Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба».




Отец отомстил сыну за то, что он предал родину. Герой убил Андрия, совершив, как ему казалось, акт правосудия. По тем меркам убийство было соразмерной карой за измену отечеству, а месть не считалась чем-то плохим. Воспитание Бульбы опиралось на древние казацкие традиции, в которых отводилось почетное место мести. Из-за нее же казаки и поляки развязали кровопролитную войну: одни бойцы постоянно мстили другим за разоренные земли и убийство товарищей. Таков был средневековый менталитет. В него не вписывалось только великодушие Андрия, который передал хлеб жителям Дубно, осажденного казаками города. Он помог врагам на войне. А мы помогаем вам в мирной жизни, предлагая краткий пересказ этой повести.

А. С. Пушкин, «Дубровский».

Когда Владимир остался без наследства и без отца, он начал мстить людям, повинным в несправедливости. Его можно оправдать, ведь правосудие в России было продажным и служило интересам важных и богатых персон. Первым его шагом на пути к обретению справедливости было сожжение незаконно захваченного дома. Один из крестьян, преданных барину, запер двери в доме, и все продажные чиновники сгорели заживо. После этого Владимир основал шайку и грабил помещиков. Правда, все это не приносило ему счастья. И он нашел в себе силы отказаться от мести, когда полюбил дочь своего врага, Троекурова. Он хотел жениться на Маше, но ее отцу не хватило великодушия, и он выдал дочь замуж против воли. Кирилл Петрович испортил ей всю жизнь, ведь не послушал мольбы родной дочери и выдал молоденькую девушку за богатого старика. Судьба мстителя Дубровского сложилась трагически, он потерял любовь и покинул родину. Месть принесла ему только горе. А мы приносим читателям хорошее краткое содержание.

 

А. Аристотель говорил: «Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим». Действительно, совершая бескорыстные поступки, мы ничего не просим взамен. В исторической повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема великодушия раскрыта наиболее полно, поэтому примеры из этого произведения помогут доказать любое утверждение о великодушии и мести.

 

 

Петр Андреевич Гринев – главный герой произведения. В самом начале молодой человек выглядит легкомысленным, но благородным: он честно отдает Зурину проигранные сто рублей, хотя Савельич пытается его отговорить. Более того, он приглашает Пугачева, который во время снежной бури проводил их до постоялого двора, выпить чаю и дарует ему свой заячий тулуп, потому что тот «одет слишком легко». Юноша мог на словах отблагодарить вожатого, однако ему хотелось сделать приятное тому, кто помог ему в трудной ситуации. Когда Петр взрослеет, его доброта превращается в великодушие. Он спасает Марью из плена Швабрина, рискуя жизнью и карьерой. Как мы видим, человек не рождается обладателем великой души, он становится им со временем.

После дуэли Гринев просит за своего соперника, Швабрина, чтобы его отпустили из-под ареста, хотя тот говорил много гадких слов о его возлюбленной и даже сильно ранил его. Но главный герой не отличался злопамятностью, к тому же он сблизился с Машей и, чувствуя себя очень счастливым, не хотел оставлять какие-либо недомолвки и негативные эмоции. Юноша понимал мотивы конкурента и решил его простить: «В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника». В поведении героя мы видим истинное великодушие, которым он отвечает на месть Алексея. Только так можно победить месть, остановив ее круговорот среди людей. Нельзя отвечать злом на зло, иначе оно никогда не остановится. Петр избавил себя от тяжести мщения и стал счастливым.

Безусловно, одним из бескорыстных и великодушных персонажей в повести является Савельич. Он любит своего молодого господина, прощает ему все его обидные слова, не доносит на него, хотя тот совершает много опрометчивых поступков (проигрывает деньги, отдает хороший тулуп, ввязывается в поединок). Великодушие Савельича настолько велико, что оно перерастает в готовность пожертвовать собой ради барина: слуга просит Пугачева помиловать «барского дитятю» и повесить вместо него самого Савельича. Возможно, добродетель дядьки отразилось на характере воспитанника, который не держит зла на людей и готов отдать свою жизнь за других. Очевидно, что человека можно научить доброте, милосердию и великодушию, показывая ему достойный пример для подражания. Это не так сложно, зато очень важно.

Пугачев, хоть и кажется главным отрицательным героем в повести, тем не менее, совершает великодушные поступки. Во время казни он не сразу узнает Гринева, но, увидев Савельича, вспоминает доброту юного дворянина и решает его помиловать. Когда Петр Андреевич отказывается целовать ему руку, он не злится и только усмехается: «Его благородие, знать, одурел от радости». Пугачев прекрасно понимает, что тот не воспринимает его как царя, но он помнит доброе к себе отношение и оправдывает офицера перед мятежниками. Эта черта характера обеспечивает герою популярность в народе, ведь он ввязался в эту войну, чтобы помочь всем угнетенным и бедным людям отстоять свои права. Общество всегда ценит великодушие, поэтому оно идет за бунтовщиком, несмотря на его незаконный статус. А вот Екатерина Вторая – мстительная императрица. Она готова обрушить все кары на провинившихся подданных. Видимо, из-за этого простые люди сочувствуют мятежникам и идут против царицы.

После откровенного разговора, в ходе которого главный герой признается, что не нарушит клятву и не присоединится к восстанию, самозванец дарует ему свободу. Его впечатляет честность юноши, и он великодушно его отпускает, больше не пытаясь переманить на свою сторону. Главарь мятежников, хоть и жестокий мужчина, способен на великодушные поступки и не боится осуждения соратников. Кроме барина, он помиловал Савельича, который в лицо называет Пугачева злодеем и перед тем, как покинуть осажденную крепость, требует денег за украденное имущество и дарованный ранее тулуп. Слуга поступает безрассудно – ему просто повезло, что «Пугачев был, видно, в припадке великодушия» и не приказал его повесить. Очевидно, великодушие вовсе не означает доброту. Мятежника никак нельзя назвать добряком, он идет к власти по трупам. Однако душа у него действительно полна величия, ведь он жертвует собой, защищая интересы народа. Как мы видим, доброта – это свойство характера, которое проявляется в отношении к миру, а великодушие – разовое проявление благородства души, это всегда поступок.

Когда офицер возвращается в Белогорскую крепость за Марьей Мироновой и прямо говорит, что она его невеста, которую обижают, Пугачев сразу заявляет, что накажет подчиненных за подобный проступок. Даже после того, как он узнал, что Маша – капитанская дочка, он понимает, почему его обманывали, и не отказывается от своего предыдущего решения – помиловать и отпустить влюбленных. Самопровозглашенный царь, как его описывает Пушкин, верен своему слову; это же качество он ценит в Гриневе, поэтому относится к нему с великодушием победителя. Очевидно, что этому свойству души есть место на войне, оно и только оно может примирить враждующие стороны.

 

Тема мести в мировой литературе не всегда трактуется с негативной точки зрения (например, кровная месть часто приравнивается к подвигу), однако в «Капитанской дочке» она ни при каких обстоятельствах не имеет оправданий. Пушкин на нескольких примерах показывает, что из-за мести страдают не только честь и достоинство, но жизнь людей. Наиболее полно это раскрывается в поступках Алексея Ивановича Швабрина.

 

Когда Гринев решает поделиться с другом своими стихами, посвященными Марье Ивановне, Алексей начинает язвить и говорить гадости, порочащие девушку: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Впоследствии оказывается, что Швабрин подобным образом пытается отомстить ей за то, что она отказала ему, когда он сватался к ней. Конечно, в молодом человеке живет обида, что ему отказали в чувствах, однако это не должно стать оправданием мести. Молодой человек не имеет права подвергать сомнению их честь. Она отказала, потому что хотела быть честной с ним. Марья никогда не охотилась за деньгами, ведь у Швабрина они были, но она отвергла богатого наследника, так как не любила его. Таким образом, его поведение не может быть оправдано, ибо месть – это не поиск справедливости, а удовлетворение собственного самолюбия.

Швабрин обратил внимание, что к Гриневу капитанская дочка питает теплые чувства, и поэтому намеренно решил разозлить Петра Андреевича и спровоцировать его на дуэль. По признанию главного героя, его соперник был искуснее в бою, он был старше и служил дольше, что было его преимуществами. Однако ранить Гринева ему удалось только потому, что тот отвлекся на бегущего к ним Савельича. Это был бесчестный поступок, не достойный дворянина «хорошей фамилии». Кроме этого, возможно, Швабрин донес о поединке отцу конкурента, из-за чего тот разгневался и хотел перевести сына в другой полк, разлучив влюбленных. Но месть не принесла Алексею удовлетворения. Марья по-прежнему любила только Петра, но вот репутация Швабрина сильно пострадала от этих проделок. Его поступки вели его вниз по наклонной плоскости, и в финале дворянин лишается всех своих привилегий и попадает под арест. Всему виной стремление к самоудовлетворению любой ценой: местью, предательством или же насилием.

Когда Пугачев захватил Белогорскую крепость, дворянин Швабрин примкнул к его войскам. Во время казни своих товарищей он подошел к главарю мятежников и что-то шепнул ему на ухо, после чего самозванец приказал вешать Петра Андреевича без возможности присягнуть ему на верность. Несомненно, главный герой не стал бы этого делать, однако предатель лишил его шанса выжить, в то время как сам воспользовался им. Так он хотел не только избавиться от соперника, но и отомстить за обиды, в которых на самом деле виноват сам. На великодушие Петра, который простил противника, Алексей ответил местью. К чему же это привело? К тому, что Швабрин ничего не добился. Гринев освободился, Марья осталась ему верна, а сам клеветник стал лишь пешкой в игре Пугачева. Он пал жертвой его поражения. Злоба и месть никогда не приводят к счастью и восстановлению справедливости.

Казалось бы, Швабрин поступил великодушно, когда не рассказал главарю мятежников, что Маша, которую назвали племянницей попадьи, на самом деле дочь капитана Миронова. Однако он делал это не из душевной доброты: у него была надежда, что все-таки девушка согласится стать его женой. Когда ему вновь отказали, он стал ей мстить: запер в светлице, давал только хлеб и воду, шантажировал. Возможно, в начале повести у героя действительно были настоящие эмоции по отношению к Маше. Но обида и череда мстительных, низких поступков сделали из дворянина недобросовестного, жестокого, жалкого человека. Таким образом, Пушкин создает полностью отрицательного персонажа, у которого даже великодушие показное и ненастоящее. Когда мы проявляем его, чтобы извлечь выгоду, данное качество теряет свою ценность и становится банальной хитростью.

Швабрин не смог справиться со своей ненавистью и написал донос на соперника, будто тот служил Пугачеву в качестве шпиона, из-за чего молодого офицера арестовали. Но сам герой очень сильно изменился: он сильно похудел, его черные волосы стали седыми, борода была всклочена, голос ослаб. Так на него повлияла не только война, но и последствия его злодеяний. Мстительному и лживому дворянину никто не симпатизировал: ни Петр Андреевич, ни Маша, ни Пугачев, ни жители крепости, ни арестовавший его генерал. Пушкин не рассказывает о судьбе «вчерашнего злодея», ведь для всех очевидно, что хорошего конца у него не будет. Последствия мести всегда трагичны: она испепеляет душу человека, выжигая все хорошие качества. Поэтому люди отворачиваются от него, и он остается наедине со своей злобой.

 

Писатель вводит также антитезу «великодушие – мстительность». На примере большинства героев он показывает, как благие поступки положительно влияют и на характер человека, и на его судьбу: Гринев прошел все испытания с честью, вернулся домой и женился на Марье; Пугачева, который был пойман и казнен, жалели и поминали добрым словом; про Швабрина же все забыли, и читатель не знает о его дальнейшей жизни после ареста. Таким образом, Пушкин призывает быть милосердными и в любой ситуации не забывать о чести и великодушии. С. Пушкин, «Капитанская дочка».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: