ГЛАВА I Организация государственного финансового контроля




Финансовый контроль представляет собой специфическую деятельность, направленную на проверку обоснованности стои­мостного распределения валового общественного продукта по соответствующим фондам денежных средств и их расходование на определенные цели.

Термин «контроль» является производным от латинского вы­ражения «контра рутулус», что означает «противопоставление» (намеченного, предполагаемого процесса, явления и происходя­щего или свершившегося, фактического).

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присуща контроль­ная функция. Посредством этой функции финансы предупреж­дают о складывающихся пропорциях распределения, соотноше­ния фондов, источниках их формирования, использовании. Кон­трольная функция финансов создает возможность воздействия со стороны общества и, прежде всего, государства на процессы производства, обмена, распределения и потребления материаль­ных благ. Но эта возможность превращается в действительность только в общественных отношениях при участии людей, наличии определенных условий:

создании особых органов контроля;

укомплектовании их квалифицированными специалистами;

регламентации прав этих органов.

Таким образом контрольная функция создает объективные условия для использования финансов в качестве инструмента кон­троля, а сознательное применение осуществляется в ходе функ­ционирования финансов в общественном производстве. Если фи­нансы выражают отношения экономического базиса, то есть часть производственных отношений, то финансовый контроль как один из элементов управления финансами (наряду с планированием, учетом и анализом) - является надстроечной категорией.

Специфика финансового контроля состоит в том, что он осу­ществляется в денежной форме. Его непосредственным объек­том являются процессы формирования доходов и накоплений, создание и использование денежных фондов. Однако действие финансового контроля распространяется на более широкий круг

денежных отношений, поскольку финансы тесно связаны с други­ми стоимостными категориями: оплатой труда, себестоимостью продукции, доходом, прибылью, производственными фондами (основными, оборотными), капитальными вложениями, инвести­циями. А финансовый контроль за правильностью использования бюджетных ассигнований учреждениями и организациями за­трагивает все стороны их деятельности - полноту развертывания сети и контингентов, соблюдение установленных норм расходо­вания средств.

Сфера действия финансового контроля часто может совпадать с другими видами контроля: административным, правовым, со­циальным, техническим, политическим. Поскольку финансовая сторона деятельности хозорганов тесно связана с хозяйственной, бывает затруднительно, а иногда и невозможно отделить финан­совый контроль от хозяйственного, так как в большинстве фи­нансовых операций отражаются другие процессы хозяйственной деятельности.

Государственный финансовый контроль - проверка соответствия законодательству Республики Казахстан деятельности объектов государственного финансово­го контроля в части исполнения, ведения учета и отчетности по исполнению республиканского и местных бюджетов, оцен­ки их исполнения, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, денег от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остаю­щихся в их распоряжении.

 

Государственный финансовый контроль подразделяется на:

1) внутренний и внешний государственный финансовый контроль в зависимости от органа, который его осуществляет.

2) проводимый на республиканском и местном уровне государственного управления в зависимости от соответствующего уровня бюджета

 

Объекты государственного финансового контроля — Пра­вительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы, государственные органы, ответственные за взимание и контроль поступлений в бюджет, государственные учреж­дения, финансируемые из республиканского и местных бюд­жетов, их подведомственные организации, получатели бюджет­ных средств, физические и юридические лица, использующие гранты, активы государства, гарантированные государством займы

Общегосударственный финансовый контрольосуществляют органы государственной власти и управления: Аппарат Пре­зидента, Парламент Республики Казахстан, Правительство, местные представительные органы (собрания депутатов) орга­ны местных администраций. Этот вид контроля проводит Счет­ный комитет за исполнением республиканского бюджета.

Исходя из концепции строительства правового государства усиливает­ся роль законодательных органов в осуществлении финансового контроля.

Поэтому выделяются функции Парламента Республики Казахстан как субъекта контроля и соответствующий вид контроля - парламентский (де­путатский). Объектом данного контроля выступают государственные рас­ходы:

· при утверждении любого мероприятия, вызывающего расходы государ­ственного бюджета;

· при проверке соответствия представленных в бюджете расходов целям принятых законов;

· при ревизии составления бюджета.

