РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ




 

Термин «фундаментализм» вошел в употребление в 1920-х гг., возникнув применительно к протестантским сектам, противостоящим «модернизму» в христианстве. Позднее начался подъем фундаменталистских в исламских странах, сопровождаемый зарождением подобных течений во всех мировых религиях.

 

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ сложился как течение, направленное против господствующей в современном мире секулярной идеологии.

 


СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Под СЕКУЛЯРИЗАЦИЕЙ понимается процесс уменьшения роли религии и усиления рационализации общественной жизни. Т.е. процесс лишения религиозных институтов социальных функций, высвобождения всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния, вытеснение светскими нормами норм религиозных.

 

Термин секуляризация впервые был использован в 1646 г. фран. посланником Лонгвилем на переговорах о заключении Вестфальского мира и подразумевал удовлетворение интересов победивших держав за счет конфискации монастырских владений.

Секуляризация церковного имущества очень широко практиковалась европейскими монархами в XVII-XVIII вв., в России, напр., Петром I и Екатериной II. Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан в начале Великой Французской революции, когда по предложению гражданина Талейрана Национальное собрание 2.11.1789 г. приняло решение: «Все церковное имущество находится в распоряжении нации». Это означало конфискацию церковного имущества, закрытие монастырей.

В дальнейшем секуляризация стала трактоваться еще шире - как освобождение мирских дел от религиозного контроля. В XVII в. начинается секуляризация науки (Галилей, Декарт, Ньютон, Бэкон, Гоббс, Локк). Теология перестала считаться «царицей наук ». Мировоззрение стало допускать не только религиозное объяснение мира. В общественном сознании во многом уменьшилось влияние религии как «путеводителя» человека при решении жизненно важных для него проблем.


Объективная сторона секуляризации связана с процессом индустриализации и является результатом сопутствующей ей рационализации. Современные СМИ и коммуникации, международный туризм оказывают мощное секуляризирующее влияние. Секуляризация вызывает изменения в системе социальной стратификации и институциональной структуры.

 

Процесс секуляризации имеет и субъективную сторону, связанную с секуляризацией сознания. Процесс секуляризации на уровне сознания ведет к относительности некогда абсолютных и безусловных ценностей и к плюрализму, вследствие чего возникает «кризис доверия» к религии. Все меньшее количество людей посещает религиозные организации и участвует в отправлении культов, но в то же время растет количество различных религиозных организаций, конкурирующих друг с другом. Индивид поставлен перед ситуацией выбора.

Тенденция к секуляризации в свою очередь порождает

ЭКУМЕНИЗМ - движение за объединение различных церквей и религий в противовес секуляризму и атеизму.

 

Социологи усматривают причины секуляризации в рационализации социальных отношений, которая способствует сокращению области священного. Это явление было проанализировано еще Вебером и получило название "разволшебствения" мира.


 

Принципиальной чертой современного общественного развития России является возрождение и распространение религиозного сознания.

Современная религиозная ситуация характеризуется, во-1-х, тем, что высвободившиеся из-под влияния и произвола все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав на подлинное и истинное следование свободе совести.
Во-2-х, среди населения возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения.
В-3-х, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов.
И, наконец, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и др. явлений, граничащих с шарлатанством. В этом смысле общество повторяет уже знакомые в истории периоды Смутного времени.

 

Принципиальное значение здесь имеют два измерения социальных взаимодействий:

а ) отношение религии и государства и

б) религиозных конфессий между собой.

Конституция РФ определяет Россию как светское государство. Никакая религия может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства равны перед законом.

 

 


Необходимо отметить, что в двух случаях созидательная, конструктивная, интегрирующая функция религии не может быть реализована.

во-1-х, путем подчинения религии государству, превращения её в зависимый придаток государства, т.к. потеря ею функции независимого носителя высших нравственных принципов, высшего морального авторитета ведет к потере религией сакральности;
во-2-х, путем поглощения религией государства, обретения религией официального государственного статуса в качестве единой и обязательной формы верования, т.к. потеря теократическим государством своего светского характера, утрата им функции гаранта свободы вероисповедания ведет к дискриминации и подавлению иных верований.

Свобода совести, равенство вероисповеданий, независимость от государства могут быть реально обеспечены только при наличии демократического государственного и общественного устройства. Только в этих условиях обеспечивается свобода личности (свобода совести - ее важнейший ингредиент); гарантируется веротерпимость, равенство и свобода вероисповеданий; сохраняется светский характер государства; создается морально-нравственный, духовный базис общественного развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: