Студентки 135 группы Цыбжитовой Долгор
УТВЕРЖДАЮ __________
подпись учителя
«___»________ 201__ г.
УТВЕРЖДАЮ __________
подпись методиста
«___»________ 201__ г.
Тип урока: | Урок открытия нового знания |
Класс: | |
Тема: | Переместительное свойство умножения |
Образовательная программа, автор: | «Школа России», М. И. Моро, М. А. Бантова |
Цели урока: | Деятельностная: познакомить с переместительным свойством умножения, научить применять его; развить внимание, память, логическое мышление; закрепить навыки устных и письменных вычислений. |
Содержательная: ввести в словарный запас основные понятия: умножение, множители, произведение, значение произведения, переместительное свойство умножения, периметр и т. д. | |
Планируемые результаты: | Личностные: развить логическое мышление; воспитать сосредоточенность, умение выслушивать ответ товарища, не перебивая его; развить учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
Предметные: познакомить с переместительным свойством умножения и научить применять его на практике; научить заменять сумму одинаковых слагаемых умножением, выполнять письменные вычисления в пределах 100, сравнивать числовые равенства. | |
Метапредметные: контролировать свою деятельность в форме сличения способа действия с образцом, при необходимости вносить корректировки; саморегуляция; анализировть, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; уметь слушать, слышать и понимать партнеров. | |
Методы и формы работы: | Основной дидактический метод: эвристический, репродуктивный. |
Частные методы и приемы: объяснение, беседа, упражнения, самостоятельная работа. | |
Формы работы: фронтальная. | |
Технологии: | Информационно-коммуникативная технология. |
Средства обучения: | Учебник, карточки. |
Ход урока:
|
№ | Дидактическая структура урока | Время этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||||||||||||||||
I. | Этап мотивации к учебной деятельности | 1 мин. | Организационный момент: - Добрый день, ребята. Меня зовут Долгор Валерьевна и сегодня я проведу у вас урок математики. Надеюсь, нам будет интересно и комфортно вместе. | Здороваются. | Личностные: смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |||||||||||||||||
II. | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | 5 мин. | - Давайте разомнемся. 1. Упражнение «Цепочка»: Найдите значения выражений удобным способом: 15 + 18 + 2 | 42 + 16 + 8 45 + 5 + 26 | 71 + 10 + 9 37 + 19 + 3 | 22 + 35 + 15 Вывод: Каким свойством сложения вы воспользовались при выполнении данного задания? 2. Задачи в стихах: a. На парад идут ребята: Коля, Витя, Катя, Ната. По три шарика несут: Синий, жёлтый, красный тут. Сколько шариков, ответьте На парад несут все дети? b. Кошка вышила узор: Три большие клеточки, В каждой по три веточки. Села кошка на кровать, Стала веточки считать, Но никак не может. Кто же ей поможет? c. У трёх девочек-малышек Было по 6 толстых книжек. Дайте нам ответ скорей, Сколько книг у малышей? Вывод: Как мы решали эти задачи? Умножение – это сумма одинаковых слагаемых. | 35 | 66 76 | 90 59 | 72 От перестановки слагаемых сумма не изменяется. 3 * 4 = 12 (3 + 3 + 3 + 3 = 12) 3 * 3 = 9 (3 + 3 + 3 = 9) 6 * 3 = 18 (6 + 6 + 6 = 18) Умножали, складывали одинаковые слагаемые. | Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные: логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |||||||||||||||||
III. | Этап выявления места и причины затруднения | 8 мин. | - Откройте учебники на странице 56. Посмотрите на задание, указанное стрелочкой. Что вы видите? Рассмотрим первый прямоугольник. Объясните, что вы видите на нем? - Что обозначает 1-е равенство (2 * 3 = 6)? А что обозначает 2-е равенство (3 * 2 = 6)? - Что мы вычислили при помощи этих равенств? - Объясните 2-й рисунок. А что обозначает равенство 4 * 3 = 12? - Объясните 3-й рисунок. А что означает запись 2 * 6? - Ребята, какой мы рассмотрели 1-й множитель, что он всегда показывает в этих заданиях? А что показывает 2-й множитель? - А теперь сравните под каждым рисунком произведения и их значения. Что вы можете сказать? - Это правило называется переместительным свойством умножения. Откройте тетради, запишите дату. Запишите это правило себе в тетрадь и выделите его красной ручкой. | Открывают учебники. Прямоугольники с кружочками. Он разделен на 6 клеток, в 3-х клетках 1-го столбика 3 синих круга, во 2-м 3 красных. 2 круга в 1 ряду, таких рядов 3, всего 6 кругов. 3 круга в 1-м ряду и 3 круга во 2-м ряду по вертикали, всего 6 кругов. Сколько всего кругов в прямоугольнике. В прямоугольнике в каждом столбике 3 круга одинакового цвета, всего столбиков 4. Чтобы узнать, сколько всего кругов в прямоугольнике, надо 3 * 4. В прямоугольнике в каждой строчке изображено 4 круга разного цвета, таких строчек 3. Чтобы узнать, сколько всего кругов, надо 4 * 3. Прямоугольник разбит на 2 полосы, в каждой полосе по 6 кругов одного цвета. Чтобы узнать, сколько всего кругов в прямоугольнике, надо 6 * 2. Прямоугольник разбит на 6 столбиков, в каждом – 2 круга разного цвета. Чтобы узнать, сколько всего кругов в прямоугольнике, надо 2 * 6. 1-й множитель показывает количество кругов, взятых нами. Сколько раз повторяется это количество кругов. В произведениях множители поменяны местами, но их значения не изменилось. Пишут. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствия; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждении; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | |||||||||||||||||
IV. | Этап построения проекта выхода из затруднения | 10 мин. | - Какова же тема нашего урока? Сегодня вы узнаете свойство умножения и будете учиться его применять. Конкретно – переместительное свойство умножения. Будем развивать внимание, память и логическое мышление. Давайте решим упражнение №1. Решаем упражнение №2. Прочитайте задачу, сделайте к ней рисунок. Сколько кустов в каждом ряду? Сколько таких рядов? Записываем решение: Решаем упражнение №3. Прочитайте задание. Что такое периметр? Как его найти? Чем отличается квадрат от других фигур? Так как мы запишем решение? А как будет 100 мм в сантиметрах? В более крупных единицах измерения? Запишите ответ в этой единице измерения. | Переместительное свойство умножения.
Читают задание и отвечают устно с комментированием.
Читают, рисуют.
5 кустов.
3 ряда. 5 * 3 = 15 (кустов).
Читают.
Сумма длин всех сторон. Надо длины всех сторон сложить (P = a + a + a + a; a – длина стороны, P – периметр). У квадрата все стороны равны. 25 + 25 + 25 + 25 = 100 (мм) 10 см. 1 дм (0,1 м). Пишут. | Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом; конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | |||||||||||||||||
Физминутка | 1 мин. | Раз – мы встали, распрямились. Два – согнулись, наклонились. Три – руками три хлопка. А четыре – под бока. Пять – руками помахать. Шесть – на место сесть опять. | Разминаются. | |||||||||||||||||||
V. | Этап реализации построенного проекта | 6 мин. | - Выполним задание №4. У доски будут делать несколько человек, а остальные в тетради. Если кто-то сделает упр. 4 быстрее, то выполняет упражнение №5. | На 46, 35, 18, 12. Выходят к доске, решают. 52, 78, 77, 50. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||||||||||
VI. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 4 мин. | - А теперь давайте устно порешаем задачи на развитие логического мышления. За активность и использование нестандартного мышления я буду ставить хорошие оценки. 1. Веревка длиной в 10 метров привязана к шее собаки, но собака прошла по прямой 200 метров. Как ей это удалось? 2. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? 3. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? 4. На какой вопрос нельзя ответить «да»? 5. Что все люди на земле делают одновременно? 6. В одной руке мальчик нёс один килограмм железа, а в другой столько же пуха. Что было тяжелее нести? 7. Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть? 8. Одно яйцо нужно варить 5 минут. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 6 таких яиц? | Веревка ни к чему не привязана. Прыгать с нижней ступени. Все. На вопрос: «Ты спишь?» Взрослеют. Одинаково. Это были дед, отец и сын. 5 минут. | Познавательные: общеучебные – применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; логические – подведение под понятие, выведение следствия; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||||||||||
VII. | Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | 3 мин. | А вот эта задаче посложнее. Тому, кто ее решит, сразу будет хорошая отметка. Как расставить 7 стульев у 4-х стен комнаты, чтобы у каждой стены их стояло поровну? | По два у двух стен, по одному еще у двух стен и один в углу. | Познавательные: логические – установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения. | |||||||||||||||||
VIII. | Этап включения в систему знаний и повторения | 1 мин. | - Над какой темой мы с вами сегодня работали? Что оно означает? Что такое периметр? Где будем использовать новое свойство умножения? Дома выполните упражнения №6 и 7. | Переместительное свойство умножения. Оно говорит о том, что от перестановки множителей результат умножения не изменяется. Это сумма длин всех сторон фигуры. В повседневной жизни. Записывают. | Регулятивные: контроль; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. | |||||||||||||||||
IX. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | 1 мин. | - Что нового вы сегодня узнали на уроке? Поднимите руку те, кто понял тему. Поднимите руку те, кто понял тему, но не полностью. А теперь поднимите руку те, кто совсем не понял. - До свидания, ребята. | Отвечают. Поднимают. Поднимают. Поднимают. Прощаются. | Личностные: смыслообразование; Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Оценка: _____ (_____) __________ ____________________
подпись расшифровка подписи