Предпринимательство и спонсорство
В сфере физической культуры и спорта
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 034300.68«Физическая культура» профиль подготовки «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта», очная форма обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт физической культуры
Кафедра теоретических основ физического воспитания
Троян Евгений Иванович
Предпринимательство и спонсорство
В сфере физической культуры и спорта
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 034300.68«Физическая культура» профиль подготовки «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта», очная форма обучения
Тюменский государственный университет
2015г.
Троян Е.И. Предпринимательство и спонсорство в сфере физической культуры и спорта. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 034300.68 «Физическая культура» профиль подготовки «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта», очная форма обучения. Тюмень,2015 г., ___ стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: ______________ (Предпринимательство и спонсорство в сфере физической культуры и спорта [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.utmn.ru, раздел «Образовательная деятельность», свободный.
|
Рекомендовано к изданию кафедрой _____________________. Утверждено директором Института (наименование Института).
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Ф.И.О., ученая степень, звание заведующего кафедрой
© Тюменский государственный университет, 2015.
© Ф.И.О. автора, 2015.
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Целью курса является формирование у студентов научно-методической базы, необходимой для овладения научными основами теорий предпринимательства, совершенствования хозяйственного механизма деятельности физкультурных и спортивных организаций, принятия экономически обоснованных управленческих решений, наиболее рационального использования ресурсов отрасли. Овладение студентами знаниями и умениями системного анализа современных экономических отношений в отрасли «Физическая культура и спорт» с учетом особенностей функционирования субъектов предпринимательства.
Практика показывает, что только обоснованные предпринимательские решения позволяют успешно достигать общих и конкретных целей, которые ставят перед собой физкультурные и спортивные организации по развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы и спорта высших достижений. Нередко достижение таких целей оказывается нереальным вследствие экономических просчётов или нерационального, неумелого использования имеющихся средств.
Главным вопросом подготовки будущих менеджеров для сферы физической культуры и спорта является вопрос о том, какими качествами должен обладать выпускник учебного заведения, готовящий себя к деятельности менеджера. Исходя из этого, сегодня необходимо применять такие формы и методы подготовки студентов, которые могли бы развивать интуицию, самостоятельность, творчество и логику мышления.
|
Для достижения цели предусматривается решение следующих основных задач:
1. Сформировать современные знания общих экономических основ предпринимательства и умения применять эти знания в практической деятельности руководителя.
2. Ознакомить студентов с основами предпринимательства и бизнеса в спортивных организациях.
3. Представить основные положения по теории предпринимательства и практическому мастерству, создать позитивное восприятие рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта.
4. Сформировать: - комплексное представление о предпринимательстве в сфере ФКиС как в особой отрасли народного хозяйства, производящей многообразные социально-культурные услуги.
5. Способствовать развитию новаторского экономического мышления, предприимчивости, умения эффективно применять механизмы рыночной экономики в практике деятельности различных физкультурно-спортивных организаций.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Предпринимательство и спонсорство в сфере физической культуры и спорта» входит в дисциплины по выбору профессионального цикла. Основа знаний по дисциплине «Предпринимательство и спонсорство в сфере ФКиС» закладывается согласно действующему учебному плану в 1,2 и 3 семестрах. Вводные знания по дисциплине, необходимые для начального формирования профессионального мировоззрения должны быть сообщены и освоены студентами в рамках предметов «Экономика», Менеджмент и экономика физической культуры и спорта», «Правовые основы физической культуры и спорта» (направление подготовки студента «Бакалавр физической культуры»).
|
Таблица 1.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1. | Социально-психологические и педагогические аспекты управленческой деятельности в сфере ФК и С | + | + | + | + | + | + | |||
Научная организация труда руководителя сферы ФК и С | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
3. | Психолого-педагогические аспекты высшего физкультурного образования | + | + | + | + | + | + | |||
4. | Управление сферой физической культуры и спорта в субъектах РФ | + | + | + | + | + | + | |||
5. | Научно-исследовательская практика | + | + | + |
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.
В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью самостоятельно изучать новые методы исследования, изменять научный и производственный профиль, социокультурные и социальные условия своей профессиональной деятельности (ОК-2).
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОПК):
- способностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью принимать управленческие решения по организации физкультурно-спортивной деятельности в различном формате (видах, формах) и безопасности проведения спортивных мероприятий (ПК-18);
- способностью проектировать и планировать физкультурно-спортивную деятельность организаций различного вида и уровня, на основе оперативного и перспективного прогнозирования (ПК-19);
- обладать высоким уровнем знаний в области рекреационной деятельности (новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями) (ПК-20);
- способностью представлять интересы физкультурно-спортивной организации в государственных и общественных органах управления, в средствах массовой информации, находить пути взаимодействия с потенциальными спонсорами (ПК-22).
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- новейшие теории, технологии и методы рекреационной деятельности;
- основы научно-методической деятельности;
- теорию организационно-управленческой деятельности в ФКиС;
- особенности работы с финансово-хозяйственной документацией;
- условия формирования личности предпринимателя, его свободы, права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах предпринимательской деятельности;
- основы российской предпринимательской системы и законодательства в сфере профессиональной деятельности;
- особенности применения общенаучных и специальных методов научных исследований в более узких направлениях предпринимательства;
- роль и значение физической культуры и спорта в структуре народно-хозяйственного комплекса, как особой отрасли развития предпринимательства;
- принципы организации предпринимательской деятельности и спонсорства в сфере физической культуры и спорта, методику расчета необходимых ресурсов для осуществления деятельности.
Уметь:
- совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
- изменять научный и производственный профиль;
- изменять социокультурные и социальные условия своей профессиональной деятельности;
- определять соответствующие приоритеты при решении профессиональных задач в подготовке спортсменов;
- управлять своим физическим и психическим состоянием;
- решать нестандартные проблемы в процессе рекреационной деятельности;
- управлять отношениями с лицами, вовлеченными в процесс физической рекреации;
- использовать результаты научных исследований в целях повышения эффективности организационно-управленческой деятельности;
- расставлять соответствующие приоритеты при решении профессиональных задач в организационно-управленческой деятельности;
- проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке эффективности предпринимательства и спонсорства в сфере ФКиС;
- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
- профессионально вести экономическую, управленческую, маркетинговую, коммерческую, рекламную и патентно-лицензионную работу на предприятии;
Владеть:
- навыками выполнения научных исследований;
- навыками оценки экономической эффективности предприятий и физкультурно-спортивного профиля, деятельности различных физкультурно-спортивных организаций;
- навыками принятия экономических решений в области ФК и С;
- навыками в организации и проведении физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
- навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации, практически использовать средства организационной и вычислительной техники;
- планирования и прогнозирования развития ФКиС на местном, региональном и федеральном уровнях.
2. Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 4. Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа). В том числе 26 ч. лекций, 26 ч. практики, 92 ч. самостоятельной работы, контрольная работа.
Таблица 2.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Контактная работа: | |||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | - | - | - | - | - |
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные занятия (ЛЗ) | |||||
Иные виды работ: | |||||
Самостоятельная работа (всего): | |||||
Общая трудоемкость зач. ед. час | |||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
3. Тематический план
Таблица 3
№ | Тема | недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Итого часов по теме | Из них в интерак тивной форме, в часах | Формы контроля | |||
Лекции * | Семинарские (практические) занятия* | Лабораторные занятия* | Самостоятельная работа* | ||||||
Модуль 1 Основы предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта | |||||||||
1.1 | Общие понятия о предпринимательстве | Устный ответ на вопрос; собеседование; представление таблиц с сопоставительным анализом данных. | |||||||
1.2 | Субъекты предпринимательской деятельности | сообщение, доклад на практических, занятиях | |||||||
Всего | |||||||||
Модуль 2 Экономические формы организаций сферы ФК и С | |||||||||
2.1 | Предпринимательство в сфере ФКиС без образования юридического лица. | 3,4 | представление таблиц с сопоставительным анализом данных | ||||||
2.2 | Предпринимательство в сфере ФКиС с образованием юридического лица. | 4,5 | представление таблиц с сопоставительным анализом данных | ||||||
2.3 | Основные организационно-правовые формы юридических лиц в сфере ФКиС. | конспекты, выполненные по теме, изучаемой самостоятельно; самостоятельные исследования | |||||||
Всего | |||||||||
Модуль 3 Основы налогового регулирования и договорных отношений в сфере ФК и С | |||||||||
3.1 | Основы налоговой системы в Российской Федерации. | 7,8 | Сообщение, доклад на практических, занятиях; конспекты, выполненные по теме, изучаемой самостоятельно; самостоятельные исследования | ||||||
3.2 | Система договорных отношений с партнерами в сфере ФКиС. | сообщение, доклад на практических, занятиях, задачи, проекты. | |||||||
3.3 | Отдельные виды договоров и способы их исполнения. | Сообщение, доклад на практических, занятиях, задачи, проекты. | |||||||
Всего | |||||||||
Модуль 4 Правовое регулирование рыночных отношений в сфере ФК и С | |||||||||
4.1 | Ответственность за нарушение законодательства о предпринимательской деятельности. | 11,12 | Собеседование; представленные тексты конспектов | ||||||
4.2 | Правовое регулирование трудовых правоотношений. | 12, 13 | Устный ответ на вопрос; собеседование; представленные тексты контрольной работы и их защита. | ||||||
Всего | |||||||||
Итого (часов): | |||||||||
Из них в интеракт. форме |
1. Содержание дисциплины.
Модуль 1. Основы предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта
Тема 1.1. Общие понятия о предпринимательстве.
Понятие предпринимательской деятельности. Цели предпринимательства и его организации. Обычаи делового оборота. Формы предпринимательства. Малое предпринимательство. Субъекты предпринимательской деятельности. Основные нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Тема 1.2. Субъекты предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Правоспособность и дееспособность индивидуальных предпринимателей. Юридические лица. Понятие и признаки юридического лица. Коммерческие и некоммерческие: понятие и формы. Прекращение юридического лица. Виды юридических лиц. Правовой статус предпринимателя и гарантии предпринимательской деятельности.
Модуль 2. Экономические формы организаций сферы ФК и С.
Тема 2.1. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта без образования юридического лица.
Понятие «предприниматель». Государственная регистрация предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Преимущества деятельности предпринимателей. Виды деятельности предпринимателей. Права и обязанности предпринимателей. Налогообложение предпринимателей. Прекращение деятельности предпринимателей. Малое предпринимательство.
Тема 2.2. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта с образованием юридического лица.
Порядок образования юридического лица. Учредительные документы. Государственная регистрация юридических лиц. Наименование и место нахождения юридического лица. Органы юридического лица. Представительства и филиалы. Дочерние и зависимые предприятия. Реорганизация и ликвидация юридических лиц.
Тема 2.3. Основные организационно-правовые формы юридических лиц в сфере ФКиС.
Организационно-правовые формы. Хозяйственные товарищества и общества. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью. Акционерное общество.
Модуль 3. Основы налогового регулирования и договорных отношений в сфере ФК и С.
Тема 3.1. Основы налоговой системы в Российской Федерации.
Система налогов, сборов и обязательных платежей. Основные понятия налогового права: субъект налога (налогоплательщик), субъект налога, налоговая ставка, налоговые льготы. Налоги с физических лиц. Налги с юридических лиц. Федеральные налоги. Налоги субъектов федерации. Местные налоги и сборы. Система обязательных платежей.
Тема 3.2. Система договорных отношений с партнерами в сфере физической культуры и спорта.
Договор – важнейшая правовая форма отношений в сфере предпринимательства. Понятие и виды договоров. Стороны договора. Содержание договора. Заключение договора. Предварительный договор.
Тема 3.3. Характеристика отдельных видов договоров.
Договор купли-продажи. Договор мены. Дарение. Договор займа. Имущественный наем. Договор поставки. Договор подряда. Договор аренды. Договор перевозки грузов. Договор банковского счета. Договор поручения. Совместная деятельность.
Модуль 4. Правовое регулирование рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта.
Тема 4.1. Ответственность за нарушение законодательства о предпринимательской деятельности.
Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Виды гражданско-правовой ответственности. Возмещение убытков. Реальный ущерб (положительный ущерб в имуществе). Упущенная выгода.
Тема 4.2. Правовое регулирование трудовых правоотношений в сфере физической культуры и спорта.
Трудовой договор и порядок его заключения. Порядок заключения трудовых договоров. Основания прекращения трудового договора. Увольнение по инициативе работника. Увольнение по инициативе администрации. Трудовые споры.
2. Планы семинарских занятий.
Модуль 1. Основы предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта
Тема 1.1. Общие понятия о предпринимательстве.
1. Цели предпринимательства и его организации.
2. Формы предпринимательства.
3. Малое предпринимательство.
4. Основные нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Тема 1.2. Субъекты предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта.
1. Физические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
2. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
3. Коммерческие и некоммерческие организации: понятие и формы.
Модуль 2. Экономические формы организаций сферы ФК и С.
Тема 2.1. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта без образования юридического лица.
1. Государственная регистрация предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
2. Виды деятельности предпринимателей.
3. Особенности функционирования субъектов малого предпринимательства.
Тема 2.2. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта с образованием юридического лица.
1. Порядок образования и государственная регистрация юридических лиц.
2. Представительства и филиалы. Дочерние и зависимые предприятия.
3. Реорганизация и ликвидация юридических лиц.
Тема 2.3. Организационно-правовые формы.
1. Хозяйственные товарищества и общества.
2. Преимущества и недостатки организационного правовых форм.
3. Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций.
Модуль 3. Основы налогового регулирования и договорных отношений в сфере ФК и С.
Тема 3.1. Основы налоговой системы в Российской Федерации.
1. Понятие, сущность и функции налогов;
2. Структура, принципы построения налоговой системы;
3. Система налогов, сборов и обязательных платежей.
Тема 3.2. Система договорных отношений с партнерами в сфере физической культуры и спорта.
1. Правовые формы отношений предпринимательства в сфере ФКиС.
2. Понятие и виды договоров.
3. Основные этапы заключения договора.
Тема 3.3. Характеристика отдельных видов договоров.
1. Договор купли-продажи, мены.
2. Договор займа. Имущественный заем.
3. Договоры поставки, подряда, аренды.
4. Договор банковского счета, поручения.
Модуль 4. Правовое регулирование рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта.
Тема 4.1. Ответственность за нарушение законодательства о предпринимательской деятельности.
1. Понятие и виды правонарушений.
2. Юридическая ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
3. Виды гражданско-правовой ответственности.
4. Реальный ущерб и возмещение убытков.
Тема 4.2. Правовое регулирование трудовых правоотношений в сфере физической культуры и спорта.
1. Трудовой договор и порядок его заключения.
2. Основания прекращения трудового договора. Увольнение по инициативе работника, по инициативе администрации.
3. Трудовые споры.
6. Темы контрольных работ.
1. Особенности развития организаций физической культуры и спорта Тюменской области, их роль в решении проблем безработицы.
2. Показатели развития человеческого капитала Тюменской области и влияние рынка услуг ФКиС на его динамику.
3. Модернизация физической культуры и спорта: цели, формы, результаты.
4. Научно-технический прогресс и развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере ФКиС.
5. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в сферу ФКиС региона.
6. Роль высокотехнологичных услуг в обеспечении занятости населения.
7. Роль человеческого капитала в работе организаций ФКиС.
8. Источники доходов организаций ФКиС.
9. Государственное регулирование ФКиС в условиях современной России.
10. Формирование трудовых ресурсов в сфере ФКиС. Роль и значение физкультурного образования.
7. Примерная тематика курсовых работ (не предусмотрены учебным планом ОП).
8. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.
Таблица 4
№ | Модули и темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | |
обязательные | дополнительные | ||||
Модуль 1 Основы предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта | Работа с литературой, источниками. | ||||
1.1 | Общие понятия о предпринимательстве | Подготовка доклада. | |||
1.2 | Субъекты предпринимательской деятельности | Подготовка доклада, логической схемы. | Анализ изменение объема и соотношения производства рыночных и нерыночных услуг в сфере ФКиС; | ||
Всего | |||||
Модуль 2 Экономические формы организаций сферы ФК и С | Работа с литературой, источниками. | ||||
2.1 | Предпринимательство в сфере ФКиС без образования юридического лица. | Подготовка доклада. | 3,4 | ||
2.2 | Предпринимательство в сфере ФКиС с образованием юридического лица. | Разработать программу предоставления платных услуг студенческим спортивным клубом. | 4,5 | ||
2.3 | Основные организационно-правовые формы юридических лиц в сфере ФКиС. | Подготовка сравнительного анализа основных организационно-правовых форм юридических лиц в сфере ФКиС. | Разработать программу привлечения спонсоров для организации межвузовского турнира по настольному теннису. | ||
Всего | |||||
Модуль 3. Основы налогового регулирования и договорных отношений в сфере ФК и С | Работа с литературой, источниками. | ||||
Основы налоговой системы в Российской Федерации. | Подготовка доклада. | 7,8 | |||
Система договорных отношений с партнерами в сфере ФКиС. | Разработка логической схемы системы договорных отношений с партнерами в избранном виде спорта | Разработать программу доступности физкультурно-спортивных услуг для следующих категорий потребителей: детей школьного возраста, студентов, пенсионеров. | |||
Отдельные виды договоров и способы их исполнения. | Подготовка сравнительной таблицы анализа различных договоров в сфере ФКиС. | Разработка различных договоров в избранном виде спорта | |||
Всего | |||||
Модуль 4. Правовое регулирование рыночных отношений в сфере ФК и С | Работа с литературой, источниками. | ||||
Ответственность за нарушение законодательства о предпринимательской деятельности. | Подготовка таблицы по вопросам: Понятие и виды правонарушений; Виды гражданско-правовой ответственности. | 11,12 | |||
Правовое регулирование трудовых правоотношений. | Подготовка доклада. | Анализ ситуаций и упражнения на решение проблем регулирования трудовых правоотношений | 12,13 | ||
Всего | |||||
Итого |
9.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
9.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций)
Таблица 5.
№ п/п | Наименование компетенций | Дисциплины, семестр | ||||||||||||||||
История и методология науки, 1 | Теоретико-методические и организационные основы управления физической культурой и спортом 1,3 | Управление сферой ФК и С в субъектах РФ, 1 | Логика, 2 | Олимпийское образование, 3 | Предпринимательство и спонсорство в сфере ФК и С, 4 | Научная организация труда руководителя сферы ФК и С, 3 | Экономика профессионального спорта и массовой физической культуры, 4 | Социально-экономические основы ФКиС, 1 | Нормативно-правовые основы управления системой спортивного соревнования, 1,2 | Научно-исследовательская работа | Научно-педагогическая практика | Менеджмент спортивных соревнований 1,2 | Социально-психологические и педагогические аспекты управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта 1,4 | Современные проблемы наук о физической культуре и спорте 1,2,3 | Управленческие решения в сфере физической культуры и спорта 3 | ВКР-магистерская диссертация | ||
ОК-2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||
ОПК-2 | + | |||||||||||||||||
ПК-18 | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
ПК-19 | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
ПК-20 | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
ПК-22 | + | + | + | + | + | + |
9.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Таблица 6
Карта критериев оценивания компетенций