Термин «фундаментализм» вошел в употребление в 1920-х гг., возникнув применительно к протестантским сектам, противостоящим «модернизму» в христианстве. Позднее начался подъем фундаменталистских в исламских странах, сопровождаемый зарождением подобных течений во всех мировых религиях.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ сложился как течение, направленное против господствующей в современном мире секулярной идеологии.
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
Под СЕКУЛЯРИЗАЦИЕЙ понимается процесс уменьшения роли религии и усиления рационализации общественной жизни. Т.е. процесс лишения религиозных институтов социальных функций, высвобождения всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния, вытеснение светскими нормами норм религиозных. |
Термин секуляризация впервые был использован в 1646 г. фран. посланником Лонгвилем на переговорах о заключении Вестфальского мира и подразумевал удовлетворение интересов победивших держав за счет конфискации монастырских владений.
Секуляризация церковного имущества очень широко практиковалась европейскими монархами в XVII-XVIII вв., в России, напр., Петром I и Екатериной II. Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан в начале Великой Французской революции, когда по предложению гражданина Талейрана Национальное собрание 2.11.1789 г. приняло решение: «Все церковное имущество находится в распоряжении нации». Это означало конфискацию церковного имущества, закрытие монастырей. |
В дальнейшем секуляризация стала трактоваться еще шире - как освобождение мирских дел от религиозного контроля. В XVII в. начинается секуляризация науки (Галилей, Декарт, Ньютон, Бэкон, Гоббс, Локк). Теология перестала считаться «царицей наук ». Мировоззрение стало допускать не только религиозное объяснение мира. В общественном сознании во многом уменьшилось влияние религии как «путеводителя» человека при решении жизненно важных для него проблем.
Объективная сторона секуляризации связана с процессом индустриализации и является результатом сопутствующей ей рационализации. Современные СМИ и коммуникации, международный туризм оказывают мощное секуляризирующее влияние. Секуляризация вызывает изменения в системе социальной стратификации и институциональной структуры.
Процесс секуляризации имеет и субъективную сторону, связанную с секуляризацией сознания. Процесс секуляризации на уровне сознания ведет к относительности некогда абсолютных и безусловных ценностей и к плюрализму, вследствие чего возникает «кризис доверия» к религии. Все меньшее количество людей посещает религиозные организации и участвует в отправлении культов, но в то же время растет количество различных религиозных организаций, конкурирующих друг с другом. Индивид поставлен перед ситуацией выбора.
Тенденция к секуляризации в свою очередь порождает
ЭКУМЕНИЗМ - движение за объединение различных церквей и религий в противовес секуляризму и атеизму. |
Социологи усматривают причины секуляризации в рационализации социальных отношений, которая способствует сокращению области священного. Это явление было проанализировано еще Вебером и получило название "разволшебствения" мира.
Принципиальной чертой современного общественного развития России является возрождение и распространение религиозного сознания.
Современная религиозная ситуация характеризуется, во-1-х, тем, что высвободившиеся из-под влияния и произвола все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав на подлинное и истинное следование свободе совести. |
Во-2-х, среди населения возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения. |
В-3-х, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов. |
И, наконец, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и др. явлений, граничащих с шарлатанством. В этом смысле общество повторяет уже знакомые в истории периоды Смутного времени. |
Принципиальное значение здесь имеют два измерения социальных взаимодействий:
а ) отношение религии и государства и
б) религиозных конфессий между собой.
Конституция РФ определяет Россию как светское государство. Никакая религия может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства равны перед законом.
Необходимо отметить, что в двух случаях созидательная, конструктивная, интегрирующая функция религии не может быть реализована.
• во-1-х, путем подчинения религии государству, превращения её в зависимый придаток государства, т.к. потеря ею функции независимого носителя высших нравственных принципов, высшего морального авторитета ведет к потере религией сакральности; |
• во-2-х, путем поглощения религией государства, обретения религией официального государственного статуса в качестве единой и обязательной формы верования, т.к. потеря теократическим государством своего светского характера, утрата им функции гаранта свободы вероисповедания ведет к дискриминации и подавлению иных верований. |
Свобода совести, равенство вероисповеданий, независимость от государства могут быть реально обеспечены только при наличии демократического государственного и общественного устройства. Только в этих условиях обеспечивается свобода личности (свобода совести - ее важнейший ингредиент); гарантируется веротерпимость, равенство и свобода вероисповеданий; сохраняется светский характер государства; создается морально-нравственный, духовный базис общественного развития.