Параметры интеллектуального развития




Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности – формально-логическое, формально-операциональное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. В этот период:

– возрастает концентрация внимания;

– увеличивается объём памяти (не только увеличивается объём памяти, но и в значительной мере меняются способы запоминания (активно применяются мнемические приёмы запоминания; широко применяются рациональные приёмы произвольного запоминания материала));

– усиливается логизация познаваемого материала;

– активно формируется абстрактно-логическое мышление (на завершающей стадии развития данной высшей психической функции); совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями (анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства). Мышление становится более систематическим и критическим по сравнению с отрочеством.

– приобретаются метакогнитивные умения (текущий самоконтроль и саморегуляция), которые, в свою очередь, влияют на эффективность их познавательных стратегий

При этом когнитивные процессы юношей и девушек весьма подвержены эмоциям и чувствам: они требуют доказательств и обоснования тех утверждений, которые слышат от преподавателей, окружающих их и близких им людей. Они любят поспорить, нередко увлекаются остроумными выражениями, красивыми фразами, оригинальной формой выражения своих мыслей.


Психические новообразования

Психические новообразования юношеского возрастаимеют ярко выраженную возрастную психофилогенетическую специфику и, разумеется, подвержены психоонтогенетическим особенностям. Юность – завершающая стадия психологического этапа персонализации, периода нахождения самоидентичности. Главные психические новообразования (приобретения) юношеского возраста:

– активное формирование мировоззрения. Мировоззрение – это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых в юности сопровождается чувством их истинности (юношеский максимализм), правильности. Поэтому формирование мировоззрения в юности связано с решением так называемых смысложизненных проблем;

– развитие самосознания. К 16-17 годам (ранняя юность) уже возникает особое психическое измерение в структуре самосознания, которое обозначается термином «самоопределение». В юношеском возрасте самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. С 17 до 20 лет (юность в узком смысле) самосознание личности всё больше развивается, усложняется, структурируется, приобретая системно (но не во всех деталях) законченный вид к поздней юности – к 20-21 годам;

готовность к самоопределению в профессии. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от непосредственных интересов личности, так и от других многообразных мотивов, порождаемых условиями социально-профессионального выбора;

– глубокая рефлексия;

– развитое осознание собственной индивидуальности. Складывается система представлений человека о самом себе, сформировывается некое обобщённое представление о себе, которое, независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, влияющую на поведение, порождающую те или иные переживания;

– формирование конкретных жизненных планов;

– установка на сознательное построение собственной жизни;

– постепенное врастание (вхождение) в различные сферы жизни и деятельности;

– формирование нравственного сознания, осуществляется выработка и формирование ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.

 


Сфера общения

Серьёзное, глубокое влияние на восприятие мира юношами и девушками оказывает то социальное пространство (микросоциум, мезосоциум и макросоциум), в котором они живут. Здесь, в живом общении, познаётся жизнь и деятельность взрослых, состоявшихся в профессии людей.

Тем не менее, семья остаётся тем микросоциумом, где юноши и девушки чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом – профессиональные.

В то же время жизненные планы они обсуждают и с преподавателями, и со своими взрослыми знакомыми, чьё мнение для них важно, и, конечно, друг с другом.

Большое значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. В отношениях со сверстниками, наряду с сохранением коллективно-групповых «подростнических» форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.

В юношеском возрасте становится важным и актуальным поиск спутников жизни и единомышленников. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Повышаются требования к дружбе, усложняются её критерии. Эмоциональная напряжённость дружбы в юношеском возрасте снижается при возникновении любви. Юношеская любовь предполагает существенно б о льшую степень эмоциональной интимности, нежели дружба, но любовь в юности, что характерно именно для этого возраста, как бы включает в себя дружбу.

В юношеском возрасте отмечаются две несколько противоположные тенденции в области общения и взаимодействия с другими людьми: расширение сферы общения, с одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление от социума – с другой стороны.

Первая тенденция проявляется в стремлении к идентификации (уподоблению) с другими людьми. Внешне это выражается в увеличении времени, которое расходуется именно на «чистое» общение, в существенном расширении социального пространства (охвата) общения, и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения», т.е. в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. В юности особенно возрастает необходимость и в новом опыте, в признании, в защищённости, в эмоциональной интимности. Это также определяет рост потребности юношей и девушек в общении с окружающими людьми, желание быть принятыми социумом, быть признанными обществом.

Вторая закономерность, которая проявляет себя в общении в юности – это психологическое стремление к индивидуализации и к социальному обособлению. Об этой тенденции свидетельствует строгое разграничение юношеством характера взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Стремление к обособлению – это желание оградить свой внутриличностный уникальный мир от вторжения сторонних и даже близких людей, для того чтобы укрепить своё «чувство личности», сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.

Говоря о социально-психологических потребностях в уподоблении и в обособлении, надо также иметь в виду, что развитие личности (особенно в юности) можно рассматривать как процесс двуединый. С одной стороны, это уподобление (сличение с кем-то) себя другим людям в процессе общения (социально-психологическая идентификация), а с другой — отличение (отделение, отчуждение) себя от других в чём-то, в результате процесса обособления. Причём в общении уподобление и обособление протекают в тесном единстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: