М. Ю. Лермонтов, «Песнь про купца Калашникова».




Месть и великодушие

 

Степан решил вызвать Кирибеевича на бой, чтобы отомстить за попранную честь своей жены, Алены Дмитриевны. Опричник приставал к ней на улице, этим он опозорил семью купца. Также Степан призвал братьев совершить кровную месть за него, если он падет в бою и не отомстит обидчику. Также царь отомстил купцу за гибель его любимого слуги. Он казнил Калашникова, но проявил великодушие к его семье, пообещав им пожизненное содержание из царской казны.

М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита».

«Месть и великодушие» — одно из самых выгодных направлений, ведь все мы знакомы с этими понятиями и помним немало примеров из литературы, которые могут раскрыть каждое из них. Поэтому важно запастись несколькими аргументами на каждый случай.

 

 

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» месть сатаны, на первый взгляд, кажется правосудием. В Москве гуляли литератор Михаил Берлиоз и поэт Иван Бездомный. Они обсуждали антирелигиозную поэму. К ним присоединился неизвестный, по виду иностранец, которого насмешило и даже, кажется, обидело утверждение о том, что бога и дьявола нет, а человек сам своей жизнью управляет. Незнакомец рассказал им историю о том, как Понтий Пилат послал на смерть Иешуа Га-Ноцри за то, что тот высказывался против власти. Потом иностранец предсказал, что Берлиоз лишится головы. Вскоре мужчина попал под трамвай, и пророчество сбылось. Иван Бездомный заподозрил во всём иностранца, пытался поймать его и свиту, но угодил в психбольницу, где у него диагностировали шизофрению. Так, Воланд отомстил людям, которые усомнились в его существовании, и нам не жаль их, потому что они и вправду заслужили наказание за то, что превратили творчество в политическую пропаганду. Но правосудие – это когда все виновники наказываются, а не только те, кто нагрубил судье.

Месть, которую вполне можно оправдать, описывает М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Незнакомец, который представился Воландом, поселился в квартире Берлиоза, отправив в Ялту сожителя по фамилии Лиходеев, который был директором театра Варьете. Председателя жилищного товарищества дома, где они жили, Никанора Ивановича Босого стали осаждать граждане, желавшие заполучить комнату покойного. Мужчина отправился в квартиру, взял у переводчика Волонда Коровьева взятку рублями и ушёл. Потом Коровьев позвонил в полицию и сообщил, что Никанор Иванович спекулирует валютой. У мужчины нашли доллары вместо рублей и его арестовали. Сатана отомстил герою за заносчивость и корыстолюбие, и давно пора, ведь Никанор всегда пользовался своим служебным положением ради достижения выгоды, и при этом умудрялся презирать своих просителей, которые занимались тем же. Этот урок пошел председателю на пользу, поэтому в данном случае месть может быть оправдана.

Месть может застать человека врасплох, даже если он и не думал, что дал ей повод появиться. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» как раз описывается подобный случай. Степан Лиходеев, которого сатана отправил на другой конец СССР, стал посылать телеграммы из Ялты в театр с просьбой подтвердить, что это он, но финдиректор Римский и помощник Варенуха сочли это за шутку, так как тот человек несколько часов назад находился в Москве. Варенуха хотел идти в милицию, но ему позвонили и сказали этого не делать. Мужчина пообещал, но не послушался, тогда его схватили и потащили в «нехорошую квартиру», где обнаженная женщина пыталась его поцеловать. В итоге его превратили в вампира, и он вынужден был скитаться с шайкой Воланда. Этот пример доказывает, что нельзя всяческими ухищрениями избежать мести. Она может нагрянуть даже в связи с тем, что нельзя считать достаточным основанием для контрудара. Единственный метод миновать возмездия – не делать того, что может его за собой повлечь.

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» демонстрируется пример мнимого великодушия напоказ, в которое люди, тем не менее, охотно верят. Воланд начал сеанс чёрной магии. Он сказал, что люди изменились внешне, и хотел проверить, остались ли они такими же внутренне. Сперва наколдовал дождь из денег, потом кот оторвал голову конферансье, который назвал происходящее фокусом, и вернул её обратно. Далее Воланд организовал магазин, где можно было оставить старую одежду и взять новую, причем, дорогую иностранную обновку. Под переполох и звук марша маг со свитой исчезли, а потом прямо на разодетых дамах испарилась прекрасная одежда. Деньги со временем тоже превратились в то, что едва ли может походить на червонец. Поздно граждане поняли, что подлинное великодушие не кланяется со сцены, не ищет сотен любопытных глаз. Оно преподносится скромно и неприметно, чтобы человек, принимающий его, не чувствовал себя сконфуженным и обязанным.

Настоящее великодушие проверяется в беде. Так, в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» герой попадает в сумасшедший дом, причем его же друзья и коллеги обвиняют его в помешательстве и спешат поскорее избавиться от него. Никто из них, товарищей и знакомых, не усомнился в правильности подобных мер. Никто не протянул руку помощи. Однако нашелся один незнакомец, душу которого можно назвать великой. В то время как Иван Бездомный разговаривал сам с собой, к нему в окно вошёл человек, который представился мастером и сказал, что утащил ключи у фельдшерицы, но при этом не убегает из больницы, потому что у него нет дома. Поэт рассказал ему свою историю. Мастер сообщил, что Иван встречался с сатаной. Также рассказал о себе: писал роман о том прокураторе и любил замужнюю женщину. В беседе с другим человеком, понимающим и вежливым, Бездомному стало как-то легче на душе, он уже не так боялся своего заточения. Мастер не побоялся прийти и помочь новой жертве прийти в себя. Именно такие поступки являются примерами настоящего великодушия.

Люди далеко не всегда могут оценить подлинное великодушие. Зачастую человек незаслуженно страдает из-за него. Например, в книге М. А. Булгакова прокуратор приговорил к смертной казни молодого философа, который помог ему излечиться от головной боли. Этой страшной участи он был обязан своим высказываниям о Боге, который стоял, в его понимании, выше Кесаря. Понтий Пилат понимал, что Иешуа не виновен, но побоялся пойти против местного духовенства и позволил несправедливости свершиться. Толпа жадно наблюдала за казнью Иешуа и двух разбойников на Лысой горе. А ведь этим людям Иешуа ничего не сделал, более того, кому-то он даже помог. Тем не менее, люди с удовольствием издевались над ним и смотрели, как он истекает кровью. Лишь один верный ученик Га-Ноцри, Левий Матвей, выкрал тело учителя, заодно отвязал и остальные. К сожалению, великодушие подчас обезоруживает человека, и он не может даже себя защитить. А толпа глуха и слепа к истинной добродетели.

Нередко великодушие просыпается в человеке под влиянием любви. Например, М. А. Булгаков описал подобный случай в своем знаменитом романе. Героиня потеряла любимого человека и больше всего на свете хотела его вернуть, но не знала, где его искать. С Маргаритой познакомился Азазелло, намекнув на то, что он знает, где искать Мастера, и пригласил ее на прием к Воланду, дав ей волшебный крем. Конечно, ей было очень страшно, но она храбро превозмогла колебания ради любви. Она намазалась, стала невесомой, и полетела на половой щётке к Воланду. Там Маргарита провела бал, и сатана вернул ей Мастера с его квартиркой и целым романом, который автор до этого сжег. Но чего стоил ей этот бал? Боль, страх, отвращение и жалость – вот чувства, которые едва не разорвали ей сердце. Она даже отказалась от своего желания, чтобы облегчить загробную жизнь Фриды. Теперь героине, убившей своего ребенка, больше не подносили платок – орудие убийства. Воланд оценил великодушие гостьи и вознаградил королеву своего бала. Таким образом, любовь к Мастеру раскрыла в женщине ее добродетели.

М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».

Грушницкий хотел отомстить Печорину, организовав дуэль, где юнкер планировал подсунуть оппоненту неисправное оружие. Герой злился на приятеля за то, что тот увел у него княжну Мери. Но месть ни к чему хорошему не привела дуэлянта: обман был раскрыт, и юнкер сам пал жертвой своего коварства. Григорий отплатил ему тем же. Он убил противника, так и не дождавшись признания в попытке подмены оружия. Так же мстительностью отличался Казбич, который решил украсть Бэлу у Печорина. Его не волновала судьба девушки, он лишь хотел удовлетворить собственную жажду мести. Таким образом, месть лишает человека достоинства. А краткое содержание помогает ему писать отличные сочинения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: