Тренинг (Александр I)
Работа с хронологией.
Заполните таблицу.
№ п/п | Событие | Дата |
1. | «Семеновская история» | |
2. | Создание Союза благоденствия | |
3. | Союз спасения | |
4. | Бородинская битва (точная дата) | 26 августа (7 сентября) 1812 года |
5. | Венский конгресс, создание Священного союза | |
6. | Вторжение Наполеона в Россию, начало Отечественной войны (месяц) | 12 (24) июня — 14 (26) декабря 1812 года |
7. | Дарование конституции Польше | |
8. | Дворцовый переворот и убийство Павла I | 11 марта 1801 |
9. | Деятельность Северного и Южного обществ | 1821-1822 |
10. | Заграничные походы русской армии | 1813-1814 |
11. | Изгнание Наполеона из России (месяц) | 01.12.12 |
12. | Начало массового создания военных поселений | 1810—1857 |
13. | Образование Негласного комитета | |
14. | Окончательное включение Восточной Грузии в состав России | |
15. | Отставка и ссылка М.М. Сперанского | 29 марта 1812 |
16. | Пребывание французов в Москве (месяцы) | |
17. | Русско-персидская война | 1804-1813 |
18. | Русско-турецкая война | 1806-1812 |
19. | Русско-шведская война | |
20. | Смерть Александра I | 1 декабря 1825 |
21. | Смоленское сражение (месяц) | 01.08.12 |
22. | Совет в Филях (точная дата) | 1 (13) сентября 1812 |
23. | Создание Государственного совета | |
24. | Создание министерств | 8 сентября 1802 |
25. | Сражение под Аустерлицем | 20 ноября (2 декабря) |
26. | Сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом | 8 февраля и 14 июня 1807 |
27. | Тильзитский мир | 25 июня 1807 |
28. | Указ о вольных хлебопашцах | |
29. | Учреждение Царскосельского лицея | |
30. | Открытие Малого и Большого театров в Москве |
Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (выделены жирным шрифтом):
|
___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___
Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом):
___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___
Работа с персоналиями.
Заполните таблицу.
Исторический деятель | Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло? |
А.А. Аракчеев | (Кто?) ______________________________, проводил (какой курс, когда?) _____________________________, создавал (что?) ________________________________________ |
Барклай де Толли, Багратион, Тормасов | Командующие (чем, когда?) ___________________________ _________________; Барклай де Толли (также кто?) _____________________; Багратион (что оборонял в Бородинском сражении, что с ним произошло?) _____________________________________________ |
Д.В. Давыдов | Инициатор и организатор самого первого (чего?) ___________________________________ |
Даву, Мюрат, Ней | (Кто такие?) ______________________________ |
Дорохов, Сеславин, Фигнер | (Кто такие?) ______________________________ |
К.Ф. Рылеев | (Кто?) __________, один из лидеров (чего?) ________________________________ |
Курин, Четвертаков, Кожина | (Кто такие?) ______________________________ |
М.И. Кутузов | (Кто?) _______________, командовал русскими войсками в 1805 г. (в какой битве, с кем) __________________________, затем (в какой войне?) ____________________, был назначен главнокомандующим в войне с Францией (после чего, при каких обстоятельствах?) _____________________________ ______________________________________ |
М.М. Сперанский | (Кто?) _________________________, разработал (что?) _______________________, по его предложению был создан (что?) ____________________________, (что с ним произошло, когда?) ______________________________ |
Н.М. Муравьев, П.И. Пестель | (Кто?) ___________________________________, авторы (чего?) _________________________________ |
Н.Н. Раевский | Оборонял (что, в какой битве?) _________________________ ________________________________ |
Новосильцев, Строганов, Чарторыйский, Кочубей | (Кто такие?) ______________________________ |
Ф. Лагарп | (Кто?) ___________________________ |
М.И. Платов | (Кто?) ___________________________, прославился (в какой битве?) _______________________________ |
Беллинсгаузен и Лазарев | (Кто?) ________________________, открыли (что?) ________________________ |
Крузенштерн и Лисянский | (Кто?) ________________________, первыми под русским флагом совершили (что?) _________________________ |
Н.М. Карамзин | (Кто?) ____________ и _____________, с консервативных позиций критиковал (что?) __________________, автор (чего?) __________________________________ |
Батюшков, Боратынский, Жуковский | (Кто?) ________________________ |
Серафим Саровский | (Кто?) ________________________ |
Работа со схемой.
|
Заполните схемы «Структура органов власти по плану М.М. Сперанского» (верхняя) и «Основные органы власти при Александре I». На второй схеме подчеркните названия органов, которые возникли при Александре I.
Работа с картой.
Найдите на карте:
1) территориальные приобретения России в начале XIX в.: Финляндия, Бесарабия, Грузия, северный Азербайджан, центральная Польша;
2) Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Фридланд, Тильзит;
3) расположение трех русских армий накануне вторжения Наполеона в Россию;
4) маршруты движения русских и французских войск во время войны 1812 г., Бородинскую битву, Тарутинский маневр, Малоярославец, реку Березину.
Работа с понятиями.
Дайте определение понятий.
1. Министерства —орган государственного управления отдельной сферой деятельности
2. Вольные хлебопашцы — бывшие частновладельческие крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости
|
3. Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной
4. Законосовещательный орган власти —
Работа с источниками.
О каких сражениях и маневрах идет речь в отрывках из документов? Расставьте их в хронологической последовательности.
1. «К нам успела прибыть после счастливого замирения с Турциею Молдавская наша армия. Генерал Тормасов получил другое назначение, а Чичагов, назначенный главнокомандующим, начал действовать уже наступательно... Адмирал с прочими войсками двинулся к Борисову, где должно было встретить бегущего уже из Москвы неприятеля и преградить ему дорогу». (Из воспоминаний штабного офицера 3-й армии.) __________________________________
2. «Холоднокровие, беспечность нашего министра [Барклая де Толли] я ни к чему иному не могу приписать, как совершенной измене (это сказано между нами). Сему первый пример есть тот, что мы покинули без нужды... и идем Бог знает куда и без всякой цели для разорения России. Когда были эти времена, что мы кидали старинные города? Будьте здоровы, но веселым быть не от чего. Я не могу смотреть без слез на жителей, с воплем идущих за нами с малолетними детьми, кинувши свою родину и имущество. Город весь горит». (Из письма А.А. Закревского.) ________________________________
3. «Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тогда не ручаюся, что, может быть, должен идти и стать позади Можайска, где все сии дороги сходятся». (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.)
__________________________________
4. «На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море огня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали... близ деревни.... Насыпаны редуты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть». (Из воспоминаний майора И.Р. Дрейлинга.)
__________________________________
5. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение... повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции. Завтра, я полагаю, должно быть генеральное сражение...» (Из донесения М.И. Кутузова.)
__________________________________
6. «Вставай Русс! – смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохотали, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, почти везде двойное количество неприятеля губит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия». (Из воспоминаний Г.П. Мешетича.)
__________________________________
7. «Я, заметя большую убыль и расстройство в батальонах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую. По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показаниям пленных, неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала...» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.)
__________________________________
8. «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы пришли на то место, которое накануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замерзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьянские избы везде были ими переполнены, река была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые бросились в реку». (Из воспоминаний адмирала П.В. Чичагова.)
__________________________________
9. «В четвертом часу пополудни французская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, отнятый князем Багратионом, остался за нами, пока его не покинули около полуночи уже». (Из воспоминаний полковника М.М. Петрова.)
__________________________________
___→___→___→___→___→___→___→___→___
Работа с суждением историка.
Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Чем он объясняет неспособность императора провести глубокие преобразования? Подумайте, что еще могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьезного сопротивления им?
«Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчета, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным «вдруг». Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с изображениями.
Найти в Интернете и вставить следующие изображения:
- Адмиралтейство в СПб (указать архитектурный стиль и автора)
- Казанский собор в СПб (указать архитектурный стиль и автора, а также значение в русской истории – храм-памятник чему?)
- арка Главного штаба в СПб (указать архитектурный стиль и автора)
- Большой театр в Москве (указать архитектурный стиль и автора)
- памятник Минину и Пожарскому в Москве (указать автора)