Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии
Утверждаю___________________
Декан факультета_____________
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
к самостоятельной работе студентов по дисциплине
Психология социального взаимодействия
(для студентов очной формы обучения технических специальностей).
Студента группы_________________
_______________________________(Ф.И.О.)
Тула - 2012
Тема 1.Общая характеристика психологии как науки.
Тема 2. Понятие о психике. Происхождение и эволюция психики.
Задание 1. Составить схему «Взаимосвязь психологии с другими науками» и указать в чем именно проявляется эта связь.
наука | |
наука | |
П С И Х О Л О Г И Я
Цикл наук | ![]() ![]() ![]() |
Цикл наук | |
наука | |
Задание 2. Продолжите схему «Методы исследования в психологии»
Наблюдение Беседа Тест Эксперимент
Задание 3. Исходя из определения психологической науки попытайтесь определить специфичность психологического знания.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 4. Решите предложенные психологические задачи:
Задача 1
Можно ли утверждать, что медведь, выступающий в цирке способен обучаться?
Обоснуйте свой ответ.
Задача 2
Верно ли утверждение, что инстинкт – это сознание животных. Могут ли животные обладать сознанием?
Задача 3
Из предложенных понятий постройте логический ряд, так чтобы каждое предыдущие было общим по отношению к последующему:
Психика, рефлекс, отражение, инстинкт, поведение.
Обоснуйте свой выбор.
Задание 5. Самостоятельно выполните таблицу «Сравнительная характеристика психики животных и человека»
характеристика психики животных | характеристика психики человека |
Тема 3.Феномен человека в психологии.
Тема 4. Индивидуально-психологические особенности личности.
Задание 1.Сравните понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 2. Дайте характеристику основным этапам становления личности.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 3. В чем проявляются приведенные структурные компоненты личности.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | |
НАПРАВЛЕННОСТ Ь | |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ | |
Задание 4. Перечислите и раскройте смысл основных характеристик темперамента.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 5. Опишите структуру характера.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 6. Составьте схему «Общая структура способностей»
С П О С О Б Н О С Т И
![]() | ![]() | ||
Тема 5. Психологический анализ деятельности.
Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности.
Задание 1. Начертите структуру деятельности.
Задание 2. Дайте характеристику основным видам потребностей.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ | |
ДУХОВНЫЕ | |
СОЦИАЛЬНЫЕ | |
Задание 3. Опишите этапы формирования навыка.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 4. Составьте самостоятельно схему «Факторы, определяющие продуктивность деятельности»
Задание 5. Дайте характеристику основным эмоциональным состояниям.
Аффект-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Настроение------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Стресс----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 6. Объясните, в чем состоит отличие эмоций от чувств.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 7. Начертите схемы произвольного и волевого поведения, объясните в чем заключается отличие этих видов поведения.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 7. Психология познавательной деятельности.
Тема 8. Человек в системе общественных отношений.
Задание 1. Дайте характеристику основным мыслительным операциям.
АНАЛИЗ | |
СИНТЕЗ | |
СРАВНЕНИЕ | |
КЛАССИФИКАЦИЯ | |
АБСТРАГИРОВАНИЕ | |
Задание 2. Дайте характеристику основным видам мышления.
Наглядно-действенное-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наглядно-образное-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Абстрактно-логическое-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 3. Заполните таблицу «Виды воображения», давая краткую характеристику каждому из них.
АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ | ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ |
Задание 4. Составьте схему «Виды памяти» с краткой характеристикой каждого из них.
ПАМЯТЬ
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() | |||||||||
![]() |
Задание 5. Заполните предложенную ниже таблицу.
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы |
Непроизвольное | |||
Произвольное | |||
Послепроизвольное |
Задание 6. Дайте характеристику ощущений и восприятия по следующим параметрам: 1- физиологическая основа, 2 – схема возникновения, 3 – основные свойства.
Ощущения ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Восприятие- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 7. Составьте схему «Классификация групп».
Задание 8. Охарактеризуйте основные виды социальных ролей.
Приписанные | |
Достигнутые | |
Диффузные | |
Специфические | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основной
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология – М., 1997
2. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для студентов пединститутов/ Под ред. Петровского. - М.: Просвещение, 1979.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М., ЧеРо, 1996.
4. Информационная технология в университетском образовании. – М., 1995
5. Маркова А.К., Орлова А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972
7. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994.
8. Талызина Н.Ф. Теория и практика программированного обучения. – М., МГУ, 1969
9. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр "Академия", 1995.
10. Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М,: Политиздат, 1990.
11. Столяренко Л.Д. Введение в психологию: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону, 1995.
12. Таратунский Ф.С., Таратунский Н.Ф. Задачи и упражнения по общей психологии: Учеб. пособие для пединститутов. - Мн.: Изд-во "Университетское", 1988.
13. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969
14. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М. 1994