Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности – формально-логическое, формально-операциональное мышление. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды, существующими в данный момент. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться. В этот период:
– возрастает концентрация внимания;
– увеличивается объём памяти (не только увеличивается объём памяти, но и в значительной мере меняются способы запоминания (активно применяются мнемические приёмы запоминания; широко применяются рациональные приёмы произвольного запоминания материала));
– усиливается логизация познаваемого материала;
– активно формируется абстрактно-логическое мышление (на завершающей стадии развития данной высшей психической функции); совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями (анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства). Мышление становится более систематическим и критическим по сравнению с отрочеством.
– приобретаются метакогнитивные умения (текущий самоконтроль и саморегуляция), которые, в свою очередь, влияют на эффективность их познавательных стратегий
При этом когнитивные процессы юношей и девушек весьма подвержены эмоциям и чувствам: они требуют доказательств и обоснования тех утверждений, которые слышат от преподавателей, окружающих их и близких им людей. Они любят поспорить, нередко увлекаются остроумными выражениями, красивыми фразами, оригинальной формой выражения своих мыслей.
|
Психические новообразования
Психические новообразования юношеского возрастаимеют ярко выраженную возрастную психофилогенетическую специфику и, разумеется, подвержены психоонтогенетическим особенностям. Юность – завершающая стадия психологического этапа персонализации, периода нахождения самоидентичности. Главные психические новообразования (приобретения) юношеского возраста:
– активное формирование мировоззрения. Мировоззрение – это не только система знаний и опыта, но и система убеждений, переживание которых в юности сопровождается чувством их истинности (юношеский максимализм), правильности. Поэтому формирование мировоззрения в юности связано с решением так называемых смысложизненных проблем;
– развитие самосознания. К 16-17 годам (ранняя юность) уже возникает особое психическое измерение в структуре самосознания, которое обозначается термином «самоопределение». В юношеском возрасте самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. С 17 до 20 лет (юность в узком смысле) самосознание личности всё больше развивается, усложняется, структурируется, приобретая системно (но не во всех деталях) законченный вид к поздней юности – к 20-21 годам;
– готовность к самоопределению в профессии. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от непосредственных интересов личности, так и от других многообразных мотивов, порождаемых условиями социально-профессионального выбора;
|
– глубокая рефлексия;
– развитое осознание собственной индивидуальности. Складывается система представлений человека о самом себе, сформировывается некое обобщённое представление о себе, которое, независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, влияющую на поведение, порождающую те или иные переживания;
– формирование конкретных жизненных планов;
– установка на сознательное построение собственной жизни;
– постепенное врастание (вхождение) в различные сферы жизни и деятельности;
– формирование нравственного сознания, осуществляется выработка и формирование ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности.
Сфера общения
Серьёзное, глубокое влияние на восприятие мира юношами и девушками оказывает то социальное пространство (микросоциум, мезосоциум и макросоциум), в котором они живут. Здесь, в живом общении, познаётся жизнь и деятельность взрослых, состоявшихся в профессии людей.
Тем не менее, семья остаётся тем микросоциумом, где юноши и девушки чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. С родителями обсуждаются жизненные перспективы, главным образом – профессиональные.
В то же время жизненные планы они обсуждают и с преподавателями, и со своими взрослыми знакомыми, чьё мнение для них важно, и, конечно, друг с другом.
Большое значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. В отношениях со сверстниками, наряду с сохранением коллективно-групповых «подростнических» форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.
|
В юношеском возрасте становится важным и актуальным поиск спутников жизни и единомышленников. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Повышаются требования к дружбе, усложняются её критерии. Эмоциональная напряжённость дружбы в юношеском возрасте снижается при возникновении любви. Юношеская любовь предполагает существенно б о льшую степень эмоциональной интимности, нежели дружба, но любовь в юности, что характерно именно для этого возраста, как бы включает в себя дружбу.
В юношеском возрасте отмечаются две несколько противоположные тенденции в области общения и взаимодействия с другими людьми: расширение сферы общения, с одной стороны, и растущая индивидуализация, обособление от социума – с другой стороны.
Первая тенденция проявляется в стремлении к идентификации (уподоблению) с другими людьми. Внешне это выражается в увеличении времени, которое расходуется именно на «чистое» общение, в существенном расширении социального пространства (охвата) общения, и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общения», т.е. в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. В юности особенно возрастает необходимость и в новом опыте, в признании, в защищённости, в эмоциональной интимности. Это также определяет рост потребности юношей и девушек в общении с окружающими людьми, желание быть принятыми социумом, быть признанными обществом.
Вторая закономерность, которая проявляет себя в общении в юности – это психологическое стремление к индивидуализации и к социальному обособлению. Об этой тенденции свидетельствует строгое разграничение юношеством характера взаимоотношений с окружающими, высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Стремление к обособлению – это желание оградить свой внутриличностный уникальный мир от вторжения сторонних и даже близких людей, для того чтобы укрепить своё «чувство личности», сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание.
Говоря о социально-психологических потребностях в уподоблении и в обособлении, надо также иметь в виду, что развитие личности (особенно в юности) можно рассматривать как процесс двуединый. С одной стороны, это уподобление (сличение с кем-то) себя другим людям в процессе общения (социально-психологическая идентификация), а с другой — отличение (отделение, отчуждение) себя от других в чём-то, в результате процесса обособления. Причём в общении уподобление и обособление протекают в тесном единстве.