Вопрос: легко ли вам читать пророческие книги? Почему?




Тема 7. Бог, обещавший прийти в образе человека.

План:

Введение.

Особенности пророческой литературы.

Обзор содержания пророческих книг.

Связь с Новым Заветом.

Заключение.

Вопросы для самостоятельного повторения пройденного материала.

 

Введение

В прошлый раз мы с вами изучали особый жанр литературы - поэтические книги. Мы сделали общий обзор книги Псалтирь и книг мудрости (учительных). А о Боге мы узнали то, что Он являет бесконечную премудрость. Мы продолжаем исследовать то откровение о Себе, которое Бог записал в Ветхом Завете. Сегодня мы будем говорить о Боге, пообещавшем прийти в образе человека. Как вы понимаете, мы вплотную подходим к Новому Завету - эпохе исполнения обещаний, пророчеств и предсказаний Бога в Ветхом Завете. И сегодня наше последнее занятие по Ветхому Завету. Мы познакомимся с ещё одним особым жанром литературы, с которым незнаком современный читатель. Это пророческие книги. Речь идёт о 16 последних канонических книгах Ветхого Завета, которые названы по имени написавших их пророков. Конечно же, в эпоху Ветхого Завета было много пророков, но только некоторые из них под руководством Святого Духа записали свои пророчества. Несмотря на то, что немногие из этих пророчеств напрямую говорят о том, что Бог придет в образе человека, они также указывают на грядущего Спасителя, ожидание которого отражено еще в книге Бытие (вспомните: Быт. 3:15 – «протоевангелие»).

2. Пророческая литература.

Четыре «больших» пророка (Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил) и двенадцать «малых» (последних двенадцать книг Ветхого Завета), написанных в древнем Израиле около 760-400 г. до н.э. (т.е. уже в эпоху разделенного еврейского царства и вплоть до послепленного периода) содержат множество посланий от Бога к Его народу. Малые пророки названы так потому, что их книги относительно коротки, а книги больших пророков довольно длинны.

Вопрос: как сегодня мы привыкли понимать слова «пророчество» и «пророк»?

Чаще всего мы подразумевает под первым словом предсказание будущего, а под вторым – того, кто делает это (от имени Бога). Однако нельзя сказать, что единственной и главной задачей пророков в Ветхом Завете было предсказание будущих событий, отдаленных от их жизни. Да, пророки действительно провозглашали будущее, но чаще всего это было непосредственное будущее еврейского народа (Северного и Южного Царства), а также окружающих народов. Часто предсказания пророков носят многослойный характер: сначала они предсказывают непосредственное будущее, а затем – события Нового Завета, в том числе и последний суд в конце времен. Однако самая первая функция пророков – это говорить от имени Бога к своим современникам (напр., выражение «Так говорит Господь»). Пророки выступали как представители Бога в своем народе и от Его имени призывали к соблюдению завета, заключенного с Богом через посредничество Моисея (см. занятие «Бог, устанавливающий законы»). Пророки провозглашали благословения для народа в случае соблюдения завета и проклятия (суд) в случае нарушения завета (если вы помните, проклятия и благословения были неотъемлемой частью самого завета). Так, пророки говорили народу о том, что предел Божьего терпения заканчивается, и возвещали суд как над Северным, так и над Южным Царством за их неверность завету (722 г. до. н.э. – завоевание Северного Царства Ассирией, 586 г. до. н.э. – завоевание Южного Царства Вавилоном). В то же время, пророки объявляли народу Божий замысел спасения. Бог оставался верным Своему завету с Израилем и обещал народу избавление из плена и будущее, гораздо более великое спасение.

Вопрос: легко ли вам читать пророческие книги? Почему?

Я думаю, всем нам довольно сложно читать пророческие книги, потому что нам далеко не всегда известные обстоятельства написания тех или иных книг или отдельных пророчеств. В этой связи полезно сверять пророческие книги с Пятикнижием, книгами Царств и Паралипоменон («Летописи») и др. Кроме того, пророческие книги полны еврейского символизма (образов) и видений, а также содержат многочисленные стилистические приемы, характерные для еврейской поэзии. Поэтому чтение этого жанра – задача не из легких. Тем не менее, без этих книг великая история, которую мы рассматриваем, будет неполной. Поэтому, когда мы читаем пророческие книги, нам следует проделать большую умственную работу, от которой мы обязательно получим удовлетворение и пользу.

Вот небольшая справка о том, как читать эти книги (из книги Г. Фи и Д. Стюарта «Как читать Библию и видеть всю ее ценность»):

«Мы отметили в главе 1, что существует общее мнение, что все в Библии должно быть ясно читающему ее без изучения или какой-либо дополнительной помощи. Причина – в том, что если Бог писал Библию для нас (для всех верующих), мы сможем полностью понять ее с первого же раза, ибо в нас Святой Дух. Такое мнение – просто неверно. Местами суть библейских текстов лежит на поверхности, а местами нет. В соответствии с тем фактом, что Божии мысли глубоки в сравнении с человеческими (Пс. 92,5, Ис. 55,8), неудивительно, что некоторые отрывки из Библии требуют времени и терпеливого изучения для понимания их.

Книги Пророков и требуют как раз такого времени и изучения. Часто к этим книгам подходят небрежно, как будто поверхностное чтение их даст высокий уровень понимания. Этого не может быть со школьными учебниками, и с пророками так тоже не пойдет.

Здесь нужно еще раз повторить, специально для толкования пророков, три типа помощи. Первый – библейские словари, дающие статьи по историческому окружению каждой книги, ее основному плану, содержащимся в ней специфическим чертам и особым пунктам толкования, на которые должен обратить внимание читатель. Мы рекомендуем вам ввести в практику чтение статьи из библейского словаря по данной книге пророков до того, как вы начнете изучать эту книгу. Вам потребуется информация об обстановке, прежде чем вы сможете уловить смысл говоримого пророком. Слово Божие пришло через пророков к людям в определенных ситуациях. Ценность его для нас зависит частично от нашей способности оценить эти ситуации, так чтобы мы, в свою очередь, смогли применить его к своим.

Вторым источником помощи могут стать комментарии. Они дают длинные введения к каждой книге почти так же, как и библейские словари, хотя часто менее полезные. Но что более важно, они дают объяснения значений отдельных стихов. Они могут стать необходимыми, если вы тщательно изучаете относительно небольшую часть какой-либо книги, т.е. менее одной главы за раз.

Третьим источником могут быть справочники по Библии. Лучшие из них объединяют качества как библейских словарей, так и комментариев, хотя они и не рассматривают так детально ни вводный материал, ни постиховые объяснения. Если вы читаете несколько глав за один раз, такой справочник может дать полезные указания за минимальный срок».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: