Сказка «Тыква-хлебосольница»




ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КАТЕХИЗАЦИИ

ОМСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

ОМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «РОССИЙСКИЙ КОМИТЕТ ЗАЩИТЫМИРА»

БДОУ Г. ОМСКА «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №87»

Сборникзагадок, рассказов, сказок, ребусов и кроссвордов

По лексической теме «Овощи»

Методическое пособие разработано

педагогами-воспитателями города Омска

в ходе проведения постоянно действующего семинара,

организуемого ОРОИК Омской епархии

«Духовно-нравственное воспитание в контексте ФГОС»

 

г. Омск 2020

Сборник загадок.ребусов, кроссвордов по лексической теме «Овощи»/ составитель:Сафонова Ольга Васильевна

Омск: Отдел религиозного образования и катехизации Омской епархии РПЦ,

Омское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира»,

БДОУ г. Омска «Детский сад комбинированного вида №87» старший воспитатель Сафонова Ольга Васильевна, учитель-логопед Лобанцова Светлана Александровна, воспитатель Подкорытова Мария Николаевна, 2020г.

 

 

Рецензенты:

протоиерей Димитрий Олихов, кандидат богословия, кандидат исторических наук; руководитель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии;

Баранцева Светлана Петровна, отличник образования РФ, заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными организациями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии.

Данное учебно-методическое пособие является результатом мастер-класса «Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи» по теме «Овощи», проведенного в рамках постоянно действующего семинара для воспитателей ДОУ, организованного отделом религиозного образования и катехизации Омской епархии РПЦ. Представляет собой подборку загадок, рассказов, сказок, ребусов и кроссвордов по теме «Овощи», к которой могут обратиться воспитатели, музыкальные руководители, специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста. Данный материал может быть использован в режимных моментах, развлечениях, на занятиях и т. д.

Автор пособия благодарит всех коллег за представленные материалы, включенные в данный сборник.

Пояснительная записка.

«Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи»

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащихся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе описания они учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

У детей, имеющих ОНР, отмечаются значительные трудности при описании игрушки или другого знакомого предмета по плану, данному логопедом. Для высказываний детей характерны:

- перечисление признаков предмета в любой последовательности;

- нарушение связности;

- незавершенность микротем;

- возвращение к ранее сказанному.

В ряде случаев описание сводится к беспорядочному перечислению отдельных деталей предмета. Отчетливо выражены лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развернутых высказываний определили необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов формирования у детей с ОНР навыков связной описательной речи.

В практике специальных дошкольных учреждений и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи достаточно широко используется загадка - компактная и интересная фольклорная форма, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа, как считают ученые, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Использование загадок в работе с детьми с ОНР способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Дети учатся выделять и запоминать признаки загаданного предмета, применять прием перегруппировки этих признаков, стимулируют самостоятельность и оригинальность мышления. Таким образом, занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи.

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи, т.к. в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

Работая в логопедической группе для детей с ОНР, мне пришлось столкнуться с тем, что детям становятся недоступны для понимания загадки. Дети затрудняются отгадать загадку, не говоря уже о том, чтобы придумать ее самим. Это связано и с особенностями речевого нарушения (а именно с недостаточным пассивным и активным словарем, с несформированностью грамматического строя речи, с отсутствием связного речевого высказывания), и с особенностями развития психических процессов (неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления).

Дошкольники испытывают большие трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Педагог выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Важнее научить ребенка составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для старших дошкольников, поскольку загадка по сути является описательным рассказом о предмете, который не называется. И в то же время такие задания способствуют развитию активной речи, умственному воспитанию. Составляя загадки, дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Для облегчения составления загадок возникла необходимость введения карточек-символов в качестве наглядности.Занятия по составлению загадок являлись частью комплексной работы по формированию связной речи у детей с ОНР. При этом ставились следующие задачи:

- формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

- формирование обобщенных представлений о построении рассказа-описания предмета;

- практическое усвоение навыков описания предметов путем тренировочных упражнений.

Используя в работе с детьми загадки

Загадки про овощи и фрукты:
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …! (капуста)

 

Удивился в поле Ёжик:
«Вот так овощ, сто одежек!»
А зайчонок слопал с хрустом
Аппетитную .... (капусту).


Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (капуста)

 

Вот на грядке новая загадка:

Сто листов, а вовсе не тетрадка. (капуста)

 

И зелен, и густ,
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом растет….(картошка)

 

Вот любимый ваш гарнир,
Покорил он целый мир.
Поскорей берите ложку,
Ешьте вкусную... (картошку)


Меня единственную в мире
Не просто варят, а в мундире. (картошка)

Бурая‐ не мишка
В норке, но не мышка(картошка)

Ты всё лето зеленеешь,
Спрятав ягоды в земле,
Ближе к осени созреешь,
‐ Сразу праздник на столе!
Суп и щи, пюре, окрошка,
Нам везде нужна....(картошка)


Кругла да гладка,
Откусишь – сладка.
Засела крепко
На грядке … (репка)

Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке ….(кабачок)

 

Я огурчику родня,
Полюбуйтесь на меня -
крепкий, глянцевый бочок,
А зовусь я... (кабачок)

 

Вот зеленый молодец.
Он зовется …(огурец)

 

Вот так овощ-озорник,
Спрятался от нас в парник!
Вырос длинным, молодец!
Что за овощ?... (огурец)

 

-Я длинный и зеленый,

вкусен я соленый,

вкусен и сырой.

Кто же я такой? (огурец.)

 

Очень вкусная она,
Рыжий цвет и так нежна,
Можно кашу делать даже,
Не найти ее вновь краше.
Пусть тяжелая, большая,
Радуемся все ее срывая.
Есть на грядке, угадаем,
Дружно хором называем.(морковка)

 

Помним, как в сказке каретой была,

А каша-то с ней – ароматна, вкусна!
Раньше считалась царицей стола,
Но – позабыта сегодня она…(тыква)

 

Появляюсь я из грядки,
Вырастаю ловко.
Скушайте меня, ребятки,
Рыжую... (морковку).

 

Из норы за холку пышную я тяну лисицу рыжую.
Но не хитрую плутовку, а хрустящую…(морковку).

 

Это сочный корнеплод,
В огороде он растет.
Чаще красненьким бывает, к нам в салатик попадает,
На тарелку, в плошку, в миску.
Это вкусная.... (редиска)

Коль вы с ним прольете слезы,
но для вас он верный друг.
Коль простудитесь в морозы,
то поможет горький... (лук)


Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?(лук)


Скинули с Егорушка
Золотые перышки
Заставил Егорушки
Плакать без горюшка.(лук)

 

В огороде всё в порядке

- На парад готовы грядки.

Словно живой строй вокруг

- Пики зелёные выставил... (лук)


Я вырос на грядке
Характер мой гладкий
Куда не приду,
Всех до слез доведу.(лук)

 

 

Что без боли и без печали доводит до слёз. (лук)


Зелена, свежа, кудрява,
А порой игрушка,
Ароматная приправа
Сочная.... (петрушка)

Нежилась под солнцем ясным,
Под дождями мокла,
Наливалась боком красным,
Созревала... (свёкла)

Он на солнце греет бок,

Дарит нам томатный сок.

Любят люди с давних пор
Красный спелый... (помидор).


В огороде – желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена.(тыква)


Я — хозяйка огорода:

Круглая, большая.

Буду приносить я вам

Рекорды урожая….(тыква)

Голова съедобная,

Цвета Солнца жёлтого,

Варят, жарят, запекают,

Даже семечки съедают! (тыква)

 

Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это... (перец)

 

-Он кусает, но не пес.

Зубок есть, но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что это, скажите? (чеснок)

 

«В земле странна голова, зубчики да борода»(чеснок)

 

-Зерна желтые в початке, все молочные и сладки, у царицы в поле.

Назови ее скорей! (кукуруза.)

Пословицы про чеснок »
«Чеснок да лук избавят от мук»
«Чеснок да редька, так и живут крепко»

Рассказы о пользе овощей:

«Свекла»

В полезные свойства свеклы верили еще наши предки. Они считали, что свекла выгоняет из организма зиму, и в начале весны в течение недели соблюдали свекольную диету. Свекла, в отличие от остальных овощей, на протяжении всего года сохраняет витамины и микроэлементы.
Один небольшой овощ содержит дневную норму железа, кальция, магния и йода. Но больше всего свекла ценится за содержание пектинов и антиоксидантов. Свекла полезна тем, что, попадая в организм, она абсорбирует вредные вещества и выводит их. Причем, помимо микробов и солей тяжелых металлов, это касается и гельминтов.

У свеклы большие темно-зеленые листья с красными прожилками, а ее корнеплод прячется под землей. Он довольно крупный, округлой формы, сверху покрыт плотной буровато-красной кожицей. Если свеклу разрезать, то внутри она окажется красивого красного цвета, а ее сок по цвету напоминает сок спелых вишен или гранатов. Красный цвет свекле придает особое красящее вещество — бетаин.

Ученые до сих пор спорят, какая страна является родиной свеклы. Одни считают, что этот овощ привезли к нам из Византии, где ее называли «сфекели». Это название потом и превратилось в «свеклу». Другие ученые полагают, что родина свеклы — Вавилон. Там ее называли «силква». Во всяком случае, как вкусный и полезный овощ свекла знакома людям уже более четырех тысяч лет.

 

«Кабачок»

Кабачок,кабачок

Подремать лег на бочок.

Ты похож на поросенка:

Хвостик завитушкой тонкой,

Только где же пятачок?

Кабачок и вправду похож на хорошенького поросенка. Его так и хочется взять в руки и погладить. Кажется, что от удовольствия он захрюкает. Кабачок продолговатый, желтого или зеленовато-белого цвета, покрыт гладкой и плотной кожурой. Стебель у кабачка пряморастущий, он не ветвится. Этот овощ принадлежит к семейству тыквенных. А родом кабачок из Южной и Центральной Америки. Плоды кабачков вкусные и содержат много полезных веществ: белки, сахара, растительные жиры, витамины и минеральные соли.

«Картофель»

Самый любимый овощ ‐ картофель. Его считают вторым хлебом, так как он по содержанию углеводов не уступает злаковым растениям.
В картофеле, кроме углеводов есть белки, клетчатка, органические кислоты, много фосфора, калия, витаминов, которые необходимы нашему организму
Картофель не только применяют в пищу, но и лечатся им. С его помощью боролись с болезнью дёсен (цингой).Тёртым, сырым картофелем лечат ожоги, экземы кожи. Отварной картофель, но не жареный, советуют есть при больной печени.

«Вкусный картофель»

Нежными голубыми, розоватыми и сиреневыми цветами любила украшать свою прическу одна модница-принцесса. Однажды она прогуливалась в парке и заметила на клумбе изящные цветочки. Принцесса сорвала голубой цветок и приколола его к своим пышным волосам. Получилось очень красиво!Скоро многие придворные дамы последовали ее примеру. Никому из них и в голову не приходило, что это цветы обыкновенного картофеля.Однажды принцессу увидел старик-волшебник и спросил ее, знает ли она, что это за цветок.Принцесса не знала. Тогда волшебник присел на корточки, порылся в мягкой и влажной земле и вытащил клубень картошки.

— Ваше величество! — вежливо обратился он к принцессе.

— Это картофель. У него не только красивые цветы, но и очень приятный вкус клубня.

— Приятный вкус? — удивилась принцесса. — Но на вид он такой невзрачный, серый, грязноватый.

— Если Вы позволите, к ужину принесу Вам блюдо из картофеля.

— Что ж, хорошо! Подождем до ужина, — ответила девушка.Волшебник еще порылся в земле и выкопал с десяток клубней. Он аккуратно завернул их в платок и отправился домой.Дома старик тщательно вымыл клубни, очистил кожуру острым ножом, вымыл клубни еще раз, порезал на тонкие ломтики, а потом поджарил с маслом на сковороде. Скоро ломтики зарумянились и стали выглядеть очень аппетитными. Волшебник слегка посолил готовое блюдо и понес во дворец, выложив его на серебряную тарелку.Когда принцесса увидела жареный картофель, она очень удивилась. Попробовала один ломтик, потом другой. Картофель понравился ей на вкус.

«Сказка про овощи»

Жили-были старик со старухой. Дед по вечерам смотрел телевизор, а бабушка вязала ему носки. Скучно им стало так жить. Решили обзавестись огородом. Целыми днями на нем возились. Им очень нравилось, что время быстро пролетало и стало совсем не скучно. Пришло время сеять семена. Такое серьезное дело дед не доверил бабке. Сам поехал на базар, все купил. Решил бабулю не звать, а сам семена посеять. Но споткнулся, и все семена рассыпались по огороду. Пришел дед домой угрюмый. И говорит: «Как же теперь отыскать, где морковка, а где свекла!» «Не беспокойся, дед, - сказала бабка, - придет пора, сами догадаемся».

Вот и осень наступила, пора собирать урожай. Смотрят старик со старухой, а овощи удались все такие красивые, спелые. Вот только спорят они друг с другом, кто из них лучше и полезней. - Я помидор, из меня получается вкусный томат. Я лучше всех. - А я всех полезней. Я - лук, спасаю от всех недуг. - А вот и нет. Я тоже витаминами богата. Я - тыква сладкая и очень вкусная, а еще я очень яркая и красивая. - Не одна ты красотой блещешь. Я - морковка красная, девица я прекрасная. Полезная и вкусная, всем очень нравлюсь. Долго спорили овощи, пока дед с бабкой не сказали: «Все вы главные, важные и полезные. Всех вас соберем, никого на грядке не оставим. Кто-то в кашу пойдет, кто-то в суп, а многие из вас и сырые съедобные и очень вкусные. Обрадовались овощи, засмеялись и захлопали».

«Морковка»

Жила – была морковка в огороде у бабы Вари.Увидела ее внучка Иринка и спрашивает:
- Ты кто?
- Я – Морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей! – ответила ей морковка.
Побежала Иринка к бабе Варе и все ей рассказала.
- В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит – сказала бабушка.

- Хочешь, мы приготовим вкусный витаминный салат? – спросила она.

- Хочу, хочу! – обрадованно закричала Иринка.

- Тогда за дело!
Мы морковку чистим- чистим,
Мы морковку трем- трем.
Сахарком ее посыпим
Исметанкою польем.
Вот какой у нас салат,
Витаминами богат!
Иринке очень понравился салат из морковки. С тех пор они стали подружками.

Рассказ про Морковку:

В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит.

«Морковка»

Морковку люди стали выращивать давно – около 4 тысяч лет назад. С XIV века морковь стали выращивать и на Руси. Крестьяне придумали немало пословиц и поговорок, связанных с морковью. «На полатях лежать, так моркови не видать!», «Сей морковь в срок, будет прок». Самая ценная часть моркови, которую мы употребляем в пищу – корнеплод. Он образуется в первый год жизни моркови. Корнеплод полностью находится в земле, наружу торчит лишь его верхняя часть, а над ней – зеленый хвостик листьев. Чем же так полезна морковь? Корнеплоды моркови содержат огромное количество бета-каротина, который в нашем организме превращается в витамин А. Его еще называют витамином роста – он очень полезен для детей. Приносят человеку пользу и семена моркови. Из них изготавливают лекарственный препарат, с помощью которого лечат болезни сердца. А на Руси издавна боли в печени и носоглотке снимали морковным соком. Корнеплоды моркови бывают разной формы: конуса или цилиндра. Цвет у морковки не обязательно оранжевый. Есть сорта моркови желтого, белого и даже темно-фиолетового цветов.

Мини-рассказ «Чеснок»

Я на Руси появился давно, меня завезли из Византии, с тех пор я – продукт, не исчезающий с Ваших столов. Если вы заболели, простудились, нужно есть чеснок. Но и когда вы здоровы, чеснок обязательно должен присутствовать в рационе. Причём в пищу годится не только моя луковица, но и зелёные листья, в которых много витамина С. Я являюсь не только ценным пищевым продуктом, но и незаменимым лекарственным средством. Так как являюсь обеззараживающим средством, без меня не обходится засолка огурцов, помидоров, грибов, приготовление овощной икры и маринадов. Я удлиняю срок хранения продуктов. Огородники, садоводы-любители рассаживают меня между другими растениями. Я помогаю культурам расти — уберегаю от вредителей и болезней.

«Репчатый лук»

Многие дети не любят репчатый лук. Достойная замена ему перо зелёного лука. Зелёный лук полезен и для взрослых и для детей. Он имеет более нежный вкус, чем репчатый лук, обладает противомикробным действием. Богат витамином С (в 100 граммах содержится дневная норма); содержит цинк, что улучшает состояние волос и иммунитет; фосфор и кальций благоприятно влияют на состояние зубов; хлорофил необходим при малокровии. Зелень лука украшает внешний вид и вкус блюд.

Рассказ лука.

Всем привет! Меня зовут лук. Все считают меня горьким и невкусным, но я не огорчаюсь, ведь это я только на первый взгляд кажусь таким. А когда меня распробуют, то понимают, что без меня блюдо теряет свой вкус. А уж сколько от меня пользы! От одной только простуды и кашля сколько рецептов! Так что внешность и первое впечатление бывают обманчивы.

«Веселый Чиполлино»

Жил да был веселый Чиполлино. Постоянно смеялся, бегал, прыгал и играл.

Увидел однажды Чиполлино, что ребята играют в футбол, подошел к ним и спросил.
– Ребята, а можно с вами поиграть?
– Прости, мы не хотим с тобой играть.
Удивился Чиполлино и пошел дальше. Смотрит, дети играют в песочнице, подошел к ним, а они заплакали.
Расстроился Чиполлино и побежал к деду. Прибежал к нему и спрашивает.
– Дед, а почему рядом со мной все плачут и грустят?
– А потому, внучек, что такой овощ, как лук, имеет резкий запах и свои определенные свойства. Но лук очень полезен и содержит много полезных витаминов, которые нужны всем.
– Хорошо теперь я все понял! Я сейчас побегу к друзьям и все им объясню

«Помидор»

«В помидорах содержится очень много витаминов: С, В1, В2, В6, Р, РР, К. Например, витамин С, помогает быть здоровым, а витамины B улучшают нашу кожу, помогают кишечнику хорошо работать и справиться с грустью. Помидор очень полезен потому, что нем присутствует вещество с интересным названием - ликопен. Этот ликопен улучшает процессы жизнедеятельности всего организм».

Помидоры/томаты иногда называют северными апельсинами: как и в апельсинах, в них очень много витаминов. А также клетчатки, магния, натрия, калия, железа, лимонной и яблочной кислоты. Томаты низкокалорийны, улучшают настроение и продлевают жизнь!

Рассказ «Чем я полезен!» «Тыква»

Родом тыква из Северной Америки. О пользе тыквы можно говорить много. Тыква – один из немногих продуктов, все компоненты которого полезны, и не теряются после термической обработки.Тыква содержит 92% жидкости. Все остальное – сплошные витамины и полезные вещества. В тыкве содержатся витамины С, А, Е, которые являются антиоксидантами – "витаминами молодости", витамин К, который увеличивает свертываемость крови, витамин Т, который встречается практически только в тыкве.Интересно, что по количеству железа тыква является победителем среди овощей, а ценных белков содержит больше, чем куриные или перепелиные яйца. Кроме того, она в пять раз превосходит морковь по содержанию каротина. Каротин в организме человека превращается в витамин А, и благотворно влияет на зрение польза сырой тыквы очевидна, ведь в мякоти содержатся важнейшие микроэлементы, к которым относятся магний, калий, кальций, фосфор, натрий. Не говоря уже о том, сколько витаминов в этом даре природы: А, С, витамины группы В (В1, В2, В12), РР. Еще что полезного в тыкве, так это содержащийся ценный (правильнее сказать бесценный) витамин К, практически отсутствующий в иных овощах и фруктах.Подводя итог, можно сделать вывод, что тыква оказывает целебное влияние на человека, и поэтому должна занять почётное место в рационе питания каждой семьи!

Сказка «Тыква-хлебосольница»

В солнечном царстве, в погожем государстве, жили-были по соседству две семьи. Одна побогаче, другая победнее. И в той, и в другой семьях любили выращивать тыкву. Тыква-хлебосольница нередко была главным блюдом на столах соседей. Они готовили с тыквой супы и кашу, запеканки и пюре, нектары и выпечку. А вот однажды случилась такая история. Наступила осень, и все жители солнечного царства занялись приготовлением заготовок на зиму. А в чём заготовки-то делать? У той семьи, что побогаче, есть кадки и кадушки, чаны, ушаты и бочки. А у бедной семьи никакой тары нет. В чём, например, огурцы солить? И тут тыква-хлебосольница им советует:

— А меня в старину, как посуду использовали. Я – отличная тара для засолки огурцов. Идею тыквы хозяева поддержали. Мякоть тыквы аккуратно вырезали, сделав небольшое отверстие сверху, приготовили эту мякоть и съели. А твёрдую оболочку тыквы использовали, как сосуд. В нём и засолили огурцы. Знатные получились огурчики. Этими огурчиками и соседей угостили. Так вот бедняки из положения-то и вышли. Спасибо тебе, тыква-хлебосольница!

«Тыква»

Есть на свете овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. Для того, чтобы увидеть и даже попробовать плоды этого растения, не надо отправляться в дальние страны и забираться в неведомые джунгли. Этот овощ знают все и его можно увидеть на любом огороде-это тыква. Любопытно ещё и то, что тыква родственница арбузов и дынь. Они вместе растут на бахче. В переводе с другого языка «бахча» означает сад, но сад этот необычный. Здесь не растут плодовые деревья, зато всё огромное поле занято тыквами и они лежат прямо на земле, зреют и дожидаются сбора урожая. Тыква богата клетчаткой, содержит огромное количество бета-каротина. Её можно добавлять в супы и детскую кашу.

«Чем полезен огурец»

Родиной этого растения считают Индию. Там дикие огурцы растут в тропических лесах, обвивая стволы деревьев, тянутся к солнышку. Употреблять эти овощи в пищу стали еще 5 тысяч лет назад. Слово огурец произошло от греческого «аугурус»- недозрелый. Многие люди считают огурец вкусным, но малополезным. Что в нем ценного? Одна вода. Воды в нем и в самом деле около 96 процентов, зато много минеральных элементов. С древности огуречный сок зарекомендовал себя как косметическое средство. Он освежает кожу, делает более здоровым цвет лица. Толченые огуречные семена примешивали к пудре, растертый огурец применяли для разглаживания морщин. Ученые установили, что огуречный сок не только освежает кожу, но и очищает организм. В огурцах есть и вещества, улучшающие усвоение витаминов. Огурец полезен: для лечения ожогов, полученных от кипящей воды или пара, на кожу накладывают компресс из мякоти огурца. Огурец оказывает положительное действие и на пищеварение человека, улучшая обменные процессы.

Среди полезных веществ в составе огурца стоит отдельно выделить соединения йода. С одной стороны, их в овоще относительно немного, но с другой стороны, йод в огурце содержится в такой форме, что усваивается организмом человека практически полностью. Таким образом, огурцы стимулируют работу щитовидной железы, а вместе с ней сердца и сосудов.

«Перец»

На моем летнем столе, да и не только летнем, очень частым гостем является болгарский перец. А чем же он хорош? В болгарском перце очень много витамина С, гораздо больше, чем в черной смородине, лимонах и апельсинах. Ежедневное употребление 40 грамм сладкого перца восполняет суточную потребность человека в витамине С. А, как известно, этот витамин необходим нам, чтобы предотвратить многие заболевания, особенно простудные. А также он влияет на работу нашего сердца.

Кроме того в болгарском перце много витамина Р (рутина). Он нужен нашему организму для нормальной работы кровеносной системы.

Еще в составе перца много провитамина А, витаминов группы В каротина. Кроме всего этого перец богат магнием, цинком, йодом, калием, кальцием, железом и другими минеральными веществами. Весь этот список говорит о том, что это очень ценный овощ, который необходим для правильного питания.Необходимо отметить и то, что болгарский перец очень полезен для желудка, его вкус невозможно ни с чем перепутать. Его употребление положительно отражается на состоянии костей и ногтей, также перец способствует улучшению памяти.

«Сказка о полезных овощах»

Как-то летом гостил Серёжа у бабушки в деревне. Хорошо в дерене — солнышко, речка, чистый воздух. На улице можно играть с ребятами с утра и до самой темноты! Только вот часто Серёжа с бабушкой ссорился. А всё почему? Бабушка для внука готовила вкусные обеды из фруктов и овощей, а мальчик их есть не хотел. «Это я не люблю. Это я не буду. Вот это красненькое я не ем! Вон то зелёненькое убери!» — вот что слышала бабушка каждый раз, когда уговаривала мальчика сесть за стол. Бабушка расстраивалась, да и самому Серёже было неприятно её обижать, но вот ничего поделать с собой он не мог. Одним утром, перед завтраком, вышел мальчик во двор, с солнышком поздороваться. Вдруг услышал Серёжа со стороны бабушкиных грядок с овощами чьи-то голоса. Огляделся он, нет никого. Подошёл поближе к грядкам и рот разинул от удивления. Это разговаривали друг с другом овощи на грядках. Да не просто разговаривали, а спорили.
— Я самый главный! – заявлял картофель.

– Я лучше всех овощей насыщаю, даю силы на целый день!

— Нет, я самая главная! – не соглашалась оранжевая морковка. – Знаете, сколько во мне витамина – бета-каротина? Он очень для глаз полезен. Кто будет его много кушать, тот до самой старости будет видеть хорошо.

Слушает Серёжа морковку, а сам головой кивает. Вот оказывается, почему бабушка так хорошо видит, и не надевает очки даже когда шьёт или вяжет. Она, наверно, морковку любит.

— Не только ты, подружка, богата бета-каротином, — ответила тыква. – И во мне его много. Как и других полезных витаминов! Я помогаю человеку бороться с осенними болезнями, когда на улице сыро и ветер. Во мне и витамин С есть!

— О, если зашла речь о витамине С, то это вы ко мне обращайтесь! – рассмеялся мясистый сладкий красный перец. – Во мне его ого-го сколько! Больше чем в лимонах и апельсинах! При простудах помогает, организм укрепляет.

— А я вообще один из самых полезных овощей! – улыбнулась кудрявая капуста брокколи, поправляя свои зелёные листочки.

– И чего во мне только нет! Хоть вари меня, хоть сыро кушай – сплошные витамины! А вкус! Знаете, какой из меня супчик получается?

— Ну-ну, друзья, не горячитесь, — сказал басом лук. – Разве вы не слышали поговорку «Лук от семи недуг»? Это про меня. Значит, что я от многих болезней человека могу вылечить. Да и вообще меня во все блюда добавляют. Без меня они не такие вкусные.

Тут вдруг овощи заметили, что за ними наблюдают и разом затихли, как будто только что не спорили друг с другом.

— Вот чудеса! – прошептал Серёжа, и тут бабушка позвала его завтракать. Мальчик понял, что ужасно проголодался и побежал мыть руки. По пути он вспоминал, что сегодня приготовила бабушка на завтрак. А когда вспомнил, что она говорила про тыквенную кашу, обрадовался. Теперь-то он всегда будет кушать бабушкины супчики, кашки и салатики и станет сильным, ловким и здоровым.

Ребусы:

 

 

 

 

 

Стихи:

Вот на грядке лук зеленый.
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все,что лук полезен,
Витамина



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: