1. Сущность понятия «менеджер»
2. Функции менеджера и качества, присущие эффективному менеджеру
3. Понятие роли руководителя. Основные виды ролей руководителя в организации
4. Характеристика работы руководителя на различных уровнях управления
Менеджер — это:
1) наемный профессиональный управляющий;
2) специалист по менеджменту;
3) член трудового коллектива организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.
Понятие «менеджер» используется:
1) к руководителю организации в целом;
2) к организатору конкретных работ в рамках подразделения;
3) к руководителю по отношению к подчинённым.
Труд менеджера по сравнению с другими видами труда в организации имеет существенные особенности:
а) это, прежде всего, умственный труд, состоящий из аналитической, организационно-административной, воспитательной, информационно-технической и другой деятельности;
б) предметом труда менеджера является информация, а средством труда — организационная и вычислительная техника;
в) результат труда менеджера — это принятое решение и организация его выполнения другими работниками.
Следовательно, менеджер участвует в создании материальных благ опосредованно через труд своих подчиненных.
Функции менеджера:
- обеспечивает выполнение организацией ее предназначения;
- разрабатывает стратегию деятельности организации;
- отвечает за результаты деятельности организации;
- обеспечивает связи организации с внешней средой;
- представляют организацию в различных мероприятиях.
Качества, присущие эффективному менеджеру:
1) глубокое знание рыночной экономики;
2) умение предвидеть последствия принимаемых решений;
|
3) деловитость (умение не делать бесполезных дел);
4) умение эффективно использовать достижения НТП;
5) готовность на определенном этапе отказаться от личных выгод ради достижения целей организации;
6) умение принимать на себя ответственность;
7) постоянно проявлять инициативу и предприимчивость;
8) стрессоустойчивость как средство защиты от перегрузок с помощью эффективных методов работы.
Менеджеры также должны иметь личные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны подчиненных.
Необходимо различать понятия менеджер и предприниматель.
Предприниматель — это:
1) самостоятельный субъект рыночных отношений, действующий на свой страх и риск, под свою ответственность в целях получения прибыли;
2) дееспособный гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью.
Предпринимателям присущ новаторский дух поведения, постоянное стремление к знаниям, которые являются базой предпринимательства. Цивилизованному предпринимателю свойственны также все черты, необходимые менеджеру.
Роль - это набор определённых поведенческих правил, соответствующих определённому учреждению или конкретной должности.
Из этого определения следует, что менеджеры занимают определённые должности в качестве руководителей и именно это определяет их служебное поведение.
Все роли руководителей можно разделить на три группы:
1) межличностные роли. Эти роли охватывают сферу взаимодействия с людьми и вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации. Выполняя эти роли, руководитель может выступать в качестве главного руководителя, лидера и связующего звена;
|
2) информационные роли. Эти роли связаны с обменом информацией. Выполняя эти роли, руководитель может выступать в качестве приёмника информации, распространителя информации, представителя информации;
3) роли по принятию решений. Эти роли связаны с принятием управленческих решений. Выполняя эти роли, руководитель может выступать в качестве предпринимателя, ведущего переговоры, специалиста по исправлению нарушений в работе, специалиста по разрешению конфликтных ситуаций.
Таким образом, все эти роли, взятые вместе, определяют объём и содержание работы менеджера независимо от характера конкретной организации.
В соответствии с вертикальным разделением труда выделяют три категории руководителей:
1) руководитель низового звена;
2) руководитель среднего звена;
3) руководитель высшего звена.
Типичными представителями руководителей низшего звена является мастер, начальник участка, старшая медицинская сестра. Эти руководители непосредственно стоят над исполнителями, они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов (сырьё, оборудование). Большая часть рабочего времени проходит в общении с исполнителями.
Типичными представителями руководителей среднего звена является начальник цеха, заведующий секцией, заведующий отделением. Руководители среднего звена часто возглавляют крупные подразделения (отделы), поэтому характер их работы определяется работой подразделения. Эти руководители являются связывающим звеном между руководителями низового и высшего звена. Большая часть рабочего времени проходит в общении с руководителями этого же уровня и руководителями низового звена.
Типичными представителями руководителей высшего звена является директор и его заместители. Эти руководители отвечают за принятие решений, касающихся всей организации в целом. Работа руководителей высшего звена имеет огромный объём и напряженный темп и не имеет конкретного завершения.