Основной целью предварительного парламентского контроля является определение общей целостности предусмотренных расходов в данных конкретных политических, экономических и социальных условиях. Ревизия составления бюджета проводится под углом зрения правильности цифр, включенных в сметы. Кроме того, Парламент должен осуществлять теку­щий контроль и особенно последующий при проверке отчетов распоряди­телей ассигнований по принятому Закону о республиканском бюджете. При этом основной формой парламентского контроля должен быть предвари­тельный контроль.

В Парламенте Республики Казахстан имеются специализированные ра­бочие органы в обеих Палатах - Сенате и Мажилисе - комитеты по финан­сам и бюджету. Эти органы в процессе законопроектной работы, предвари­тельного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к компетен­ции палат проводят контроль в сфере финансово-бюджетной деятельности за расходованием средств государственного бюджета. Экспертные оценки и заключения по финансово-бюджетным вопросам палаты направляют для принятия мер в соответствующие инстанции - министерства, ведомства, а также в Правительство Республики.

Для организации контроля за исполнением указов, постановле­ний и распоряжений Президента республики, усиления ответственно­сти должностных лиц за неисполнение требований указанных актов в Аппарате Президента имеется организационно-контрольный отдел.

В целом Аппарат Президента осуществляет контроль за деятельностью министерств, ведомств, местных администраций и других органов го­сударственного управления. Аппарат информирует Президента о при­нятых мерах по устранению выявленных недостатков и нарушений, вносит предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в ненадлежащем исполнении актов Президента; вносит для рассмотрения в Правительство, главам администраций, другие ор­ганы государственного управления представления об устранении выяв­ленных нарушений, причин и условий, способствующих неисполнению или ненадлежащему исполнению актов Президента. В реализации сво­их функций Аппарат наделен соответствующими полномочиями в по­лучении необходимой информации от руководителей и должностных лиц проверяемых органов. Широкими полномочиями в сфере контроля обладает Правительство Республики Казахстан.Оно, возглавляя систему исполнительных органов, осуществляет руководство и контроль их деятельности, по всему кругу во­просов, входящих в компетенцию министерств, ведомств, исполнительных органов административно-территориальных единиц, контролирует ис­полнение ими законов, актов Президента и собственных постановлений и распоряжений. Правительство осуществляет предварительный контроль в процессе разработки и рассмотрения индикативных планов развития ре­спублики, программ развития сфер и секторов экономики, отраслей, реги­онов, важных направлений инвестиционной деятельности. В ходе выпол­нения указанных действий Правительство проводит текущий контроль как по полноте их осуществления, так и целевого финансирования по объемам, срокам, исполнителям.

К органам, осуществляющим общегосударственный контроль, также относятся Министерство финансов, Министерство эко­номики и бюджетного планирования, Национальный банк Респу­блики Казахстан.

Министерство финансов, Налоговый комитет Министерства финансов, местные финансовые и налоговые органы осуществля­ют проверки во всех отраслях социально-экономической сферы в области финансов. Они контролируют соблюдение плановой, смет­ной и финансовой дисциплины, правильность исчисления, полно­ту и своевременность поступления доходов, законность и целесо­образность расходования государственных средств, правильность постановки бухгалтерского и налогового учета и отчетности.

Органы государственного финансового контроля — Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюд­жета и центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю.

Счетный комитет выполняет следующие основные функции:

· предоставляет ежеквартальную информацию Президенту Республики Казахстан о работе Счетного комитета по контролю за исполнением респу­бликанского бюджета; выполняет его поручения по вопросам, связанным с анализом, итогами и результатами контроля исполнения республиканско­го бюджета, полнотой и своевременностью поступления налогов и других обязательных платежей, целевым и эффективным использованием бюджет­ных средств, а также другие отдельные поручения;

· представляет Парламенту Республики Казахстан до 1 июня текущего года отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший финан­совый год,

· анализирует акты контроля за исполнением республиканского бюдже­та, представленные центральным уполномоченным органом по внутрен­нему контролю, и дает рекомендации Правительству Республики Казах­стан, соответствующим службам внутреннего контроля по повышению эффективности внутреннего контроля за исполнением республиканского бюджета;

· в случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений в действиях должностных лиц объекта государственного финансового контроля по вопросам использования средств республикан­ского бюджета, иных фактов нарушения законодательства Республики Ка­захстан передает материалы контроля в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных право­нарушениях;

· осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием га­рантированных государством займов, средств, выданных из республикан­ского бюджета на погашение обязательств государства, грантов, активов государства;

· осуществляет контроль за деятельностью государственных органов и организаций всех форм собственности по обеспечению полноты и своев­ременности поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из республиканского бюджета;

· осуществляет контроль эффективности использования средств респу­бликанского бюджета;

· дает оценку эффективности и результативности исполнения и реали­зации государственных и отраслевых (секторальных) программ, республи­канских бюджетных программ (подпрограмм);

· осуществляет контроль за бюджетными инвестициями;

· применяет меры по выявлению и недопущению нецелевого, необо­снованного и неэффективного использования средств республиканского бюджета в соответствии с настоящим Кодексом и другими нормативными правовыми актами;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

Представительные органы (Парламент, маслихаты) всех сту­пеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмо­трения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении.

Контроль ими осуществляется в двух формах: предваритель­ного и последующего.

Текущий контроль в их деятельности не является основным, хотя и имеет место. Основным методом кон­троля являются проверки. Объектом контроля выступают мест­ные фонды денежных средств

Ревизионная комиссия Маслихата:

· представляет в Маслихат в установленный срок отчет об исполнении местного бюджета;

· информирует Маслихат и акимат по результатам контроля о фактах нецелевого, необоснованного и неэффективного использования средств местного бюджета, а также о недостатках в работе по исполнению местного бюджета;

· анализирует акты проведения внутреннего контроля за исполнени­ем местного бюджета, представленные центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю, и дает рекомендации по повы­шению эффективности внутреннего контроля за исполнением местного бюджета;

· осуществляет контроль соответствия, финансовой отчетности и эф­фективности исполнения местными исполнительными органами поступле­ний и расходов местного бюджета;

· передает материалы контроля в правоохранительные органы или органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в случаях выявления признаков преступлений или административных правонарушений в действиях должностных лиц;

· осуществляет контроль за деятельностью местных государственных органов по вопросам, касающимся полноты и своевременности поступле­ний в местный бюджет;

· осуществляет контроль эффективности использования средств со­ответствующего местного бюджета;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Респу­блики Казахстан.

 

Служба внутреннего контроля создается по решению руко­водителя центрального государственного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Служба внутрен­него контроля подотчетна руководителю центрального государ­ственного органа, организационно и функционально незави­сима от других структурных подразделений государственного органа.

Служба внутреннего контроля - подразделение централь­ного государственного органа, в пределах своей компетенции осуществляющее контроль исполнения государственным орга­ном, его территориальными подразделениями и подведомствен­ными организациями республиканского и местных бюджетов, использования грантов, активов государства, денег от реализа­ции государственными учреждениями товаров (работ, услуг), остающихся в их распоряжении

Внутренний контрольосуществляется центральным упол­номоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля - Комитетом финансового контроля Ми­нистерства финансов. Он наделен обширными полномочиями по контролю рационального использования государственных финансовых ресурсов. Управления Комитета проводят ревизии министерств, ведомств, других органов управления, охраны пра­вопорядка, предприятий и организаций обороны, государствен­ных предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, заготовительных организаций, сферы образования, на­уки, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, средств массовой информации.

Полномочия центрального уполномоченного органа по внутреннему контролю:

· осуществляет контроль соответствия, финансовой отчетности и эффек­тивности исполнения объектами государственного финансового контроля расходов республиканского и местных бюджетов;.

· дает рекомендации по повышению эффективности контроля, осущест­вляемого службами внутреннего контроля;

· применяет меры по выявлению, пресечению и недопущению нецелево­го, необоснованного и неэффективного использования средств республи­канского и местных бюджетов в соответствии с законодательством Респу­блики Казахстан;

· передает материалы контроля в правоохранительные органы или ор­ганы, уполномоченные рассматривать дела об административных право­нарушениях, в случаях выявления признаков преступлений или админи­стративных правонарушений в действиях должностных лиц объектов госу­дарственного финансового контроля при использовании средств республи­канского и местных бюджетов, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан;

· в пределах компетенции осуществляет контроль за деятельностью го­сударственных органов и организаций всех форм собственности по вопро­сам, касающимся полноты и своевременности внесения неналоговых по­ступлений в республиканский и местные бюджеты;

· осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюд­жетных средств, выданных из республиканского и местных бюджетов, а так­же гарантированных государством займов, грантов и активов государства;

· дает оценку эффективности и результативности исполнения республи­канских и местных бюджетных программ (подпрограмм);

· беспрепятственно знакомится с документацией, относящейся к вопро­сам исполнения республиканского и местных бюджетов, использования грантов, активов государства, гарантированных государством займов, а

проверки финансовой деятельности также денег от реализации государственными учреждениями товаров (ра­бот, услуг), остающихся в их распоряжении;

· осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

В областях и городах Астана и Алматы функционируют Управ­ления Комитета финансового контроля Министерства финансов по области и городу, осуществляющие контрольно-надзорные функции по контролю за целевым использованием средств го­сударственного бюджета, целевым использованием и возвратом заемщиками правительственных займов и займов под гарантии Правительства, бюджетных кредитов.

Они контролируют пра­вильность составления и утверждения смет расходов государ­ственных учреждений, финансируемых из бюджета, средств на выполнение государственного заказа, полноту и своевременность отчислений доли дохода государственными предприятиями в со­ответствующие бюджеты.

 

Государственный контроль, в пределах своих полномочий, осуществляют органы Казначейства. В положении о Казначей­стве Министерства финансов Республики Казахстан установле­но, что одной из основных задач органов Казначейства является организация, осуществление и контроль кассового исполнения республиканского бюджета.

В целях исполнения основных за­дач и укрепления бюджетной дисциплины органы Казначейства имеют право производить в министерствах, на предприятиях, в организациях и учреждениях проверки денежных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием фи­нансовых ресурсов Правительства.

 

Налоговые и финансовые органы осуществляют контроль, наряду с выполнением своей основный работы - управлением доходами и расходами государства (региона). Поэтому, для фи­нансовых управлений (отделов, инспекций) контроль является попутной задачей, то есть он проводится наряду с исполнительно-распорядительской деятельностью.

 

На Министерство финан­сов и его органы на местах возложен контроль за соблюдением закона о бюджетных правах республики и местных органов вла­сти за соблюдением финансовой дисциплины предприятиями, учреждениями и организациями, за правильным и законным расходованием ими бюджетных и собственных средств.

Эти ор­ганы производят ревизии и бюджетных учреждений, и в установленном порядке - ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности хозрасчетных предприятий и организаций.

Контроль финансовых органов осуществляется во всех фор­мах, причем преимущественными являются предварительный и текущий контроль.

Основными методами контроля выступают - счетная проверка отчетности, проверки. Специалисты отрас­левых управлений (отделов) привлекаются к ревизии в составе ревизионных бригад.

Объектом контроля финансовых органов на местах выступают вопросы правильности образования и использования децентра­лизованных фондов денежных средств.

Контроль доходов субъектов хозяйствования осуществляет Министерство государственных доходов Республики Казахстан и местные комитеты в областях, городах, районах.

Налоговые ор­ганы имеют право применять экономические санкции - штрафы за нарушение дисциплины цен. Штрафы многократно возраста­ют и становятся одной из основ механизма регуляции рыночных цен. Доходы, полученные на нарушениях, в бесспорном порядке перечисляется в бюджет независимо от формы собственности. В обусловленном законом размере с нарушителя взимается штраф. В случае злостных нарушений материалы передаются следствен­ным органам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: