Стиль отношения учителя к учащимся




ЗАДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1. Посетить воспитательное мероприятие (классный час и др.). Провести психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия (по схеме 1)

2. Подготовить и провести воспитательное мероприятие, проанализировать его.

3. Наблюдение за работой классного руководителя, анализ воспитательной работы с классом (схема 2, 3,4).

4. Оценить уровень воспитанности класса (схема 5).

5. Составить педагогическую характеристику класса, ученика.

Схема 1.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ф.И.О. педагога __________________________

Тема воспитательного мероприятия_________________________________

Класс_____________

Кол-во учащихся на мероприятии______________

Для углубленного психолого-педагогического анализа можно выделить следующие аспекты:

- формирование мотивов и привычных форм поведения;

- учет возрастных особенностей при организации и проведении внеклассной воспитательной работы;

- учет психологических особенностей коллектива;

- учет индивидуальных особенностей учащихся;

- психологические особенности педагога и его деятельности.

I. Формирование мотивов и привычных форм поведения

1. Какие мотивы поведения формировались? Докажите, что речь идет именно о данных мотивах.

2. Как учитывались специфические условия формирования соответствующих мотивов (интересов, намерений, идеалов и др.)?

3. Как учитывались общие условия формирования мотивов поведения?

4. Какую деятельность осуществляли учащиеся при подготовке и проведении воспитательного мероприятия?

5. Какие условия формирования привычек имели место при организации деятельности учащихся?

II. Учет возрастных особенностей при организации и проведении внеклассной воспитательной работы

Анализируя проведенное воспитательное мероприятие, следует установить:

1. Способствовало ли оно развитию познавательных интересов учащихся?

2. Носило ли характер общественной направленности?

3. Какие положительные привычки воспитаны у учащихся? Формирование каких привычек имело место на данном воспитательном мероприятии? Какова стадия их сформированности?

4. На каких основах строится внеклассная работа; носит ли она авторитарный характер или проводится с учетом инициативы и самостоятельности школьников?

5. Эффективно ли использовались игровые формы?

III. Учет психологических особенностей коллектива

1. Насколько при организации воспитательной работы учитывался уровень зрелости класса: организационное, психологическое единство, направленность групповой деятельности?

2. Что было предпринято для повышения уровня развития организационного, психологического единства, для развития направленности коллективной деятельности?

3. Учитывались ли (и как) при распределении поручений межличностные отношения учащихся в классе?

4. Является ли лидер класса официально выбранным руководителем?

5. Каковы взаимоотношения официальных лидеров (староста и др.) с остальными учащимися? Как это отразилось на проведении внеклассной работы?

6. Каким было эмоциональное состояние класса в момент проведения группового мероприятия и как это учитывалось, что сделано для изменения эмоционального состояния в лучшую сторону?

7. Способствовала ли внеклассная работа сплачиванию коллектива и в чем это заключалось? Формировалось ли общественное мнение, организовывалась ли коллективная деятельность?

IV. Учет индивидуальных особенностей учащихся

1. Какие индивидуальные особенности учащихся проявились наиболее ярко и какие из них явились доминирующими?

2. Какие индивидуальные особенности учащихся учитывались и как осушевлялся этот учет?

3. В какой степени та или иная деятельность и выполняемая роль учащегося способствовала формированию его личности? (на примере)

4. Какие задачи необходимо поставить по дальнейшему развитию личности учащегося?

V. Психологические особенности педагога и его деятельности

1. Какие черты характера педагога способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, а какие мешали?

2. Какие педагогические способности проявились при проведении воспитательной работы с учащимися?

3. Проявился ли педагогический такт педагога и в чем именно? Пример нетактичности педагога (если имел место).

4. Способствовало или мешало психическое состояние педагога проведению воспитательной работы и почему?

Схема 2.

Ф.И.О. классного руководителя______________________

Класс___________________

ВОПРОСЫДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

(для индивидуальной беседы)

1. Какие воспитательные цели в работе с классом ставились и почему?

2. Какие воспитательные задачи решаются в классе наиболее успешно? В чем трудности?

3. Насколько работоспособен, развит, активен, сплочен класс?

4. Какие интересные традиции, эффективные формы воспитательной работы применяются педагогом?

5. В какой мере помогают родители, коллеги, методобъединения, администрация?

6. Предложения по улучшению воспитательной работы классного руководителя.

Схема 3.

АНКЕТА УЧИТЕЛЯ

1. Что в вашей работе с учащимися, родителями вам удается, чем вы могли бы поделиться с коллегами? Подчеркните соответствующее:

А.

1 - развитие умений и навыков учебного труда у учащихся

2 – развитие познавательных способностей учащихся

3 – развитие творческих способностей детей

4 – работа по профилактике педагогической запущенности учащихся, работа со слабоуспевающими;

5 – обучение школьников навыкам общения.

 

Б.

1- работа по созданию благоприятного психологического микроклимата в классе

2– нравственное воспитание учащихся

3 – воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения

4 – индивидуальная работа с трудновоспитуемыми

5 – воспитание трудолюбия

 

Г.

1 – работа по педагогической пропаганде и просвещению

2 – организация педагогических консультаций

3 – вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

4 – индивидуальная работа с семьей

 

2. Что в вашей работе с учащимися у вас не получается, в чем вы испытываете затруднения, в какой помощи нуждаетесь? Подчеркните соответствующее:

А.

1 - развитие умений и навыков учебного труда у учащихся

2 – развитие познавательных способностей учащихся

3 – развитие творческих способностей детей

4 – работа по профилактике педагогической запущенности учащихся, работа со слабоуспевающими;

Б.

1- работа по созданию благоприятного психологического микроклимата в классе

2 - обучение школьников навыкам общения

3 – работа по формированию классного коллектива

 

В.

1 - нравственное воспитание учащихся

2 – воспитание сознательной дисциплины, культуры поведения

3 – индивидуальная работа с трудновоспитуемыми

4 – воспитание трудолюбия

Г.

1 – работа по педагогической пропаганде и просвещению

2 – организация педагогических консультаций

3 – вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

4 – индивидуальная работа с семьей

Блок «А» – интеллектуальное развитие учащихся

Блок «Б» - эмоционально-волевое развитие

Блок «В» - развитие нравственно-поведенческой сферы

Блок «Г» - работа с семьей

Выводы, рекомендации

Схема 4.

Стиль отношения учителя к учащимся

Нравственная сторона отношений «учитель-ученик» Требования учителя Моральное стимулирование учащихся
Доверие к детям Доброжелательность Объективность в оценке Справедливая требовательность К учебной деятельности К поведению на уроках и вне школы К взаимоотношениям детей К личности ученика Положительный пример соревнование игра Словесное поощрение наказание Организация успеха Другие методы
                             
Оценивание учащихся Общая оценка стиля отношений Уровень подготовки учителя Методическая оценка урока или воспитательного мероприятия
Оценка с комментариями Оценка без комментариев Отсутствие оценки Положительное оценивание - похвала Отрицательное оценивание - огорчение Моральное оценивание одноклассников либеральный Активно-положительный Пассивно-положительный Активно-отрицательный Пассивно-отрицательный высокий средний низкий отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
                                   

Каждый показатель оценивается по трехбалльной системе:

2- проявляется полностью,

1- частично,

0 – не проявляется

Проанализировать полученные данные, сделать вывод.

Схема 5.

Уровень воспитанности учащихся _________ класса

№ п/п Ф.И. ученика Качества, их оценка Общий уровень воспитанности (ариф. сумма оценок) Е1-Е12
                   
                         
                         
                         

 

Перечень качеств:

1. Гуманность в отношении к окружающим;

2. Вежливость;

3. Духовность (стремление к прекрасному и возвышенному);

4. Трудолюбие;

5. Физическая культура;

6. Бережливость;

7. Честность;

8. Активность;

9. Любознательность;

10. Дисциплинированность

Система оценивания качеств:

5 – качество проявляется;

4 – качество больше проявляется, чем не проявляется;

3- качество меньше проявляется, чем не проявляется;

2- качество слабо проявляется;

1 - качество не проявляется.

Чем ближе сумма оценок учащегося к 50 баллам, тем выше уровень его воспитанности.

Уровень воспитанности класса Е

УВ = ------------, где

N

Е – арифметическая сумма оценок всех учащихся класса, N – количество учащихся в классе

Выводы, рекомендации

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: