Устное задание (с обсуждением и помощью ведущего):
Чтобы познакомиться с пророческой литературой, давайте зачитаем выдержки из разных пророческих книг и попытаемся выделить главную мысль в каждом отрывке (даже, если вы не знаете или не помните контекста, учитывайте всё вышесказанное):
«Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам … Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать все; опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их. Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: «вы наши боги»». Исайя 42:8, 14-17
«Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам [других] людей за тебя, и народы за душу твою. Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя». Исайя 43:2-5
«О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего». Иеремия 9:1
«Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих. Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня. И дано было мною повеление привести ко мне всех мудрецов Вавилонских, чтобы они сказали мне значение сна. Тогда пришли тайноведцы, обаятели, Халдеи и гадатели; я рассказал им сон, но они не могли мне объяснить значения его. Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святого Бога; ему рассказал я сон». Даниил 4:1-5
|
«Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок - 2 день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. 3 Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него будет опустошенная степь, и никому не будет спасения от него». Иоиль 2:1-3.
«Взыщите Господа, и будете живы, чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле. О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю!» Амос 5:6-7
«Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный». Аввакум 1:2-4
«Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф». Малахия 1:10-11
|
Среди тем, которые мы отметили в рассмотренных фрагментах, стоит упомянуть единственность Бога, осуждение идолопоклонства, верность Бога Своему завету с Израилем, неверность Израиля завету с Богом, суд над евреями за нарушение завета, суд над окружающими народами за их развращенность, последний суд над миром, осуждение лицемерного поклонения Богу во внешних ритуалах и т.д.
Связь с Новым Заветом.
Как мы уже отмечали, иногда пророки предсказывают непосредственное будущее, касающиеся еврейского народа и окружающих языческих народов. А иногда пророческие книги говорят о последнем суде над миром и установлении «нового неба и новой земли». Но есть и пророчества, которые касаются особого времени между этими крайними точками (ближайшее будущее и конец времен). Это кульминация истории, которую Бог вершит в этом мире. Бог неоднократно обещает прийти в мир в образе человека!
С одной стороны, это не ново, ведь Бог уже не раз являлся тем людям, которых Он призывал следовать за Собой (Авраам, Моисей, Давид и т.д.). Иногда приход Бога означает суд. «День Господень» - это фраза, которая очень часто повторяется в пророческих книгах и указывает на суд – ближайший или последний (см., напр., Ам. 5:18). Бог обещает посетить с судом Свой собственный заветный народ, а также все народы мира.
С другой стороны, Бог также обещает прийти с прощением и надеждой. В некоторых отрывках неясно, кто должен прийти – Сам Бог или обещанный царь из династии Давида? Мы уже вскользь касались одного из таких отрывков – Исайя 9:6-7. Обещанный царь действительно будет потомком Давида, но вот, что еще мы читаем о нем в этом отрывке:
|
«Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это».
Сначала, казалось бы, речь шла о царе из династии Давида, а затем о нем говорится, что это «Бог крепкий» и т.д.
Есть отрывки, в которых, наоборот, сначала говорится о том, что собирается прийти Сам Бог, а затем оказывается, что речь идет о том самом обещанном царе из династии Давида. Один из самых примечательных отрывков подобного рода – это отрывок из книги пророка Иезекииля. Сначала давайте прочитаем первые шесть стихов:
«И было ко мне слово Господне: сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, [а] стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их». Иез. 34:1-6
Дальше Бог через пророка объявляет, что Он не просто осудит негодных пастырей (=пастухов), но и придет Сам, чтобы быть пастырем Своего народа:
«Так говорит Господь Бог: вот, Я - на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их». Иез. 34:10-11.
И дальше Бог говорит о том, что Он собирается сделать:
«Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей. Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде» Иез. 34:12-16.
Эта мысль повторяется разными способами дальше в тексте: Бог лично придет и покажет, что значит быть добрым Пастырем Своего народа. Затем неожиданно Бог говорит следующее:
«И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это». Иез. 34:23-24.
Итак, на примере этого интересного отрывка мы видим, как обещание о приходе Самого Бога и обещание о приходе царя из династии Давида сливаются в одно.
В пророческой литературе мы находим многие другие обещания Бога. Например, через пророка Иеремию Бог обещает заключить со Своим народом новый завет (см. Иер. 31:31-34). Это означает, что действующий в то время завет, заключенный между Богом и евреями у горы Синай, к этому времени стал уже «ветхим», или старым! Новый завет будет тесно связан с ветхим и никоим образом не будет противоречить ему, но в то же время он будет радикально новым, заключенным на новых условиях. Евреи, слышавшие такие пророчества, ожидали установления этого таинственного нового завета и предвкушали его благословения. Можно себе представить смущение, изумление, волнение и надежду – всю гамму чувств, которые испытывали ученики Иисуса Христа, когда Он в ту ночь, в которую Он был предан, взял в руки чашу с вином во время последней вечери с учениками и сказал: «Сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). Но об этом чуть позже, когда мы будем изучать Новый Завет.
В пророческой литературе есть еще одна серия очень интересных пророчеств: в книге пророка Исайи Бог объявляет, что Он пошлет кого-то, кого Он называет Своим «Рабом». Например:
«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова». Ис. 42:1-4
«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет». Ис. 53:4-11.
Заключение
Согласитесь, удивительный факт, что задолго до прихода Иисуса Христа (более 700 лет спустя после написания книги пророка Исайи!) Бог дал евреям такое пророчество. В те времена никто четко не понимал, что обещанный Божий Раб – это и есть тот самый идеальный Царь из династии Давида, приход которого совпадает с приходом Самого Бога! Нам с вами, живущим по эту сторону от смерти и воскресения Христа, а также имеющим Писания Ветхого и Нового Завета, легко сложить все кусочки мозаики в единую картину. Но людям, жившим во время, когда пророки изрекали свои пророчества, было сложно представить Спасителя, который бы одновременно был и побеждающим Царем из династии Давида, и страдающим Рабом, понесшим на себе наказание тех, кто на самом деле заслуживал этого наказания. Только в свете всего учения Ветхого Завета в совокупности с Новым Заветом мы можем свести воедино все мотивы и темы, подводящие к Иисусу Христу. Это обещанный Пророк, Священник и Царь, Который, к тому же, является и Богом! На Него указывают все книги Ветхого Завета – исторические, поэтические и пророческие. Весь Ветхий Завет пронизан ожиданием этого желанного Спасителя! Подробнее об этом мы поговорим, начиная со следующего занятия, когда перейдем к Новому Завету.
6. Вопросы для самостоятельного повторения пройденного материала:
1. Назовите по памяти все пройденные нами темы, отвечая на вопрос: «Каков Он, этот Самый Бог?». Также вспомните ключевые исторические события, на которые мы опирались при рассмотрении этих тем.
2. Где в Библии впервые упоминается весть о будущем Спасителе?
3. Кратко опишите содержание Пятикнижия Моисея (первых пяти книг Библии).
4. Почему тема сотворения так важна для всей Библии, а не только для книги Бытие? Где еще упоминается эта важная тема?
5. В чем суть грехопадения? Какие проклятия Бог налагает на Адама, Еву, змея и все творение?
6. Что такое «завет»? Какие элементы обычно входили в состав завета?
7. Как личность Авраама связана с обещанным Спасителем и Новым Заветом?
8. Что такое «исход»? Как «исход» связан с таким понятием, как «искупление»?
9. Для чего евреям был дан закон?
10. Кратко изложите суть Десяти Заповедей.
11. В чем предназначение системы жертвоприношений Израиля?
12. Между какими двумя чертами характера Бога в Ветхом Завете оставалось противоречие, которое разрешилось только в Новом Завете в смерти и воскресении Христа?
13. В каких двух смыслах Бог является «Царем» в Ветхом Завете?
14. Какое обещание Бог дает Давиду в 2 Цар. 7? В каких обстоятельствах это происходило?
15. В чем «мудрость» книги Псалтирь?
16. Какие темы рассматриваются в книгах мудрости (учительных)? Приведите пару примеров.
17. Как поэтические книги указывают нам на Христа?
18. Кто такой пророк и в чем суть пророчества, согласно Библии?
19. Какие темы рассматриваются в пророческих книгах?
20. Как в пророческих книгах предсказывается приход Спасителя Христа?