Направленность программы бакалавриата




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЯЩЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

Колледж ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»

Дисциплина Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом

Интегрированное занятие

Тема: Сказка в музыке.

Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа)

Направление 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки

Направленность программы бакалавриата

«Начальное образование. Дошкольное образование»

Выполнила:

студентка группы ЗФ-409-072-4-Мг

Полецкая Елена Викторовна

Проверила:

Кандидат педагогических наук, доцент

­­___________________ И.Г. Галянт

 

Челябинск

Цель: Формировать у детей музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры.

Задачи:

Образовательные:

· Создать условия для развития музыкальных способностей детей.

· Вызвать эмоционально – эстетический отзыв на музыку во время прослушивания произведения, пения песен и игре на детских музыкальных инструментах.

· Расширять словарный запас, характеризующий настроение музыки, ввести понятие «ритм».

Развивающие:

· Развивать у детей умение соотносить наглядный материал с музыкой.

· Развивать у детей вокально – хоровые навыки: чистоту интонирования, ритмического и динамического ансамбля, правильного звуковедения, четкой дикции.

· Побуждать детей к отображению полученной информации и впечатлений в творческой продуктивной деятельности.

Воспитательные:

· Воспитывать чувство коллективизма и дружеских, уважительных отношений между детьми.

· Воспитывать любовь к музыке.

Интеграция образовательных областей:

познавательной,

коммуникативной,

двигательной музыкально – художественной и продуктивной.

Занятие направлено на закрепление знаний и представлений о наступившем времени года (весна), о музыкальном репертуаре, которое изучали дети и о сказках, которые дети уже знают, и изучали на музыкальных занятиях.

Оборудование:

· Детские музыкальные инструменты,

· ритмические карточки «Белочки» и «Птички».

Предварительная работа:

· разучивание песни на весеннюю тематику,

· разучивание распевки, подготовить для детей детские музыкальные инструменты,

· прослушивание произведения «В пещере горного короля» Э. Грига,

· выполнение упражнений по теме «Ритм».

Планируемый результат:

- познакомить детей с понятием «Ритм».

- научиться рассуждать и говорить свои мнения по сказкам.

- научиться придумывать свою сказку.

- Научиться наглядно читать ритмы, играя их на детских музыкальных инструментах.

Учебно-методический комплект:

1. Программа «Ладушки». Конспекты музыкальных занятий. Средняя группа.

2. Т.Э. Тютюнникова «Потешные уроки».

3. Т.Э. Тютюнникова «Сундучок с бирюльками».

4. А.Ф.Битус, С.В. Битус «Певческая азбука ребенка»

5. Е.Железнова серия «Развивалочки» - «Сказки-шумелки» для детей 2-6 лет.

Программное содержание:


Этапы деятельности Действия, деятельность педагога Содержание деятельности Материал Действия, деятельность детей Планируемый результат
Вводно – организационный. Приветствие (за дверями музыкального зала), установление контакта педагога с детьми. Муз. руководитель дает установку детям о том, что нужно заходить четко под музыку. Организовать правильно внимание детей, подготовить их к музыкальной деятельности. Дети выстраиваются в круг. М.р.: Ребята, скажите, вы любите сказки? (Дети: Да). Наше занятие сегодня будет посвящено сказке, но прежде чем мы отправимся путешествовать туда, нам нужно подготовиться к дороге давайте вспомним, как выполняется приставной шаг и боковой галоп, и выполним их. (Выполнение приставного шага и бокового галопа). Приветствие (за дверями музыкального зала), дети выстраиваются друг за другом, внимательно слушают установку и начало музыки, заходят поскоком, когда меняется музыка, дети шагают бодро и высоко поднимая ноги. Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность.
Актуализация Демонстрация слайдов с изображением картинок и иллюстраций. Муз. руководитель задает детям вопросы. Актуализация имеющихся знаний и представлений о музыке. (Беседа м. р. с детьми). Муз. руководитель: (1 слайд – пустой, 2 слайд – ковер самолет). Ну, что готовы отправиться в путешествие? Дети (да). На чем можно отправиться в путешествие? Дети (отвечают). Давайте, мы с вами отправимся на волшебном ковре (ковер – самолет – показ слайда). Давайте закроем газа и представим, как мы летим на нем высоко в небе, а под нами села, города и даже целые страны. (дети закрывают глаза, звучит сказочная музыка). Муз. рук. Что вы видите перед собой ребята? Куда нас привел ковер – самолет? (Дети отвечают – сказочная дверь). - Это дверь непростая, видите какой на нем висит плотный замок, его невозможно открыть. Давайте мы попробуем его открыть вдруг у нас получится. Прямо замок – чудак какой – то. (Проводится пальчиковая гимнастика «Замок – чудак»). (Слайд 3 - Дверь открывается в сказку). Посмотрите ребята, куда мы с вами попали? (Дети: в сказку). Правильно, мы в стране, где живут сказки и различные интересные рассказы. Но наши сказки будут непростыми сегодня, а музыкальными. Давайте, мы попутешествуем в этой чудной стране. (Дети: Да). Рассматривание слайдов с изображениями картинок и иллюстраций. Дети отвечают на заданные вопросы, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают раннее усвоенное. Пробуждение в детях чувства радости, сказочности, волшебства, чуда, желания путешествовать, интересоваться музыкальной деятельностью. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения.
Расширение имеющихся представлений. (основная часть) Объяснение сказочности в музыке, характер и средства музыкальной выразительности. Вспомнить и рассказать легенду «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Закрепить название произведение и из какой драмы она прозвучала, кто ее композитор. Организация и исполнение песни «Солнечная капель» Музыка С. Соснина. Слова И. Вахрушевой Расширение представления сказочности в музыкальных произведениях. Актуализация воображения детей, понимания выразительности музыки. Закрепление понятий «мажор и минор». М. р. предлагает детям отправиться в «сказочное путешествие». (Слайд 4 – страна Норвегия.). (Звучит отрывок произведения «В пещере горного короля» Э. Грига. - Что вы знаете о стране – Норвегия (там есть горы, зеленые леса, снега, там живут сказочные герои: тролли, эльфы, гномы, феи…). (Слайд 5) - Какой характер музыки? (страшный, злой, подкрадывающийся…) - Что вы услышали в музыке? (Ответы детеей). - Из какой драмы это фрагмент музыки? (Драма «Пер Гюнт). - Кто такой Пер Гюнт? Расскажите его легенду… (Пер Гюнт норвежский крестьянин, который отправился в путешествие искать счасть…. Через много лет он понимает что счастье у него на Родине дома). - Кто написал произведение? Что вы о нем знаете? (Композитор Эдвард Григ). (Слайд 6). - Удалось ли в музыке передать композитору танцующих злых троллей? М.р.: Давайте попробуем под музыку их изобразить. (Дети выходят в центр зала и изображают под музыку танцующих злых троллей). Садимся на места и закрываем глаза, отправляемся дальше….(Звучит сказочная музыка, дети закрывают глаза) (Слайд 7 – ковёр самолет) - Посмотрите, что нам встретилось на пути? (Подснежники – слайд 8). Давайте понюхаем их. – «Нюхаем цветок» (Дыхательная гимнастика). - «Откусываем яблочко» (Артикуляционная гимнастика). (Слайд 9). - «Ручеёк» (упражнение для языка). (Слайд 10). - «Румянец» (терем ладошками щечки). Ребята, посмотрите, кто живет еще в стране музыкальной сказки? (Слайд 11 – «Мажор и минор»). Послушайте сказку про Мажора и Минора. Хотите послушать? (Муз. рук. рассказывает сказку). - Распевка: «Ехали медведи». (развитие ладового чувства). (Слайд 12). М.р.: Ребята, угадайте по мелодии песенку. (Играется мелодия песни). Дети: «Солнечная капель». М.р.: Правильно. О чем в песне поется? Расскажите эту песенку, как сказку. (Во дворе жили – были сосульки, однажды солнышко начало сильно их греть и сосульки от его ярких лучей начали плакать. Туда, куда капали их голубые слезки – капельки, начали появляться проталинки, и вдруг на проталинке начал расти маленький голубой цветочек, он начал расти быстро и протягивал свои маленькие ладошки к солнышку, и тут сосульки обрадовались и начали танцевать, петь и весело звенеть). - Давайте мы споем эту песенку, а потом вы скажете это песенка мажора или минора. Пусть девочки нам звонко споют куплеты – стоя, а мальчики сидя на месте будут петь припев. Согласны? (Пение песни). (Слайд 13). Дети: Мажор. Да, правильно, вы угадали. Прослушивают музыкальное произведение «В пещере горного короля» (Фрагмент) Э.Грига, Участвуют в обсуждениях о произведении, отвечают на вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы. Выполняют дыхательные и артикуляционные упражнения: - «Нюхают цветочек». - «Откусываем яблочко». - «Ручеек» - упражнение для языка. - «Делаем на щечках румянец». - Распевка: «Ехали медведи» (на развитие музыкального настроения - мажора и минора). Исполняют песню «Солнечная капель» Музыка С. Соснина. Слова И. Вахрушевой Сформированность представления о действиях и чувствах героев в произведении «В пещере горного короля» Э.Грига.; об образе весны, весенней поры, музыкального настроения (мажора и минора) в песне «Солнечная капель» Музыка С. Соснина. Слова И. Вахрушевой. Осознание усвоенных понятий «музыкальная сказка», «мажор и минор». Любознательность и активность.
Динамическая пауза. Музыкальный руководитель проводит музыкально – ритмические движения – пляска «Полька» Музыка Ю. Чичкова, расставляет детей в круг парами (мальчик и девочка) и помогает, показывает смену движения под музыку. Смена вида деятельности. Активизация детей от утомляемости сидячего положения. М.р.: Ребята, посмотрите, какая красивая полянка в этой стране, предлагаю вам немного передохнуть в дороге и потанцевать. Давайте, выйдем на веселую полянку и потанцуем полечку. (Слайд 14). Дети встают в круг и выстраиваются парами. (Пляска парами - «Полька» Музыка Ю. Чичкова). Выполняют музыкально – ритмические движения. Пляска «Полька» Музыка Ю. Чичкова. Дети встают парами в круг. Мальчики внутри круга девочки во внешнем круге. В конце пляски мальчики другие встают к тем же девочкам (т.к. мальчиков в группе больше чем девочек и пляшут заново). Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
Практическая работа. Объяснение музыкальным руководителем, что такое ритм, какие в нём находятся звуки (короткие и длинные), показать, что короткие звуки читаются на слог «-ти», а длинные – «та». Выполнение ритмических упражнений «белочки» и «птички». Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия детей друг с другом в достижении результата. Овладение чтения по ритму не только с помощью движений и речи, но и на детских музыкальных инструментах. Усвоение понятия «Ритм». М.р. Ребята, закройте глаза мы отправляемся дальше. (слайд 15 – ковер – самолет). - Посмотрите? Как вы думаете, кто этот маленький интересный человечек? Дети: Ритм. М.р.: Правильно. А вы знаете, что такое ритм? Я вам дам подсказку слушайте, чем отличаются эти два звука? (играется сначала длинный звук, потом короткий). Дети: Ритм - последовательность длинных и коротких звуков. М.р.: Да, сейчас мы с вами сами будем придумывать музыкальную сказку с помощью длинных и коротких звуков. Каким слогом мы называем длинные звуки («та»), а короткие («ти»). Вот у меня есть карточки на одних нарисованы белочки, на других птички. Большие карточки – это звуки «та», маленькие «ти». Я вам предлагаю составить ритмический рисунок и прохлопать его. (Дети выстраиваются по два человека на карточки и делают задание, потом все вместе хлопают). - Куда отправились белочки? - Что случилось с птичками? Придумайте начало маленькой сказки. Ребята, посмотрите на слайд, вы узнали эту сказку? Дети: «Теремок». Правильно, мы с вами теперь будем показывать эту сказку, но необычно. Эту известную сказку мы превратим в музыкальную. Внимательно смотрите на слайды, герои этой сказки будут играть на различных инструментах, я вам тоже раздам инструменты. (Дети сами себе выбирают инструмент). Если вы увидите именно свой инструмент на слайде, значит пришел черед вам играть. (Показ музыкальной сказки «Теремок» - детский оркестр). Пора нам ребята обратно возвращаться в детский сад, садитесь на стульчики и закройте глаза (Звучит сказочная музыка). Выполняют практическую работу. С помощью карточек ребята составляют ритмические рисунки. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (придумывают сказку к своим упражнениям и задают вопросы). С помощью детских музыкальных инструментов и указанию педагога играют под музыку - народную сказку «Теремок» (детский оркестр – видео на слайде). Овладение умениями и навыками чтения ритма и смене детских музыкальных инструментов. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Рефлексия. Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. Подведение итогов НОД, обобщение полученных детьми знаний, умений и навыков. Обсуждение всей музыкальной деятельности и подведение итогов НОД: - Что можно повстречать в музыке, придумать, инсценировать…? (сказку). - Что получилось, что нет? (ответы детей). - Что нового, вы сегодня узнали на нашей встрече? (ответы детей). - Что вам больше всего понравилось и запомнилось сегодня на музыкальной деятельности? (ответы детей). Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния. Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных знаний, умений, навыков.
1. Итог. (закрепление полученных и имеющихся знаний) Поощрение детей. Медальками «Лучший музыкальный сказочник». Формирование умений слушать и слышать. Направление внимания детей. Формирование интереса к содержанию НОД. М.р.: Мне было с вами ребята, сегодня очень интересно и весело, поэтому хочу вас поощрить медальками, как лучших музыкальных сказочников (раздача медалек). Установка музыкального руководителя на выход детей из музыкального зала в группу: - Ребята, построились друг за другом и под музыку поскоками идем в группу за воспитателем Получение эмоционально – позитивного настроения. Сформированность представления о музыкальных сказках, о том, что сказку в музыке можно придумать самим с помощью инструментов, ритма, настроения (мажор и минор) и собственного творческого воображения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: