По вертикали:
1.Наука о строе языка, о его законах.
4.Один из ведущих приемов обучения грамматическим навыкам.
6.Назовите период предложений, состоящих из аморфных слов-корней в формировании грамматического строя русского языка по А.Н.Гвоздеву.
8.Образование детьми новых слов - это …….
9.Возраст, где основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.
По горизонтали:
2.Деятельность, в которой происходит усвоение грамматических форм.
3.Какое значение слова дает представление о каком-то элементе действительности, его свойствах, признаках, состоянии.
5.Метод направленный на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования.
7.Одно из условий грамотной речи детей создание благоприятной ……..
«Методика воспитания звуковой культуры речи»
«Понятие звуковой культуры речи, значение».
6.1 Продолжите определение:
ЗКР - это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2 Почему воспитание ЗКР является одной из важнейших задач развития речи в ДОУ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.3 Заполните схему:
6.4 Составьте схему в которой будут отражены разделы по ЗКР?
6.5 Как вы считаете, что в первую очередь важно усвоить детям, линейные звуковые единицы или просодемы? Ответ обоснуйте.
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.6 Раскройте задачи по ЗКР.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Особенности усвоения ЗКР дошкольниками».
6.7 Выберите правильный вариант ответа:
«В педагогической и психологической литературе процесс овладения со звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста описан достаточно полно в работах…»
1 Д.Б. Эльконина 3. Ф. Фребеля
2 А.Н. Гвоздева 4. Я.А. Коменского
6.8 Составьте схему в которой будут отражены особенности ЗКР у детей разного возраста.
6.9 Каковы причины неправильности звукопроизношения у детей?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.10 Перечислите предпосылки для успешного формирования звуковой стороны речи детей.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.11.Почему речедвигательный аппарат имеет большое значение в произношении ребенка? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Этапы обучения правильному звукопроизношению».
6.12 Воспользовавшись дополнительной литературой заполните таблицу:
Этап | Название | Характеристика этапа, работа на данном этапе |
I | ||
II | ||
III | ||
IV |
«Методы и приемы обучения ЗКР».
6.13 Назовите основные методы и приемы формирования правильного звукопроизношения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.14.Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа. Назовите их.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.15.Опишите структуру занятия по изучению одного звука:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.16.Заполните таблицу. Покажите отличие построения занятий в средней и старшей группах.
Возраст | Структура занятия, приемы работы |
Средний дошкольный возраст (5 лет) | |
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) |
Составьте картотеку упражнений на артикуляцию губ, щек, челюсти, языка.
«Диагностика по ЗКР в разных возрастных группах».
6.17 Составьте диагностику по ЗКР для своей возрастной группы.
Укажите: задание, цель, материал, критерии оценки, инструкцию к проведению, сводную таблицу уровня развития.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: решите кроссворд.
По горизонтали:
1.Этап предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи.
5.Понятие ЗКР включает в себя фонематическую и … правильность речи. 7.Определенная последовательность сочетания звуков, при котором оно становится словом и приобретает определенный смысл.
9.Под контролем чего формируется речь?
10.Выделение паузами, повышение голоса, большая напряженность и долгота произношения группы слов или отдельных слов.
13.Повышение и понижение голоса при произнесении фразы, придающий речи различные оттенки.
14.Сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударение и тембр речи.
По вертикали:
2.Надлинейные звуковые единицы (ударение, элементы интонации).
3. Причины речевых нарушений: прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией.
4.Сколько этапов включает в себя обучение звукопроизношению.
6.Ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
8.Деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.
11.Внятное, четкое произношение слов и их сочетаний.
12.Равномерное чередование ударных и безударных слогов.
«Понятие, функции связной речи».
3.1 Продолжите определения:
Связная речь – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Высказывание – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2 Укажите в каких значениях употребляется термин «связная речь».
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3 Укажите основные функции связной речи, в каких формах она существует.
1.____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________2.____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3.4 Назовите две формы коммуникативной функции. Дайте им краткую характеристику.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.5 Раскройте взаимосвязь монологической и диалогической речи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.6 Заполните таблицу:
Вид речи | Характеристика |
Ситуативная речь | |
Контекстная речь |
3.7 Почему связная речь оказывает влияние на эстетическое воспитание? Приведите примеры.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Задачи и содержание обучения связной речи».
3.8 На что направлена работа по развитию диалогической речи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.9 Раскройте группы диалогических умений.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.10.Отметьте основные признаки монологической речи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.11.Какие умения необходимы для достижения связной речи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.12.Заполните таблицу:
Тип речи | Функции связных высказываний | Структура связного высказывания | Языковые средства, используемые в разных типах связных высказываний |
«Беседа как метод обучения диалогической речи».
3.13 Продолжите определение:
Беседа – это
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.14 В чем состоит ценность беседы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.15.Что включает в себя содержание беседы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.16.Исходя из дидактических игр, Е.А.Флерина классифицировала беседы. Какие три типа бесед она выделила?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.17.Чем определяется тематика бесед?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Обучение монологической речи детей в процессе рассказывания по предметам и игрушкам, по картине».
«Рассказы по игрушкам».
3.18 Объясните, почему в основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.19 Кем была разработана методика обучения рассказывания по игрушкам? В чьих исследованиях и методических разработках были внесены уточнения в методику обучения?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.20 Какие виды игрушек используют для обучения детей монологической речи?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.21 Какие виды занятий по игрушкам вы знаете?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Рассказывание по картине».
3.22 Какие серии картин специально разработаны для формирования умений описывать картины и составлять рассказы-повествования? Назовите их, дайте краткое содержание этим картинам.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.23.Какие требования предъявляются при отборе картин?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.24.В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине. Назовите виды рассказов и дайте краткое содержание.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.25.Определите возрастную группу, составьте конспект занятия исходя из программных задач
Конспект занятия для_________ группы по развитию речи
Тема: Рассматривание картины «кошка с котятами»
Программное содержание:
1.Закрепить знание детей о домашних животных /кошка/. Учить отличать по характерным особенностям /усы, хвост, уши/.
2.Обогащать представление детей о поведении, питании кошки и котят.
3.Закреплять четкое произношение звука К /кошка, котята, котенок, клубок, молоко, лакает, корзина/.
4.Развивать эмоциональную отзывчивость, положительное отношение к животным.
5.Учить использовать в речи предлоги «на», «под».
Материал к занятию:
Ход занятия:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опрос по теме: «Обучение детей рассказыванию»
1.Для занятий по составлению рассказов по игрушкам в начале года воспитатель подготовила материал:
- лодочка пластмассовая и деревянная
- флажок из бумаги и материала
- матрешки в красном и зеленом сарафане
В какой группе ведется занятие?
2.Воспитатель подготовила к занятию по составлению описательного рассказа следующие игрушки:
- кукла в зимней одежде
- кукла в легком платье
- грузовик
- пожарная машина
В какой возрастной группе проводится это занятие?
3. В какой возрастной группе воспитатель предлагает детям следующие игрушки для составления сюжетного рассказа:
- мишка,
- мяч
- кукла
- холодильник
- газовая плита
- грузовик
- легковая машина
4. Воспитатель на занятии по пересказыванию берет новое произведение: Л.Толстого «Пожарные собаки». (приложение № 1)
Определите группу.
5. Для пересказа на занятии взят новый рассказ Л.Толстого «У Розки были щенки». (приложение № 2)
Определите группу.
6. Воспитатель на занятии по составлению описательного рассказа по картине в конце года использует такие приемы:
а/ образец рассказа воспитателя
б/ план в виде вопросов перед ответом каждого ребенка
в/ подсказ
г/оценка рассказа ребенка
Берется картина «Детский сад» из серии «Мы играем».
В какой возрастной группе используется?
7. На занятии составляют сюжетный рассказ по картине «Подарок маме на 8 Марта!! Используются такие приемы:
а/ план для составления рассказа
б/ воспитатель после ответа 3-х детей дает свой образец
в/ оценивает рассказы детей
8.На занятии составляют сюжетный рассказ по картине «Кошка с котятами». Использует:
а/ свой образец
б/ план в виде вопросов
в/ подсказывающие вопросы
г/ оценку рассказов /сама оценивает и привлекает к ней детей/
В какой возрастной группе используются? (приложение №4)
9.В какой возрастной группе стоят такие задачи: Учить передавать короткие рассказы, сказки, впервые услышанные на занятии.
10.В «Программе воспитания и обучения» записано: Развивать способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам. О какой группе идет речь?
11. В какой возрастной группе учим детей, составлять небольшие рассказы на сюжет, предложенный воспитателем?
12.Воспитатель ведет занятие составление рассказа на тему: «Как Ваня заблудился в лесу». После названия темы дает время для обдумывания и начинает опрашивать детей. В какой группе идет занятие?
13.Воспитатель впервые предлагает детям такой рассказ «Моя комната» /по памяти/. Назовите группу.
14. Воспитатель проводит игру «Чудесный мешочек». Ребенок должен достать игрушку, рассказать о ней. Воспитатель дала образец, неоднократно повторяет план рассказа о каждой игрушке. В какой возрастной группе проходит занятие?
15. В какой возрастной группе воспитатель спланировала на месяц следующие занятия:
1-неделя – пересказ знакомой сказки «Репка»
2-неделя – составление описания игрушки /пирамида, мишки разные/
3-неделя – пересказ нового произведения «Кубик на кубик» /Я.Тайц/ (приложение № 5)
16. Определите возрастную группу. Занятия по рассказыванию чередуются следующим образом:
1-неделя – составление сюжетного рассказа по картине
2-неделя – пересказ рассказа Пришвина «Еж», впервые прочитанного на занятии (приложение № 6)
3-неделя – пересказ знакомой сказки
4-неделя – рассказывание по памяти «Моя елка»
5-неделя - творческий рассказ на тему: «Как дети нашли ежа»
17.Рассматривание картины «Кошка с котятами» и рассказывание детей по вопросам воспитателя. Какая это возрастная группа?
18. План по рассказыванию на месяц во II полугодии составлен следующим образом:
1-неделя – пересказ нового произведения «Умная галка» Л.Н.Толстого (приложение № 3)
2-неделя – составление описательного рассказа по картине
3-неделя – пересказ знакомой сказки
4-неделя – придумывание сюжетного рассказа по игрушкам: кукла, мяч, грузовик
Задание: решите кроссворд
По горизонтали:
1.Назовите тип монолога: связный рассказ о каких-нибудь событиях.
6.Связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
7.Осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
8.Чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и говорением другого.
10.Как называется речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
12.Какая функция осуществляется в двух формах – диалоге и монологе.
По вертикали:
2.Как называется заключительная беседа?
3.Функция, помогающая ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяющая и регулирующая нормы поведения в обществе.
4.Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.
5.Логическое изложение материала в форме доказательства.
9.«Адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя и читателя»
11.Беседа, предваряющая получение новых знаний.
«Роль детской художественной литературы».
7.1 «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» - В.А. Сухомлинский. Как вы понимаете эту цитату?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
72.Раскройте значение художественной литературы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.3. Назовите функции художественной литературы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Особенности восприятия детьми литературных произведений».
7.4 Какие три стадии выделила О.И. Никифорова в развитии восприятия художественного произведения?
1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.5 Когда появляется у ребенка интерес книге, как он проявляется?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.6.Заполните таблицу:
Возрастная группа | Возрастные особенности восприятия |
Младшая | |
Средняя | |
Старшая |
«Задачи и содержание ознакомление детей с художественной литературой».
7.7 Какую цель ставит перед собой художественная литература?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.8 Раскройте задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.9 Перечислите критерии отбора литературы для чтения и рассказывания.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Методика художественного чтения и рассказывания, заучивание стихотворений».
7.10 Перечислите и раскройте основные методы и формы ознакомления детей с художественной