Арифметические действия с двоичными числами




ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ

 
 


Кафедра правовой информатики, информационного права

И естественнонаучных дисциплин

 

Утверждаю

Зам. директора по учебной

и воспитательной работе

к.в.н., доцент

В.Д. Ерёменко

31 августа 2011 г.

 

 

ПЛАН

Практического занятия

 

Дисциплина: «Информационные технологии в юридической деятельности».

 

Тема 4.3: «Арифметические действия с числами в позиционных системах счисления».

 

 

Разработал:

заведующий кафедрой

к.т.н., доцент

А.В. Мишин

 

Материалы обсуждены и одобрены

на заседании кафедры ПИИПЕД,

протокол № 1 от «29 » августа 2011 г.

 

Воронеж - 2011

План проведения занятия

Тема № 4: «Основные закономерности создания информационных процессов».

Занятие № 3: «Арифметические действия с числами в позиционных системах счисления».

Учебные вопросы Время, мин
Вступительная часть.................................... 1. Арифметические действия с двоичными числами........... 2. Арифметические действия с восьмеричными и шестнадцатеричными числами...................................... Заключительная часть...................................  

 

Литература:

основная:

1. Мишин А.В. Информатика и математика: математика: учеб. пособие / А.В. Мишин, Л.Е. Мистров, А.Ю. Кузьмин. – Воронеж: Научная книга, 2006. – С. 9-14.

дополнительная:

2. Горбатов В.А. Дискретная математика: Учебник / В.А. Горбатов, А.В. Горбатов, М.В. Горбатова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. – С. 43-56.

 

Содержание занятия и методика его проведения

 

Подготовительная часть. В часы самоподготовки студенты повторяют общие сведения о системах счисления, изучают рекомендованную литературу и письменно выполняют следующую задачу.

Задача. .

Вступительная часть. Преподаватель проверяет наличие и готовность студентов к проведению занятия, делает соответствующие записи в журнале. Объявляется тема, цель и план проведения занятия. Акцентируется внимание студентов на важности изучаемой темы для усвоения последующего материала учебной дисциплины.

Основная часть. Преподаватель проверяет усвоение студентами ранее изученного учебного материала и выполнение ими домашнего задания. Доводит основные теоретические сведения и организует выполнение заданий по теме.

Заключительная часть. В заключительной части практического занятия преподаватель подводит итоги, отмечает ошибки в действиях студентов, оценивает работу и отвечает на их вопросы, выдаёт задание на самоподготовку.

Задание на самоподготовку: повторить правила выполнения арифметических действий с числами в разных системах счисления и письменно выполнить следующую задачу.

Задача. Найти сумму, частное и произведение чисел 101101(2) и 110(2). Проверить правильность выполнения операций в десятичной системе счисления.


Тема 4.3. Арифметические действия с числами в позиционных системах счисления

Цель занятия – выработать умения выполнять арифметические действия с двоичными, восьмеричными и шестнадцатеричными числами.

 

Теоретические сведения

 

Арифметические действия с двоичными числами

 

Все операции сложения, вычитания и деления в системе счисления с любым основанием проводятся в соответствии с известными правилами выполнения данных операций в десятичной системе счисления.

Во всём мире предпочитают десятичную систему. Однако в вычислительной технике используется двоичная система. В этой системе счисления для представления любого разряда двоичного числа достаточно иметь один физический элемент только с двумя резко различимыми устойчивыми состояниями, одно из которых изображает 1, другое – 0 (это, в свою очередь, обеспечивает высокую надёжность представления чисел при минимальной сложности оборудования);

К достоинствам двоичной системы также относятся:

простота выполнения арифметических и логических операций и, как следствие, простота устройств, реализующих эти операции;

возможность использования аппарата алгебры логики для анализа и синтеза операционных устройств.

Неудобством двоичной системы счисления является её громоздкость по сравнению с десятичной для использования человеком и необходимость преобразования десятичных чисел в двоичные и наоборот. Однако, учитывая то обстоятельство, что многие математические задачи требуют сравнительно небольшого количества исходных данных по сравнению с объёмом вычислений, этот недостаток становится несущественным.

Основой выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления являются следующие таблицы сложения, вычитания и умножения одноразрядных чисел (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Таблица а Таблица б Таблица в
0 + 0 = 0 0 – 0 = 0 0 ´ 0 = 0
0 + 1 = 1 1 – 0 =1 0 ´ 1 = 0
1 + 0 = 1 1 – 1 = 0 1 ´ 0 = 0
1 + 1 = 0 + единица переноса в старший разряд 10 – 1 = 1 (с учётом заёма единицы в старшем разряде) 1 ´ 1 = 1

 

Сложение двух чисел в двоичной системе можно выполнить столбиком, начиная с младших разрядов. При этом в каждом разряде складываются две цифры одноименных разрядов (в соответствии с табл. 4.2 а)и единицы переноса из соседнего младшего разряда, если он имел место. В результате сложения получим цифру соответствующего разряда суммы и возможную единицу переноса в старший соседний разряд. Например, сумма чисел 1101(2) и 1001(2) равна 10110(2):

.

Вычитание чисел, как и сложение, также выполняется столбиком (в соответствии с табл. 4.2 б). Особым случаем является тот, когда необходимо занимать единицу из соседнего старшего разряда, которая равна двум единицам данного разряда. Например, разность чисел 1101(2) и 1001(2) равна 100(2):

.

Умножение двоичных многоразрядных чисел осуществляется последовательным сложением частичных произведений, каждое из которых (в соответствии с табл. 4.2 в)равно множимому, сдвинутому на соответствующее число разрядов, если в разряде множителя стоит единица, или нулю, если в разряде множителя стоит ноль. Например, произведение чисел 1101(2) и 1001(2) равно 1110100(2):

.

Деление двоичных чисел производится аналогично делению десятичных чисел, но с учётом специфики операции вычитания двоичных чисел. Положение запятой результата умножения и деления определяется так же, как и для десятичных чисел. Например, частное чисел 1111101(2) и 101(2) равно 11001(2):

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: