Работа с суждением историка.




Тренинг (Александр I)

Работа с хронологией.

Заполните таблицу.

№ п/п Событие Дата
1. «Семеновская история»  
2. Создание Союза благоденствия  
3. Союз спасения  
4. Бородинская битва (точная дата) 26 августа (7 сентября) 1812 года
5. Венский конгресс, создание Священного союза  
6. Вторжение Наполеона в Россию, начало Отечественной войны (месяц) 12 (24) июня — 14 (26) декабря 1812 года
7. Дарование конституции Польше  
8. Дворцовый переворот и убийство Павла I 11 марта 1801
9. Деятельность Северного и Южного обществ 1821-1822
10. Заграничные походы русской армии 1813-1814
11. Изгнание Наполеона из России (месяц) 01.12.12
12. Начало массового создания военных поселений 1810—1857
13. Образование Негласного комитета  
14. Окончательное включение Восточной Грузии в состав России  
15. Отставка и ссылка М.М. Сперанского 29 марта 1812
16. Пребывание французов в Москве (месяцы)  
17. Русско-персидская война 1804-1813
18. Русско-турецкая война 1806-1812
19. Русско-шведская война  
20. Смерть Александра I 1 декабря 1825
21. Смоленское сражение (месяц) 01.08.12
22. Совет в Филях (точная дата) 1 (13) сентября 1812
23. Создание Государственного совета  
24. Создание министерств 8 сентября 1802
25. Сражение под Аустерлицем 20 ноября (2 декабря)
26. Сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом 8 февраля и 14 июня 1807
27. Тильзитский мир 25 июня 1807
28. Указ о вольных хлебопашцах  
29. Учреждение Царскосельского лицея  
30. Открытие Малого и Большого театров в Москве  

 

Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (выделены жирным шрифтом):

___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом):

___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___→___

 

Работа с персоналиями.

Заполните таблицу.

Исторический деятель Кто такой(ие)? Что сделал? Что с ним произошло?
А.А. Аракчеев (Кто?) ______________________________, проводил (какой курс, когда?) _____________________________, создавал (что?) ________________________________________
Барклай де Толли, Багратион, Тормасов Командующие (чем, когда?) ___________________________ _________________; Барклай де Толли (также кто?) _____________________; Багратион (что оборонял в Бородинском сражении, что с ним произошло?) _____________________________________________
Д.В. Давыдов Инициатор и организатор самого первого (чего?) ___________________________________
Даву, Мюрат, Ней (Кто такие?) ______________________________
Дорохов, Сеславин, Фигнер (Кто такие?) ______________________________
К.Ф. Рылеев (Кто?) __________, один из лидеров (чего?) ________________________________
Курин, Четвертаков, Кожина (Кто такие?) ______________________________
М.И. Кутузов (Кто?) _______________, командовал русскими войсками в 1805 г. (в какой битве, с кем) __________________________, затем (в какой войне?) ____________________, был назначен главнокомандующим в войне с Францией (после чего, при каких обстоятельствах?) _____________________________ ______________________________________
М.М. Сперанский (Кто?) _________________________, разработал (что?) _______________________, по его предложению был создан (что?) ____________________________, (что с ним произошло, когда?) ______________________________
Н.М. Муравьев, П.И. Пестель (Кто?) ___________________________________, авторы (чего?) _________________________________
Н.Н. Раевский Оборонял (что, в какой битве?) _________________________ ________________________________
Новосильцев, Строганов, Чарторыйский, Кочубей (Кто такие?) ______________________________
Ф. Лагарп (Кто?) ___________________________
М.И. Платов (Кто?) ___________________________, прославился (в какой битве?) _______________________________
Беллинсгаузен и Лазарев (Кто?) ________________________, открыли (что?) ________________________
Крузенштерн и Лисянский (Кто?) ________________________, первыми под русским флагом совершили (что?) _________________________
Н.М. Карамзин (Кто?) ____________ и _____________, с консервативных позиций критиковал (что?) __________________, автор (чего?) __________________________________
Батюшков, Боратынский, Жуковский (Кто?) ________________________
Серафим Саровский (Кто?) ________________________

Работа со схемой.

Заполните схемы «Структура органов власти по плану М.М. Сперанского» (верхняя) и «Основные органы власти при Александре I». На второй схеме подчеркните названия органов, которые возникли при Александре I.

Работа с картой.

Найдите на карте:

1) территориальные приобретения России в начале XIX в.: Финляндия, Бесарабия, Грузия, северный Азербайджан, центральная Польша;

2) Аустерлиц, Прейсиш-Эйлау, Фридланд, Тильзит;

3) расположение трех русских армий накануне вторжения Наполеона в Россию;

4) маршруты движения русских и французских войск во время войны 1812 г., Бородинскую битву, Тарутинский маневр, Малоярославец, реку Березину.

 

Работа с понятиями.

Дайте определение понятий.

1. Министерства —орган государственного управления отдельной сферой деятельности

 

2. Вольные хлебопашцы — бывшие частновладельческие крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости

 

3. Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной

 

4. Законосовещательный орган власти —

 

Работа с источниками.

О каких сражениях и маневрах идет речь в отрывках из документов? Расставьте их в хронологической последовательности.

1. «К нам успела прибыть после счастливого замирения с Турциею Молдавская наша армия. Генерал Тормасов получил другое назначение, а Чичагов, назначенный главнокомандующим, начал действовать уже наступательно... Адмирал с прочими войсками двинулся к Борисову, где должно было встретить бегущего уже из Москвы неприятеля и преградить ему дорогу». (Из воспоминаний штабного офицера 3-й армии.) __________________________________

2. «Холоднокровие, беспечность нашего министра [Барклая де Толли] я ни к чему иному не могу приписать, как совершенной измене (это сказано между нами). Сему первый пример есть тот, что мы покинули без нужды... и идем Бог знает куда и без всякой цели для разорения России. Когда были эти времена, что мы кидали старинные города? Будьте здоровы, но веселым быть не от чего. Я не могу смотреть без слез на жителей, с воплем идущих за нами с малолетними детьми, кинувши свою родину и имущество. Город весь горит». (Из письма А.А. Закревского.) ________________________________

3. «Желаю, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда я имею большую надежду к победе. Но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать станет по другим дорогам, ведущим к Москве, тогда не ручаюся, что, может быть, должен идти и стать позади Можайска, где все сии дороги сходятся». (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.)

__________________________________

4. «На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма, а вслед за тем целое море огня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали... близ деревни.... Насыпаны редуты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть». (Из воспоминаний майора И.Р. Дрейлинга.)

__________________________________

5. «Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение... повлекло бы за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции. Завтра, я полагаю, должно быть генеральное сражение...» (Из донесения М.И. Кутузова.)

__________________________________

6. «Вставай Русс! – смерть подошедшая будит и враг бодрствует! Стряхнулся наш левый фланг, уже Багратион давно на коне, и заклубился дым его батарей, и загрохотали, загремели залпы в неприятеля, но велик числом оный, все увеличивает свои батареи и наступает ближе, смерть неумолима, почти везде двойное количество неприятеля губит целые ряды пехоты и расстраивается артиллерия». (Из воспоминаний Г.П. Мешетича.)

__________________________________

7. «Я, заметя большую убыль и расстройство в батальонах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую. По вернейшим известиям, к нам дошедшим, и по показаниям пленных, неприятель потерял убитыми и ранеными 42 генерала...» (Из донесения М.И. Кутузова Александру I.)

__________________________________

8. «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы пришли на то место, которое накануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замерзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьянские избы везде были ими переполнены, река была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые бросились в реку». (Из воспоминаний адмирала П.В. Чичагова.)

__________________________________

9. «В четвертом часу пополудни французская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выставный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, отнятый князем Багратионом, остался за нами, пока его не покинули около полуночи уже». (Из воспоминаний полковника М.М. Петрова.)

__________________________________

___→___→___→___→___→___→___→___→___

 

Работа с суждением историка.

Прочитайте отрывок из работы историка В.О. Ключевского. Чем он объясняет неспособность императора провести глубокие преобразования? Подумайте, что еще могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьезного сопротивления им?

«Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, которые должны были водворять свободу и благоденствие в управляемом народе, но не давал отчета, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным «вдруг». Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нем наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу».

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Работа с изображениями.

Найти в Интернете и вставить следующие изображения:

- Адмиралтейство в СПб (указать архитектурный стиль и автора)

- Казанский собор в СПб (указать архитектурный стиль и автора, а также значение в русской истории – храм-памятник чему?)

- арка Главного штаба в СПб (указать архитектурный стиль и автора)

- Большой театр в Москве (указать архитектурный стиль и автора)

- памятник Минину и Пожарскому в Москве (указать автора)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: