ЛЕКЦИЯ 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
I. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА.
На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано.
В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг (2000) приводится периодизация, в которой выделяются следующие возрастные этапы:
Возрастные этапы | Возрастные интервалы |
Младенческий возраст | – до 1 года (В.С. Мухина, E. Erikson); – до 18 месяцев (D. Bromley); – до 2 лет (Г. Крайг); – до 3 лет (В. Квинн). |
Раннее детство | – от 1 до 3 лет (В.С. Мухина, E. Erikson); – от 18 месяцев до 5 лет (D. Bromley); – от 2 до 6 лет (Г. Крайг); – от 3 до 6 лет (В. Квинн). |
Среднее детство | – от 6 до 12 лет (Г. Крайг, В. Квинн). |
Подростковый и юношеский возраст (рассматривается в единстве) – ранний подростковый; – старший подростковый (в отечественной психологии – юношеский) | – от 12 до 19 лет (E. Erikson, Г. Крайг); – от 12 до 18 лет (В. Квинн); – от 11 до 19 лет (Ф. Райе); – от 10 до 17 лет (Д.И. Фельдштейн). |
Ранняя взрослость | – от 21 года до 25 лет (D. Bromley); – от 17 до 25 лет (Birren); – от 20 до 25 лет (E. Erikson); – от 20 до 40 лет (Г. Крайг). |
Средняя взрослость | – от 25 до 50 лет (Birren); – от 25 до 60 лет (E. Erikson); – от 35 до 60 лет (Д.И. Фельдштейн); – от 40 до 60 лет (Г. Крайг); – от 40 до 65 лет (В. Квинн). |
Поздняя взрослость | – от 50 до 75 лет (Birren); – от 40 до 55 лет, а с учетом переходной стадии – до 65 лет (D. Bromley); – от 60 лет (Г. Крайг); – от 60 до 75 лет (Д.И. Фельдштейн); – от 65 лет (E. Erikson, В. Квинн). |
Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.):
|
Возрастные этапы | Возрастные интервалы |
Новорожденный | до 10 дней |
Грудной возраст | 10 дней – 1 год |
Раннее детство | 1–2 года |
Первый период детства | 3 – 7 лет |
Второй период детства | 8 – 12 лет для мальчиков; 8 – 11 – для девочек |
Подростковый возраст | 13 – 16 лет для мальчиков; 12 – 15 – для девочек |
Юношеский возраст | 17 – 21 год для юношей (мужчин); 16 – 20 – для девушек (женщин). |
Средний (зрелый) возраст: | |
первый период | 22 – 35 лет для мужчин; 21 – 35 – для женщин |
второй период | 36 – 60 лет для мужчин; 36 – 55 – для женщин |
Пожилой возраст | 61 – 74 года для мужчин; 56 – 74 – для женщин |
Старческий возраст | 75 – 90 лет для мужчин и женщин |
Долгожители | старше 90 лет |
Периодизация жизненного цикла (Столяренко, Реан)
Возрастные этапы | Возрастные стадии |
Детство | новорожденность и младенчество от рождения до одного года |
раннее, или «первое», детство 1 – 3 года | |
дошкольное, или «второе», детство 3 – 6 лет | |
младшее школьное, или «третье», детство 6 – 11 – 12 лет | |
Отрочество (подростковый возраст) | младший подростковый (пубертатный) 11 – 12 – 14 – 15 лет |
юношеский (ювенильный) 16 – 20 лет | |
Зрелость (взрослость) | ранняя взрослость 20 – 40 лет |
средняя взрослость 40 – 60 лет | |
Поздняя взрослость (пожилой возраст, старость) | 60 лет и более |
Нас в большой степени интересуют хронологические границы юношеского возраста и критерии выделения его в отдельный возрастной период.
|
Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Напомним, что юношеский возраст располагается между подростковым возрастом и взрослостью.
Нижняя граница (граница между подростковым и юношеским возрастом) достаточно условна, и в одних периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других – относят к юности. Верхняя граница периода юности еще более размыта, поскольку исторически и социально обусловлена и индивидуально изменчива. Почему так трудно определить момент пересечения границы взрослости?
Сам термин «взрослость» многозначен:
– биологическая взрослость определяется достижением половой зрелости, способностью к деторождению;
– социальная взрослость – экономической независимостью, принятием ролей взрослого человека;
– психологическая взрослость – зрелой личностной идентичностью.
Критерием достижения взрослости в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда. Трактовка юности как периода онтогенетического развития зависит от принципиальных установок авторов того или иного подхода.
Биогенетические теории полагают, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные стороны развития, и рассматривают юность, прежде всего, как этап развития организма, характеризующийся мощным ростом различных способностей и функций и достижениями наивысшего уровня.
|
Психоаналитические теории (3. Фрейд, А. Фрейд) видят в юности определенный этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. Борьба тенденций со стороны Оно и Я проявляется в возрастающем беспокойстве и увеличении конфликтных ситуаций, которые постепенно, по мере установления новой гармонии Я и Оно, преодолеваются.
Социологические теории юности рассматривают ее, прежде всего, как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества.
Психологические теории придают важнейшее значение субъективной стороне, характерным чертам внутреннего мира и самосознания взрослеющего индивида, его вкладу как активного творца собственного взросления.
В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
Наиболее часто исследователи выделяют:
– раннюю юность – 16-17 лет;
– собственно (в узком смысле) юность – 17-20 лет;
– позднюю юность – 20-21 год.
Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но при этом обладают многими общими характеристиками.
II. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫИ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Возрастные кризисы – теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства.
Возрастной кризис – относительно непродолжительный по времени процесс, который возникает при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связан с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
По Л.С. Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса.
Остановимся на понятиях «новообразования» и «социальная ситуация развития».
Возрастные новообразования – это результаты, продукты возрастного развития и одновременно предпосылки дальнейшего развития.
Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
Социальная ситуация развития – это совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
Накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде.
Л.С. Выготский рассматривал возрастные кризисы применительно к детскому возрасту.
Кризис новорожденности | БОЛЬШОЙ КРИЗИС |
Младенчество (2 месяца – 1 год) | |
Кризис одного года | малый кризис |
Раннее детство (1 – 3 года) | |
Кризис трех лет | БОЛЬШОЙ КРИЗИС |
Дошкольный возраст (3 – 7 лет) | |
Кризис семи лет | малый кризис |
Школьный возраст (8 – 12 лет) | |
Кризис 13 лет | БОЛЬШОЙ КРИЗИС |
Пубертатный возраст (14 – 17 лет) | |
Кризис 17 лет | малый кризис |
При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка (подростка) и общества. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.
Сейчас, вслед за Э. Эриксоном, принято обсуждать и возрастные кризисы взрослых как необходимые аспекты развития человека. Однако отмечается, что кризисы взрослых, по сравнению с кризисами детей, не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Зачастую они зреют постепенно, но могут возникать и внезапно – в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека.
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
Э. ЭРИКСОН | А. ПИТЕРС | |||
Название кризиса | Наименование кризиса | Конечный результат | Смертные грехи, останавливающие душевное развитие | Спасительные добродетели |
Кризис новорожденности | Доверчивость или подозрительность | Младенец в зависимости от предсказуемости и последовательности ухода за ним учится доверять миру и себе, постигает чувство надежды | Алчность Зависимость и привыкание, которые приводят к страсти (сладости, алкоголь, табак) | Надежда Жизнь, в которой царят уверенность, доверие и надежда |
Так, например, у ребенка, который не получил достаточного ухода в первый год жизни (оставался голодным, неухоженным и т.д.), возможно формирование алчности. В детстве это проявляется как алчность в еде и питье, когда ребенок стремиться получить пищи и напитков больше, чем может съесть и выпить, даже если это переедание обернется для него тошнотой и рвотой (страданием). Во взрослом возрасте это может привести к зависимости от табака, алкоголя и наркотиков, к зависимости, которая также приводит к страданию. Даже если ситуация не будет чрезмерно кризисной, остается угроза, что такой ребенок будет трудно взаимодействовать и строить отношения в семье и на работе.
Э. ЭРИКСОН | А. ПИТЕРС | |||
Название кризиса | Наименование кризиса | Конечный результат | Смертные грехи, останавливающие душевное развитие | Спасительные добродетели |
Кризис одного года | Самостоятельность или стыд и сомнения | Опыт выбора и проб, дает возможность понять, что одобряется или нет, как действовать по своей воле без утраты самоконтроля. Первый опыт приобретается через контроль за отправлением естественных потребностей | Злобность Злобность, мстительность, чувство внутренней ярости, избыточный педантизм, мелочность | Воля Бесстрашное и смелое отношение к возникающим препятствиям |
Если ребенком продолжают пренебрегать и далее, возникают новые угрозы. У него формируется злобность как черта характера, особенно если его жестоко наказывают за испачканные и обмоченные штанишки. Большую опасность представляют непоследовательное родительское поведение, когда ребенка сначала жестоко наказывают, а потом, когда он наплачется, все-таки жалеют. Такое поведение, приводит к катастрофическим последствиям во взаимоотношениях с другими уже в детском возрасте. Такой ребенок время от времени ищет конфликта, а если не получает повода сильно с кем-нибудь поссориться и подраться, намеренно сам наносит себе вред. Цель такого поведения – получить участие и проявление если не любви, то хотя бы жалости. Кстати, этим объясняются и мотивы поведения мнимых самоубийц, которые на самом деле нуждаются в простом человеческом участии.
Неудачное прохождение двух первых кризисов чаще имеет место в неблагополучных семьях.
Э. ЭРИКСОН | А. ПИТЕРС | |||
Название кризиса | Наименование кризиса | Конечный результат | Смертные грехи, останавливающие душевное развитие | Спасительные добродетели |
Кризис трех лет | Инициатива или чувство вины | Несмотря на неизбежные неудачи в стремлении достичь планируемых в игре целей, ребенок способен действовать воодушевленно и смело, что позволяет ему добиваться чувства целенаправленности | Жадность Всеохватывающее желание быть богатым | Целенаправленность Посвящение себя и обязательность при выполнении важных дел |
Третий и четвертый кризисы могут неудачно разрешаться и в нормальных семьях, для которых характерна недооценка поддержки детской инициативы, стремления к самостоятельности, первых попыток что-то сделать своими руками. Взрослым кажется, что не обязательно ждать, пока неуклюжий малыш сам поест, перемазавшись кашей, и лучше покормить его из ложечки. Нам не хватает времени подождать, пока ребенок самостоятельно оденется, застегнет пуговицы, завяжет шнурки на ботинках, мы не считаем обязательным похвалить его за новые освоенные умения, но зато активно критикуем за неправильные действия. Мы все делаем сами, ведь это значительно ускоряет процесс одевания, обувания и еды. Однако при этом мы лишаем инициативы и самостоятельности детей, что особенно губительно сказывается на мальчиках, поскольку девочки в соответствии с полоролевыми представлениями традиционного общества позже приобщаются к самостоятельности, когда учатся вышивать, шить, вязать, готовить еде и т.д. Для мальчиков же другого такого наиболее благоприятного периода для формирования самостоятельности уже не будет.
Э. ЭРИКСОН | А. ПИТЕРС | |||
Название кризиса | Наименование кризиса | Конечный результат | Смертные грехи, останавливающие душевное развитие | Спасительные добродетели |
Кризис семи лет | Старательность в работе или неполноценность | При выполнении «работы» в школе и дома ребенок приходит к постижению чувства умелости и в состоянии прочувствовать свои умения | Зависть Желание для себя всех благ, которые есть у других | Компетентность Способность к сотрудничеству и одобрению групповых целей |
Не лучше обстоит дело и с четвертым кризисом, когда формируется старательность и прилежание, вкус к работе в младшем школьном возрасте. Здесь нам усиленно «помогает» постсоветская школа. Вспомните, сколько раз в первом классе вы переписывали домашнюю работу, как старались, чтобы в ней не было помарок и ошибок, сколько тетрадей порвано из-за неряшливого почерка, сколько критики вы услышали в свой адрес по поводу особой «глупости и бестолковости». А ведь из-за такого отношения формируется нелюбовь ко всякой работе, поэтому старательность и прилежание обязательно должны получать должное вознаграждение. К тому же у детей растет чувство неуверенности в себе и своих силах. Следовательно, родители, приучая, таким образом, детей к аккуратности и старательности, добиваются противоположных результатов. Дети только тогда стремятся к выполнению заданий, когда их напряженный труд, может, и не всегда удачный, тем не менее был замечен и одобрен. Иначе формируется завистливость и отсутствие любви к работе, приносящий успех.
Э. ЭРИКСОН | А. ПИТЕРС | |||
Название кризиса | Наименование кризиса | Конечный результат | Смертные грехи, останавливающие душевное развитие | Спасительные добродетели |
Подростковый кризис | Идентичность или спутанность ролей | Опробование многих ролей приводит ребенка к способности ответить на вопрос «Кто Я» и вытекающей из этого веры в себя | Гордыня Требование постоянной похвалы и лести | Верность Надежность, преданность, выполнение обещаний, несмотря на риски и жертвы |
Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду? », «Кем я хочу стать? ». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и создать единый образ себя, включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.
Резкие социальные и политические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями могут серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, девиантного и делинквентного поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, – это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
Э. ЭРИКСОН | А. ПИТЕРС | |||
Название кризиса | Наименование кризиса | Конечный результат | Смертные грехи, останавливающие душевное развитие | Спасительные добродетели |
Кризис 17 лет | Близость или изолированность | Чтобы уйти от сосредоточенности на себе, возникает потребность разделить свои чувства с другим, которая приводит к чувству любви | Страсть Использование сексуального партнера | Любовь Желание любить и быть любимым |
Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом – поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.
Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность / изоляция», – это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире – как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
Э. ЭРИКСОН | А. ПИТЕРС | |||
Название кризиса | Наименование кризиса | Конечный результат | Смертные грехи, останавливающие душевное развитие | Спасительные добродетели |
Кризис 40-45 лет (кризис середины жизни) | Творчество (продуктивность) или застой и инертность | Творческая мобилизация и забота о будущем поколении не дают появиться скуке, противостоят чувству застоя | Апатия Бесчувственность, безразличие к потребностям других | Забота Заботливое отношение к тем, кто требует поддержки |
Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае – чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы – их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.
Э. ЭРИКСОН | А. ПИТЕРС | |||
Название кризиса | Наименование кризиса | Конечный результат | Смертные грехи, останавливающие душевное развитие | Спасительные добродетели |
Кризис выхода на пенсию | Цельность Я или безнадежность (отчаяние) | Подведение итогов жизни, переоценивается и одобряется прожитая жизнь, хотя и не все цели были достигнуты. Одобряется и смерть, что приводит к появлению чувства мудрости | Меланхолия Горечь от жизни, злость и отвращение к ближайшему окружению | Мудрость Ответственное отношение к жизни, положительное оценивание вопросов обыденной жизни |
Человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах.
Чувство интеграции основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала. Недостаток интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти. Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у них: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА