Сбыт приключенческого турпродукта




 

Комплексный подход к сбыту приключенческого турпродукта предполагает разработку четырех разделов этого процесса: самого това­ра, его цены, методов его распространения и методов сти­мулирования.

Под методами распространения понимается различная деятельность предприятия, направленная на обеспечение целе­вых потребителей услугами.

Методы стимулирования включают деятельность предприятия по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.

Основой разработки ориентиров по сбыту турпродукта должны стать маркетинговые исследования потребностей, спроса, емкости рынка, анализ рыночной ситуации, определение доли данного туристского предприятия на рынке. В качестве информационной базы необходимо использовать систему маркетинговой информации, а для расчетов применять современные методы анализа, использовать современную вычислительную технику, что обеспечит многовариантность показателей, учет последних, обусловленных планируемыми маркетинговыми мероприятиями.

Среди основных решений предприятия по сбыту важным является решение о широте предлагаемых услуг. Желательным является предложение широкого ассортимента. Однако в условиях рынка предприятие на основании маркетинговых исследований должны определить, каким количеством ассортимента заниматься, и отобрать из них наиболее выгодные для себя.

В рамках управления сбытовой деятельностью туристские организации должны разра­ботать программу стимулирования сбыта приключенческого турпродукта, рассматри­вая при этом сбыт как коллективные усилия по обеспечению продажи потенциальным туристам, укреплению отношений с ними и удовлетворению их потребностей и услугах.

Решив прибегнуть к стимулированию сбыта экзотических турпродуктов, туристские предприятия должны определить его задачи, отобрать не­обходимые средства стимулирования, разработать соответствующую программу, организовать ее предварительное опробование и претворение в жизнь, обеспечить контроль за ее ходом и провести оценку достигнутых результатов.

Задачи стимулирования сбыта приключенческого турпродукта вытекают из задач реализации туристических путевок определенной категории туристов. Решение задач стимулирования сбыта достигается с помощью множества разнообразных средств. При этом разработчик плана реализации учитывает и тип рынка, и конкретные задачи в сфере стимулирования сбыта, и существующую конъюнктуру, и рентабельность каждого из используемых средств. К основным средствам стимулирования сбыта можно отнести: предложение приключенческого тура бесплатно (что, конечно нереально) или на пробу; профессио­нальные встречи и специализированные выставки; туристские конкурсы для побуждения работников туристского предприятия к эффективной сбытовой деятельности.

Таким образом, организация и управление сбытовой деятельностью является одним из основных коммерческих функций промышленного предприятия. Все остальные по отношению к ней имеют подчиненное значение и как бы обслуживают ее.

Исходя из изложенного содержание работы по сбыту экзотических туров можно свести к выполнению следующих основных операций:

• нахождение покупателей продукции (установление рынка сбыта);

• выбор форм и методов сбыта товаров;

• организация оказания услуг клиентам;

• рекламно-информационная деятельность туристского предприятия.


Глава 2. Приключенческие туры в современных условиях

Разновидности туров

 

К экзотическому виду турпродукта для современного российского туриста можно отнести любой познавательный тур в любую часть света. То, что необычно и отличается от обычного отдыха и лечения можно отнести к экзотическому туризму.

Пользуются интересом у ту­ристов туры через регион или даже всю страну через раз­личные климатические зоны, на различных видах транспор­та и др. crossing tour; - сельский (деревенский) туризм farmtour or rural tour - отдых в каникулы или выходные дни holiday tour или иной период отдыха holiday period. Выходные дни — святое дело испокон веку. Суббота — «библейский шаббат», день недели, когда следует отдыхать. Эта традиция соблюдается многие тысячелетия и присутствует и в других религиях и культах. Христиане до IV века н.э. имели два выходных дня. В V веке было решено оставить только один выходной — воскресенье. Два выходных снова были установлены трудя­щимся лишь в конце XX века. Это обеспечило туристские фирмы еженедельной работой, поскольку туры выходного дня наиболее распространены и охватывают огромный кон­тингент туристов и экскурсантов;

- поездка в красивые горные массивы, прогулка по горам majestic mountains tour, услаждение взгляда замечательными красивыми ландшафтами, закатами и восходами солнца и др. Поражают взгляд туриста фантастические ландшафты уни­кальных местностей— Гранд Каньон (США), Долина ка­менных пальцев (Перс, Австралия), гигантские водопады (Ниагарский, Игуасу, Виктория). Для туристов устраивают­ся специальные смотровые площадки для обзора окрестно­стей, устанавливаются подзорные трубы и др.;

- сафари safary tour, тур в целях охоты, рыбной ловли (hunt­ing, fishing, underwater fishing), поездки на природу в заповед­ники для наблюдения за животными, фотоохота, тур в на­циональный парк в Кении или ЮАР, в целях увидеть уни­кальных животных на природе в естественных условиях.

Практикуется поездка па природу или путешествие в за­поведник к местным или турпримечательностям на внедорож­ных автомобилях (джипах) Jecp-Sufwy. Организуется колон­на автомашин, в которой, кроме собственно джипов с тури­стами и проводниками, следует транспорт сопровождения с палатками, продовольствием, топливом, питанием и др. В программу тура входит не только посещение достопри­мечательностей местной природы, но обучение вождению машины в горных условиях, преодолению препятствий, уст­ройству лагерной жизни, изучение техники выживания в экстремальных условиях;

- экотуризм ecotour, ecotourism — новая отрасль туризма, которая получила второе название: Nature Tourism with a Soft Touch — дословно: «природный туризм с мягким прикосно­вением к природе», то есть туризм, обеспечивающий мини­мальное влияние человека на окружающую природу. Про­граммы экотуров предусматривают обычно посещение эко­логически чистых мест, природных резерваций и заповедни­ков (например, организован ряд специальных маршрутов на остров Барбадос, Галапогосские острова). В процессе подоб­ных туров проводятся семинары по экологии, встречи с общественностью и другие мероприятия. Иногда экотуризмом именуется soft tourism. К экотуризму относится и путешест­вие по болотам swamp safari. Популярностью пользуется тур по знаменитым болотам Флориды (США). В силу труднодоступности эти болота редко посещаются людьми, природа сохранилась в первозданном виде, в силу климатических ус­ловий богатая флора и фауна. Для туристов организуется по­сещение болот на специальных мелкосидящих катамаранах с приводом воздушным винтом — программа Floruda Seminole Trip, которая предусматривает два дня путешествия по болотам, фотографирование редких животных и птиц, по­сещение труднодоступного поселения индейцев, постоянно живущих в глубине болот вдалеке от цивилизации;

- военный тур на места боев и исторических сражений для ветеранов и родственников погибших воинов, посещение военных объектов и полигонов, боевых морских кораблей, подводных лодок, катание на военной технике, танках, сверхзвуковых истребителях, стрельба из поенного оружия на полигонах и в тирах, участие в военных учениях и манев­рах, запуске космических кораблей на космодромах в качес­тве зрителей — military tour, к таким же можно отнести и ту­ры на посещение концлагерей и тюрем, хотя такое меро­приятие является лишь составной частью тура;

- ностальгический (этнический) тур на места историческо­го проживания nostaligie tour. Туризм на места историческо­го проживания населения, для встречи с родственниками или изучения (ознакомления) с особенностями культуры и быта определенной этнической группы.

Переселенцев весьма условно можно разделить на вынуж­денных, покидающих место исторического проживания на­сильственно в силу изгнании но религиозным, военным или политическим причинам, и на добровольных, покинувших родину в поисках лучшей доли в иных краях и землях (эко­номических переселенцев). Вынужденные переселенцы — довольно большая категория населения планеты. Миграция населения обусловлена экономическими, политическими и религиозными факторами. Более тысячи лет назад норвеж­цы и ирландцы мигрировали в Исландию и Гренландию. Во­шли в историю пилигримы из Англии, бежавшие из страны по религиозным убеждениям на новые земли американско­го континента. Мировые войны принесли неисчислимые бедствия и генерировали новые волны переселенцев, интер­нированных и военнопленных, которые из опасения (и не без основания) преследования не вернулись на родину.

К последним уместно отнести немцев Поволжья, которых пригласили для обживания этого края русские цари, затем через двести лет коммунисты выселили их, как врагов наро­да, в Казахстан, а затем вновь исторические события пере­стройки и утраты единства Союза сделали их жизнь слож­ной и невыносимой и уже через триста лет они вновь тысячами возвращаются на историческую родину — в Гер­манию.

Ярким примером ностальгического туризма является мас­совый туризм финнов на Карельский перешеек Ленинград­ской области и в другие местности вокруг Ладожского озе­ра. Финны, ориентировочно 500 тыс. человек, вынужденно покинули эти места в период военных действий 1939—1945 гг. и компактно колониями поселились в раз­личных районах Финляндии и Швеции. В 1989-90 г. с вве­дением режима перестройки в СССР финнам было разреше­но посещение в порядке туризма этих местностей. Туризм приобрел массовый характер — посещение родственников, заброшенных фундаментов хуторов, кладбищ и др. Программы таких туров очень специфичны — их участники в основ­ном пожилые люди, которые ранее проживали в данной ме­стности. Основная часть программ и цель приезда — инди­видуальное (или мелкими семьями) посещение на легковых машинах местных жителей различных деревень и селений, оставшихся родственников. Для конкретных групп населе­ния это туризм для определенного поколения, в памяти, ко­торою сохраняется ореол родины, со временем у последую­щих поколений ностальгические чувства притупляются или пропадают новее, а потомки вынужденных переселен­цев, эмигрантов ассимилируются с местным населением и поэтому проблем и потребности в ностальгическом туризме не возникает. Большой вклад в реализацию программ туров для финнов-переселенцев внес «Совет по туризму и экскур­сиям Санкт-Петербурга», который переоборудовал турбазу в поселке Лосеве в гостиницу международного класса «Лосев­ская» и организовал прием финских туристских групп. В Финляндии были созданы специализированные туристские фирмы, например Matka Maailma OY, FinnSovtours и другие, которые специализировались на ностальгическом туризме.

- для посещения родственников или друзей relative & visi­tors tour;

- религиозное паломничество religious or pilgrim tour, путе­шествие или тур с религиозными целями.

Путешествие с религиозными целями - древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов, несомненно, были средневековые палом­ники. В силу религиозных убеждений или любопытства от­носительно своей или чужой веры, люди во всем мире пу­тешествуют, чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мек­ку, монастыри и другие святые места. Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничес­тва совершались и совершаются, чтобы избавиться от болез­ни, избежать несчастья, искупить грех. Духовники нередко налагали епитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной ру­башке. Марко Поло (тринадцатый век) упоминает о пилиг­римах, встреченных им на территории нынешней Шри-Ланки. Паломники из Англии в XIV—XV веках совершали свои путешествия в основном в Рим, Иерусалим. Зачастую их пу­тешествия были сопряжены с серьезными трудностями. Начиная с 1388 года английские пилигримы, по приказу ко­роля Ричарда II, обязаны были получить и иметь при себе специальные разрешения, прообраз сегодняшнего паспорта. Одиннадцатью годами позднее Ричард ограничил количест­во портов, откуда английским паломникам позволено было отправляться в дальние страны, всего двумя — Дувром и Плимутом. Для отплытия из другого порта требовалось спе­циальное разрешение самого короля.

Одни паломники путешествовали по соображениям веры, многие другие отправлялись н пун. просто из любви к путе­шествиям или движимые мирскими побуждениями, ожидая найти общение с веселыми спутниками, развлечения в при­дорожных харчевнях и другие удовольствия. Паломничество имеет место и сейчас. Многие верующие едут в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Приверженцы ислама едут в хадж hajj в Мекку. В России православные стремятся посе­тить Валаам, монастырь на острове Коненец. Многие епар­хиальные управления ввели в структуру внешнеэкономичес­кие отделы, которые регулируют вопросы паломничества.

Участие в религиозных церемониях в качестве зрителей также привлекает туристов. Атеистически настроенное насе­ление России с любопытством и интересом участвует в ре­лигиозных праздниках. На туристском рынке предлагается множество туров на Рождество и красочные праздники ро­ждественской недели в Финляндии, в других скандинавских странах и странах Западной Европы, где рождественские праздники всегда красочны и представительны. Так, попу­лярными у туристов многих стран становятся туры в фин­ское местечко Рованиеми на Полярном круге в гости к ле­гендарному Санта Клаусу. Шоу для детей и взрослых с Сан­та Клаусом весьма поучительно. В этой, когда-то глухой, деревушке в далекой Лапландии оборудован суперсовремен­ный аэродром, и высокопоставленные гости прибывают даже на сверхзвуковом самолете «Конкорд», Для гостей организо­вано красочное представление с Санта Клаусом и мифичес­кими гномами, построена деревня Санта Клауса — заполяр­ный супермаркет, пещера с детскими аттракционами. Город Санта Клауса принимает ежегодно до 300 тыс. туристов со всех концов света. Протяженность Полярного круга по тер­ритории России превышает 10 тыс. км, и на всем этом про­странстве не нашлось ни одного жилища Деда Мороза, на­до ехать в гости к финскому Сайта Клаусу, поскольку свой не образовался;

- туры на места катастроф, на потухшие вулканы, на за­тонувшие суда. Так, летом 1998 г. научно-исследовательское судно «Академик Келдыш», оснащенное глубоководными подводными аппаратами, доставило группу энтузиастов в Ат­лантику и организовало спуски на дно на место гибели ле­гендарного Титаника;

- туры с целью кладоискательства. Различаются на профес­сиональные экспедиции в поисках сокровищ и кладов и лю­бительские — приключенческие развлекательного характера, с предоставлением возможности помыть золотой песок в от­ходах золоторудного производства, поиска драгоценных кам­ней, на островах Индийского океана предлагают туристам лопату и карту с закопанным сказочным сундуком — такой вид занятий входит в перечень островных развлечений тури­стов;

- секс-тур sex-tour, главной целью которого является учас­тие в развлечениях сексуального характера: (а) тур для мужчин в специальных целях для развлечений с местными женщинами, посещения публичных домов, такой тур осо­бенно популярен в Японии, также практикуется для воен­нослужащих и вахтовых рабочих, редко объявляется откры­то; (б) тур, чаще заказной, организуемый для молодых жен­щин, которые направляются на неделю или более длитель­ный срок за рубеж с целью подработать древней професси­ей, иногда совмещая с работой в казино, ресторанах, оте­лях, развлекательных шоу и стриптизах и других.

На сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН. Так, например, на цели сохранения объектов и храмов Абу Симбел, попадавших в зону затопления при строительстве Асуанской плотины в Египте, было выделено 40 млн. долларов США. Часть наиболее ценных объектов была разобрана, перевезена на более высокое место и смон­тирована вновь. К сожалению, часть уникальных историчес­ких построек и сооружений осталась под водой, и теперь ту­ристы могут обозревать их с парохода на дне водохранилища.

В зависимости от целей путешествия могут рассматривать­ся самые различные природные ресурсы. Так, в местечке Монт Сант-Мишель на севере Франции естественный и не­иссякаемый природный туристский ресурс — прилив и от­лив моря, отличающийся необычайной высотой уровня во­ды в фазах протекания явления и яркой особенностью убытия и прибытия воды в силу очень пологого дна залива. В Китае на одной из крупных рек в ее дельте при приливе два раза в день возникает мощная волна, идущая против течения реки с моря. Это уникальное явление называется «Речной Бор», происходит ежедневно на реке Чэнг-ху-фа, высота волны 7 м, скорость 27 км в час. Аналогичные природные явления наблюдаются в устье реки Меконг (высота волны до 14 м) и в устье Амазонки в местечке Канал де Норт.

Основным природным ресурсом на острове Бали в Индо­незии, который служит верной приманкой для туристов, яв­ляется «неповторимый закат солнца». Можно утверждать, что такой же закат есть и на других соседних островах, ост­ровах в другой части этого и других океанов, находящихся на этой широте. Но состоятельные туристы твердо веруют, что на Бали — закаты самые лучшие и едут за тридевять зе­мель полюбоваться на это явление из пятизведных бунгало. На деле, в продвижение этого туристского продукта вложе­ны невиданные средства, а на месте организован супер изысканный сервис и туристское обслуживание. Все в целом обеспечивает немалый туристский поток весьма состоятель­ных клиентов, а бронирование туров производится за 60 дней.

Отметим, что туристы с удовольствием посещают не толь­ко уникальные храмы, пирамиды, прочие рукотворные древ­ности, но и достижения современности, как-то: сборочные конвейеры автомобильных заводов, дегустационные залы, которые воспринимаются туристами неизменно с восторгом и энтузиазмом (так, в Южной Африке в Кейптауне, кото­рый славится своими традициями виноделия, предлагается экскурсия «Винный путь» — по местным винным заводам) и колбасные заводы, пивоварни и шахты, гидротехнические сооружения и даже госпитали.

Туристская территория или акватория — вид комплексного туристского ресурса географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а так­же объект туристского интереса, выделяемое в составе ту­ристского региона и реестрах и кадастрах. Территория на суше, на поверхности земли не требует дополнительного посещения. Под землей — соответственно, для любителей спелеологического туризма шахт и горных выработок, напри­мер, все туристы, посещают алмазные копи и шахты золотых приисков в Йоханнесбурге (ЮАР). Некоторые шахты ис­пользуются не столько для экскурсионных целей, сколько для целей лечения в особом микроклимате, созданном природой в подземных штольнях. Таковое предлагается, напри­мер, в Альпах в местечке Бад Гастайн (радоновая ингаляция при повышенной температуре и высокой влажности) в ста­рых штольнях золоторудной шахты.

Посещение пещер — один из распространенных видов туризма и экскурсий, только в Греции более 3500 пещер, которые могут посетить туристы, и еще более не посещае­мых. Огромные пещеры есть в Мексике, США, Южной Африке и в России, а также и в других странах. Протяжен­ность пещер в их исследованной части достигает 150 км и более, но значительная часть пещер закрыта для массового посещения в целях безопасности. Обычно туристы огра­ничиваются кратковременным посещением легкодоступных горизонтов и залов, а часть, из спортивных соображений, проникают достаточно глубоко и далеко, но для этого тре­буется надлежащая подготовка, снаряжение и сопровожде­ние туристских групп.

Акватории являются важным туристским ресурсом. Вода чужда человеку как среда обитания и поэтому интересна в познавательном или приключенческом смысле. В мире бо­лее 50 млн. любителей подводного туризма, которые плавают с маской на небольшой глубине и с аквалангом до 70 метров. Большой Барьерный риф является национальным дос­тоянием Австралии и объявлен аквапарком мирового значения. Второй (малый) Барьерный риф расположен у бе­регов Белиза и также является истинным раем для любите­лей подводных приключений и созерцания подводного ми­ра. Красное море представляет неограниченные возможно­сти для подводного плавания и составляет неотъемлемый элемент развлечений курортников.

Поиск и осмотр известных подводных сокровищ и древ­ностей, погибших кораблей составляет важный вид туризма. Греция, Кипр, Италия. Турция и другие страны Средизем­номорья активно используют свои подводные сокровища. Принято много особых национальных законодательных ак­тов, регулирующих деятельность под водой в районах скоп­ления древностей. В пределах действия национальной юрис­дикции разрешается лишь осмотр, но не перемещение или подъем подводных сокровищ и предметов. Для осмотра вод­ного живого мира и коралловых рифов широко используются туристские подводные лодки, а также суда с прозрачным дном, которые есть практически во всех приморских тури­стских центрах. Специализированные туристские подводные лодки есть на Бермудах, Канарах, в Красном море, на Болеарских островах и испанском курортном побережье Коста Браво. В целом, по оценкам специалистов, количество та­ких подводных лодок превышает 30.

Осмотр затонувших кораблей — популярный вид при­ключений. В Финском заливе обнаружено до 5000 подвод­ных объектов различных эпох, начиная со времен викингов и шведско-русских войн до времен. Второй мировой войны. Особым интересом пользуется район около мыса Крестовый под Выборгом, где найдено более 150 шведских военных су­дов трехсотлетней давности, одновременно погибших в сра­жении на этом месте. Благодаря холодной воде суда хорошо сохранились. По архивным данным в водах Финского зали­ва лежат мощи святого Генриха, первого финского святого, вывезенные в 1720 г. по приказу Петра I из Турку и благо­получно утопленные в шторм вместе с другими реквизиро­ванными сокровищами храма. Такие же объекты, имеющие историческую ценность, обнаружены и в водах Ладожского озера. Созданы специальные туристские фирмы, организую­щие спуски энтузиастов дайвинга под воду. Количество ту­ристов достигает 3000 за сезон, что при высокой стоимости этого вида развлечений представляет выгодный вид туризма. Неизменным спросом у туристов пользуются гигантские водопады — Ниагарский, освоенный настолько, что его включают на потребу туристам по часам, Игаусу (самый большой о мире) и Виктория. Два последних сегодня дос­тупны, но менее посещаемы в силу слабой инфраструктуры туризма. В Финляндии и местечке Иматра есть красивый водопад, также открытый для туристов раз в неделю.

Туристскими ресурсами являются уникальные им, пирамиды, мавзолеи, скульптуры, ансамбли и парки, музейные коллекции и современные сооружения — небоскребы, плотины и иные масштабные гидротехнические сооружения и другие объекты. Как ни странно, притягательной силой, в смысле туризма, обладали во все века и обладают и ныне кладбища, отметим, что пирамиды, тысячами построенные в Египте — усыпальницы фараонов, жрецов и придворной знати. Мавзолеи являются наиболее посещаемыми объектами, а некоторые из них по своим архитектурным особенностям и гигантским размерам отнесены к Чудесам Света.

Для туризма первостепенное значение имеют туристско-рекреационные ресурсы. Именно они являются фундамен­том успешного процесса развития туристского бизнеса. Туристско-рекреационные ресурсы определяются как совокуп­ность природных и искусственно созданных человеком объ­ектов, готовых для создания туристского продукта. Турист­ские ресурсы определяют специфику развития туризма в ре­гионе, являются исходным базисом для производства тури­стского продукта при планировании приоритетных направ­лений инвестиционной политики в регионе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: