием ахроматических и монохроматических цветов (разбелы и зачернения основного цвета).

 

2. Ахроматические композиции – сочетают в себе оттенки белых, серых и черных цветов; им соответствуют композиции построенные по принципу одного или двух унитарных цветов с использованием ахроматических сочетаний.

Разновидности многоцветных композиций и полярные композиции объединяются в один блок унитарных цветов.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: